16RS0051-01-2023-011811-87
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
П. Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00, http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Казань Дело №2а-9235/2023
16 октября 2023 года
Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сафина Р.И.,
при секретаре Калинкиной А.А.,
с участием:
представителя ФГУП РТРС «РТПЦ Республики Татарстан» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», заместителю начальника МКУ «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» ФИО4 о признании ответа незаконным, обязании повторно рассмотреть и выдать разрешение,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 (далее – административный истец) обратился в суд с вышеуказанным административным иском по тем основаниям, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенный на территории <адрес изъят>, на землях населённых пунктов, с видом разрешённого использования - для ведения садоводства, зоной Ж- 3.
<дата изъята> ФИО3 получил ответ из Управления Градостроительных разрешений г. Казани на своё обращение направленное через ФГИС «Досудебное обжалование», в котором ему было повторно отказано в выдаче разрешение на строительство жилого дома на садовом участке.
Административный истец считает данное решение не законным и не обоснованным по следующим основаниям:
- кадастровый <номер изъят> земельному участку присвоен <дата изъята>, участок расположен на территории <адрес изъят>, на землях населённых пунктов, с видом разрешённого использования - для ведения садоводства, зоной Ж 3;
- какие-либо ограничения и обременения, установленные в зонах с особыми условиями использования территорий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на данный земельный участок отсутствуют;
- Федеральным законом от <дата изъята> № 218-ФЗ «О ведении гражданами садоводства.. .», (в редакции <дата изъята>), в статье 3 пункте 1 изложено, что садовый земельный участок - это участок, предназначенный в том числе и для размещения садовых и жилых домов;
- Федеральным законом от <дата изъята><номер изъят> - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от <дата изъята>) в частях 12 и 13 статьи 70 указано, что до <дата изъята> допускается осуществление государственной регистрации на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенный для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок и соответствующий параметрам, указанным в пункте 39 статьи 1 «Градостроительного кодекса РФ» и направление уведомления о начале строительства не требуется, аналогичная информация об этом размещена и на сайте Управления градостроительных разрешений;
- все параметры планируемого строительства ФИО3 соблюдены, включая отступы от границ земельного участка и высоты строения;
- письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от <дата изъята><номер изъят> разъясняется, что государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на жилой или садовый дом, в случае установленном частью 12 стать 70 ФЗ № 128-ФЗ от <дата изъята> «О государственной регистрации недвижимости», осуществляется вне зависимости от соблюдения требований установленных частью 1 статьи 23.1 ФЗ от <дата изъята> « 217- ФЗ «О ведении гражданами садоводства.. .»;
- положениями Правил землепользования и застройки г. Казани, принятых решением Казанской городской Думы от <дата изъята><номер изъят> в зоне садоводства прямой запрет на осуществление строительства объектов капитального строительства не установлен;
- в ответе от <дата изъята> в четвёртом (4) и последнем абзаце на запрос в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан сообщается, что расстояние от места размещения РЭС до жилых, общественных, образовательных, спортивных и других зданий, детских, спортивных и площадок отдыха санитарными правилами и нормативами не регламентируется, а в соответствии с установленными ограничениями застройки от филиала ФГУП «РТРС» «РТПЦ РТ» на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> не допускается строительство зданий высотой более 67,39 метров (ЗОУИТ <номер изъят>).
На основании изложенного административный истец просит суд:
- признать незаконным ответ от <дата изъята><номер изъят> на обращение отправленное через ФГИС «Досудебное обжалование»;
- обязать МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО города Казани» повторно рассмотреть уведомление и выдать разрешение на строительство объекта ИЖС на садовом участке.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», СНТ «Сад <номер изъят>», МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», Аэродром Борисоглебское, Управление Росреестра по РТ, филиал ФГУП РТРС «РТПЦ Республики Татарстан», в качестве административных ответчиков заместитель начальника МКУ «Управление градостроительных разрешений г. Казани» ФИО4, ИК МО г. Казани.
Административный истец в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ФГУП РТРС «РТПЦ Республики Татарстан» - ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что земельный участок административного истца не попадает в зону ограничения башни филиала РТРС «РТПЦ Республики Татарстан».
Представитель Управление Росреестра по РТ в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» в судебное заседание не явился, представил ответ на судебный запрос, из содержания которого усматривается, что красные линии, расположенные на данной территории являются проектными.
