УИД <...>
Дело № 2а-910/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2019 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
при секретаре Долгинцевой Е.А.,
с участием административного истца ФИО3,
представителя административных ответчиков главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО4, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области - ФИО5, представителя административных ответчиков УФСИН России по Брянской области, ФСИН России - ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к главному бухгалтеру бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО4, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области, Федеральной службе исполнения наказания об оспаривании действий должностных лиц,
установил:
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий должностных лиц исправительного учреждения в котором он отбывает наказание, указывая, что бухгалтерией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, незаконно удерживаются из пенсии денежные средства в счет погашения задолженности по исполнительному производству. Административный истец неоднократно обращался к главному бухгалтеру бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО4 с заявлением об ознакомлении с материалами исполнительного производства, однако данное заявление оставлено без удовлетворения. Полагает, что действия главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО4 являются незаконными, поскольку удержание денежных средств из пенсионных отчислений производится без каких-либо объяснений. Уточнив административные исковые требования просит суд признать действия главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО4 незаконными.
Определением Фокинского районного суда города Брянска <дата> к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены главный бухгалтер бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО4, УФСИН России по Брянской области, ФСИН России.
Административный истец ФИО3 в судебном заседании заявленные требования уточнил, просил признать действия главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО4 по удержанию денежных средств из пенсии, а также оставления заявления об ознакомлении с материалами исполнительного производства без удовлетворения, незаконными.
Представитель административных ответчиков главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО4, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО5 уточненные исковые требования не признала, полагала их необоснованными. В судебном заседании пояснила, что ФИО3 отбывает наказание в ФКУ ИК -2 УФСИН России по Брянской области по приговору Брянского областного суда. При вынесении приговора с осужденного ФИО3 взыскана компенсация морального вреда, а также материальный вред. Определениями Брянского областного суда от <дата> указанные суммы проиндексированы, копии определений, а также исполнительные листы направлены в адрес колонии по месту отбывания наказания ФИО3, а также осужденному, для сведения. Между тем, ФИО3 от получения указанных выше судебных постановлений отказался, что подтверждается записью, удостоверенной личной подписью последнего, актами.
Представитель административных ответчиков УФСИН России по Брянской области, ФСИН России ФИО6 уточненные исковые требования не признала, полагала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представители заинтересованных лиц УФК по Брянской области, ФГУП «Почта России», заинтересованное лицо ФИО7, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд в соответствии со статьей 150 КАС РФ рассмотрел настоящее административное дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статей 218, 226 КАС РФ действия сотрудников ФКУ ИК-2 УФСИН России, ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН Росси по Брянской области, УФСИН России по Брянской области, ФСИН России могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
При этом, согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Проверяя законность действий должностных лиц исправительного учреждения по удержанию из пенсии денежных средств осужденного ФИО3, на предмет соблюдения требований закона, суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Частью 1 статьи 98 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника (часть 3 статьи 98 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 2 статьи 99 ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан (часть 2 статьи 100 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Перечень видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание, определен статьей 101 ФЗ «Об исполнительном производстве», который является исчерпывающим.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области по приговору Брянского областного суда от <дата> не трудоустроен. Является получателем пенсии по старости.
Постановлениями судебного пристава –исполнителя Трубческого РОСП УФССП России по Брянской области в отношении ФИО3 возбуждены исполнительные производства, обращено взыскание на заработную плату и иные доходы должника. Согласно пункту 3 постановления о направлении копии исполнительного документа для исполнения по месту получения дохода должника - гражданина, отбывающего наказание удержания производить ежемесячно в размере 100% от дохода должника в 3-х дневный срок со дня выплаты дохода.
Согласно справки главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области в отношении осужденного ФИО3 имеются исполнительные документы на сумму <...>. По состоянию на <дата> удержание госпошлины в размере <...> и налога на сумму <...> произведены в полном объеме. Удержания в пользу ФИО1 произведены в сумме <...>, в пользу ФИО2 произведены в сумме <...>.
Движение денежных средств и операции по безналичному расчету, подтверждено копией лицевого счета, удержание не превышает 50% дохода осужденного.
Таким образом, анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что вопреки доводам административного истца, действия должностных лиц ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области по удержанию денежных средств из пенсии административного истца соответствуют требованиям закона, совершены на основании постановлений судебного пристава –исполнителя Трубчевского РОСП УФССП России по Брянской области, с учетом отсутствия оснований, предусмотренных статьей 101 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Также, не нашли своего подтверждения в судебном заседании доводы ФИО3 об оставлении без удовлетворения заявления об ознакомлении с материалами исполнительного производства.
Частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с частью 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что <дата> административный истец обратился с заявлением на имя начальника исправительного учреждения с заявлением об ознакомлении с материалами исполнительного производства.
<дата> ФИО3 ознакомлен с материалами исполнительного производства, что подтверждено его личной подписью на заявлении, принадлежность которой последним не оспаривалась.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что права и интересы административного истца действиями должностных лиц ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области не нарушены, оснований для удовлетворения требований ФИО3 не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293-294 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к главному бухгалтеру бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области ФИО4, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Брянской области, Федеральной службе исполнения наказания об оспаривании действий должностных лиц, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.И.Ткаченко
Решение принято в окончательной форме 19 августа 2019 года.