ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-931/2021 от 22.10.2021 Кимовского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2021 года город Кимовск

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Улитушкиной Е.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Тимаковой О.В.,

с участием

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район, согласно доверенности Медведева О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-931/2021 по административному исковому заявлению Кокорева Александра Сергеевича к администрации муниципального образования Кимовский район о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Кокорев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кимовский район о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения и просит признать незаконным отказ, содержащийся в письме от 30.08.2021 года №С-779, администрации муниципального образования Кимовский район в согласовании переустройства принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, посредством установки индивидуального источника отопления.

В обоснование административного искового заявления сослался на то, что на основании договора купли-продажи от 28.03.2018 года он является собственником жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес>. Данная квартира общей площадью 50,3 кв.м. расположена на 3-м этаже 5-этажного многоквартирного жилого дома. Имеющаяся в данном жилом помещении система отопления, являющаяся составной частью общедомовой централизованной системы теплоснабжения, не обеспечивает надлежащий температурный режим, поэтому он решил установить в квартире индивидуальный источник отопления. На основании результатов проведенного внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме , по <адрес>, 8.06.2020 года составлен протокол, согласно которому все 100% собственников помещений дали согласие на переустройство его жилого помещения и установку нового газового оборудования в его квартире. Поскольку установка индивидуального источника отопления является переустройством жилого помещения, то для согласования данного вопроса он обратился в орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования Кимовский район с заявлением о согласовании переустройства жилого помещения посредством установки индивидуального источника отопления. Однако, 30 августа 2021 года администрацией муниципального образования Кимовский район ему было в письменной форме отказано в согласовании переустройства со ссылкой, в частности, на ч.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении». Полагает, что отказ администрации муниципального образования Кимовский район в согласовании переустройства жилого помещения, изложенный в письме от 30.08.2021 года № С-779, подлежит признанию незаконным. Процедура согласования переустройства жилого помещения предусмотрена статьями 25 - 29 ЖК РФ. В орган местного самоуправления им были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные ч.2 ст.26 ЖК РФ. В ч.1 ст.27 ЖК РФ приведены все основания для отказа в согласовании переустройства, а в ч.2 данной статьи указано об обязанности уполномоченного органа приводить в соответствующем решении основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи ст.27 ЖК РФ. Однако, указывает на то, что соответствующих оснований и ссылок на ст.27 ЖК РФ вышеуказанный отказ администрации муниципального образования Кимовский район не содержит. Помимо этого, считает, что ссылки административного ответчика на положения Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также Правила подключения к системам теплоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года №307, несостоятельны, поскольку положения действующего законодательства не исключают переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников отопления, а лишь устанавливают определённые требования к данным источникам (отопительным котлам). В своём письменном отказе в согласовании переустройства администрация муниципального образования Кимовский район не указала на несоответствие предусмотренного проектной документацией источника отопления каким-либо требованиям. Помимо этого, Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 года №307, на которое ссылается административный ответчик, отменено Постановлением Правительства РФ от 5.07.2018 года №787. Кроме того, возможность перехода на индивидуальный источник отопления в доме , по <адрес> предусмотрена актуализированной схемой теплоснабжения (раздел 5.6), утвержденной постановлением администрации муниципального образования Кимовский район от 18.04.2017 года №598 (в редакции постановления от 31.08.2021 года №881). Таким образом, полагает, что отказ в согласовании переустройства не отвечает требованиям ст.27 Жилищного кодекса РФ.

Данные обстоятельства и явились причиной для обращения в суд.

