УИД 78RS0011-01-2019-005366-43
Дело №2а-893/2020 06 августа 2020 года Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Совхоз Ф.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ассоциации «Национальное объединение строителей» к Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, Главному управлению Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу о признании распоряжения и действий незаконными,
у с т а н о в и л:
Ассоциация «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (далее – Ассоциация «Национальное объединение строителей» обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее – УФНС по СПб), Главному управлению Министерства юстиции России по Санкт-Петербургу (далее - ГУМЮ по СПб) о признании распоряжения и действий незаконными, просило признать недействительным Распоряжение Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу № прекращении юридического лица Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» (далее Ассоциация СРО «УСПП») (ИНН №) путем реорганизации в форме присоединения от 07.10.2019, признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу о прекращении юридического лица Ассоциации СРО «УСПП» (ИНН №) путем реорганизации в форме присоединения от 14.10.2019 (ГРН №), обязать Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу восстановить запись в Едином государственном реестре юридических лиц об Ассоциации СРО «УСПП» (ИНН №) как о действующем юридическом лице.
В обоснование исковых требований истец указал, что у Ассоциации СРО «УСПП» имеются перед Ассоциацией «Национальное объединение строителей» неисполненные обязательства, определенные частью 14 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации по зачислению денежных средств компенсационного фонда на специальный банковский счет, правовых оснований для реорганизации у данной организации не имелось, реорганизация Ассоциации СРО «УСПП» путем присоединения к Некоммерческому партнерству «Объединение специализированных организаций по пожарной безопасности зданий и сооружений» была совершена с целью затягивания либо уклонения от исполнения ранее упомянутых обязательств и создания условий, при которых фактическое истребование задолженности становится затруднительным, создаст вероятность недобросовестного поведения юридического лица, к которому происходит присоединение, в части распоряжения средствами компенсационного фонда. Также истец указал, что была нарушена процедура реорганизации, т.к. истцом в адрес ответчиков направлялись возражения относительно предстоящего включения сведений в связи с реорганизацией в ЕГРЮЛ, в отношении Ассоциации СРО «УСПП» Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области 26.09.2019 года были приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу до вступления в законную силу решения по делу А56-20245/2019 осуществлять регистрационные действия в отношении Ассоциации СРО «УСПП» связанные с прекращением деятельности юридического лица.
В ходе рассмотрения дела судом был определен порядок рассмотрения дела – административное судопроизводство, к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено лицо, подававший заявление, на основании которого были приняты оспариваемые решения, ФИО1, истец уточнил исковые требования, просил:
- признать недействительным Распоряжение Главного Управления Минюста России по Санкт-Петербургу №2329-р о прекращении юридического лица Ассоциации СРО «УСПП» (ИНН <***>) путем реорганизации в форме присоединения от 07.10.2019 года,
- признать незаконными действия Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу по внесению записи ГРН №№ от 14.10.2019 года в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица Ассоциации СРО «УСПП» (ИНН №) путем реорганизации в форме присоединения,
- обязать Управление Федеральной налоговой по Санкт-Петербургу восстановить запись в ЕГРЮЛ об Ассоциации СРО «УСПП» (ИНН №), как о действующем юридическом лице,
- обязать Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу исключить сведения о присоединении Ассоциации СРО «УСПП» (ИНН №) к НП «ОСОПБ» (ИНН №) из ЕГРЮЛ.
Представитель административного истца по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика УФНС по СПБ по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласился, представил письменные возражения, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика ГУМЮ СПб по доверенности ФИО4 –ФИО5 в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Некоммерческого партнерства «Объединение специализированных организаций по пожарной безопасности зданий и сооружений» по доверенности ФИО6 в судебное заседание явился, представил письменные возражения, полагал, что требования истца не подлежат удовлетворению.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, согласно полученных уведомлений извещения были возвращены в адрес суда за истечением срока хранения. Статьей 165.1 ГК РФ установлено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Таким образом, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, учитывая неоднократные извещения.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 данной статьи — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что сведения об Ассоциации Саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее –ЕГРЮЛ) 27.08.2009 года (ОГРН №) на основании распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу от 21.08.2009 года.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.06.2018 года №СП-73 сведения об Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом..
Статьей 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных организационно-правовых формах, в частности ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации.
Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ни Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» не содержат каких-либо ограничений по реорганизации ассоциации (союза) в форме присоединения к некоммерческому партнерству.
Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций согласно ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определен Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 №343 утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с данным Порядком (пункт 4), внесение сведений в ЕГРЮЛ осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций на основании распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации (территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» или решений судов.
Решение о государственной регистрации в связи с прекращением деятельности присоединенного юридического лица, принимается территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства.
Положительное решение о государственной регистрации принимается в случае отсутствия оснований для отказа, предусмотренных пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Решением внеочередного общего собрания членов Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» от 15.03.2019 года и решением внеочередного общего собрания членов Некоммерческого партнерства «Объединение специализированных организаций по пожарной безопасности зданий и сооружений» от 15.03.2019 было принято решение о присоединении Ассоциации саморегулируемых организаций «Управление строительными предприятиями Петербурга» к Некоммерческому партнерству «Объединение специализированных организаций по пожарной безопасности зданий и сооружений» (л.д. 164-165 том 1). Был составлен передаточный акт и договор о присоединении (л.д.166-197 том 1).