Представитель АО «Туполев» (Аэродром Борисоглебское) в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому размещение ИЖС на земельном участке не нарушает ограничений, установленных для аэродрома экспериментальной авиации Казань-Борисоглебское.
Представитель ИКМО г. Казани, МКУ «УГр ИКМО г. Казани» - ФИО5 в судебное заседание не явилась, представила ходатайство об отложении судебного заседания по причине нахождения представителя в ином суде на рассмотрении другого дела.
Согласно статье 152 КАС РФ отложение судебного разбирательства административного дела допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1). Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства (пункт 1 части 2).
По смыслу приведенной нормы отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле, является, правом суда, но не его обязанностью, и такие ходатайства суд разрешает с учетом их обоснованности и обстоятельств дела.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 150 КАС РФ, суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.
Уважительность причин неявки определяется судом на основании анализа фактических обстоятельств, поскольку предусмотреть все причины неявки, которые могут быть отнесены к числу уважительных, в виде исчерпывающего перечня, закон не может. Данное полномочие суда вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти.
Обязательным условием удовлетворения такого ходатайства являются уважительность причины неявки и исключение возможности злоупотребления своими процессуальными правами стороной, заявляющей соответствующее ходатайство.
Учитывая надлежащее своевременное извещение на судебное заседание представителя государственного органа, который имеет определенный штат сотрудников, полагая, что у сотрудников государственного органа имелось достаточно времени для принятия исчерпывающих мер, направленных на своевременное ознакомление с материалами дела, и для исключения затягивания рассмотрения дела, суд в удовлетворении ходатайства об отложении отказывает, о чем дополнительно указано в протоколе судебного заседания.
Иные участники судебного разбирательства не явились, надлежащим образом извещены.
Вывод о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, сделан судом также и на основании положений частей 8-10 статьи 96 КАС РФ, сведений, содержащихся в материалах административного дела о надлежащем извещении участвующих в деле лиц, обладающих государственными или иными публичными полномочиями о начавшемся судебном разбирательстве, и отсутствия заявлений от таких лиц о невозможности получения сведений из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Изучив материалы дела, выслушав представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частей 10, 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Судом установлено, что ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, расположенного на территории <адрес изъят>, на землях населённых пунктов, с видом разрешённого использования - для ведения садоводства.
<дата изъята> ФИО3 получил ответ из Управления Градостроительных разрешений г. Казани на своё обращение направленное через ФГИС «Досудебное обжалование», в котором ему было повторно отказано в выдаче разрешение на строительство жилого дома на садовом участке.
В обоснование оспариваемого ответа указано, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Казани, утвержденными решением Казанской городской Думы от 16.08.2021 №5-8, земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> расположен в ЖЗ - зона среднеэтажной жилой застройки и частично в подзоне «ПИИТ» - подзоне повышенной интенсивности использования территорий ПИИТ, в которой индивидуальное жилищное строительство не входит в виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
Вместе с тем, указанный земельный участок частично расположен в красных линиях, где размещение объектов капитального строительства не предусмотрено. На часть земельного участка градостроительный регламент не распространяется;
В соответствии с пунктом 3.1.1 положения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Казани» (далее - УАиГ) осуществление планирования застройки, территориального зонирования земель города Казани относится к полномочиям УАиГ.
Также, в соответствии со сведениями из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) проектируемый объект «индивидуальный жилой дом» не соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> - «Для ведения садоводства».
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок расположен в зоне ограничения застройки по азимуту 0-360 град, от башни филиала ФИО1 «РТПЦ Республики Татарстан» (по адресу: <адрес изъят>) на высоте от 67,39м. над уровнем земли на расстоянии от 410м. до 728,6м. (ЗОУИТ: <номер изъят>), где зона ограничений застройки не может использоваться в качестве территории жилой застройки.
Вопросы постановки объектов капитального строительства на кадастровый учет и регистрации права собственности, в том числе в упрощенном порядке, предусмотренном частью 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» относятся к компетенции Управления Росреестра по Республике Татарстан.
