РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июня 2021 года г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Свиридовой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоркиной Н.О.,
с участием представителя административного истца прокурора г. Тулы – старшего помощника Пармухина В.В., представителя административных ответчиков комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, администрации г. Тулы по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №71RS0028-01-2020-002187-43 (производство № 2а-935/2021) по административному исковому заявлению прокурора г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газоснабжения,
установил:
прокурор города Тулы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газоснабжения, указав в обоснование исковых требований, что в ходе проведенной прокуратурой г. Тулы проверки исполнения законодательства о муниципальной собственности выявлены следующие бесхозяйные объекты газоснабжения, стоящие на кадастровом учете свыше одного года:
1) газопровод низкого и среднего давления, низкого давления протяженность 2 513,5м и среднего давления протяженность 237 м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 2 февраля 2012 г.;
2) газопровод наружный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 декабря 2018 г.;
3) газопровод подземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет – 22 июля 2019 г.;
4) газопровод подземный расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 22 июля 2019 г.;
5) надземный и подземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 декабря 2018 г.;
6) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 декабря 2018 г.;
7) газопровод подземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 20 декабря 2018 г.;
8) газопровод надземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 18 декабря 2018 г.;
9) газопровод надземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
10) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 января 2019 г.;
11) подземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 21 декабря 2018 г.;
12) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 2 июня 2017 г.;
13) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 июля 2017 г.;
14) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 25 мая 2017 г.;
15) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 июля 2017 г.;
16) газопровод высокого давления, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 2 декабря 2016 г.;
17) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 12 декабря 2016 г.;
18) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 9 января 2017 г.;
19) подземный газопровод низкого давления, (материал труб сталь), расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 декабря 2016 г.;
20) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2016 г.;
21) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата постановки на кадастровый учет 24 октября 2016 г.;
22) подземный газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 28 ноября 2016 г.;
23) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2016 г.;
24) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 9 декабря 2016 г.;
25) газопровод среднего давления, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № дата постановки на кадастровый учет 9 декабря 2016г.;
26) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 1 декабря 2016 г.;
27) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 30 декабря 2016 г.;
28) газопровод подземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ;
29) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 марта 2017 г.;
30) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 1 сентября 2016 г.;
31) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 26 июля 2019 г.;
32) газовая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ;
33) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
34) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2018 г.;
35) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2018 г.;
36) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
37) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 12 декабря 2018 г.;
38) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
39) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
40) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
41) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
42) газовые сети, расположенные по адресу: г. Тула, <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
43) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
44) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
45) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 21 декабря 2018 г.;
46) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 декабря 2018 г.;
47) газопровод, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 21 февраля 2019 г.
Сведения о собственниках указанных объектов газоснабжения отсутствуют, что приводит к их ненадлежащей эксплуатации и содержанию; по истечении года с даты постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества с заявлением о признании муниципальной собственности на указанные объекты комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы не обратился.
Неисполнение комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы предусмотренных законом обязанностей по обеспечению безопасности объектов газоснабжения, повреждение которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную статьей 42 Конституции Российской Федерации, и затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Бездействие комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, выразившееся в несоблюдении предусмотренного законом порядка оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газоснабжения, является незаконным.
Просил суд признать незаконным бездействие комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, выразившееся в несоблюдении предусмотренного законом порядка оформления права муниципальной собственности на вышеуказанные бесхозяйные объекты газоснабжения, и возложить на комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы обязанность по оформлению права собственности на данные объекты.
В ходе рассмотрения дела прокурор г. Тулы уточнил исковые требования и, ссылаясь на обстоятельства, приведенные в первоначальном исковом заявлении, указал, что в ходе рассмотрения дела установлено, что на объект газоснабжения - подземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № 31 июля 2020 г. зарегистрировано право муниципальной собственности. В отношении объекта газоснабжения - надземный и подземный газопровод низкого давления расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, 13 августа 2020 г. Ленинским районным судом Тульской области принято решение о признании права муниципальной собственности муниципального образования город Тула на указанный объект недвижимости. Данные объекты газоснабжения под порядковыми номерами 5 и 11 исключены административным истцом из предмета исковых требований.
Определением судьи в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Тулы.
