ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-900/2018Г от 14.06.2018 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-900/2018 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2018 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чебанной О.М.,

при секретаре Архиповой Д.Ю., с участием представителя истца – помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Самойленко Е.В., представителя ответчика – администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО1, руководителя управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа ФИО2, специалиста Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Минераловодского городского округа о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации Минераловодского городского округа (МГО), указывая, что природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований лесного законодательства при формировании и использовании городских лесов Минераловодского городского округа.

Установлено, что на территории муниципального образования Минераловодского городского округа расположено 257 га лесов, отнесенных к категории защитных лесов.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются в том числе, леса и иная растительность.

Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом п.п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

Пунктом 24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 (далее - Лесоустроительная инструкция), установлено, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения.

Согласно ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 98 Лесного кодекса РФ, на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст. 84 Лесного Кодекса РФ и с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Статьей 91 Лесного кодекса РФ, предусмотрено ведение уполномоченным органом исполнительной власти государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

Согласно сведениям государственного лесного реестра, по состоянию на 22.03.2018 г. на территории муниципального образования Минераловодского городского округа расположено 257 га лесов, отнесенных к категории защитных лесов.

Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией Минераловодского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения, в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, исполняются ненадлежащим образом.

Так, администрацией городского округа земельные участки, занятые городскими лесами, площадью 257 га не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены, права муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрированы.

В соответствии с ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации, изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Таким образом, администрацией города Минераловодского городского округа необходимо формировать земельные участки, занятые городскими лесами, площадью 257 га.

Указанное бездействие влечет невозможность осуществления надлежащего муниципального лесного контроля; обеспечение рационального использования лесов; организацию мер пожарной безопасности в городских лесах, а также привлечение лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности, а также может привести к использованию земельных участков, занятых городскими лесами, с нарушением режима ограничений, установленных для городских лесов.

Кроме того, согласно п.п. 4 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В силу статьи 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент – это нормативный правовой акт, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Порядок проведения лесоустройства установлен ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации и определен Лесоустроительной инструкцией, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п. 3 Лесоустроительной инструкции, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, лесничества и лесопарки являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра.

В нарушение требований ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации, администрацией Минераловодского городского округа городское лесничество не создано, в связи с чем отсутствует орган управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, и соответственно, не проводится лесоустройство, ведение государственного лесного реестра.

Таким образом, проверкой установлено, что в нарушение требований ст.ст. 67, 84, 98 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрацией Минераловодского городского округа землеустроительные работы по определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, а также мероприятия по внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами, а, соответственно, меры к обеспечению пожарной безопасности в городских лесах (п. 6 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса РФ) и выполнению иных полномочий, в том числе по защите и воспроизводству лесов (ст. 87 Лесного кодекса РФ) в городских лесах на территории Минераловодского городского округа не принимаются, бюджетные средства на проведение указанных работ не выделяются (п.1 ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по административным делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории муниципального образования Минераловодского городского округа Ставропольского края, иных граждан Российской Федерации, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Свое требование прокурор мотивирует тем, что непринятие администрацией муниципального образования Минераловодского городского округа мер к определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, а также мероприятия по внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами, а, соответственно к обеспечению пожарной безопасности в городских лесах, и выполнению иных полномочий, в том числе по защите и воспроизводству лесов в городских лесах создает угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального лесного контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

19.02.2018 заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора временно исполняющему полномочия главы Минераловодского городского округа ФИО4 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных при формировании и использовании городских лесов Минераловодского городского округа (исх. № 7-52-2018/1151).

Из ответа администрации Минераловодского городского округа от 19.03.2018 (исх. № 767/18-02) о рассмотрении представления прокурора следует, что указанные выше нарушения лесного законодательства не устранены, мер к их устранению не принято.

Таким образом, прокурором соблюден предусмотренный ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.

Законом Ставропольского края от 28.05.2015 № 51-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Минераловодского муниципального района Ставропольского края (Минераловодского территориального муниципального образования Ставропольского края), и об организации местного самоуправления на территории Минераловодского района Ставропольского края» создано муниципальное образование Минераловодский городской округ Ставропольского края.

Решением совета депутатов Минераловодского городского округа Ставропольского края от 27.11.2015 № 86 принят Устав Минераловодского городского округа Ставропольского края, статьей 38 которого полномочия администрации Минераловодского городского округа, в том числе: осуществление муниципального лесного контроля (п. 40), осуществление полномочий в области лесных отношений в соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации (п. 45).

Таким образом, администрацией Минераловодского городского округа допущено бездействие, выразившееся в непринятии в период с 27.11.2015 по 22.03.2018 мер к определению местоположения и границ земельных участков, площадью 257 га, занятых городскими лесами, а также мер к внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Минераловодского городского округа, выразившееся в непринятии в период с 27.11.2015 по 22.03.2018, мер к определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, площадью 257 га, а также мер к внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами.

Возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Минераловодского городского округа обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по определению местоположения и границ земельных участков, площадью 257 га, занятых городскими лесами, внести сведения о земельных участках, занятых городскими лесами в государственный кадастр недвижимости, зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами.

В судебном заседании помощник Ставропольского межрайонного прокурора Самойленко Е.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, требования основаны на ст. 83-84 ЛК РФ, согласно которым орган местного самоуправления должен принять меры по охране лесов и формированию границ земельных участков.

В соответствии со ст. 91 ЛК РФ, согласно сведениям государственного лесного реестра, по состоянию на 22.03.2018 г. на территории муниципального образования Минераловодского городского округа расположено 257 га лесов, отнесенных к категории защитных лесов.

Администрация с 2015 года не принимала мер по формированию границ городских лесов, в установленном порядке в Минприроды СК документированной информации о внесении изменений в данные ГЛР не направляла.

Ссылку ответчика на перераспределение городских лесов в пользу Бештаугорского заказника, полагала несостоятельной, поскольку, определить какие именно земли отошли в заказник невозможно без проведения лесоустройства. Даже если это будет установлено в ходе исполнения судебного решения, данный факт не изменяет категорию земель, не свидетельствует о возникновении права собственности субъекта на такие земельные участки, а лишь налагает дополнительные ограничения при осуществлении природопользования, установленные режимом особо охраняемых природных территорий, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от .............. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, особо охраняемые природные территории отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий, и могут включать в себя земельные участки различных категорий земель и различного назначения.

Также указала, что в случае если при проведении лесоустройства в порядке исполнения судебного решения, будет установлено, что действительно часть земель городских лесов уже вошла в границы лесов, отнесенных к федеральной собственности, это не препятствует формированию городских земель в иных границах, в соответствии с действующим законодательством. Просит исковые требования удовлетворить в полном.

Представитель администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО1, исковые требования не признала,просила учесть доводы письменных возражений (приобщены к материалам дела), дополнительно указав, что иск прокурора основан на бездействии администрации, однако еще Администрация г. Минеральные Воды провела межевание и поставила спорные земельные участки на кадастровый учет, однако потом часть земельных участков вошла в зону Бештаугорского заказника. На обращение Администрации в Министерство природных ресурсов СК с просьбой внести сведения в Лесной реестр, была дана очередная отписка с разъяснениями обращаться в Бештаугорский заказник, в лесничество и т.д. Прокурор в иске указывает, что администрация бездействует, не выявила и не поставила на кадастровый учет земли городских лесов, однако такие полномочия в соответствии со ст. 84 ЛК РФ возможны только в отношении участков, которые находятся в муниципальной собственности. Однако еще предшественником ответчика - администрацией г. Минеральные Воды было установлено, что часть спорных земель отошла к Бештаугорскому лесничеству, часть распоряжениями Губернатора СК была выведена из лесного фонда, часть находится в федеральной собственности. Лесоустроительная инструкция, которая уже утратила силу и новая инструкция не предусматривает возможности органам местного самоуправления определять границы лесничеств, такие полномочия не предусмотрены ни ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ни ЛК РФ.

Также считала необоснованными ссылку прокурора на данные Лесного реестра, о наличии 257 га городских лесов, поскольку эти данные не являются достоверными. Уже с 1997 года эта площадь была уменьшена, в том числе и на основании распоряжений Губернатора СК. Новый ЛК РФ вступил в законную силу в 2007 году, и в полномочия МГО не входит обязанность по внесению сведений в Лесной реестр. Действительно в распоряжениях Губернатора СК, было рекомендовано восполнить уменьшенные земли городских лесов, однако это распоряжение носило рекомендательный характер. При этом площадь земельного участка 63,9 га вошла в федеральные земли, соответственно РФ имела права на распоряжение этими землями. Соответственно, если придется формировать земли городских земель на указанных участках, может быть затронуты интересы РФ.

Также просила учесть, что все необходимые документы для внесения изменений в Лесной реестр, администрацией в установленном порядке предоставлялись в Министерство природных ресурсов СК. Однако, подтвердила, что никаких актов совместно с представителями Министерства природных ресурсов не составлялось, однако имеется утвержденный генеральный план границ МГО, где городских лесов не имеется, при этом указанный план согласовывался с Министерством природных ресурсов СК.

Подтвердила, что МГО не проводило никаких действий по выявлению и формированию городских лесов, поскольку данные мероприятия уже были проведены администрацией города Минеральные Воды и переданы в лесничество.

Кроме того, просила принять во внимание, что если иск прокурора будет удовлетворен, установленный в требованиях 6-ти месячный срок для исполнения судебного решения является не реальным, поскольку должны быть соблюдены все требования ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в связи с чем просила увеличить срок исполнения до 1,5 лет.

