ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9358/15 от 15.12.2015 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-9358/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2015 года город Саратов

Кировский районный суд города Саратова:

в составе председательствующего судьи Смородиновой Н.С.,

при секретаре Коровинской Е.М.,

с участием старшего помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гречаника М.В.,

представителя административного ответчика Ананьева С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательств,

установил:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился с административным иском к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательств. Заявленные требования мотивированы тем, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Саратовской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. В рамках указанной проверки установлено бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы федерального объекта – реки Малый Караман. Согласно сведениям государственного водного реестра, на территории Саратовской области расположена река Малый Караман. Код реки в ГВР: 11010002212112100010190. Река является левобережным притоком реки Волга (Волгоградское водохранилище) и впадает в нее на 1036 км от устья. Река относится к Нижневолжскому бассейновому округу. Протяженность реки – 89 км. Водохозяйственный участок: код 11.01.00.022, наименование – Волга от Саратовского г/у до Волгоградского г/у (Волгоградское водохранилище) без рек Большой Иргиз, Большой Караман, Терешка, Еруслан, Торгун. Площадь водосбора –1050 км2.

Естественные ресурсы речного стока реки:

- в среднем по водности год – 1,58 м3/с;

- в год 50 % обеспеченности –1,41 м3/с;

- в год 75 % обеспеченности –0,93 м3/с;

- в год 95 % обеспеченности – 0,54 м3/с.

По факту не принятия мер по установлению водоохранных зон водных объектов ДД.ММ.ГГГГ в адрес министерства природных ресурсов и экологии вносилось представление об устранении нарушений закона . Однако, до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного федерального водного объекта министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали. Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ВК РФ) права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Саратовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Малый Караман; возложить на министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по:

1) определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы реки Малый Караман в соответствии со статьей 65 ВК РФ;

2) описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Малый Караман, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах;

3) установлению на всем протяжении в пределах Саратовской области границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Малый Караман посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения реки Малый Караман с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан;

4) предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Малый Караман, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Саратовской области Нижне-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр.

Кроме того, Саратовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился с административным иском к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательств. Заявленные требования мотивированы тем, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Саратовской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. В рамках указанной проверки установлено бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы федерального объекта – реки Терса. Согласно сведениям государственного водного реестра, на территории Саратовской области расположена река Терса. Код реки в ГВР: 11010002212112100009507. Река является правобережным притоком реки Волга (Волгоградское водохранилище) и впадает в нее на 1113 км от устья. Река относится к Нижневолжскому бассейновому округу. Протяженность реки – 71 км. Водохозяйственный участок: код 11.01.00.022, наименование – Волга от Саратовского г/у до Волгоградского г/у (Волгоградское водохранилище) без рек Большой Иргиз, Большой Караман, Терешка, Еруслан, Торгун. Площадь водосбора –919 км2.

Естественные ресурсы речного стока реки:

- в среднем по водности год – 1,87 м3/с;

- в год 50 % обеспеченности –1,78 м3/с;

- в год 75 % обеспеченности –1,36 м3/с;

- в год 95 % обеспеченности – 0,90 м3/с.

По факту не принятия мер по установлению водоохранных зон водных объектов ДД.ММ.ГГГГ в адрес министерства природных ресурсов и экологии вносилось представление об устранении нарушений закона . Однако, до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного федерального водного объекта министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали. Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 ВК РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Саратовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Терса; возложить на министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по:

1) определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы реки Терса в соответствии со статьей 65 ВК РФ;

2) описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Терса, ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах;

3) установлению на всем протяжении в пределах Саратовской области границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Терса посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения реки Терса с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан;

4) предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Терса, включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Саратовской области Нижне-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр.

Также, Саратовский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился с административным иском к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательств. Заявленные требования мотивированы тем, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти Саратовской области законодательства об охране и использовании водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов. В рамках указанной проверки установлено бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы федерального объекта – реки Саратовка (Сухая Саратовка). Согласно сведениям государственного водного реестра, на территории Саратовской области расположена река Саратовка (Сухая Саратовка). Код реки в ГВР: 11010002212112100010985. Река является левобережным притоком реки Волга (Волгоградское водохранилище) и впадает в нее на 976 км от устья. Река относится к Нижневолжскому бассейновому округу. Протяженность реки – 18 км. Водохозяйственный участок: код 11.01.00.022, наименование – Волга от Саратовского г/у до Волгоградского г/у (Волгоградское водохранилище) без рек Большой Иргиз, Большой Караман, Терешка, Еруслан, Торгун. Площадь водосбора –517 км2.

