РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело №2а -866 / 2016
13 сентября 2016 года Рамонский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Зубова В.Г.,
при секретаре Зориной Т.М.
рассмотрел в открытом судебном заседании в поселке Рамонь гражданское дело по иску ФГБУ « Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» к главе администрации Ступинского сельского поселения и администрации Ступинского сельского поселения о возложении обязанности внести изменения в Генеральный план Ступинского сельского поселения,
установил:
Административным истцом предъявлены указанные требования по следующим основаниям.
Истец является федеральным государственным природоохранным, научно-исследовательским и эколого- просветительским учреждением, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем (п.1 Устава ФГБУ «Воронежский государственный заповедник», утв.приказом Минприроды России от 23.05.2011г. №394; п.1 Положения о ФГБУ «Воронежский государственный заповедник, утв.Министерством природных ресурсов РФ 12.04.2001г.)
Согласно п. 10 ст.2 федерального закона от 14.03.1995г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается Положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Исполнительным комитетом Воронежского областного совета народных депутатов .......... было принято решение ........... «Об установлении охранной зоны Воронежского государственного заповедника» с описанием границ соответствующей территории:
..........: точка совмещения восточной границы заповедника и северозападной границы .......... до поворота на северо-восток, северная окраина .........., автодорога .......... до пересечения с автодорогой .........., автодорога .......... до створа с западной границей фруктового сада колхоза «..........», западная и южная граница фруктового сада до моста у урочища «..........», железнодорожный переезд 14 км железнодорожной ветки .........., полоса отвода железной дороги до совмещения с южной границей заповедника;
..........: станция .........., русло реки Воронеж на север до моста в .......... и пересечения с трассой линии электропередачи .......... по землям совхоза «..........» до пересечения ее с восточной границей района.
.......... исполнительным комитетом Воронежского областного совета народных депутатов принято решение ........... «Об установлении охранной зоны Воронежского биосферного государственного заповедника на территории Воронежского мехлесхоза», утверждено Положение об охранной зоне заповедника.
Постановлением администрации Воронежской области от .......... ........... вдоль границ Воронежского государственного биосферного заповедника вновь утверждена Положением охранная зона в следующих границах:
Восточная граница (..........): от пересечения границы заповедника с северо-западной границей .......... на восток, по границе района до пересечения с высоковольтной линией электропередач (ВЛ - 500Квт), далее вдоль высоковольтной линии электропередач до .........., по дороге .......... до пересечения с автодорогой .........., далее по указанной дороге до пересечения с автодорогой .......... - .......... до фруктового сада по ручью до полосы отвода железнодорожной ветки .........., далее по полосе отвода железной дороги до железнодорожного переезда в ..........;
Западная граница (..........): от железнодорожной станции .......... по автомобильной дороге .......... до моста через .........., по правому берегу .........., вверх по течению, до моста в .......... и пересечения с высоковольтной линией электропередач, далее по указанной линии электропередач на север до пересечения с границей .........., далее по границе района на восток, до пересечения с границей Воронежского биосферного государственного заповедника.
Особый режим функционирования охранной зоны устанавливается с целью уменьшения антропогенного воздействия на природные комплексы заповедника.
Согласно Положения на территории охранной зоны запрещается строительство промышленных и сельскохозяйственных предприятий, домов отдыха, туристических баз и лагерей, строительство новых и расширение старых жилых поселков, разработка карьеров, сплошные рубки леса, размещение свалок и иных хранилищ отходов, применение химических средств.
Всякая иная деятельность, способная оказывать воздействие на природные комплексы заповедника, допускается только по согласованию с администрацией заповедника.
Пунктом 4 ст.95 Земельного Кодекса РФ установлено, что земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
.......... решением Совета народных депутатов Ступинского сельского поселения ........... был утвержден Генеральный план Ступинского сельского поселения.
Однако при разработке, согласовании и утверждении Генерального плана Ступинского сельского поселения границы охранной зоны Воронежского заповедника были учтены не верно.
В соответствии с пп.2 п.2 ст. 10 закона Воронежской области от 07.07.2006г. №61-03 «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области» (в ред. от 05.05.2015г.) в состав генерального плана поселения входят схемы границ территорий, земель и ограничений, на которых отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
Разработчиком Генерального плана Ступинского сельского поселения указано, что при создании плана одним из используемых документов является постановление администрации Воронежской области» от 06.08.1998г. ........... «Об организации охранной зоны Воронежского государственного биосферного заповедника» (стр.9, т.Н). Однако в п.1.8.2.Генплана, согласно которому предусмотрен перечень зон ограничений, зон с особыми условиями территорий (стр.2, т.Н), искаженно учтена и описана охранная зона Воронежского заповедника, имеющая особый правовой режим.