Административный истец Кокорев А.С., извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, обратившись с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, требования поддерживает.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Кимовский район, согласно доверенности Медведев О.В., административные исковые требования не признал, сославшись на их необоснованность. При этом, пояснил, что основания и порядок переустройства жилого помещения закреплены, в том числе, статьями 25-29 ЖК РФ. Для принятия решения о согласовании необходимо выполнить ряд мероприятий, заявитель обязан представить ряд документов, указанных в статье 26 ЖК РФ, в том числе, согласие всех собственников квартир в многоквартирном доме. К своему заявлению о согласовании переустройства жилого помещения административный истец никаких документов не приложил, в связи с чем администрация муниципального образования Кимовский район не вправе была предоставить согласие на переустройство. Просил принять во внимание, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование. Учитывая, что процедура перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее такой переход осуществлять не отдельно взятого жилого помещения, а в целом многоквартирного дома. Организация теплоснабжения МКД посредством «смешанного типа», т.е. одновременного использования централизованного теплоснабжения с использованием индивидуального источника тепловой энергии, нормативными документами не предусмотрена. Перевод одной квартиры на индивидуальной источник отопления отразится негативно на центральном отоплении всего МКД. На основании вышеизложенного администрация муниципального образования Кимовский район не имела правовых оснований на выдачу решения о согласовании переустройства системы отопления.

В соответствии со ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Согласно положениям ст. 101 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или адресу адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Неявившийся административный истец не воспользовался своим правом на личное участие в судебном заседании, что является его субъективным правом, не направил в суд своего представителя, напротив, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В целях соблюдения баланса интересов сторон и процессуальных сроков, учитывая, что судом были приняты меры по надлежащему извещению всех участников процесса, суд в силу ст. 150, ч.6 ст.226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 ст.46 Конституции РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений п.6 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии со ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены этим Кодексом.

Согласно ч.1 ст.25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со ст.26 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1).

При этом, решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме (ч. 5, 6 ст. 26 Жилищного кодекса РФ).

Для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (ч.2).

Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст.27 Жилищного кодекса РФ, при этом, решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

На основании ч.1 ст.27 ЖК РФ, отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя.

Пункт 3 части 1 ст.27 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

В соответствии с ч.4 ст.17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.п. 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Пунктами 1.7.2, 1.7.3 указанных Правил предусмотрены обстоятельства, при которых перепланировка недопустима: нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

По данному делу было установлено, что Кокорев А.С. на основании договора купли-продажи от 28.03.2018 года является собственником жилого помещения – квартиры , расположенной в доме , по <адрес>

Указанное усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 30.03.2018 года (л.д.16-17).

Согласно копии паспорта на имя Кокорева А.С. (л.д.14-15) он зарегистрирован в указанном жилом помещении 6.04.2018 года.

Решив установить в своей квартире индивидуальный источник отопления, административный истец 8.06.2020 года инициировал проведение общего собрания собственников помещений в данном МКД.

Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме , по <адрес> от 8.06.2020 года усматривается, что указанное собрание состоялось по инициативе собственника квартиры Кокорева А.С. Форма проведения собрания – очное голосование. На повестку дня был поставлен вопрос о переустройстве системы теплоснабжения и установке котла-колонки в квартире с монтажом приставного дымовентканала по наружной стене здания МКД , по <адрес>.

По данному вопросу принято решение дать согласие на переустройство системы теплоснабжения и установку котла-колонки в квартире . Голосовали: «За» - 100% голосов; «Против» - 0% голосов; «Воздержались» - 0% голосов. В приложении к протоколу указаны 23 собственника дома (л.д.18-19).

30.08.2021 года административный истец Кокорев А.С. обратился в администрацию муниципального образования Кимовский район с заявлением с просьбой разрешить установку газового оборудования – АОГВ в его квартире , расположенной в доме , по <адрес> (л.д.122).

Из решения от 6.02.2020 года Собрания представителей муниципального образования Кимовский район 6-го созыва следует, что на должность муниципальной службы главы администрации муниципального образования Кимовский район назначен ФИО1 (л.д.82).

Из п.4 ч.1 ст.5-1 Устава муниципального образования Кимовский район усматривается, что к вопросам местного значения муниципального образования Кимовский район относятся: организация в пределах муниципального образования электро- и газоснабжения поселений (л.д.31-81).

Письмом от 30.12.2019 года №С-779 администрации муниципального образования Кимовский район административному истцу Кокореву А.С. отказано в согласовании переустройства жилого помещения со ссылкой, в частности, на ч.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении». Указано на то, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно, проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование. Учитывая, что процедура перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее такой переход осуществлять не отдельно взятого жилого помещения, а в целом многоквартирного дома. Организация теплоснабжения МКД посредством «смешанного типа», т.е. одновременного использования централизованного теплоснабжения с использованием индивидуального источника тепловой энергии, нормативными документами не предусмотрена. Действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход на отопление жилых помещений с использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии всех жилых помещений в МКД (л.д.123).

