Дело № 2а-924/2020
08 декабря 2020 года город Вельск
29RS0001-01-2020-001641-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Хомовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившихся в неисполнении перечисленных в представлениях требований об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства,
установил:
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» (далее – ФКУ № УФСИН России по Архангельской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившихся в неисполнении перечисленных в представлении требований об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
В обоснование требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ за исх. № в адрес начальника ФКУ № УФСИН России по Архангельской области было внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, выявленных ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в ходе проверки указанного учреждения. В данном представлении отдельно отмечалось несоответствие штрафного изолятора и помещений камерного типа (далее – ШИЗО и ПКТ) нормативным актам в сфере исполнения уголовного наказания, а именно: 1) в нарушение требований Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», п. 16.1.3 СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (далее – Свод правил) на входах с общих коридоров в лестничную клетку между 1и 2 этажами не установлены двери усиленной конструкции; п. 17.2 Свода правил ширина коридоров здания менее 3 м; п. 17.3 Свода правил второй этаж здания выполнен не в каменном (кирпичном, железобетонном) исполнении, с пределом огнестойкости ниже II степени; п. 17.4 Свода правил высота помещений второго этажа здания от пола до потолка составляет менее 3 м.; п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил все камеры ШИЗО, ПКТ, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины) не обеспечены горячим водоснабжением. 2) внутренняя лестничная клетка и соответственно лестничный марш между 1 и 2 этажом ШИЗО, ПКТ не отвечает требования безопасности, поскольку в нарушение п. 17.19 Свода правил, п. 4.2.5 «СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее СП 1.13130.2009), планировка, наклон лестницы, высота ступеней и поступи имеет ненормативную геометрию, не позволяя обеспечить выход с лежачим человеком на носилках; п 4.4.1 СП 1.13130.2009 ширина лестничного марша менее 90 см; п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 уклон лестницы более 1:1, ширина поступи менее 25 см, а высота ступени - более 22 см.; п. 4.4.3 СП 1.13130.2009 межэтажная площадка лестничной клетки менее 1,6 м. по указанным нарушениям, указывают, что нормативный акт СП 1.13130.2009 с ДД.ММ.ГГГГ утратил свою силу, в следствие принятия нового – Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП 1.13130), который не изменил требования к эвакуационным путям. 3) состав и площади помещений здания ШИЗО, ПКТ не отвечают нормативным показателям, поскольку в нарушение п. 14.4.4, табл. 14.4 Свода правил, комната младшего инспектора на 1 этаже меньше 10 м?, на втором этаже отсутствует вовсе, отсутствуют отдельные помещения на этаже для хранения чистого постельного белья и обменного фонда, обысковая комната совмещена с комнатой хранения вещей и не оборудована унитазом и раковиной, нет отдельного кабинета для начальника отряда и помещений оперативных работников (на каждом этаже, площадью не менее 12 м?). Из ответа врио начальника № от ДД.ММ.ГГГГ (№/№) и дополнительной информации начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ (№) следует, что выявленные прокуратурой нарушения не устранены, в том числе по причине конструктивных особенностей здания, поскольку оно введено в эксплуатацию в 1966 году. Заявки на финансирование ситуацию не изменили, а начатое в 2011 году строительство нового здания ШИЗО и ПКТ не осуществляется. А поэтому просит признать незаконным бездействие ФКУ № УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России, выразившееся в неисполнении перечисленных в представлениях нарушений и обязать № и ФСИН России в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия:
- на входах в здания ШИЗО и ПКТ с общих коридоров в лестничную клетку, между 1 и 2 этажами установить двери усиленной конструкции, увеличить ширину коридоров здания не менее 3 м, второй этаж здания выполнить в каменном (кирпичном, железобетонном) исполнении, с пределом огнестойкости не ниже II степени; высоту помещений от пола до потолка второго этажа здания увеличить не менее 3м, все камеры ШИЗО, ПКТ, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины) обеспечить горячим водоснабжением;
- провести защиту людей на путях эвакуации со второго этажа здания ШИЗО, ПКТ, обеспечив комплекс объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных решений, увеличив ширину лестничного марша на величину - не менее 90 см, уклон лестницы выполнить не более 1:1, ширина поступи не менее 25 см, а высота ступени не более 22 см, увеличить межэтажную площадку лестничной клетки на величину не менее 1,8 Х1 м;
- обеспечить состав и площади помещений здания ШИЗО, ПКТ нормативным показателям, увеличив площадь комнаты младшего инспектора на 1 этаже на величину не менее 10 м?, на втором этаже оборудовать комнату младшего инспектора, оборудовать отдельные помещения на этажах для хранения чистого постельного белья и обменного фонда, оборудовать обысковую комнату с унитазом и раковиной, отдельный кабинет для начальника отряда и оперативных работников (на каждом этаже, площадью не менее 12 м?).