Просит в удовлетворении исковых требований природоохранного прокурора отказать в полном объеме.

Руководитель управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа Михалева Е.В., в судебном заседании против заявленных прокурором требований возражала, пояснила, что имеющиеся в Лесном реестре сведения о наличии в МГО 257 га городских лесов неактуальны, поскольку, данные участки вошли в границы Бештаугорского заказника в 2001 году и находятся за границами населенных пунктов. Все необходимые документы для внесения в лесной реестр Управлением были представлены в Министерство природных ресурсов СК, в которых постоянно давались сведения об отсутствии городских лесов. В течении 2-х лет с Минприроды СК велась переписка, при этом, Минприроды СК на обращения Управления сообщало от необходимости обращаться в Бештаугорское лесничество, для получения планшетов, на основании которых и установлено, что спорные участки находятся в том числе в границах Бештаугорского лесничества. Также пояснила, что после разграничения земель, в муниципальную собственность земли городских лесов не передавались, документов, необходимых для регистрации городских земель за МГО не имеется. Просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Специалист Управления имущественных отношений администрации Минераловодского городского округа по доверенности ФИО3, возражал в удовлетворении заявленных прокурором требований, дал пояснения, аналогичные изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела. Просил в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением, в том числе о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с положениями ст. 59 и ч. 1 ст. 65 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, письменные и вещественные доказательства. Обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

Как следует из материалов дела, после проведения природоохранной прокуратурой проверки исполнения требований лесного законодательства при формировании и использовании городских лесов Минераловодского городского округа, было установлено, что на территории муниципального образования Минераловодского городского округа расположено 257 га городских лесов, отнесенных к категории защитных лесов.

При этом, администрацией городского округа земельные участки, занятые городскими лесами, площадью 257 га не сформированы, на государственный кадастровый учет не поставлены, права муниципальной собственности на такие земельные участки не зарегистрированы.

В связи с чем, Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая заявленные требования, судом во внимание принято следующее.

В соответствии с п. 25, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация благоустройства территории городского округа, а также использования, охраны, защиты воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа, осуществление муниципального лесного контроля - отнесены к вопросам местного значения.

В соответствии со ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 ЛК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Статьей 98 ЛК РФ установлено, что на территории муниципального образования лесной контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п.19 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. № 122 (далее также - лесоустроительная инструкция), и ч.2 ст. 102 ЛК РФ к категории защитных лесов относятся городские леса, т.е. расположенные на землях населенных пунктов.

Согласно ст. 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств и лесопарков; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии со ст. 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81 - 84 настоящего кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами.

Статьей 91 ЛК РФ, предусмотрено ведение уполномоченным органом исполнительной власти государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.

По данным Министерства природы и охраны окружающей среды Ставропольского края, (осуществляющего в соответствии со ст. 83 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра в отношении всех лесов, расположенных в границах Ставропольского края), от 27.04.2018 г. № 06/6-3102, по состоянию на 01.01.2007 г. и по состоянию на 01.01.2018 г. площадь городских лесов МГО составляет 257 га.

Приказом Минприроды России от 11.11.2016 N 588 «Об утверждении Порядка представления в Федеральное агентство лесного хозяйства органами государственной власти и органами местного самоуправления документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре», предусмотрено, что документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации в отношении лесов, расположенных на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, для последующего свода и направления в Федеральное агентство лесного хозяйства в установленные приказом сроки.

При этом, администрацией МГО документированная информация ГЛР для внесения сведений в государственный лесной реестр не предоставлялась.

Таким образом, вопреки доводам ответчика об отсутствии соответствующих полномочий, в соответствии с п. п. 25, 38 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, ст. 84 ЛК РФ, именно к вопросам местного значения относятся организация благоустройства и озеленения территории Минераловодского городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории городского округа, лесов особо охраняемых природных, расположенных в границах территории городского округа, что невозможно без выявления и определения местоположения указанных лесов, т.е. без проведения лесоустройства.

Доводы стороны административного ответчика о несоответствии данных ГЛР действительности, судом отклонены ввиду следующего.

Согласно ст. 5.1. ЛК РФ информация о лесах является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Информация о лесах размещается на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства

Состав и содержание информации о лесах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Внесение данных в государственный лесной реестр осуществляется на основании документированной информации, представляемой, в том числе, органами местного самоуправления, в соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение»

Согласно информации Министерства природных ресурсов и данных государственного лесного реестра, по состоянию на 01.01.2007 на территории Минераловодского района, расположено 257 га лесов, отнесенных к категории защитных лесов.

Указанные данные внесены на основании материалов лесоустройства 1996 – 1997 годов.

Вместе с тем, судом достоверно установлено, и не опровергнуто ответчиком, что в период с 01.01.2007 г. и до настоящего времени, новые лесоустроительные работы, свидетельствующие об ином количестве лесов, администрацией Минераловодского района (а с 2015 года – администрацией Минераловодского городского округа) не проводились.