В повторно уточненном исковом заявлении, поданном после представления в материалы дела представителем заинтересованного лица акционерного общества «Газпром газораспределение Тула» доказательств принадлежности данному юридическому лицу газопроводов, указанных в уточненном иске под номерами 6, 7 и 21 (газопровод подземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; газопровод надземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №), прокурор г. Тулы просил суд признать незаконным бездействие комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и администрации г. Тулы, выразившееся в нарушении предусмотренного законом порядка оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газоснабжении, и возложить на административных ответчиков обязанность по оформлению права собственности на следующие объекты:
1) газопровод низкого и среднего давления, низкого давления протяженность 2513,5м и среднего давления протяженность 237 м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 2 мая 2012 г.;
2) газопровод наружный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 декабря 2018г.;
3) газопровод подземный расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 22 июля 2019 г.;
4) газопровод подземный расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 22 июля 2019 г.;
5) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 декабря 2018 г.;
6) газопровод подземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 20 декабря 2018 г.;
7) газопровод надземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 18 декабря 2018 г.;
8) газопровод надземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
9) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 января 2019 г.;
10) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 2 июня 2017 г.;
11) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 июля 2017 г.;
12) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 25 мая 2017 г.;
13) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 июля 2017 г.;
14) газопровод высокого давления, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 2 декабря 2016 г.;
15) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 12 декабря 2016 г.;
16) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 9 января 2017 г.;
17) подземный газопровод низкого давления, (материал труб сталь), расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 декабря 2016 г.;
18) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2016 г.;
19) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 октября 2016 г.;
20) подземный газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 28 ноября 2016 г.;
21) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2016 г.;
22) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 9 декабря 2016 г.;
23) газопровод среднего давления, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 9 декабря 2016г.;
24) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 1 декабря 2016 г.;
25) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 30 декабря 2016 г.;
26) газопровод подземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 22 июля 2019г.;
27) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 марта 2017 г.;
28) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 1 сентября 2016 г.;
29) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 26 июля 2019 г.;
30) газовая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 3 октября 2017 г.;
31) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
32) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2018 г.;
33) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2018 г.;
34) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
35) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 12 декабря 2018 г.;
36) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
37) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
38) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
39) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
40) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
41) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
42) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
43) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 21 декабря 2018 г.;
44) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 декабря 2018 г.;
45) газопровод, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 21 февраля 2019 г.
Представитель административного истца – старший помощник прокурора города Тулы Пармухин В.В. в судебном заседании доводы повторно уточненного искового заявления поддержал по приведенным в нем основаниям, просил его удовлетворить в полном объеме. Не признал возражения представителя ответчика, полагая их основанными на предположении и противоречащим нормам действующего законодательства.
Представитель административных ответчиков комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, администрации г. Тулы по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, сославшись на Решение Тульской городской Думы от 28 ноября 2021 г. № 53/1165 «О положении о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования город Тула» в редакции от 21 апреля 2021 г., согласно пункту 7.1 которого комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект только при наличии заключения комиссии администрации г. Тулы по определению целесообразности признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты. Данное заключение комиссии администрации г. Тулы в материалы дела не представлено, что свидетельствует о необоснованности исковых требований, в том числе и о признании незаконным бездействия, которое в данном случае ни администрацией г. Тулы, ни комитетом имущественных и земельных отношений не допущено. Полагал, что в отсутствие указанного заключения комиссии администрации г. Тулы ставить вопрос о признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты преждевременно. Настаивал на том, что истцом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии правообладателей на газопроводы, включенные в предмет иска.
Представитель заинтересованного лица Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, привлеченного к участию в деле на основании определения суда от 23 сентября 2020 г., в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.
Представители заинтересованных лиц акционерного общества «Тулагоргаз» и акционерного общества «Газпром газораспределение Тула», привлеченных к участию в деле на основании определения суда от 12 апреля 2021 г., в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили.
На запрос суда заместитель генерального директора акционерного общества «Тулагоргаз» ФИО1 указал на не принадлежность данному юридическому лицу объектов, являющихся предметом спора.
Представитель заинтересованного лица акционерного общества «Газпром газораспределение Тула» по доверенности ФИО3 ранее в судебном заседании представила доказательства, свидетельствующие о принадлежности данному юридическому лицу на праве собственности объектов, включенных истцом в предмет первоначально уточненного искового заявления под номерами 6, 7 и 21 (газопровод подземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; газопровод надземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №; газопроводная сеть, расположенная по адресу: г. Тула, <адрес>, кадастровый номер №).