Разрешить в добровольном порядке возникший спор не представилось возможным.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Административным истцом соблюден установленный ч.1 ст.219 УК РФ срок для обращения в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Кимовский район о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений (действий (бездействия)) уполномоченного органа должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением (действием (бездействием)) уполномоченного органа и указать способ их восстановления.

По смыслу закона оспариваемые решения (действия (бездействие)) уполномоченного органа могут быть признаны незаконными, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: решение (действие (бездействие)) совершено лицом, не имеющим полномочий на его совершение; существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решение (действие (бездействие)) нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения (действия (бездействия)) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением (действием (бездействием)) прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания решения (действия (бездействия)) уполномоченного органа недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В настоящем деле такие основания не установлены.

Проверяя полномочия должностного лица на принятие оспариваемого решения от 30.08.2021 года, суд установил, что последнее принято уполномоченным должностным лицом в соответствии с Распределением обязанностей между должностными лицами администрации муниципального образования Кимовский район, утвержденным распоряжением администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области от 2.09.2019 года -р, решением Собрания представителей муниципального образования Кимовский район Тульской области «О назначении главы администрации муниципального образования Кимовский район» от 6.02.2020 года .

Суд приходит к выводу, что заявление Кокорева А.С. рассмотрено в установленном законом порядке уполномоченным лицом по существу поставленных в нем вопросов, заявителю подготовлен и направлен мотивированный ответ в установленные сроки.

Приходя к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, суд руководствовался также следующим.

В соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Вышеуказанное положение закона не исключает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии вообще, а лишь вводит возможность ограничения перечня индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, который должен быть определен Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации

Также из содержания указанной нормы следует, что она носит отсылочный характер, и устанавливает запрет на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при условии, что они указаны в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 51 Постановления Правительства РФ от 5.07.2018 года № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:

а) наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

б) наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

в) температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;

г) давление теплоносителя - до 1 МПа.

Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утверждены постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года №154.

Для принятия решения о переустройстве жилых помещений путем отключения от централизованной системы отопления и установление индивидуальных источников тепловой энергии, должны учитываться и иные требования законодательства.

Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. В соответствии со ст. 25 ЖК РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется гл. 4 ЖК РФ.

Таким образом, установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.

Основанием проведения переустройства жилого помещения, в силу ст. 26 ЖК РФ является решение органа местного самоуправления о согласовании переустройства жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства и представлением в орган местного самоуправления всех необходимых документов.

Постановлением главы администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области от 18.04.2017 года №598 (с учетом изменений) утверждена схема теплоснабжения муниципального образования город Кимовск Кимовского района Тульской области (л.д.83-121).

Согласно разделу 5.6 данной схемы, перевод на индивидуальные источники отопления <адрес> позволит сократить дефицит тепловой энергии от источника тепловой энергии ЦТП №2 на 0,848 Гкал/час за счет сокращения объема теплоносителя, и улучшить теплоснабжение ГОУ ТО «Кимовский детский дом» и остальных подключенных потребителей тепловой энергии, а также сократит затраты теплоснабжающей организации ООО «ЭнергоГазИнвест-Тула» на энергоносители и проведение перерасчета размера платы за некачественную услугу центрального отопления.

В указанном разделе 5.6 указаны именно предложения по новому строительству и реконструкции тепловых сетей для обеспечения снижения дефицита располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии за счет перевода части жилого фонда на индивидуальные источники теплоснабжения.

При этом, схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154.

В соответствии с п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 года, не допускается переоборудование жилых квартир, ведущее к нарушению в работе инженерных систем и установленного на нем оборудования.

Безопасная перепланировка и переустройство квартиры возможны только на основании данных о состоянии всего дома, и только компетентные органы посредством оценки изначального состояния жилого помещения могут установить, что изменение технических характеристик одной квартиры не повлечет за собой существенных изменений в инженерной системе всего дома.

