Дело № 2а-8/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омская область р.п. Москаленки 3 февраля 2022 года
Москаленский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Яновича Д.Н.,
при секретаре Касьянчук А.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления лесного хозяйства Омской области в лице представителя ФИО3 к администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании не соответствующими действующему законодательству схем расположения земельных участков, актов согласования границ земельных участков, акта выбора земельного участка для строительства объекта,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление лесного хозяйства Омской области в лице представителя ФИО3 обратилось в Москаленский районный суд Омской области с административным иском к администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании не соответствующими действующему законодательству схем расположения земельных участков, актов согласования границ земельных участков, акта выбора земельного участка для строительства объекта.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в процессе проведения мероприятий по лесной охране (патрулированию лесов) были установлены признаки самовольного занятия лесного участка с кадастровым номером № с наложением на него земельных участков с кадастровыми номерами №, предоставленных административным ответчиком гражданам для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок с кадастровым номером № расположен относительно ориентира в 35 метрах по направлению на северо-запад от <адрес>. <адрес> Земельный участок с кадастровым номером № расположен относительно ориентира в 63 метрах по направлению на северо-восток от <адрес>. <адрес>. Земельные участки покрыты лесными насаждениями породы береза, являющимися частью лесного участка с кадастровым номером №, местоположение которого определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом Исилькульское лесничество, Москаленское участковое лесничество №, урочище <адрес>
По мнению административного истца, административным ответчиком вопреки требованиям закона утверждена схема расположения земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласованы границы расположения земельного участка (акт от ДД.ММ.ГГГГ), утвержден акт выбора земельного участка для строительства объекта от ДД.ММ.ГГГГ№. Аналогичным образом административным ответчиком по земельному участку № незаконно утверждена схема расположения участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласованы границы участка (акт от ДД.ММ.ГГГГ).
О проведении кадастрового учета земельных участков и принятии вышеуказанных решений административному истцу стало известно из ответа ФГБУ «Кадастровая палата ФИО2<адрес>» (с предоставлением копий кадастровых дел) от ДД.ММ.ГГГГ и ответа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Лесным планом Омской области на землях населенных пунктов Москаленского района Омской области отсутствуют леса. Лесной участок в муниципальной собственности не находится, лесничества на землях населенных пунктов не создавались, лесохозяйственные регламенты не принимались. Положениями ст.ст. 81-83 Лесного кодекса РФ государственные полномочия в области лесных отношений переданы ГУ лесного хозяйства Омской области, которым осуществляется организация использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории Москаленского района Омской области. Основой для проведения указанных мероприятий является лесохозяйственный регламент Исилькульского лесничества. Согласно лесохозяйственному регламенту и п. 12 Лесоустроительной инструкции, утв. приказом МПР и экологии РФ от 29 марта 2018 года № 122, границы лесного фонда совпадают с границами лесничеств и границами муниципального образования. Москаленское участковое лесничество № 2 представлено только землями, покрытыми лесами. Перевод лесного участка в земли населенных пунктов административным ответчиком не производился. Частью третьей статьи 84 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет прекращения прав собственников таких участков.
Административный истец полагает решения, принятые административным ответчиком, касающиеся формирования и использования земельных участков с кадастровыми номерами 55:13:030101:459 и 55:13:030101:460, недействительными, вторгающимися в компетенцию административного истца.
На основании приведенных доводов представитель административного истца Главного управления лесного хозяйства ФИО2<адрес>ФИО1 просит признать не соответствующими нормативно-правовому регулированию, имеющему более высокую юридическую силу – Лесному кодексу РФ, его статьям 7, 23, 81-83, схему расположения земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, акт согласования границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, акт выбора земельного участка для строительства объекта от ДД.ММ.ГГГГ№ и схему расположения земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, акт согласования границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель административного истца Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО3 не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца по заявленным требованиям по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель административного ответчика администрации Москаленского муниципального района Омской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании административные исковые Главного управления лесного хозяйства Омской области требования не признала. Считает, что административным истцом был пропущен трехмесячный срок подачи административного искового заявления в суд, установленный статьей 219 КАС РФ, исчисляемый со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В обоснование доводов о пропуске административным истцом срока обращения в суд представитель административного ответчика ссылается на то, что в 2013 году при расследовании административного правонарушения в отношении главы Екатериновской сельской администрации Москаленского муниципального района Омской области по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ административному истцу было доподлинно известно об оспариваемых схемах расположения земельных участков, актах согласования границ расположения земельных участков, актах выбора земельных участков. Полагает, что, если административный истец усматривал нарушения, которые допускаются со стороны органов местного самоуправления при распоряжении земельными участками, то имел возможность обратиться в суд с требованиями об оспаривании указанных им решений органа местного самоуправления в 2013 году, когда возбудил административное производство. Административным истцом не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности. Также обращает внимание суда на то, что в административном исковом заявлении не указано в чем конкретно выразилось нарушение прав заявителя оспариваемыми решениями административного ответчика. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований Главного управления лесного хозяйства Омской области.