Также пояснила, что часть следующих объектов: газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 июля 2017 г.; газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 июля 2017 г.; газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2018 г. (соответственно 11, 13 и 32 порядковые номера в уточненном иске) входят в состав газопроводов, принадлежащих на праве собственности акционерному обществу «Газпром газораспределение Тула».
Выслушав объяснения старшего помощника прокурора г. Тулы Пармухина В.В., представителя административных ответчиков комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, администрации г. Тулы по доверенности ФИО2, исследовав материалы дела, руководствуясь положениями статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также требованиями статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В предмет доказывания по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) государственных органов и (или) их должностных лиц, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями входит, в том числе, установлением судом соответствие закону таких решений, действий (бездействия).
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац второй пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Настаивая на удовлетворении исковых требований, административный истец сослался на нарушение административными ответчиками законных прав и интересов неопределенного круга лиц ввиду возможного разрушения объектов газоснабжения в связи с ненадлежащим их содержанием, то есть на нарушение прав населения муниципального образования на газоснабжение, а также на возможное нарушение прав населения на благоприятную окружающую среду, что в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отнесено к полномочиям местного самоуправления.
На данные обстоятельства по существу указано также и в представлении прокурора г. Тулы от 26 мая 2020 г. № 7-03-2020, внесенном Главе администрации г.Тулы по результатам проверки соблюдения требований законодательства по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территории муниципального образования г. Тула.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Данная обязанность также содержится в части 2 статьи 53 Устава муниципального образования города Тулы.
Решением Тульской городской Думы от 28 ноября 2012 г. № 53/1165 утверждено Положение о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования город Тула.
В соответствии с пунктом 4.1. данного Положения, как в ранее действующей редакции, так и в редакции решения Тульской городской Думы от 21 апреля 2021 г. № 22/472, постановление об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект принимается администрацией города Тулы и является основанием для учета бесхозяйного объекта в Реестре бесхозяйного недвижимого имущества и для выполнения работ, связанных с учетом бесхозяйного объекта в Управлении Росреестра по Тульской области.
Пунктом 4.4 Положения установлено, что комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы осуществляет учет бесхозяйных объектов путем включения в Реестр бесхозяйного недвижимого имущества с указанием наименования, адреса (адресного ориентира), характеристик, описания технического состояния, функционального назначения, документации, на основании которой объект имеет признаки бесхозяйного.
Обеспечение сохранности, содержания и эксплуатации бесхозяйного имущества осуществляется на основании постановлений администрации города Тулы и заключаемых в соответствии с ними договоров (пункт 6.1 Положения).
Пункт 7.1 Положения изменен редакцией решения Тульской городской Думы от 21 апреля 2021 г. № 22/472: по истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта в Управлении Росреестра по Тульской области при наличии заключения комиссии администрации г. Тулы по определению целесообразности признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты муниципального образования город Тула о целесообразности принятия бесхозяйного объекта в муниципальную собственность Комитет вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект. На основании вступившего в законную силу решения суда комитет в установленном порядке осуществляет государственную регистрацию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.
Ранее действующая редакция пункта 7.1 Положения: по истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области комитет обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект. На основании вступившего в законную силу решения суда комитет в установленном порядке осуществляет государственную регистрацию права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.
Исходя приведенных норм права, администрация г. Тулы является органом местного самоуправления, на который в соответствии с Уставом муниципального образования возложена обязанность по организации газоснабжения в границах городского округа, предусмотренная положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
При этом на комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, не являющийся органом местного самоуправления, вышеуказанным Положением в ранее действующей редакции была возложена обязанность по обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, а редакцией Положения, действующей с 21 апреля 2021 г., предоставлено право на обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект в установленном законом порядке.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что с учетом конкретных установленных обстоятельств, надлежащими ответчиками по делу являются как администрация г. Тулы, так и комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.
В обоснование доводов искового заявления, административный истец в повторно уточненном исковом заявлении привел перечень 45 бесхозяйных объектов газоснабжения, стоящих на кадастровом учете свыше одного года.
Между тем, проверяя данные доводы, суд установил, что вступившими в законную силу определениями Ленинского районного суда Тульской области от 21 августа 2018 г. заявления комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы о признании права муниципальной собственности на следующее бесхозяйное недвижимое имущество: газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2016 г. и газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 9 января 2017 г., оставлены без рассмотрения в связи с наличием спора о праве, поскольку судом установлено, что часть вышеуказанных газопроводов входят в состав газопроводов высокого и низкого давления, принадлежащих на праве собственности акционерному обществу «Газпром газораспределение Тула».
