ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9345/19 от 26.11.2019 Одинцовского городского суда (Московская область)

№ 2а-9345/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 ноября 2019 года г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Саркисовой Е.В.

при помощнике судьи Кулевой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО4 к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным иском к Администрации Одинцовского городского округа Московской области, просят признать незаконным полностью решение административного ответчика от 12.07.2019 г. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и обязать административного ответчика предоставить государственную услугу по заявлению административного истца в МФЦ от 31.05.2019 г. регистрационный номер , поданного совместно с заявлением административного истца в отдел по жилищным субсидиям и социальным вопросам о восстановлении на основании апелляционного определения от 06.06.2018 г. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за периоды с 01.01.2018 г. по 31.06.2018 г., с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 г. по 31.06.2019 г.; обязать административного ответчика предоставить государственную услугу по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании апелляционного определения от 06.06.2018 г. за период с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г. по соответствующему заявлению административного истца о восстановлении субсидии, поданному на основании вступившего в силу решения по настоящему делу; обязать административного ответчика не препятствовать административному истцу по предоставлению государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг посредством незаконного требования о предоставлении сведений о доходах многодетной матери (отца), относящейся к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства.

Свои административные исковые требования мотивировали тем, что 31.05.2019 г. административный истец подал в МКУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Одинцовского муниципального района Московской области» заявление на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и заявление о восстановлении субсидии за периоды с 01.01.2018 г. по 31.06.2019 г. 12.07.2019 г. было вынесено решение Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о котором административному истцу стало известно 26.09.2019 г. в МФЦ при получении указанного решения. Свое решение административный ответчик мотивирует тем, что причиной отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является наличие задолженности или не заключение соглашения по ее погашению, а также не предоставление сведений о доходах ФИО4 Вместе с тем, причиной образования упомянутой задолженности явились следующие фактические обстоятельства. 06.06.2018 г. судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда апелляционным определением по делу признала незаконным решение административного ответчика об отказе в предоставлении многодетной малоимущей семье (ФИО3, ФИО4 с семью несовершеннолетними детьми) государственной услуги субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязала Администрацию назначить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2017 г. Однако до настоящего времени упомянутое решение суда не только не исполнено, но и созданы препятствия для назначения новых субсидий по тому же основанию. В целях обеспечения исполнения упомянутого решения суда ФИО4 обратилась 12.12.2018 г. непосредственно к и.о. руководителя Администрации ФИО5 по содействию в решении данного вопроса. Поручение было дано ФИО1 (начальнику отдела по жилищным субсидиям и социальным вопросам административного ответчика). После неоднократных телефонных переговоров и посещений ФИО1 в мае 2019 г. согласованы периоды назначения субсидий и перечень документов, необходимых для этого. Но только 30.05.2019 г. ФИО3 получил решение о назначении субсидии за период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. На следующий день 31.05.2019 г. ФИО4 были поданы в МФЦ согласованные документы на назначение субсидии на периоды с 01.01.2018 г. по 31.06.2018 г.; с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г.; с 01.01.2019 г. по 31.06.2019 г. В заявлении ФИО4 указывается причина образования задолженности, а именно неисполнение апелляционного определения от 06.06.2018 г. административным ответчиком, однако данные обстоятельства не отражены в решении административного ответчика от 12.07.2019 г., но являются ключевыми для правильного рассмотрения данного заявления. Более того, административный ответчик пытается предъявить это в качестве одного из оснований отказа в предоставлении субсидии. В связи с неисполнением в течение года апелляционного определения от 06.06.2018 г. у семьи образовалась задолженность за период с 01.07.2017 г. по настоящее время. Довод о задолженности, предъявляемый сознательно административному истцу в качестве основания для отказа в предоставлении субсидий в данном случае свидетельствует о том, что административный ответчик по сути обязывает административного истца ликвидировать за свой счет последствия неисполнения в течение года Администрацией апелляционного определения от 06.06.2018 г. и является попыткой переложить свою вину и обязанности на административного истца, а также лишен здравого смысла (фактически лишает малоимущую семью субсидии и ставит ее в безвыходное положение). В отношении заключения соглашения по погашению задолженности административные истцы отмечают, что заключение такого соглашения при наличии гарантий со стороны административного ответчика погасить задолженность, образовавшуюся по его вине, отвечает интересам административного истца, поскольку позволяет оформить субсидию на очередной период. Однако, заключение соглашения о погашении задолженности в ситуации когда имеется большая задолженность, образовавшаяся по вине административного ответчика, означало бы для семьи административного истца принятие на себя обязательств, которые сознательно не исполняет административный ответчик. При этом семья должна была бы оплачивать ежемесячно не только оплату жилого помещения и коммунальные услуги по счету в размере порядка 14000 руб. (без субсидии и компенсации), но и сверх этого почти такую же сумму рассроченной задолженности, что для семьи представляет огромную непосильную сумму. Административный истец имел объективные уважительные причины возникновения задолженности: неисполнение административным ответчиком апелляционного определения суда от 06.06.2018 г., смерть ответственного квартиросъемщика ФИО2 24.12.2018 г., наличие в составе семьи ....., тяжелое положение семьи в связи с утратой работы главой семьи (ФИО3) и невозможностью трудоустройства (апрель – июль 2018 г.). При этом, административные истцы предприняли ряд важных мер для погашения задолженности: поиск стабильной работы, 5 раз за 2 года встречались с и.о. руководителя Администрации ФИО5 по вопросам оплаты семейной формы образования, предоставлении субсидии и соцподдержки, погасили в ноябре 2018 г. часть задолженности посредством взятого для этих целей кредита, наличие переплаты собственных средств административным истцом в общей структуре задолженности (фактическая оплата превышает оплату при наличии субсидии и компенсации). Однако при вынесении решения от 12.07.2019 г. административный ответчик не учел вышеназванные обстоятельства, что привело к неправильному, незаконному и несправедливому решению. Требование административного ответчика о необходимости предоставления сведений о доходах административного истца ФИО4, административные истцы считают незаконным, так как она является многодетной матерью, относится к категории лиц с отсутствием или ограничением возможности трудоустройства, а также, учитывая тот факт, что в определении от 06.06.2018 г. установлено, что при наличии документов, подтверждающих у заявителя статуса многодетной семьи оснований для отказа в предоставлении субсидии не имеется.