В связи изложенным, на Уведомление от <дата изъята><номер изъят> ФИО3 направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и недопустимости размещения объекта ИЖС (далее - Уведомление о несоответствии) по <адрес изъят> (кадастровый номер земельного участка <номер изъят>) от <дата изъята> №<номер изъят>.
В случае устранения указанных в Уведомлении замечаний, МКУ «Управление градостроительных разрешений города Казани» рассмотрит повторное Уведомление о планируемом строительстве объекта ИЖС по указанному адресу в соответствии с действующим градостроительным законодательством Российской Федерации.
Не согласившись с данным ответом, административный истец обратился в суд с указанными требованиями.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый ответ от <дата изъята><номер изъят> является незаконным по следующим основаниям.
В оспариваемом ответе (уведомлении) отсутствуют ссылки на конкретный пункт части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, на основании которой было принято решение о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Кроме того, оспариваемый ответ также не соответствует требованиям части 11 статьи 51.1 ГрК РФ по причине отсутствия необходимой информации в части указания предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, которые действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также, применительно к отказу по причине недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 13.2 Приказа Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 (ред. от 16.09.2021) "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор), "ведение садоводства" включает в себя осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей. В описании вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" (код 2.1) жилой дом определен как отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Аналогичное Классификатору описание вида разрешенного использования "ведение садоводства", «ведение огородничества» содержится в положениях Правил землепользования и застройки г. Казани, принятые решением КГД от 16.08.2021 N 5-8 и включает в себя осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещения для собственных нужд садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В г. Казани действуют Правила землепользования и застройки г. Казани, принятые решением КГД от <дата изъята> N 5-8 (далее - Правила).
Согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки Градостроительного устава г. Казани (в редакции Решения Казанской городской Думы от 16.08.2021 №5-8), в территориальной зоне СТ – зоне садоводств и огородничеств, виды разрешенного использования включают в себя: размещение садового дома, хозяйственных построек и гаражей.
Из указанного правового регулирования следует вывод, что градостроительным регламентом территориальной зоны СТ допускается размещение жилых домов при соблюдении установленных требований.
Кроме того, положениями Правил землепользования и застройки г. Казани, принятые решением КГД от 16.08.2021 N 5-8 в зоне СТ запрет на осуществление строительства объектов капитального строительства не установлен.
Из материалов дела следует, что земельный участок административного истца не попадает в зону ограничения башни филиала РТРС «РТПЦ Республики Татарстан».
Из ответа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» на запрос суда следует, что красные линии, расположенные на данной территории являются проектными.
Согласно отзыва АО «Туполев» (Аэродром Борисоглебское) размещение ИЖС на земельном участке не нарушает ограничений, установленных для аэродрома экспериментальной авиации Казань-Борисоглебское.
Оспариваемый ответ не содержит ссылку на норму права которая препятствует выдаче уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома.
При таких обстоятельствах, суд признает незаконным ответ МКУ «Управление градостроительных разрешений ИКМО г. Казани» от <дата изъята><номер изъят>.
В целях полного восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, суд считает необходимым обязать МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» повторно рассмотреть уведомление ФИО3 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от <дата изъята><номер изъят> с учетом настоящего решения суда в течение 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении требования выдать разрешение на строительство объекта ИЖС на садовом участке суд считает необходимым отказать, поскольку данное понуждение выходит за пределы компетенции суда при рассмотрении административного дела, поскольку суд не может подменять собой органы, уполномоченные в соответствии с действующим законодательством на рассмотрение указанного вопроса.
В силу статей 227, 363.1 КАС РФ, суд обязывает административного соответчика сообщить в суд и истцу об исполнении решения суда и предупреждает о возможности наложения судебного штрафа.
Срок для обращения с иском в суд административным истцом не пропущен.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3 к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», заместителю начальника МКУ «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» ФИО4 о признании ответа незаконным, обязании повторно рассмотреть и выдать разрешение удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» от <дата изъята><номер изъят>.
Обязать МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» повторно рассмотреть уведомление ФИО3 о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от <дата изъята><номер изъят> с учетом настоящего решения суда в течение 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу и сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и ФИО3 .
Несообщение в суд о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законности влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа. Наложение судебного штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить о принятии указанных в судебном решении мер.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Сафин Р.И.
Копия верна
Судья Сафин Р.И.
Мотивированное решение суда составлено <дата изъята> года