В графической части проекта генерального плана поселения в схеме ..........., имеющей название «Схема современного состояния территории Ступинского сельского поселения с отображением результатов анализа комплексного развития и зон с особыми условиями использования территории», также не верно отображена охранная зона Воронежского заповедника согласно действующему Положению.
В описании охранной зоны четко указано, что граница проходит непосредственно по линии электропередач до пересечения с границей ........... Линия электропередач пересекает границу района в том месте, где она совпадает с границей .......... и .......... областей. Других пересечений высоковольтной линии электропередач с границами .......... в ближайших окрестностях нет. Следовательно, Ступинское сельское поселение Рамонского муниципального района .......... находится в границах указанной охранной зоны.
Ответчиками неправильно определена часть западной границы охранной зоны Заповедника. Участок границы охранной зоны проходит следующим образом: от моста" в селе Ступино и пересечения с высоковольтной линией электропередач, далее по указанной линии электропередач на север до пересечения с границей Рамонского района. Однако в данном случае географическое направление «север» администрацией Ступинского сельского поселения определено неверно: выбранное ими направление уходит на юго-восток, также другого пересечения линии электропередач с границей района нет. И как следствие, неправильная трактовка дальнейшего прохождения границы охранной зоны, по их мнению, совпадающей с границей Воронежского заповедника.
Границы заповедника, а также границы охранной зоны установлены «Положением о Федеральном государственном учреждении «Воронежский государственный природный биосферный заповедник» (в ред. Приказа МПР РФ от 17.03.2005 №66, Приказов Минприроды РФ от 27.02.2009 №48, от 26.03.2009 №71). Согласно постановлению Правительства РФ от 19.02.2015 №138 «Об утверждении правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон»: п. 10 - охранные зоны государственных природных заповедников не могут быть расположены в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, п. 11 - минимальная ширина охранной зоны государственного природного заповедника - один километр.
Следовательно, граница охранной зоны ни в коем случае не должна совпадать с границей заповедника.
Руководство ФГБУ «Воронежский государственный заповедник» неоднократно обращалось к главе администрации Ступинского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области с просьбой внести изменения в Генеральный план поселения с учетом границ охранной зоны заповедника (исх............ от .................... от .........., ........... от ..........). Однако, положительного ответа не получено.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, иск поддержала по указанным основаниям, просит обязать ответчиков внеси изменения в генеральный план поселения с обозначением и обременением в нем охранной зоны заповедника на период издания постановления областной администрации ........... года.
Административный ответчик глава Ступинского сельского поселения ФИО2 иски не признал, пояснил, что неоднократно отвечал истцу на его обращения о необоснованных претензиях, Генеральный план поселения был утвержден в том числе и с учетом границ заповедника, которые на местности сам заповедник не может определить.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Как установлено судом и не оспаривается представителем административного истца, ответчиками в лице главы администрации даны ответы на обращение заявителя, при этом принятое этим должностным лицом решение (отказ в удовлетворении требований) ими не оспаривается, предмет своих требований истец изложил в виде незаконности бездействия с возложением соответствующих обязанностей по инициированию процедуры внесения изменений в генеральный план поселения.
Вместе с тем нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и иных правовых актов, на которые истец ссылался при обращении в суд, не возлагают на соответствующее должностное лицо и администрацию поселения обязанность принятия по обращению действий по внесению в генеральный план изменений.
Так, согласно положениям статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления (часть 1). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2). Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план (часть 16). Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса (часть 17).
Заявители при обращении в суд свободны в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный ими способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру и последствиям нарушения, обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Учитывая, что действующим законодательством на ответчиков не может быть возложена обязанность внести изменения в генеральный план поселения, отсутствовало бездействие со стороны главы Ступинского сельского поселения и возглавляемой им администрации, поскольку законом не предусмотрена их обязанность совершения тех действий, о которых просят заявители, по их обращению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227,228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
ФГБУ « Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова» в иске к главе администрации Ступинского сельского поселения и администрации Ступинского сельского поселения о возложении обязанности внести изменения в Генеральный план Ступинского сельского поселения отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: В.Г.Зубов