Состав и информация ГРЛ о наличии 257 га городских лесов на территории МГО, на момент рассмотрение дела является актуальной, официальной и общедоступной.

Кроме того, согласно информации администрации Минераловодского городского округа от 25.01.2018, представленной административным истцом в обоснование административного искового заявления, постановлением администрации города Минеральные Воды от 30.12.2010 № 29З9 был утвержден Лесохозяйственный регламент Минераловодского городского лесничества, что также свидетельствует о наличии на тот период городских лесов, а также лесоустроительной документации.

При этом доводы стороны ответчика об уменьшении земель городских лесов путем перевода в нелесные земли в 2006 году решениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд находит необоснованными, ввиду следующего.

С 31.12.2010 действует редакция ч. 6 ст. 105 ЛК РФ, согласно которой изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

По состоянию на 31.12.2010 по данным государственного лесного реестра на территории муниципального образования МГО было расположено 257 га лесов, отнесенных к категории защитных лесов.

С указанной даты изменение границ городских лесов Минераловодского городского округа, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается, а, соответственно, уменьшение площади городских лесов, указанной в государственном лесном реестре по состоянию на 31.12.2010, и равной 257 га, невозможно в силу закона.

Кроме того, административным ответчиком не представлено доказательств тому, что решения о переводе лесных земель в нелесные принимались органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 2006 году в отношении земель именно городских лесов площадью 257 га Минераловодского района (а, в дальнейшем, Минераловодского городского округа).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 244- ФЗ), Лесной кодекс Российской Федерации, впервые установивший понятие городских лесов, введен в действие с 01.01.2007 года.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно ст.ст. 1, 2 Закона № 244 - ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации вступил в силу с 01.01.2007, и применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие.

Таким образом, если земельные участки были включены в границы населенного пункта в установленном законом порядке, то дополнительного решения об их переводе не требуется, а соответственно, леса, находящиеся на территории Минераловодского района, расположены на землях населенных пунктов, и с 01.01.2007 года не входили в состав земель лесного фонда.

Соответственно, в силу закона, разграничение территории земель государственного лесного фонда (федеральных лесов) и городских лесов на территории Минераловодского района, было произведено на основании материалов лесоустройства 1996 – 1997 годов, путем отнесения территории земель лесного фонда ГКУ «Бештаугорское лесничество», расположенной, в границах Минераловодского района по состоянию на 01.01.2007, и к городским лесам, сведения о чем были внесены в государственный лесной реестр.

Кроме того, доводы административного ответчика о том, что часть городских лесов вошла в границы Бештаугорского заказника, часть была выведена из городских лесов, часть отошла в федеральную собственность, объективно никак не подтверждена, поскольку ответчик не отрицал, что лесоустройство не проведено, соответственно определить в настоящее время каким образом и в каких границах произошло изменение либо перераспределение городских лесов, невозможно, как и невозможно без установления данных обстоятельств и предоставления соответствующей документированной информации, внесение изменений в ГРЛ.

В силу ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Следовательно, сохранение лесов, как компонента природной среды, является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации.

Бездействие администрации по выполнению предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав жителей Минераловодского городского округа и других граждан на благоприятную окружающую природную среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране городских лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в отношении городских лесов.

Установив и проверив обстоятельства, предусмотренные ч. 9. ст. 226 КАС РФ, с учетом имеющихся сведений ГРЛ о наличии на территории МГО городских лесов общей площадью 257 га, суд находит требования природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом, доводы ответчика о недостаточности срока для исполнения судебного решения (6 месяцев), суд считает несостоятельными, поскольку, заявленный прокурором срок является достаточным для организации мероприятий, необходимых для выявления и определения местоположения городских лесов, в том числе с учетом процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Однако, в случае невозможности по объективным причинам исполнить судебное решение в установленный судом срок, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, ответчик не лишен возможности обращения в суд с соответствующим заявлением об отсрочке исполнения судебного акта, в порядке, предусмотренном ст. 358 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Ставропольского межрайонного прокурора –удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Минераловодского городского округа, выразившееся в непринятии в период с 27.11.2015 по 22.03.2018, мер к определению местоположения и границ земельных участков, занятых городскими лесами, площадью 257 га, а также мер к внесению сведений о таких земельных участках в государственный кадастр недвижимости, регистрации прав на земельные участки, занятые городскими лесами.

Возложить на орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Минераловодского городского округа обязанность в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу провести работы по определению местоположения и границ земельных участков, площадью 257 га, занятых городскими лесами, внести сведения о земельных участках, занятых городскими лесами в государственный кадастр недвижимости, зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки, занятые городскими лесами.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (19 июня 2018 года).

Председательствующий – подпись

Копия верна :

Судья –

Секретарь –