Естественные ресурсы речного стока реки:

- в среднем по водности год – 0,63 м3/с;

- в год 50 % обеспеченности –0,53 м3/с;

- в год 75 % обеспеченности –0,31 м3/с;

- в год 95 % обеспеченности – 0,098 м3/с.

По факту не принятия мер по установлению водоохранных зон водных объектов ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства природных ресурсов и экологии вносилось представление об устранении нарушений закона . Однако, до настоящего времени границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы указанного федерального водного объекта министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали. Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 ВК РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Саратовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в не установлении границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Саратовка (Сухая Саратовка); возложить на министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по:

1) определению ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы реки Саратовка (Сухая Саратовка) в соответствии со статьей 65 ВК РФ;

2) описанию границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Саратовка (Сухая Саратовка), ее координат и опорных точек, а также отображению указанных границ на картографических материалах;

3) установлению на всем протяжении в пределах Саратовской области границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Саратовка (Сухая Саратовка) посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения реки Саратовка (Сухая Саратовка) с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан;

4) предоставлению в установленном порядке сведений о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Саратовка (Сухая Саратовка), включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Саратовской области Нижне-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр.

Определением от 24 ноября 2015 года гражданские дела № 2а-9358/2015, № 2а-9359/2015 и № 2а-9360/2015 по вышеуказанным административным исковым заявлениям Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в целях своевременного и правильного рассмотрения возникших споров объединены в одно производство, поскольку такое объединение способствует правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований, исходя из предмета и оснований обращения административного истца с вышеуказанными требованиями в суд, состава участников процесса.

В судебном заседании старший помощник Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гречаник М.В. поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях, как подтвержденные представленными доказательствами.

Представитель административного ответчика, действующий на основании доверенности, Ананьев С.С. административные исковые требования не признал в полном объеме, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административные исковые заявления.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

В силу положений ст. 2 Конституции Российской Федерации соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду – обязанность государства.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Частью 2 ст. 7 ВК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в водных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 55 ВК РФ охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 данного Кодекса.

Пунктом 2 ч. 1. ст. 26 ВК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 17 ст. 1 ВК РФ охрана водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Частями 15 - 17 ст. 65 ВК РФ установлены ограничения и запреты на использование земель в пределах границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

В соответствии с ч. 18 ст. ВК РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее – границы), в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (далее по тексту – Правила).

В силу п. 3 Правил установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил в целях установления границ органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивается:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

В соответствие с п. 5 Правил сведения о границах, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр.

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

В соответствии с п. 2 Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) водоохранные зоны отнесены к зонам с особыми условиями использования территорий.

Частями 2, 5 ст. 30, п. 5 ч. 5 ст. 42 ГрК РФ установлено, что границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, являющейся частью правил землепользования и застройки, а также в материалах по обоснованию проекта планировки территории в графической форме.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления в установленном порядке, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.

Пунктом 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» установлено, что вслучае внесения в государственный водный реестр сведений о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений сведений об указанных зонах в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения о наименовании водного объекта и установленных параметрах таких зон (координаты, ширина, площадь при наличии).

Таким образом, органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, имеют возможность сообщить заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями.

При отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, например, о предоставлении земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от требований законодательства.

Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области является органом исполнительной власти области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в сфере охраны окружающей среды, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности. К его полномочиям, помимо прочих, относятся: содействие привлечению инвестиций для охраны окружающей среды, освоения и рационального использования природных ресурсов, ведения водного хозяйства; разработка и реализация программ и мероприятий по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории области; участие в разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов, расположенных на территории области; осуществление других задач в области использования и охраны водных объектов, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органу государственной власти области.

Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 629, предусмотрено направление бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий нераспределенного резерва.