Заинтересованные лица администрация Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФИО15 извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей для участия в деле не направили.
Исследовав письменные доказательства по делу, выслушав представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса РФ.
Как следует из положений ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств.
Лесничества создаются на землях:
1) лесного фонда;
2) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
3) населенных пунктов, на которых расположены леса;
4) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьями 81-83, 96 Лесного Кодекса РФ, пункта 8 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 года № 394, подпунктом 10 пункта 8 Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26 декабря 2007 года № 143, полномочия по осуществлению государственного лесного контроля, возложены на Главное управление лесного хозяйства Омской области.
В материалы дела представлены копии кадастровых дел объектов недвижимости – земельных участков с кадастровыми номерами № (т. 1, л.д. 56-74).
Согласно кадастровому делу земельного участка № указанный земельный участок, площадью 2634 кв.м., находится в государственной собственности и расположен в 35 метрах по направлению на северо-запад относительно ориентира – жилого дома по адресу: ФИО2<адрес>, д. <адрес>, <адрес>. В кадастровом деле земельного участка № содержится заявление ФИО5 о постановке земельного участка по указанному адресу на кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 57), акт согласования местоположения границы земельного участка, согласованный ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета по экономической политике и управлению имуществом администрации Москаленского муниципального района ФИО2<адрес>ФИО7, действующей на основании распоряжения главы Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1, л.д. 59), схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета по экономической политике и управлению имуществом администрации Москаленского муниципального района ФИО2<адрес>ФИО7 (т. 1, л.д. 60). В кадастровом деле земельного участка № также имеется акт выбора земельного участка для строительства объекта от ДД.ММ.ГГГГ№, утвержденный первым заместителем главы Москаленского муниципального района ФИО2<адрес>ФИО8 (т. 1, л.д. 61), в котором указано, что данный акт имеет срок действия три месяца и не дает права на строительство и реконструкцию объектов недвижимости.
Согласно кадастровому делу земельного участка № указанный земельный участок, площадью 3227 кв.м., находится в государственной собственности и расположен в 63 метрах по направлению на северо-восток относительно ориентира – жилого дома по адресу: ФИО2<адрес>, д. <адрес><адрес>. В кадастровом деле земельного участка 55№ содержится заявление ФИО9 о постановке земельного участка по указанному адресу на кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 66), акт согласования местоположения границы земельного участка, согласованный ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета по экономической политике и управлению имуществом администрации Москаленского муниципального района ФИО2<адрес>ФИО7, действующей на основании распоряжения главы Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1, л.д. 70), схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденная ДД.ММ.ГГГГ председателем комитета по экономической политике и управлению имуществом администрации Москаленского муниципального района ФИО2<адрес>ФИО7 (т. 1, л.д. 69).
Согласно требованиям административного иска представитель административного истца Главного управления лесного хозяйства ФИО2<адрес>ФИО1 просит признать не соответствующими статьям 7, 23, 81-83 Лесного кодекса РФ схему расположения земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, акт согласования границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, акт выбора земельного участка для строительства объекта от ДД.ММ.ГГГГ№ и схему расположения земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, акт согласования границы указанного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Административные исковые требования мотивированы тем, что при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами № на основании оспариваемых решений ответчиков произошло наложение указанных земельных участков на лесной участок с кадастровым номером №, контроль за использованием которого относится к компетенции административного истца.