При проектировании жилых домов тип и размер отопительных приборов, устанавливаемых в квартирах, определяется с учетом общей площади отапливаемых помещений, при этом прогрев помещений должен осуществляться равномерно. В связи с тем, что рядом с квартирой расположены смежные помещения, в квартире должна поддерживаться определенная температура.

Возможность организации теплоснабжения многоквартирного дома, в котором проживает административный истец, посредством одновременного использования централизованного теплоснабжения и теплоснабжения с использованием индивидуальных источников тепловой энергии вышеуказанным нормативным документом не предусмотрена.

Применение в многоквартирном доме, оборудованном централизованной системой отопления, системы поквартирного отопления может быть реализовано в установленном законом порядке только путем реконструкции внутридомовой системы отопления всего многоквартирного жилого дома, технологически присоединенного к централизованной системе отопления, при определении в схеме теплоснабжения возможности такого перехода для всего дома, а также положительном единогласном решении собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости смены существующей центральной системы теплоснабжения, но не посредством переустройства отдельных жилых помещений.

Таким образом, несмотря на предложения по новому строительству и реконструкции тепловых сетей для обеспечения снижения дефицита располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии за счет перевода части жилого фонда на индивидуальные источники теплоснабжения, содержащиеся в схеме теплоснабжения муниципального образования город Кимовск Кимовского района Тульской области, согласно которой перевод на индивидуальные источники отопления <адрес> позволит сократить дефицит тепловой энергии от источника тепловой энергии ЦТП №2 на 0,848 Гкал/час за счет сокращения объема теплоносителя, суд считает, что речь в схеме в этой части идет именно о реконструкции внутридомовой системы отопления всего многоквартирного жилого дома, технологически присоединенного к централизованной системе отопления, при определении в схеме теплоснабжения возможности такого перехода для всего дома, а также положительном единогласном решении собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости смены существующей центральной системы теплоснабжения, но не посредством переустройства отдельных жилых помещении, в частности квартиры истца.

В судебном заседании административным истцом не представлено доказательств того, что при произведении в его квартире переустройства, оно не повлияет отрицательно на дальнейшую эксплуатацию дома в целом, а соответственно, не нарушает прав и законных интересов иных проживающих в доме граждан.

Нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, реконструировать внутридомовую систему отопления возможно только всего многоквартирного жилого дома. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 указанного ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

В соответствии с методическими рекомендациями по рассмотрению и принятию решений органами местного самоуправления по обращениям граждан по вопросу перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, утвержденных приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области № 86 от 23 декабря 2014 года установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства отдельных жилых помещений. При этом, собственники, принявшие на общем собрании решение о реконструкции системы теплоснабжения СКД и переходе на ИИТЭ в срок до 1 марта направляют в органы в органы местного самоуправления предложение о внесении изменений в схему теплоснабжения поселения (городского округа).

При отсутствии в схеме теплоснабжения муниципального образования Кимовский район условий перевода (имеются только предложения по новому строительству и реконструкции тепловых сетей для обеспечения снижения дефицита, располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии) на индивидуальный источник теплоснабжения жилого помещения, принадлежащего Кокореву А.С., у административного ответчика не имелось оснований для принятия решения о согласовании переустройства жилого помещения в порядке требований ст. ст. 25, 26, 27 Жилищного кодекса РФ.

К тому же в схеме теплоснабжения муниципального образования Кимовский район указано на то, что возможность поставок тепловой энергии потребителям от различных источников тепловой энергии, не планируется.

Помимо этого, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Поскольку отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления предполагает изменение общедомовой инженерной системы отопления, суд исходит из того, что на проведение такого переустройства жилого помещения должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке (ст. ст. 44 - 48 Жилищного кодекса РФ), а также такое отключение должно быть согласовано с теплоснабжающей организацией.

Между тем, доказательств принятия собственниками помещений в многоквартирном жилом доме , по <адрес> на общем собрании решения о даче согласия Кокореву А.С. на отключение квартиры от центральной системы отопления, при котором имелся бы кворум на принятие данного решения, и доказательств согласования реконструкции с теплоснабжающей организацией, вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ, Кокоревым А.С. не представлено.