Прокурор Я.М.В, в судебном заседании настоял на удовлетворении административного иска по тем же основаниям, пояснив, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, то заявленные требования основаны на законе.
Представитель ФКУ № УФСИН России по Архангельской области К.Е.В, в судебном заседании административный иск к учреждению не признала, пояснив, что ИК-14 финансируется их федерального бюджета, денежных средств для устранения указанных нарушений не поступало, то отсутствует возможность для выполнения этих мероприятий.
Представители Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области и Управления Федеральной службы исполнения наказаний на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно письменному отзыву с иском не согласны, поскольку отсутствуют законные основания для удовлетворения иска.
Выслушав Я.М.В,, К.Е.В,, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Положения ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В соответствии с ч. 3 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вносит представление об устранении нарушений закона, а должностное лицо, в адрес которого внесено представление, в течение месяца со дня внесения такового должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих.
Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания осужденных подлежат обязательному исполнению администрацией.
Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации предусмотрено ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Статьей 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГN 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрена обязанность учреждений, исполняющих наказания, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Свод правил СП 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы Правила проектирования» содержит требования к зданиям, сооружениям, планировке и застройке территорий: исправительных колоний общего режима для содержания совершеннолетних осужденных мужского пола; исправительных колоний общего режима для содержания совершеннолетних осужденных женского пола; исправительных колоний строгого режима; исправительных колоний особого режима для осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных, отбывающих наказание в виде пожизненного лишения свободы, осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы; воспитательных колоний; колоний-поселений; единых помещений камерного типа.
Согласно п. 16.1.3 Свода правил внутренние двери усиленной конструкции следует устанавливать в карантине, общежитиях всех видов, ПКТ, ПКТ с ШИЗО, ШИЗО, ДИЗО, режимном корпусе: на входах, ведущих в лестничную клетку.
Пунктом 17.2 Свода правил установлена ширина общих коридоров режимных зданий с наличием камерных помещений при двухстороннем расположении камер не менее 3,0 м.
Пунктом. 17.3 Свода правил предусматривается, что режимные здания, административные здания, здания общежитий со строгими условиями отбывания наказания, здания дома ребенка, а также здания, функционально предназначенные для содержания осужденных в ИК особого режима для осужденных ПЛС, следует предусматривать в каменном (кирпичном, железобетонном) исполнении.
Пункт 17.4 Свода правил устанавливает высоту помещений от пола до потолка зданий исправительных учреждений с учетом требований СП 118.13330. Высота помещений от уровня чистого пола до низа вышележащих перекрытий или покрытий зданий жилой (режимной, изолированной жилой) зоны должна составлять не менее 3,0 м.
На основании п. 19.2.1 и п. 19.2.5 Свода правил здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям санитарных норм. Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т. п.);
Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГN 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (вместе с «СП 1.13130.2020 Свод правил...») п. 4.4.1-п. 4.4.2 устанавливаются требования применительно к зданиям исправительного учреждения ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее 0,9 м, уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, а ширина проступи - как правило, не менее 25 см, за исключением наружных лестниц; высота ступени - не более 22 см и не менее 5 см.
В судебном заседании установлено, что ФКУ № УФСИН России по Архангельской области является учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, и на него возложена обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
Правовую основу деятельности ФКУ № УФСИН России по Архангельской области согласно пункту 1.13 Устава, составляет Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента и Правительства РФ, иные нормативно правовые акты, а также сам Устав исправительного учреждения.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава, предметом и целью ФКУ № УФСИН России по Архангельской области, в том числе является создание осужденным условий содержаний, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
На закрытой территории ФКУ № УФСИН России по Архангельской области находится здание изолятора, в котором расположены камеры штрафного изолятора и помещения камерного типа (ШИЗО и ПКТ).
