Дело № 2а-89/2020 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 13 января 2020 года пос. ж.д. ст. Высокая Гора Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Севостьянова А.А., при секретаре Брайцевой А.В., с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца по ходатайству ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по <адрес>, государственному регистратору Управления Росреестра по <адрес>ФИО3, государственному регистратору ФИО4 о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления и документов без рассмотрения, обязании осуществить государственный реестровый учет земельного участка, у с т а н о в и л: ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по <адрес>, государственному регистратору Управления Росреестра по <адрес>ФИО3, государственному регистратору ФИО4, в обоснование указав следующее. Административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <адрес>ФИО1 обратился к кадастровому инженеру ФИО5. Кадастровым инженером были проведены кадастровые работы по подготовке межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № в связи с исправлением реестровой ошибки. В ходе выполнения кадастровых работ была выявлена реестровая ошибка в отношении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № Площадь земельного участка с кадастровым номером № по результатам замера не изменилась, то есть соответствует площади, указанной в сведениях ЕГРН. В акте согласования присутствуют подписи смежных землепользователей, а также Исполнительного комитета Высокогорского сельского поселения Республики Татарстан в лице руководителя, которые подтверждают и не возражают против местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> административный истец получил уведомление о возврате заявления и документов без рассмотрения. В уведомлении указано, что представленный XML-файл не соответствует требованиям п. 5 XML-схемы, используемой для формирования XML-документа – межевого плана в форме электронного документа, в XML- файле присутствует недопустимое значение. После чего кадастровым инженером был подготовлен межевой план повторно. ДД.ММ.ГГГГ из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Татарстан административный истец получил уведомление о возврате заявления и документов без рассмотрения. В уведомлении указано, что представленный XML-файл не соответствует требованиям п. 5 XML-схемы, используемой для формирования XML-документа – межевого плана в форме электронного документа, в XML-файле присутствует недопустимое значение. ФИО1 считает, что принятое решение о возврате заявления и документов без рассмотрения вынесенное государственным регистратором Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> незаконным и необоснованным в связи с тем, что XML-файл сдавался им неоднократно, каких-либо разъяснений государственный регистратор не уточнял, оснований для возврата не было, в связи с чем, он вынужден обратиться в суд. В этой связи административный истец просит суд: признать решение государственного регистратора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО3 о возврате заявления и документов без рассмотрения, поданного ФИО1 о государственном кадастром учете объекта недвижимости незаконным, обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственный реестровый учет земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на основании межевого плана подготовленного кадастровым инженером ФИО5, направленного в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили административный иск удовлетворить, в обоснование привели доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес>, являющийся административным соответчиком – заместитель начальника Высокогорского отдела Управления Росреестра по <адрес>ФИО3 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, направил возражения на иск, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать. Административный соответчик государственный регистратор ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Заинтересованные лица кадастровый инженер ФИО5, а также ФИО6 и ФИО7 в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, в своих отзывах административный иск поддержали. Представитель заинтересованного лица Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения административного истца и его представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти и его территориальными органами. Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов установлен статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно пункта 4 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Частью 1 статьи 21 названого Федерального закона предусмотрено, что документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требования, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если: такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен Порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, пункт 3 которого устанавливает, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) заявителя; пункт 5 закрепляет, что в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права в форме документа на бумажном носителе межевой план, технический план, карта-план территории, акт обследования представляются на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на электронном носителе информации (например, оптический компакт-диск, USB FlashDrive); пунктом 9 которого, предусмотрено, что необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов: - в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных; - в виде электронных образов документов в формате PDF. Пунктом 10 указанного Приказа предусмотрено, что XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте. Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены формы и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, пунктом 18 которого установлено, что межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru (далее - официальный сайт). Состав сведений межевого плана в форме электронного документа должен соответствовать составу сведений, содержащихся в утвержденной форме межевого плана, с учетом Требований. Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/367 «Об организации работ по представлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа» предусмотрено, что в графе "Код элемента" указывается сокращенное наименование (код) описываемого элемента XML-схемы (пункт 3). Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/389 разработан Сборник классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости. Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 902 +/- 11 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 обратился в Высокогорский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением № на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО4 было принято решение о возврате документов без рассмотрения по вышеуказанному заявлению на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по причине того, что представленный XML-файл не соответствует требованиям п. 5 XML-схемы, используемой для формирования XML-документа – межевого плана в форме электронного документа, утвержденного Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П /0159. В представленном XML-файле присутствует недопустимое значение, а именно в реквизите Name/ 558220000000/Name неверно указан CodeDocument. Административный истец утверждает, что кадастровым инженером был повторно подготовлен межевой план. ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 вновь обратился в Высокогорский отдел Управления Росреестра по <адрес> с заявлением № на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО4 было принято решение о возврате документов без рассмотрения по вышеуказанному заявлению на основании части 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по причине того, что представленный XML-файл не соответствует требованиям п. 5 XML-схемы, используемой для формирования XML-документа – межевого плана в форме электронного документа, утвержденного Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П /0159. В представленном XML-файле присутствует недопустимое значение, а именно в реквизите Name/ 558220000000/Name неверно указан CodeDocument. Данное решение было заверено государственным регистратором ФИО3 Административный истец полагает решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления и документов без рассмотрения незаконным. Из приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/389 следует, что Сборник классификаторов был разработан в целях организации работы автоматизированных информационных систем ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости (далее - АИС) и предназначен для: - ведения баз данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН); - обеспечения единства представления значений одинаковых данных для совместимости различных информационных систем ведения ЕГРП и ГКН, используемых в субъектах Российской Федерации (далее - учетные системы); - обеспечения совместимости с информационными системами иных органов (организаций); - формализации запросов к базам данных при решении аналитических задач и формировании статистики в учетных системах. Согласно указанному сборнику классификаторов код 558220000000 –является архивным, то есть не действующим в настоящее время. При этом, согласно буквальному толкованию пункта 9 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, межевой план в электронном виде должен представляться в орган регистрации в формате XML-документа, созданного с использованием XML-схем и обеспечивающим считывание и контроль представленных данных. XML-схема межевого плана предполагает внесение в XML-документ тех или иных сведений только в определенных форматах (текстовом, кодовом, числовом и т.п.). В данном случае орган регистрации не смог произвести считывание и контроль XML-файла межевого плана, представленного административным истцом, поскольку из-за указанных выше ошибок, допущенных кадастровым инженером, представленный файл не соответствовал формату, установленному органом нормативно-правового регулирования. Административный истец и его представитель, в нарушение положений статьи 62 КАС РФ, не представили в суд доказательства соответствия представленных на осуществление государственного кадастрового учета изменений земельного участка документов Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости», тогда как административный ответчик доказал, что в нарушение указанного федерального закона заявление и документы, представленные в форме электронных документов, не соответствовали установленному органом нормативно-правового регулирования формату. Следовательно, действия государственного регистратора по возврату документов по заявлению административного истца № от ДД.ММ.ГГГГ являются законными и соответствуют требованиям нормативно-правовых актов. В силу положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (решений) должностного лица и реального нарушения при этом прав заявителя. Между тем, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует. В этой связи в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 175-180 КАС РФ, суд р е ш и л: в удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Росреестра по <адрес>, государственному регистратору Управления Росреестра по <адрес>ФИО3, государственному регистратору ФИО4 о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ о возврате заявления и документов без рассмотрения, обязании осуществить государственный реестровый учет земельного участка, отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан. Полное мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья: |