ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-888/18 от 25.07.2018 Можайского городского суда (Московская область)

копия

Дело № 2а-888/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Можайск Московской области 25 июля 2018 года

Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Миронова А.С., при секретаре Глазовой А.А., с участием административного истца Прокофьевой М.И., представителя административного ответчика Свининой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокофьевой М.И. к Администрации Можайского городского округа, заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений земельного законодательства, -

у с т а н о в и л :

Прокофьева М.И. обратилась в суд с указанным административным иском, просив суд признать незаконным и отменить предписание от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее её устранить нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном использовании части, площадью 104 м2, земельного участка, относящегося к государственной неразграниченной собственности, прилегающего с южной стороны к земельному участку площадью 1000 м2, с кадастровым , принадлежащему Прокофьевой М.И., выданное последней экспертом отдела муниципального земельного контроля Управления по земельным отношениям администрации Можайского муниципального р-на Московской области ФИО4 по результатам внеплановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что указанное должностное лицо названного муниципального органа вышло за пределы предоставленных ему полномочий, не имея права на проведение внеплановых проверок и право выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.

В судебном заседании административный истец настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика иск не признала, указав, что оспариваемые административным истцом предписание является законным и обоснованным, а проверка, предшествовавшая ему, проведена в соответствии с требованиями закона лицом, уполномоченным на проведение этой проверки.

Суд, заслушав явившиеся стороны и изучив материалы дела, считает административный иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

В судебном заседании из пояснений участников процесса и материалов дела установлено, что в период с 10.05. по ДД.ММ.ГГГГ экспертом отдела муниципального земельного контроля Управления по земельным отношениям администрации Можайского муниципального р-на ФИО4, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-ФЛ заместителя руководителя администрации Можайского муниципального р-на Московской области ФИО5, с участием кадастрового инженера МКУ Можайского муниципального р-на МО «Содействие» ФИО6, в присутствии Прокофьевой М.И., проведена внеплановая, документарная, выездная проверка обращения гражданки ФИО7/С от ДД.ММ.ГГГГ по проверке использования земельного участка площадью 1000 м2, с кадастровым , категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего Прокофьевой М.И., что подтверждается материалами проверки, сформированными в ходе её проведения, представленными по запросу суда, и в частности: распоряжением -ФЛ от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями из ЕГРН о собственнике указанного земельного участка; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей и заключением кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ экспертом отдела муниципального земельного контроля Управления по земельным отношениям администрации Можайского муниципального р-на Московской области ФИО4 в адрес Прокофьевой М.И. выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее последнюю устранить нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном использовании части, площадью 104 м2, земельного участка, относящегося к государственной неразграниченной собственности, прилегающего с южной стороны к земельному участку площадью 1000 м2, с кадастровым , принадлежащему административному истцу, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Прокофьева М.И. уведомлена о проведении проверки исполнения названного выше предписания, которая проведена ДД.ММ.ГГГГ с участием того же кадастрового инженера, в присутствии административного истца, по результатам которой составлен соответствующий акт, с фототаблицей, на основании которого установлено неисполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемого заявителем административного иска.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Прокофьевой М.И. заместителем главного муниципального земельного инспектора администрации Можайского муниципального р-на Московской области ФИО8 составлен административный протокол по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, который ДД.ММ.ГГГГ направлен для принятия мер административного воздействия в адрес начальника межмуниципального отдела по Можайскому и Рузскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО9

В соответствие с п.4 ст.4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Частью 1 ст.218 КАС РФ установлено: гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц.

Согласно ч.ч.9 и 11 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п.1 и 2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п.3 и 4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу положения ст.42 ЗК РФ, Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 1 ст.71 ЗК РФ определено: под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

В п.4 этой же нормы права указано: при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

На основании ст.71.1 ЗК РФ определены особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства.

Пунктами 1 и 2 Закона № 294-ФЗ и ст.71.1 ЗК РФ регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Ими устанавливаются: порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля); порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля (пп.31 п.4 Закона № 294-ФЗ).

Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом (п.1 ст.6).

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в том числе: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п.2 ст.6).

Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа (п.35 ч.1 ст.15).

Статьёй 72 ЗК РФ установлено: под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (п.2).

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений (п.3).

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения (п.5).

В срок не позднее, чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в п.5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (п.6).

На основании п.2 ст.72 ЗК РФ Постановлением Правительства Московской области от 26.05.2016 г. № 400/17 (в редакции от 23.08.2018 г.) утверждён Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области (далее – Порядок земельного контроля), согласно которому:

Муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется должностными лицами в форме плановых и внеплановых проверок, а также в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков (п.3.1).

Пункт 3.8 Порядка земельного контроля гласит: основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе: поступление в орган муниципального земельного контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о признаках нарушения земельного законодательства или фактах неустранения ранее выявленных нарушений.

Согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан не требуется (п.3.10).

Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки (п.3.11).