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ здание изолятора построено в 1966 году. При его проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент "Указания по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР" (ВСН 10-73/МВД СССР).
ДД.ММ.ГГГГ Онежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Архангельской области в адрес начальника ФКУ № УФСИН России по Архангельской области направлено представление № об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства, в котором в числе прочего было указано на
несоответствие штрафного изолятора и помещений камерного типа (далее – ШИЗО и ПКТ) нормативным актам в сфере исполнения уголовного наказания, а именно:
1) в нарушение требований Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», п. 16.1.3 СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (далее – Свод правил) на входах с общих коридоров в лестничную клетку между 1и 2 этажами не установлены двери усиленной конструкции; п. 17.2 Свода правил ширина коридоров здания менее 3 м; п. 17.3 Свода правил второй этаж здания выполнен не в каменном (кирпичном, железобетонном) исполнении, с пределом огнестойкости ниже II степени; п. 17.4 Свода правил высота помещений второго этажа здания от пола до потолка составляет менее 3 м.; п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил все камеры ШИЗО, ПКТ, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины) не обеспечены горячим водоснабжением.
2) внутренняя лестничная клетка и соответственно лестничный марш между 1 и 2 этажом ШИЗО, ПКТ не отвечает требования безопасности, поскольку в нарушение п. 17.19 Свода правил, п. 4.2.5 «СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» утв. Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее СП 1.13130.2009), планировка, наклон лестницы, высота ступеней и поступи имеет ненормативную геометрию, не позволяя обеспечить выход с лежачим человеком на носилках; п 4.4.1 СП 1.13130.2009 ширина лестничного марша менее 90 см; п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 уклон лестницы более 1:1, ширина поступи менее 25 см, а высота ступени - более 22 см.; п. 4.4.3 СП 1.13130.2009 межэтажная площадка лестничной клетки менее 1,6 м.
3) состав и площади помещений здания ШИЗО, ПКТ не отвечают нормативным показателям, поскольку в нарушение п. 14.4.4, табл. 14.4 Свода правил, комната младшего инспектора на 1 этаже меньше 10 м?, на втором этаже отсутствует вовсе, отсутствуют отдельные помещения на этаже для хранения чистого постельного белья и обменного фонда, обысковая комната совмещена с комнатой хранения вещей и не оборудована унитазом и раковиной, нет отдельного кабинета для начальника отряда и помещений оперативных работников (на каждом этаже, площадью не менее 12 м?).
Начальником № дан ответ, из которого следует, что согласно объяснению начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обслуживания здания ШИЗО и ПКТ 1969 года постройки, поскольку требования Свода правил по проектированию исправительных учреждений вышли позже, поэтому отдельные нормы не соответствуют. Проведение ремонтных работ по приведению в соответствие с новыми нормами Свода правил с изменением отдельных элементов конструкций может негативно сказаться на целостности строения. Оборудование необходимых помещений в соответствии с требованиями Свода правил возможно только за счет существующих помещений, что также приведет к отсутствию необходимого количества мест для размещения осужденных в камерах.
Недостатки, которые выявлены в ШИЗО и ПКТ не устранены. Техническое переоборудование помещений ШИЗО и ПКТ в связи со старостью постройки здания невозможно, что может привести к разрушению. В 2011 году было начато строительство нового здания ШИЗО, однако в настоящее время строительство не финансируется.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Как следует из ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В статье 99 УИК РФ отражено материально-техническое обеспечение осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3, 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ основными задачами ФСИН России являются, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В силу ст. 9 Закона РФ № финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно п. 1.9 Устава ФКУ № УФСИН России по Архангельской области учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закрепленным за ним учредителем на праве оперативного управления.
Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность; начальник учреждения осуществляет общее руководство деятельностью учреждения, несет персональную ответственность за ее результаты, обеспечивает работникам учреждения охрану труда, пожарную безопасность (п. п. 2.5.1, 4.6 Устава).
Установлено, что помещения, в которых при проверке были выявлены нарушения, принадлежат ФКУ № на праве оперативного управления.