Распоряжением ГУМЮ по СПб от 14.05.2019 года №1055-р было принято решение о внесении в ЕГРЮЛ запись уведомление о начале процедуры реорганизации некоммерческой организации Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» (л.д.183 том 1).
23.05.2019 года на основании данного распоряжения в ЕГРЮЛ были внесены сведения о состоянии юридического лица о реорганизации в форме присоединения (л.. 173-180 том 1).
О принятом решении о реорганизации Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» было размещено сообщение 11.06.2019 и 17.07.2019 в Вестнике государственной регистрации (л.д 172 том 1).
03.10.2019 года в ГУМЮ по СПб поступили документы для внесения записи о прекращении деятельности присоединения юридического лица Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга». Данные документы были рассмотрены, по результатам проведенной правовой экспертизы было установлено, что состав представленных документов соответствует перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации, организацией соблюден порядок оформления документов, установленный законодательством Российской Федерации и Административным регламентом, содержание представленных документов соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, представленные сведения достоверны и непротиворечивы. Таким образом, установив отсутствие оснований для отказа предусмотренных ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ГУМЮ СПБ было принято решение об осуществлении государственной регистрации в связи с прекращением деятельности присоединенного юридического лица, 07.10.2019 года издано распоряжение №2329-р.
09.10.2019 года данное распоряжение и комплектом документов поступили в УФНС по СПб для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга».
14.10.2019 года на основании данных документов и распоряжения о государственной регистрации УФНС по СПб были внесены в ЕГРЮЛ сведения о прекращении деятельности Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» за ГРН № и сведения в отношении Некоммерческого партнерства «Объединение специализированных организаций по пожарной безопасности зданий и сооружений» о реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» ГРН №.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган не вправе требовать преставление других документов, кроме документов предусмотренных данных законом.
Таким образом, процедура по принятию решения о государственной регистрации прекращения деятельности Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» административными ответчиками не была нарушена, все действия и решения в отношении прекращения деятельности указанной некоммерческой организации принимались в рамках предоставленных им полномочий и компетенции.
Как указывает административный истец на момент принятия оспариваемых решений и действий имелось определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области принятое 26.09.2019 года по делу А-56-20245/2019 по иску Ассоциации «Национальное объединение строителей» к Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» о взыскании средств компенсационного фонда в размере 387 642 404 руб. 69 коп., которым УФНС по СПБ было запрещено до вступления в законную силу решения суда по данному делу осуществлять регистрационные действия в отношении Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга» связанные с прекращением деятельности юридического лица.
Однако данное определение на момент принятия административными ответчиками оспариваемых решения и действий в УФНС по СПБ не поступало, не имелось в распоряжении УФНС по СПБ для исполнения.
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединяемого юридического лица в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации общества, к которому осуществлено присоединение, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате присоединения, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25
"О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В статье 60 Гражданского кодекса Российской Федерации определены гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, в частности в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.
Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.
Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.
Таким образом, в случае реорганизации юридического лица кредитору предоставляется право требовать от должника исполнения обязательств. При этом наличие правопреемника реорганизуемого юридического лица не означает невозможность взыскания задолженности с правопреемника. Данное право административным истцом было реализовано при обращении в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках дела №А56-20245/2019.
Не может согласиться суд с доводом административного истца о том, что в рамках процедуры реорганизации им были направлены возражения в Министерство юстиции и УФНС по СПб, что препятствовало УФНС по СПБ производить государственную регистрацию прекращения деятельности Ассоциации саморегулируемой организации «Управление строительными предприятиями Петербурга». Данные возражения были поданы в нарушение установленной Приказом Федеральной налоговой службы России от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» формы, в связи с чем были рассмотрены как обращения в порядке Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно пункта 6 статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, права на средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, размещенные на специальных банковских счетах, принадлежат владельцу счетов. При исключении саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций права на средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств переходят к Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация. В этом случае кредитная организация по требованию такого Национального объединения саморегулируемых организаций, направленному в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации, переводит средства компенсационного фонда (компенсационных фондов) такой некоммерческой организации на специальный банковский счет (счета) такого Национального объединения саморегулируемых организаций.
На денежные средства компенсационного фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 55.16 настоящего Кодекса, и такие средства не включаются в конкурсную массу при признании судом саморегулируемой организации несостоятельной (банкротом).
Таким образом, административный истец не лишен возможности требовать от кредитной организации перевести средства компенсационного фонда, его опасения о необоснованной растрате денежных средств являются не состоятельными.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что со стороны административных ответчиков не имелось нарушений процедуры принятия решения и нарушения прав административного истца, что позволяют суду отказать Ассоциации «Национальное объединение строителей» в удовлетворении заявленных им требований.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые решения и действия совершены 07.10.2019 и 14.10.2019, в суд с настоящим административным иском Ассоциация «Национальное объединение строителей» обратилась 10.12.2019 года в пределах установленного трехмесячного срока.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.177, 277 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Ассоциации «Национальное объединение строителей» в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
......