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах гражданина сведения, а также состояние используемых им земельных участков и принимаемые им меры по исполнению требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, муниципальными правовыми актами в области земельного законодательства (п.3.13).

Выездная проверка проводится по месту нахождения земельного участка.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным: удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении уполномоченного органа документах гражданина; оценить соответствие использования земельного участка требованиям, установленным действующими нормативными правовыми актами в области использования земель (п.3.14).

В случае выявления при проведении проверок в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства орган муниципального земельного контроля в течение трех рабочих дней со дня составления акта проверки направляет копию акта проверки в структурное подразделение территориального органа федерального органа государственного земельного надзора по соответствующему муниципальному образованию для рассмотрения и принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (п.3.15).

На основании пп. «и» п.4.2 Порядка земельного контроля должностные лица при проведении проверок в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан обязаны выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Постановлением Администрации Можайского муниципального района от 17.11.2017 г. № 2520-П утвержден Административный регламент осуществления муниципального земельного контроля на территории Можайского муниципального района Московской области (далее – Регламент), который определяет сроки, последовательность административных действий (процедур) при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Можайского муниципального района.

В подпунктах 1 и 4 п.3.4 Регламента указано: должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль, вправе осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации, законодательства Московской области, муниципальных правовых актов; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.

Юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки, является, в том числе, поступление в орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль, обращений и заявлений граждан о нарушениях прав граждан (пп.2 п.12.3 Регламента).

Проведение внеплановой проверки в отношении граждан осуществляется без согласования с органом прокуратуры (п.12.4. Регламента).

Решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) органа муниципального контроля в форме распоряжения о проведении внеплановой проверки (п.12.6. Регламента).

По результатам осуществления муниципального земельного контроля составляется акт проверки. В случае выявления по результатам проверки нарушений земельного законодательства вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения со дня его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю (п.16.3. Регламента).

Таким образом, федеральное законодательство, законодательство субъекта Российской Федерации, а равно действовавшие в период возникновения спорных правоотношений и действующие в настоящее время нормы актов органов местного самоуправления, предусматривают осуществление муниципального земельного контроля в отношении граждан и не исключают возможность выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства.

Как следует из обстоятельств дела, установленных судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ экспертом отдела муниципального земельного контроля Управления по земельным отношениям администрации Можайского муниципального р-на ФИО4, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-ФЛ заместителя руководителя администрации Можайского муниципального р-на Московской области ФИО5, с участием кадастрового инженера МКУ Можайского муниципального р-на МО «Содействие» ФИО6, в присутствии Прокофьевой М.И., проведена внеплановая, документарная, выездная проверка обращения гражданки ФИО7/С от ДД.ММ.ГГГГ по проверке использования земельного участка площадью 1000 м2, с кадастровым , с нарушением закона, по результатам которой, в этот же день составлен акт, с фототаблицей, копия которого вручена административному истцу, а также вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, обязывающее Прокофьеву МИ. В срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном использовании 104 м2 земельного участка, относящегося к государственной неразграниченной собственности, граничащего с южной стороны с земельным участком площадью 1000 м2, с кадастровым , принадлежащим заявителю административного иска.

Тем самым, материалами дела установлен факт совершения административным истцом нарушения земельного законодательства, в связи с чем, у должностного лица, проводившего в отношении Прокофьевой М.И. выездную неплановую проверку имелись основания для вынесения оспариваемого предписания, порядок вынесения которого не нарушен, оно вынесено в пределах компетенции этого должностного лица и по результатам выездной проверки.

Вместе с тем, в силу закона, в отличие от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, должностные лица органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах Можайского муниципального р-на Московской области объектов земельных отношений, не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к административной ответственности, а следовательно, и выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания.

Сама по себе выдача оспариваемого предписания должностным лицом администрации Можайского муниципального р-на Московской области никаких негативных последствий для заявителя административного иска не порождает, поскольку данный акт, фактически, не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний или распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей Прокофьевой М.И., в т.ч. не может сократить площадь принадлежащего её земельного участка, как указывает на это последняя, не определяет меру ответственности данного лица. Данное предписание носит исключительно предупредительный характер и имеет целью информирование административного истца о возможных неблагоприятных последствиях, в случае неустранения нарушений земельного законодательства в добровольном порядке.

Таким образом, поскольку оспариваемое заявителем административного иска предписание не является обязательным для исполнения, оно не нарушает прав, свобод и законных интересов Прокофьевой М.И.

При таком положении у суд не находит оснований для удовлетворения иска указанного лица о признании оспариваемого им предписания незаконны и его отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.6-9, 11-14, 16, 175-180, 218 КАС РФ, -

р е ш и л :

В удовлетворении административного иска Прокофьевой М.И. к Администрации Можайского городского округа, заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений земельного законодательства, отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московском областном суде через Можайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.С. МИРОНОВ

Решение суда в окончательной форме принято 10 июня 2018 года.

Судья А.С. МИРОНОВ

копия верна ____________________ (Миронов)