Представителем административного ответчика администрации Москаленского муниципального района Омской области ФИО6 было заявлено о пропуске представителем административного истца Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО3 трехмесячного срока подачи административного искового заявления в суд, установленного статьей 219 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Если КАС РФ или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (часть 1.1 статьи 219 КАС РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ (часть 7 статьи 219 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 319 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Оспариваемые решения, относящиеся к земельным участкам с кадастровыми номерами №, расположенными в Москаленском муниципальном районе в урочище Екатериновское сельское поселение, квартал 107, д. Нейфельд, были приняты административным ответчиком в период с 5 апреля по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд не может согласиться с утверждением представителя административного истца ФИО1 о том, что административному истцу о проведении кадастрового учета земельных участков и принятии вышеуказанных решений стало известно только из ответа ФГБУ «Кадастровая палата ФИО2<адрес>» (с предоставлением копий кадастровых дел) от ДД.ММ.ГГГГ и ответа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах административного дела содержится служебная записка заместителя начальника отдела Исилькульское лесничество ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ о захвате лесов преобладающей породы береза у д. Нейфельд в Москаленском муниципальном районе, урочище Екатериновское сельское поселение, квартал 107 (т. 1, л.д. 196). Кроме того, в дело представлено постановление УУП ОВМД России по <адрес>ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ о передаче сообщения государственного лесного инспектора ФИО12 о порубке сырорастущей березы по подведомственности в отдел Исилькульского лесничества Главного управления лесного хозяйства ФИО2<адрес> (т. 1, л.д. 197), из которого следует, что в ходе проверки сообщения ФИО12 было установлено, что к северо-западу от <адрес> д. <адрес>ФИО2<адрес>ФИО5 выделен земельный участок, на котором произрастают сырорастущие деревья березы. ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом отдела Исилькульское лесничество ФИО1 было отобрано объяснение у свидетеля ФИО13, замещавшей должность специалиста правого обеспечения администрации Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> (т. 1, л.д. 220-223), в котором она пояснила, что была проведена сверка по картам лесничества о местах возможного нахождения лесного фонда и земель поселения, согласно выкопировке в районе расположения <адрес> земель лесного фонда нет. Также в своем объяснении ФИО13 сообщила сведения о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома ФИО5, назвала даты и иные реквизиты принятых решений, которые оспариваются в данном деле административным истцом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административному истцу об имевшемся с его слов нарушении лесного законодательства принятыми административным ответчиком решениями по предоставлению земельных участков гражданам в <адрес>ФИО2<адрес> стало известно в период с 30 июня по ДД.ММ.ГГГГ. С административным исковым заявлением о признании недействительными схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, акта согласования границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, акта выбора земельного участка для строительства объекта от ДД.ММ.ГГГГ№ и схемы расположения земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, акта согласования границы земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, представитель административного истца обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть более чем через восемь лет после принятия оспариваемых решений и по истечении восьми лет со дня, когда он узнал об оспариваемых решениях.
Поскольку установленный частью первой статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок, в течение которого административное исковое заявление может быть подано в суд, по данному делу истек, и уважительные причины для его восстановления отсутствуют, данное обстоятельство в соответствии с ч. 8 ст. 319 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований Главного управления лесного хозяйства ФИО2<адрес> к администрации Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> в полном объеме.
Более того, по мнению суда, из материалов дела не усматривается наличие каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца действиями административного ответчика, либо создание им препятствий к осуществлению административным истцом своих прав, свобод и реализации законных интересов. Согласно сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами №, местоположение которых установлено относительно ориентиров, расположенных в <адрес>ФИО2<адрес>, сняты с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> в соответствии с ч. 7 ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (т. 1, л.д. 54-55). Из справок Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 30-31) видно, что сведения о земельных участках с кадастровыми номерами № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. В ответе на судебный запрос администрации Екатериновского сельского поселения Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано об отсутствии жилых домов и иных строений на земельных участках с кадастровыми номерами №. Представитель административного ответчика администрации Москаленского муниципального района ФИО2<адрес> по доверенности ФИО4 пояснила суду, что указанные земельные участки та и не были предоставлены гражданам для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства и в настоящее время продолжают оставаться в государственной собственности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Главного управления лесного хозяйства Омской области к администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании не соответствующими действующему законодательству схем расположения земельных участков, актов согласования границ земельных участков, акта выбора земельного участка для строительства объекта.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Главного управления лесного хозяйства Омской области к администрации Москаленского муниципального района Омской области о признании не соответствующими действующему законодательству схем расположения земельных участков, актов согласования границ земельных участков, акта выбора земельного участка для строительства объекта отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Москаленский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись Д.Н. Янович
Решение изготовлено в окончательной форме 17 февраля 2022 года.
"КОПИЯ ВЕРНА" подпись судьи ______________________ секретарь судебного заседания Касьянчук А.Я. _____________________________ «_____»_________________2022 г. |
УИД 55RS0020-01-2021-001549-81