ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-873/20 от 08.06.2020 Соликамского городского суда (Пермский край)

УИД

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Соликамск 08 июня 2020 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Новиковой О.В.,

при ведении протокола помощником судьи Черных Е.А.,

с участием

административного истца Булаева А.Н.,

представителя административного ответчика Гаврилюк О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамск административное дело по административному исковому заявлению Булаева АН к ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю об оспаривании действий,

у с т а н о в и л:

Булаев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что с 21.09.2004 года отбывает наказание в ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, где передвижение осужденных вне камер осуществляется в сопровождении сотрудников администрации учреждения и исключительно с применением специальных средств – наручников, при положении рук за спиной.

В период отбывания наказания не было случаев, когда он пытался скрыться или причинить вред себе или кому-то ещё, поэтому считает, что систематическое применение наручников всякий раз вне пределов камеры, но на территории охраняемой колонии с круглосуточным мониторингом видеонаблюдения и в отсутствие случаев противоправного поведения с его стороны нарушает права административного истца, так как такие действия чрезмерны и неоправданны, они унижают его человеческое достоинство и подвергают пыткам и жестокому обращению.

Просил признать незаконными, необоснованными, чрезмерными и неоправданными действий (бездействия) ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившиеся в систематическом применении спецсредств – наручников.

Административный истец Булаев А.Н., принимавший участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, на удовлетворении административного иска настаивал, пояснил, что отбывает назначенное приговором <данные изъяты> от 31.10.2003 года наказание в виде пожизненного лишения свободы. Допущенные им в период отбывания наказания нарушения Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений не являются грубыми. Никакой профилактической работы администрацией исправительного учреждения с ним не проводится. За 15 лет отбывания наказания фактов нападения на представителей администрации исправительного учреждения он не допускал, поэтому считал необоснованным и незаконным применение к нему наручников при перемещении вне камеры.

Представитель административного ответчика ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю Гаврилюк О.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска и пояснила, что Булаев А.Н. отбывает наказание в исправительном учреждении с 21.09.2004 года. На основании рапорта должностного лица отдела безопасности административный истец поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к нападению на представителей администрации исправительного учреждения, с учетом тяжести и характера совершенных преступлений, поведения в период отбывания наказания, результатов психологического обследования, отрицательной характеристики. Оснований для снятия Булаева А.Н. с профилактического учета не имеется. Считает, что применение к административному истцу спецсредств является законным и обоснованным.

Заслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, дополнительно представленные документы, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к удовлетворению административного иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Права и свободы человека и гражданина согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 указанной правовой нормы при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Согласно положениям статьи 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающим или самим себе применяются физическая сила, специальные средства и оружие. Порядок применения указанных мер безопасности определяется законодательством Российской Федерации.

На основании п. 47 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 года № 295, передвижение осужденных к пожизненному лишению свободы за пределами камер осуществляется при положении рук за спиной. Применение специальных средств осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства - наручники и иные средства ограничения подвижности в следующих случаях:

- для пресечения преступлений;

-для пресечения физического сопротивления, оказываемого осужденным или лицом, заключенным под стражу, сотруднику уголовно-исполнительной системы;

- для пресечения неповиновения или противодействия законным требованиям сотрудника уголовно-исполнительной системы, связанных с угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья;

- для пресечения массовых беспорядков в учреждении, исполняющем наказания, следственном изоляторе, на объектах, находящихся под охраной и надзором сотрудников уголовно-исполнительной системы;

- для пресечения групповых нарушений, дезорганизующих деятельность учреждения, исполняющего наказания, следственного изолятора;

- при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе;

- при попытке насильственного освобождения осужденных и лиц, заключенных под стражу, из-под охраны при конвоировании;

- для задержания осужденных, лиц, заключенных под стражу, и иных лиц при наличии достаточных оснований полагать, что они могут оказать вооруженное сопротивление;

- для задержания осужденных и лиц, заключенных под стражу, совершивших побег из-под стражи или из учреждения, исполняющего наказания, а также для пресечения побега.

Согласно положениям ст. 31.1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотруднику уголовно-исполнительной системы запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, а также несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику уголовно-исполнительной системы, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью сотрудника уголовно-исполнительной системы или иного лица, или участия их в массовых беспорядках.

По смыслу приведенных выше нормативных требований, спецсредства в виде наручников могут применяться лишь для пресечения противоправных действий и предотвращения вреда (угрозы его причинения) - до устранения такой опасности. Поэтому при ее отсутствии либо прекращении противоправного поведения не имеется и оснований для применения наручников.

При этом, из указанных правовых норм следует, что перечень оснований для применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы специальных средств - наручников является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Законодатель разрешает применение специальных средств в отношении осужденных, только если альтернативные меры невозможны.

В судебном заседании установлено, что административный истец Булаев А.Н. 31.10.2003 года был осужден <...> судом (с учетом кассационного определения Судебной коллегии по уголовным делам <данные изъяты> от 02.07.2004 года) за совершение преступлений, предусмотренных п.п. «б, ж, з» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30 – п.п. «ж, з» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 209, ч. 1 ст. 222, ч. 3 ст. 222, ч. 3 ст. 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, к пожизненному лишению свободы.

16.07.2013 года Булаев А.Н. осужден <...> судом за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 209, п.п. «а, ж, з» ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 63-ФЗ от 13.06.1996 года), с применением ч. 3 ст. 69, ч. 5 ст. 69 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Административный истец отбывает наказание в ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю с 21.09.2004 года.

Факт применения к административному истцу специальных средств – наручников в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не оспаривался.

На основании рапорта должностного лица отдела безопасности исправительного учреждения Булаев А.Н. с 15.08.2013 года поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к нападению на представителей администрации исправительного учреждения.

Судом установлено, что за период отбывания наказания Булаев А.Н. имеет 4 взыскания <данные изъяты>

Из содержания представленной в материалы дела характеристики следует, что по месту отбывания наказания Булаев А.Н. характеризуется администрацией исправительного учреждения отрицательно, <данные изъяты>

Также в ходе рассмотрения дела установлено наличие у администрации исправительного учреждения оперативной информации о неоднократном высказывании осужденным Булаевым А.Н. в марте-мае 2020 года намерений применить физическую силу в отношении сотрудников исправительного учреждения и МСЧ.

Учитывая указанные обстоятельства в совокупности, суд признает обоснованным довод административного ответчика о наличии оснований применения к Булаеву А.Н. специальных средств - наручников при перемещении вне камеры с целью предотвращения противоправного поведения последнего; оспариваемые действия нельзя признать чрезмерными и неоправданными.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что должностными лицами ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю соблюдены требования нормативных правовых актов при применении специальных средств – наручников к осужденному Булаеву А.Н. при перемещении вне камеры, следовательно, совокупности предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ оснований для признания данных действий административного ответчика незаконными не имеется.

Таким образом, административный иск в полном объеме нельзя признать законным и обоснованным, вследствие чего оснований к его удовлетворению не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Отказать Булаеву АН в удовлетворении административного иска о признании незаконными, необоснованными, чрезмерными и неоправданными действий (бездействия) ФКУ ИК-2 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившихся в систематическом применении спецсредств – наручников.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (16.06.2020 года).

Судья О.В. Новикова