Административный истец: ФИО3 в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Административный истец: ФИО4 в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, административные исковые требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик: представитель Администрации Одинцовского городского округа Московской области в судебное заседание явился, против удовлетворения административных исковых требований возражал.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Судом установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 06.06.2018 г. решение Одинцовского городского суда Московской области от 26.02.2018 г. отменено в части разрешения исковых требований ФИО3, ФИО4 к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании решения незаконным, назначении субсидий. В отмененной части постановлено новое решение, которым исковые требования ФИО3, ФИО4 удовлетворены. Решение Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об отказе в предоставлении ФИО4 государственной услуги субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг признано незаконным. Суд обязал Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области назначить ФИО4 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2017 г. (л.д.16-18).

31.05.2019 г. административным истцом в МФЦ подано заявление, зарегистрированное под о предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д.13).

31.05.2019 г. ФИО4 на имя начальника отдела по жилищным субсидиям и социальным вопросам Администрации Одинцовского муниципального района Московской области ФИО1 подано заявление о восстановлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за периоды: с 01.01.2018 г. по 31.06.2018 г., с 01.07.2018 г. по 31.12.2018 г., с 01.01.2019 г. по 31.06.2019 г. на основании апелляционного определения Московского областного суда от 06.06.2018 г., с указанием того, что задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в указанные периоды образовалась в связи с оспоренным в судебном порядке отказом в предоставлении субсидии, что препятствует оформлению субсидии на очередной период, а также того, что за период с 01.07.2017 г. по настоящее время имеется переплата из собственных средств семьи П-ных на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, т.е. семья произвела оплату больше той суммы оплаты, которую должна была внести при наличии субсидии (л.д.14).

В соответствии с реестром получателей субсидий по Администрации Одинцовского муниципального района Московской области за май 2019 г., ФИО4 числится в указанном реестре (л.д.28-29).

В соответствии с ответом АО «СЭУ Трансинжстрой» от 07.06.2019 г. на запрос начальника отдела по жилищным субсидиям и социальным вопросам ФИО1 от 06.06.2019 г., по состоянию на 06.06.2019 г. ФИО4 проживающая по адресу: АДРЕС не заключала с управляющей организацией АО «Транинжстрой» соглашение о погашении задолженности по оплате коммунальных услуг. Задолженность по оплате коммунальных услуг по данному адресу составляет 225 249,98 руб. (л.д.25).

Согласно ответу Отдела по жилищным субсидиям и социальным вопросам Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 26.06.2019 г. на заявление ФИО4 о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от 31.05.2019 г. за период с 01.01.2018 г. по 31.06.2019 г. и предоставленные с ним документы в МФЦ, заявителю сообщено, что при рассмотрении ее персонального дела установлено наличие задолженности по оплате коммунальных услуг более 2х месяцев. Также указано, что по информации, представленной АО «СЭУ Трансинжстрой» от 07.06.2019 г. задолженность составляет 225 249,98 руб., соглашение по погашению задолженности по оплате за коммунальные услуги не заключалось. В расчетный период младшей дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. исполнилось года. Сведений о каких-либо доходах или подтверждения невозможности трудоустройства в персональном деле ФИО4 не было. Для рассмотрения вопроса о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг заявителю предложено предоставить документы, установленные Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. .

Решением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 12.07.2019 г. , ФИО4 отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по причине наличия задолженности или не заключения соглашения по ее погашению. Также указано, что необходимо предоставить сведения о доходах ФИО4 (л.д.15).

Согласно ответу Управления образования Администрации Одинцовского городского округа Московской области от 01.11.2019 г. на запрос начальника отдела по жилищным субсидиям и социальным вопросам ФИО1 от 30.10.2019 г., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована в ЕИС «Зачисление в ДОУ», статус заявления «зачислен». ФИО3 было предоставлено место в детском саду АДРЕС в условиях группы семейного воспитания. ФИО4 являлась воспитателем группы присмотра и оздоровления (семейного воспитания) с 11.01.2011 г. по 31.08.2016 г. по трудовому договору. В августе 2016 г. группа семейного воспитания закрыта по причине поступления детей, достигших 7летнего возраста, в школу. В настоящее время группа не функционирует. В декабре 2016 г. в телефонном разговоре Ирина Викторовна сообщила, что нет необходимости в посещении детского сада детьми дошкольного возраста. ФИО3 группу полного дня пребывания в детском саду не посещает (л.д.26).

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан регламентирован Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №761.

Согласно п.2 Правил, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Для получения субсидии граждане предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, перечисленных в п.8 Правил.

Согласно п.6 Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку необходимой совокупности несоответствия действий Администрации Одинцовского городского округа Московской области действующему законодательству и нарушения тем самым прав и законных интересов истцов в настоящем случае не установлено, административный иск подлежит отклонению в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-177 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО3, ФИО4 к Администрации Одинцовского городского округа Московской области о признании незаконным решения от 12.07.2019 г. обязании предоставить государственную услугу по заявлению по предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании апелляционного определения от 06.06.2018 г. за период с 01.07.2019 г. по 31.12.2019 г., обязании Администрации Одинцовского городского округа Московской области не препятствовать административному истцу в предоставлении субсидии – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья Е.В.Саркисова