Данные нарушения существовали в течение длительного периода времени, то обстоятельство, что здания колонии возведены задолго до принятия названной выше Инструкции и Свода Правил, само по себе не исключает необходимости приведения их в соответствие с новыми требованиями к материально-бытовому обеспечению осужденных, в том числе, путем проведения реконструкции, расширения, переоснащения зданий, помещений и сооружений исправительного учреждения.
Следовательно, со стороны административных ответчиков имеет место бездействие по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства. Доказательств, подтверждающих обстоятельства, объективно препятствующие исполнению указанной обязанности, суду не представлено.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, неопределенного круга лиц и Российской Федерации, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Решение о признании действий незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На момент рассмотрения дела, нарушения, указанные в представлениях прокурора, не устранены.
Поскольку административными ответчиками допущено бездействие по устранению выявленных нарушений, то необходимо возложить обязанности по их устранению
При этом суд учитывает, что в судебное заседание не представлено доказательств того, что устранение нарушений требований невозможно ввиду отсутствия технической возможности и конструктивных особенностей здания.
Строительство объекта в № в соответствии с ранее действовавшими нормативами не служит обстоятельством, которое бы препятствовало их переоборудованию в настоящее время с целью создания надлежащих условий содержания.
Отсутствие финансирования, на которое ссылался представитель ответчика, не освобождает административных ответчиков от соблюдения уголовно-исполнительного законодательства по условиям содержания осужденных.
ФСИН России, являясь главным распорядителем бюджетных средств, не только вправе, но и обязана для исполнения возложенных Государством на нее, а также ФКУ № УФСИН России по Архангельской области обязанностей решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования, использования для удовлетворения отдельных нужд финансирование из внебюджетных источников. Следовательно, при недостаточности средств у ФКУ № УФСИН России по Архангельской области, субсидиарную ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и соответствующий территориальный орган - УФСИН России по Архангельской области, поскольку именно они ведают вопросами бюджетного финансирования и доведения бюджетных лимитов соответственно.
Таким образом, суд определил способ устранения выявленных нарушений в виде возложения обязанности по их устранению.
Учитывая, что устранение выявленных нарушений, с учетом требований действующего законодательства связано с проведением мероприятий по недвижимому имуществу, суд в соответствии со ст.180 КАС РФ полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным, как того просит прокурор.
Руководствуясь статьями 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Онежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившихся в неисполнении перечисленных в представлениях требований об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области», Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства в здании ШИЗО, ПКТ, а именно: в нарушение требований ст.13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», п. 16.1.3 Свода правил на входах с общих коридоров в лестничную клетку между 1 и 2 этажами не установлены двери усиленной конструкции; п. 17.2 Свода правил ширина коридоров здания менее 3 м; п. 17.3 Свода правил второй этаж здания выполнен не в каменном (кирпичном, железобетонном) исполнении, с пределом огнестойкости ниже II степени; п. 17.4 Свода правил высота помещений второго этажа здания от пола до потолка составляет менее 3 м.; п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил все камеры ШИЗО, ПКТ, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины) не обеспечены горячим водоснабжением;
в нарушение ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», п. 4.1.2 «СП 1.13130 защита людей на путях эвакуации со второго этажа ШИЗО, ПКТ не обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных решений; п. 4.4.1 ширина лестничного марша менее 90 см; п. 4.4.3 СП 1.13130 уклон лестницы более 1:1, ширина поступи менее 25 см, а высота ступени более 22 см.; п. 4.4.2 СП 1.13130.2009 межэтажная площадка лестничной клетки менее 1,8 х 1 м;
состав и площади помещений здания ШИЗО, ПКТ не отвечают нормативным показателям, поскольку в нарушение ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», п. 14.4.4, табл. 14.4 Свода правил, комната младшего инспектора на 1 этаже меньше 10 м?, на втором этаже отсутствует вовсе, отсутствуют отдельные помещения на этаже для хранения чистого постельного белья и обменного фонда, обысковая комната совмещена с комнатой хранения вещей и не оборудована унитазом и раковиной, нет отдельного кабинета для начальника отряда и помещений оперативных работников (на каждом этаже, площадью не менее 12 м?).
Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области для проведения следующих мероприятий в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области:
- на входах здания ШИЗО и ПКТ с общих коридоров в лестничную клетку, между 1 и 2 этажами установить двери усиленной конструкции, увеличить ширину коридоров здания не менее 3 м, второй этаж здания выполнить в каменном (кирпичном, железобетонном) исполнении, с пределом огнестойкости не ниже II степени; высоту помещений от пола до потолка второго этажа здания увеличить не менее 3м, все камеры ШИЗО, ПКТ, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины) обеспечить горячим водоснабжением;
- провести защиту людей на путях эвакуации со второго этажа здания ШИЗО, ПКТ, обеспечив комплекс объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных решений, увеличив ширину лестничного марша на величину - не менее 90 см, уклон лестницы выполнить не более 1:1, ширина поступи не менее 25 см, а высота ступени не более 22 см, увеличить межэтажную площадку лестничной клетки на величину не менее 1,8 Х 1 м;
- обеспечить состав и площади помещений здания ШИЗО, ПКТ нормативным показателям, увеличив площадь комнаты младшего инспектора на 1 этаже на величину не менее 10 м?, на втором этаже оборудовать комнату младшего инспектора, оборудовать отдельные помещения на этажах для хранения чистого постельного белья и обменного фонда, оборудовать обысковую комнату с унитазом и раковиной, отдельный кабинет для начальника отряда и оперативных работников (на каждом этаже, площадью не менее 12 м?).
Возложить на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области обязанность по организации материально-технического и финансового обеспечения Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области» для выполнения следующих мероприятий:
- на входах здания ШИЗО и ПКТ с общих коридоров в лестничную клетку, между 1 и 2 этажами установить двери усиленной конструкции, увеличить ширину коридоров здания не менее 3 м, второй этаж здания выполнить в каменном (кирпичном, железобетонном) исполнении, с пределом огнестойкости не ниже II степени; высоту помещений от пола до потолка второго этажа здания увеличить не менее 3м, все камеры ШИЗО, ПКТ, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины) обеспечить горячим водоснабжением;
- провести защиту людей на путях эвакуации со второго этажа здания ШИЗО, ПКТ, обеспечив комплекс объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных решений, увеличив ширину лестничного марша на величину - не менее 90 см, уклон лестницы выполнить не более 1:1, ширина поступи не менее 25 см, а высота ступени не более 22 см, увеличить межэтажную площадку лестничной клетки на величину не менее 1,8 Х 1 м;
- обеспечить состав и площади помещений здания ШИЗО, ПКТ нормативным показателям, увеличив площадь комнаты младшего инспектора на 1 этаже на величину не менее 10 м?, на втором этаже оборудовать комнату младшего инспектора, оборудовать отдельные помещения на этажах для хранения чистого постельного белья и обменного фонда, оборудовать обысковую комнату с унитазом и раковиной, отдельный кабинет для начальника отряда и оперативных работников (на каждом этаже, площадью не менее 12 м?).
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в течение 2 лет с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить следующие мероприятия:
- на входах здания ШИЗО и ПКТ с общих коридоров в лестничную клетку, между 1 и 2 этажами установить двери усиленной конструкции, увеличить ширину коридоров здания не менее 3 м, второй этаж здания выполнить в каменном (кирпичном, железобетонном) исполнении, с пределом огнестойкости не ниже II степени; высоту помещений от пола до потолка второго этажа здания увеличить не менее 3м, все камеры ШИЗО, ПКТ, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины) обеспечить горячим водоснабжением;
- провести защиту людей на путях эвакуации со второго этажа здания ШИЗО, ПКТ, обеспечив комплекс объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных решений, увеличив ширину лестничного марша на величину - не менее 90 см, уклон лестницы выполнить не более 1:1, ширина поступи не менее 25 см, а высота ступени не более 22 см, увеличить межэтажную площадку лестничной клетки на величину не менее 1,8 Х 1 м;
- обеспечить состав и площади помещений здания ШИЗО, ПКТ нормативным показателям, увеличив площадь комнаты младшего инспектора на 1 этаже на величину не менее 10 м?, на втором этаже оборудовать комнату младшего инспектора, оборудовать отдельные помещения на этажах для хранения чистого постельного белья и обменного фонда, оборудовать обысковую комнату с унитазом и раковиной, отдельный кабинет для начальника отряда и оперативных работников (на каждом этаже, площадью не менее 12 м?).
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.А. Пестерев