Статья 3 ВК РФ к принципам водного законодательства относит:

- значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

- приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что на территории Саратовской области расположена река Малый Караман. Код реки в ГВР: 11010002212112100010190. Река является левобережным притоком реки Волга (Волгоградское водохранилище) и впадает в нее на 1036 км от устья. Река относится к Нижневолжскому бассейновому округу. Протяженность реки – 89 км. Водохозяйственный участок: код 11.01.00.022, наименование – Волга от Саратовского г/у до Волгоградского г/у (Волгоградское водохранилище) без рек Большой Иргиз, Большой Караман, Терешка, Еруслан, Торгун. Площадь водосбора –1050 км2.

Кроме того, на территории Саратовской области расположена река Терса. Код реки в ГВР: 11010002212112100009507. Река является правобережным притоком реки Волга (Волгоградское водохранилище) и впадает в нее на 1113 км от устья. Река относится к Нижневолжскому бассейновому округу. Протяженность реки – 71 км. Водохозяйственный участок: код 11.01.00.022, наименование – Волга от Саратовского г/у до Волгоградского г/у (Волгоградское водохранилище) без рек Большой Иргиз, Большой Караман, Терешка, Еруслан, Торгун. Площадь водосбора –919 км2.

Также, на территории Саратовской области расположена река Саратовка (Сухая Саратовка). Код реки в ГВР: 11010002212112100010985. Река является левобережным притоком реки Волга (Волгоградское водохранилище) и впадает в нее на 976 км от устья. Река относится к Нижневолжскому бассейновому округу. Протяженность реки – 18 км. Водохозяйственный участок: код 11.01.00.022, наименование – Волга от Саратовского г/у до Волгоградского г/у (Волгоградское водохранилище) без рек Большой Иргиз, Большой Караман, Терешка, Еруслан, Торгун. Площадь водосбора –517 км2 (л.д. 20-29).

Судом также установлено, что границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы рек Малый Караман, Терса, Саратовка (Сухая Саратовка) министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали.

По факту не принятия мер по установлению водоохранных зон водных объектов ДД.ММ.ГГГГ в адрес министерства природных ресурсов и экологии вносилось представление об устранении нарушений закона (л.д. 11-17).

Однако, несмотря на рассмотрение указанного представления (л.д. 18-19), до настоящего времени границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы рек Малый Караман, Терса, Саратовка (Сухая Саратовка) министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области не установлены, соответствующие сведения в федеральное агентство водных ресурсов не поступали.

Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.

Таким образом, выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 6 ВК РФ права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд. Отсутствие обозначенных в натуре границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос федеральных водных объектов может повлечь за собой неправомерное занятие и использование земель водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и как следствие, загрязнение (засорение) водного объекта свидетельствует о неправомерном бездействии административного ответчика.

Доводы административного ответчика относительно недостаточного финансирования, равно как и о проведении мероприятий по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на иных реках, суд находит несостоятельными, поскольку само по себе отсутствие финансовых средств не является основанием для неисполнения действующего законодательства об охране и использовании водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, так как установленные законом требования направлены на обеспечение реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и на доступ к водным объектам общего пользования, их беспрепятственного использования для личных и бытовых нужд.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, выразившееся в не установлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы рек Малый Караман, Терса, Саратовка (Сухая Саратовка).

Обязать министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу:

1) определить ширину водоохраной зоны и ширину прибрежной защитной полосы реки Малый Караман, реки Терса, реки Саратовка (Сухая Саратовка) в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации;

2) описать границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Малый Караман, реки Терса, реки Саратовка (Сухая Саратовка), их координаты и опорные точки, а также отобразить указанные границы на картографических материалах;

3) установить на всем протяжении в пределах Саратовской области границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы реки Малый Караман, реки Терса, реки Саратовка (Сухая Саратовка) посредством размещения специальных информационных знаков, в характерных точках рельефа, в местах пересечения реки Малый Караман, реки Терса, реки Саратовка (Сухая Саратовка) с дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан;

4) предоставить в установленном порядке сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Малый Караман, реки Терса, реки Саратовка (Сухая Саратовка), включающих картографические материалы, в отдел водных ресурсов по Саратовской области Нижне-Волжского БВУ для внесения их в государственный водный реестр.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Саратова.

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2015 года.

Судья Н.С. Смородинова