Представленный им протокол общего собрания собственников МКД по вопросу переустройства системы теплоснабжения и установки котла-колонки в кв., расположенной в доме , по <адрес>, свидетельствует об отсутствии кворума при принятии такого решения, сам протокол оформлен с нарушениями требований действующего законодательства к его форме и содержанию.

Таким образом, административным истцом не представлено доказательств получения согласия собственников помещений в МКД на отключение его квартиры от центральной системы отопления.

Как указывалось выше, при проектировании жилых домов тип и размер отопительных приборов, устанавливаемых в квартирах, определяется с учетом общей площади отапливаемых помещений, при этом прогрев помещений должен осуществляться равномерно. В связи с тем, что рядом с квартирой расположены смежные помещения, в квартире должна поддерживаться определенная температура.

Возможность организации теплоснабжения многоквартирного дома, в котором проживает истец посредством одновременного использования централизованного теплоснабжения и теплоснабжения с использованием индивидуальных источников тепловой энергии вышеуказанными нормативными документами не предусмотрена и допустимыми доказательствами не подтверждена.

Кокоревым А.С., в нарушение требований ст. 26 ЖК РФ, проект переустройства жилого помещения, предполагающего отключение квартиры от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, согласованного с теплоснабжающей организацией, технические условия на переоборудование системы теплоснабжения многоквартирного дома и доказательства того, что такие изменения не приведут к нарушению прав и законных интересов других жильцов дома, суду не представлены, что дополнительно подтверждает обоснованность доводов административного ответчика о непредоставлении административным истцом при подаче заявления о выдаче разрешения на переустройство жилого помещения каких-либо документов, в качестве приложения к данному заявлению, с целью оценки возможности согласования переустройства жилого помещения.

Кокоревым А.С. не представлено доказательств соблюдения порядка предоставления документов и предоставления документов для получения решения о согласовании на переустройство жилого помещения, установленного частью 2 статьи 26 ЖК РФ, несмотря на указание об этом в исковом заявлении.

При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с доводами, приведенными в административном исковом заявлении административным истцом, о незаконности принятого решения об отказе в согласовании переустройства. Сам отказ администрации муниципального образования Кимовский район от 30.08.2021 года №С-779 в согласовании переустройства квартиры содержит информацию о несоответствии проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства, а именно п.15 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», поскольку установка индивидуальных источников отопления уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства отдельных жилых помещений.

Право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.

При этом, из материалов дела следует, что только 49 из 97 квартир данного дома находятся на индивидуальном отоплении (л.д.139,142).

Решение администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области от 30.08.2021 года об отказе в согласовании переустройства жилого помещения соответствует положениям ст.27 ЖК РФ.

В административном исковом заявлении Кокорев А.С. указывает на то, что оспариваемый отказ не содержит ссылок на положения ст. 27 Жилищного кодекса РФ, что влечет за собой признание оспариваемого решения незаконным.

Действительно, в решении администрации муниципального образования Кимовский район Тульской области от 30.08.2021 года отсутствует ссылка на положения ст. 27 Жилищного кодекса РФ.

Вместе с тем, суд, проанализировав положения ст. 27 Жилищного кодекса РФ, в том числе п. 3 ч. 1 указанной статьи, п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пришел к выводу о том, что в оспариваемом заявителем решении содержится информация о несоответствии проекта переустройства жилого помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Организация теплоснабжения жилой и общественной застройки по смешанной схеме не означает возможность установки индивидуальных источников отопления в уже построенных многоквартирных домах при отсутствии в схеме условий перехода на индивидуальные источники теплоснабжения объекта, находящегося в зоне действия источников централизованного теплоснабжения.

Установив и проверив обстоятельства, предусмотренные п.п. 1, 2 ч. 9. ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик действовал в полном соответствии с требованиями закона, в пределах своих полномочий, не нарушая прав и законных интересов административного истца, что в совокупности является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Кокореву Александру Сергеевичу в удовлетворении административных исковых требований к администрации муниципального образования Кимовский район о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: