ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-928/2021 от 08.06.2021 Артемовского городского суда (Приморский край)

дело №2а-928/2021

25RS0007-01-2021-000123-75

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

08 июня 2021 года г.Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,

при секретаре Иващук А.Е.,

с участием представителя истца Конопля Н.А.,

представителя ответчика Зубковой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Премингер Л.Б. к администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Премингер Л.Б. обратился в суд с административными исковыми требованиями к администрации Артемовского городского округа, в обоснование которых указал об обращении <дата> в администрацию АГО с заявлением об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды сроком на 5 лет в отношении земельного участка площадью 1 003 кв.м (23,26м х 21,35м х 14м х 34,46м х 38,69м), расположенного по адресу: <адрес>, с целью строительства санатория, профилактория, дома отдыха, который ранее отводился Дальневосточному фонду содействия экономической безопасности»на праве аренды постановлением администрации города Артема от <дата><номер> «О закреплении земельного участка базы отдыха «Овод» на побережье бухты Муравьиной.

Ответом администрации АГО в лице МКУ «Управление муниципальной собственности» <номер>-П от <дата> административному истцу сообщено на необходимость в соответствии с ч.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ подготовки за свой счет схемы расположения испрашиваемого земельного участка и обращения с новым заявлением об утверждении указанной схемы.

<дата> Премингер Л.Б. обратился в администрацию АГО, приложив к нему схему расположения испрашиваемого земельного участка в целях ее утверждения.

<дата> администрация АГО в лице Управления архитектуры и градостроительства направила решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1 165 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, оформленного письмом за номером <номер>, мотивированное расположением планируемого к образованию земельного участка в границах лесничества (зона с особыми условиями использования территории номер <номер>), имеющего наименование «Владивостокское лесничество, Владивостокский городской округ, Хасанский муниципальный район, Надеждинский муниципальный район, Артемовский городской округ, Шкотовский муниципальный район, городской округ Большой камень, Приморского края».

Премингер Л.Б. направлены запросы в Управление Росреестра по Приморскому краю и КГБУ «Центр развития территории» с просьбой сообщить о нахождении (не нахождении) испрашиваемого земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ) с учетным номером <номер>, с предоставлением документов, на основании которых она установлена.

Ответом Управления Росреестра по Приморскому краю <номер> от <дата> указано о невозможности определить, находится или нет испрашиваемый земельный участок площадью 1 003 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах ЗОУИТ с учетным номером <номер>, по причине не проведения кадастровых работ по уточнению метаположения и площади земельного участка в ЗОУИТ с учетным номером <номер>.

Ответом Министерства строительства Приморского края от <дата> истец уведомлен об отсутствии сведений по разделу 10 ЗОУИТ в отношении территории, расположенной в районе <адрес>.

По изложенному, в отсутствие документального подтверждения нахождения испрашиваемого земельного участка в границах ЗОУИТ с учетным номером <номер>, Премингер Л.Б. полагал о незаконности отказа администрации АГО в утверждении схемы и просил суд признать незаконным решение администрации АГО в лице Управления архитектуры и градостроительства от <дата><номер>-П об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на администрацию АГО повторно рассмотреть его обращение от <дата> об утверждении схемы расположения спорного земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца Премингер Л.Б. по доверенности Конопля Н.А. административные исковые требования поддержала по изложенным основаниям, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель администрации АГО по доверенности Зубкова О.Ю. полагала о законности решения администрации АГО изложенного в письме от <дата><номер>-П, поскольку испрашиваемый Премингер Л.Б. земельный участок расположен в границах лесничества (ЗОУИТ номер <номер>), имеющего наименование «Владивостокское лесничество, Владивостокский городской округ, Хасанский муниципальный район, Надеждинский муниципальный район, Артемовский городской округ, Шкотовский муниципальный район, городской округ Большой камень, Приморского края».

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Рослесинфорг» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель заинтересованного лица КГКУ «Приморское лесничество» по доверенности Филиппенко О.А. в судебное заседание не явилась, направила возражения относительно административных исковых требований, в которых указала о нахождении испрашиваемого Премингер Л.Б. земельного участка в границах лесничества (ЗОУИТ номер <номер>), имеющего наименование «Владивостокское лесничество, Владивостокский городской округ, Хасанский муниципальный район, Надеждинский муниципальный район, Артемовский городской округ, Шкотовский муниципальный район, городской округ Большой камень, Приморского края», границы которого в настоящий момент не установлены в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края по доверенности Моисеенко О.Г. в судебное заседание не явилась, направила сведения и схему о нахождении испрашиваемый Премингер Л.Б. земельного участка на землях лесного фонда в выделе <номер> квартала <номер> (<номер>,) Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества, отсутствии в ЕГРН информации о границах ЗОУИТ с номером <номер> по причине не установления границ указанного лесничества в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства. Указала, что полномочия по установлению границ Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества в силу ч.9 ст.81 Лесного кодекса РФ отнесены к ведению Рослесхоза.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и п.2 ч.9 данной статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и п.4 ч.9 указанной статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, <дата> Премингер Л.Б., ссылаясь на то, что постановлением администрации города Артема от <дата><номер> ему отведен земельный участок в районе <адрес>, обратился в администрацию Артемовского городского округа с заявлением об организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды сроком на 5 лет в отношении земельного участка площадью 1 003 кв.м (23,26м х 21,35м х 14м х 34,46м х 38,69м), расположенного по адресу: <адрес>, с целью строительства санатория, профилактория, дома отдыха.

Согласно постановлению администрации города Артема от <дата><номер> «О закреплении земельного участка базы отдыха «Овод» на побережье бухты Муравьиной Дальневосточному фонду содействия экономической безопасности», спорный земельный участок площадью 1 003 кв.м (23,26м х 21,35м х 14м х 34,46м х 38,69м), расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен не Премингер Л.Б., а Дальневосточному фонду содействия экономической безопасности на праве аренды до <дата> для обслуживания базы отдыха «Овод», земельный участок под которой указанным же постановлением закреплен за Дальневосточном фондом содействия экономической безопасности с <дата> в постоянное пользование.

Ответом администрации АГО в лице МКУ «Управление муниципальной собственности» <номер>-П от <дата> административный истец уведомлен о необходимости в соответствии с ч.4 ст.39.11 Земельного кодекса РФ подготовить за свой счет схему расположения испрашиваемого земельного участка и вновь обратиться с заявлением об утверждении указанной схемы.

<дата> Премингер Л.Б. обратился в администрацию АГО, приложив к нему схему расположения испрашиваемого земельного участка в целях ее утверждения.

Как следует из схемы расположения испрашиваемого Премингер Л.Б. земельного участка, изготовленной кадастровым инженером, его площадь составляет 1 165 кв.м, он расположен границах кадастрового квартала <номер>, с южной части граничит с земельным участком с кадастровым номером <номер>, весь располагается в водоохраной зоне, а также зоне с особыми условиями <номер> (Владивостокское лесничество, Владивостокский городской округ, Хасанский муниципальный район, Надеждинский муниципальный район, Артемовский городской округ, Шкотовский муниципальный район, городской округ Большой камень, Приморского края).

<дата> администрация АГО в лице Управления архитектуры и градостроительства направила Премингер Л.Б. решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, оформленного письмом за номером <номер>, мотивированное расположением планируемого к образованию испрашиваемого земельного участка в границах лесничества (ЗОУИТ номер <номер>), имеющего наименование «Владивостокское лесничество, Владивостокский городской округ, Хасанский муниципальный район, Надеждинский муниципальный район, Артемовский городской округ, Шкотовский муниципальный район, городской округ Большой камень, Приморского края».

Информацией Управление Росреестра по Приморскому краю от <дата><номер> установлено о невозможности определить нахождение испрашиваемого земельного участка площадью в границах ЗОУИТ с учетным номером <номер>, по причине не проведения кадастровых работ по уточнению метаположения и площади земельного участка в ЗОУИТ с учетным номером <номер>.

Из ответа Министерства строительства Приморского края от <дата> следует об отсутствии сведений по разделу 10 ЗОУИТ в отношении территории, расположенной в районе <адрес>.

Одновременно, как следует из возражений КГКУ «Приморское лесничество» относительно административных исковых требований от <дата>, при проведении сверки планшета и схемы расположения испрашиваемого Премингер Л.Б. земельного участка установлено расположение спорного земельного участка в границах лесничества (ЗОУИТ номер <номер>), имеющего наименование «Владивостокское лесничество, Владивостокский городской округ, Хасанский муниципальный район, Надеждинский муниципальный район, Артемовский городской округ, Шкотовский муниципальный район, городской округ Большой камень, Приморского края».

Сведениями Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края <дата><номер> также представлены сведения и схема о нахождении испрашиваемого Премингер Л.Б. земельного участка на землях лесного фонда в выделе <номер> квартала <номер> (<номер>,) Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества, отсутствии в ЕГРН информации о границах ЗОУИТ с номером <номер> по причине не установления границ указанного лесничества в соответствии с требованиями земельного и лесного законодательства.

В силу положений ч.1, ч.2 и ч.3 ст.11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, указанных в частях 4 и 6 ст.11.4 названного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (п.1); проектная документация лесных участков (п.2); утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст.11.10 названного Кодекса (п.3).

В соответствии с ч.7 чт.11.4 Земельного кодекса РФ раздел земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по заявлению заинтересованного лица, которому данный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования. Заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка. К заявлению прилагаются: подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу положений ст.11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (ч.1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (ч.2). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (ч.6). Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (п.2); разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.3).

Статьей 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (ч.3). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами (ч.6). Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (ч.7).

В силу ч.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

Указанные положения земельного и градостроительного законодательства корреспондируют к общему правилу, установленному ч.2 ст.85 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Статьей 7 Лесного кодекса РФ определено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и названного Кодекса.

На основании ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с ч.1 ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Согласно ч.2 ст.9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Статьей 25 Лесного кодекса РФ определены виды использования лесов. Предоставление гражданам лесных участков под строительства санатория, профилактория, дома отдыха, действующим лесным законодательством РФ не предусмотрено.

В силу п.2 ч.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда.

Поскольку нахождение испрашиваемого Премингер Л.Б. земельного участка в границах лесничества (выдел <номер> квартала <номер> (<номер>,; ЗОУИТ номер <номер>), имеющего наименование «Владивостокское лесничество, Владивостокский городской округ, Хасанский муниципальный район, Надеждинский муниципальный район, Артемовский городской округ, Шкотовский муниципальный район, городской округ Большой камень, Приморского края», в силу ч.7 ст.11.9 Земельного кодекса РФ является основанием для отказа в образовании данного участка путем утверждения схемы его расположения, суд приходит к выводу о правомерном отказе административному истцу в утверждении его схемы расположения на кадастровом плане территории.

Помимо указанного, поскольку спорный земельный участок расположен в на землях лесного фонда (выдел <номер> квартала <номер> (<номер>,; ЗОУИТ номер <номер>) Артемовского участкового лесничества Владивостокского лесничества, образование в его границах земельных участков путем его раздела, объединения, перераспределения или выдела в силу положений ст.11.2 и ст.11.10 Земельного кодекса РФ допускается исключительного с согласия и по заявлению Рослесхоза, осуществляющего от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении лестного фонда, расположенного в границах Приморского края и имеющего наименование «Владивостокское лесничество, Владивостокский городской округ, Хасанский муниципальный район, Надеждинский муниципальный район, Артемовский городской округ, Шкотовский муниципальный район, городской округ Большой камень, Приморского края».

При установленных судом обстоятельствах решение администрации Артемовского городского округа, изложенное в письме от <дата><номер>-П, об отказе Премингер Л.Б. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, признается основанным на законе и не нарушающим права и свободы административного истца, соответствует положениям ч.7 ст.11.9 Земельного кодекса РФ.

В силу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, при этом возлагая на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Поскольку в судебном заседании не установлена необходимая совокупность указанных в законе условий, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Премингер Л.Б А. о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженное в письме от <дата><номер>-П.

Руководствуясь ст.178-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Премингер Л.Б. к администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Артемовский городской суд Приморского края.

Мотивированное решение изготовлено 08.06.2021 года.

Судья А.Н.Харченко