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Установление вступившими в законную силу судебными постановлениями в отношении газопроводов с кадастровыми номерами 71:14:000000:8540 и 71:00:000000:112360 наличия спора о праве опровергает доводы прокурора г. Тулы о бесхозности данных объектов и является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в данной части.
Также по изложенным основаниям, с учетом объяснений представителя акционерного общества «Газпром газораспределение Тула», подтвержденных соответствующими доказательства, не опровергнутыми и не оспоренными административным истцом и представителем административных ответчиков, суд полагает возможным отказать в удовлетворении исковых требований в связи с наличием спора о праве в части следующих объектов: газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 июля 2017 г.; газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 июля 2017 г.; газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2018 г.
Доказательства, свидетельствующие о наличии спора о праве в отношении иных объектов бесхозяйного недвижимого имущества, включенных истцом в предмет повторно уточненных исковых требований, в материалы дела не представлены.
Возражения представителя административных ответчиков, настаивавшего на не представлении в материалы дела доказательств, свидетельствующих об отсутствии правообладателей на газопроводы, включенные в предмет иска, опровергаются материалами дела, согласно которым спорные объекты стоят на кадастровом учете в качестве бесхозяйного недвижимого имущества свыше года.
При этом, согласно пункту 13 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного, в том числе, в случае принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8.2 Решения Тульской городской Думы от 28 ноября 2012 г. № 53/1165, если до признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество объявляется его собственник, администрация города Тулы вправе в судебном порядке взыскать с него расходы бюджета города Тулы на содержание бесхозяйного имущества, в том числе на изготовление необходимой технической документации.
Как усматривается из имеющихся в материалах дела выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 21 сентября 2020 г., по истечении года после постановки на учет указанных в повторно уточненном исковом заявлении объектов в качестве бесхозяйного недвижимого имущества (2018 – февраль 2019 г.г.), за исключением газопроводов с кадастровыми номерами №, с заявлением о признании муниципальной собственности на указанные объекты комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы не обращался.
Непринятие комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы должных мер свидетельствует о невыполнении требований действующего законодательства, регулирующего вопросы признания права собственности муниципального образования на бесхозяйное имущество.
Ссылка представителя административного ответчика на отсутствие бездействия со стороны комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы в связи с иным порядком разрешения спорного вопроса, установленным частью 7.1 Положения, утвержденного Решением Тульской городской Думы от 28 ноября 2012 г. № 53/1165 в редакции от 21 апреля 2021 г., судом отклоняется, поскольку установленное бездействие носит длительный характер. Ранее действующая редакция Положения возлагала на комитет обязанность по совершению определенных данных Положением действий, направленных на признание муниципальной собственности на бесхозяйные объекты, что, с учетом периода признания спорных объектов газоснабжения бесхозяйным имуществом, бесспорно свидетельствует о бездействии комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.
При этом возложение судом на административных ответчиков обязанности по осуществлению действий, связанных с признанием права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты, не входит в противоречие с данным пунктом, поскольку административные ответчики не лишены права на осуществление данных действий в установленном законом порядке.
С учетом положений части 7.1 Положения в редакции от 21 апреля 2021 г., суд полагает, что обязанность по совершению действий, указанных в данном пункте, возложена на администрацию г. Тулы именно с этой даты - 21 апреля 2021 г. Ранее действующая редакция Положения обязательств по совершению администрацией г.Тулы действий, связанных с признанием права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, не содержала, что свидетельствует об отсутствии со стороны администрации г. Тулы бездействия, в связи с чем административные требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами материального права, суд приходит к выводу о возложении на комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы и администрацию г. Тулы обязанности по оформлению права муниципальной собственности на выявленные бесхозяйные объекты газоснабжения в установленном законом порядке.
Определяя срок, в течении которого административные ответчики должны совершить указанные действия, суд учитывает их объем и характер, и полагает, что срок в течении шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании административных исковых требований, руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газоснабжения, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, выразившееся в нарушении предусмотренного законом порядка оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газоснабжения.
Возложить на комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы, администрацию г. Тулы обязанность по оформлению в установленном законом порядке в течении шести месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения права собственности на следующие бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
1) газопровод низкого и среднего давления, низкого давления протяженность 2513,5м и среднего давления протяженность 237 м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 2 мая 2012 г.;
2) газопровод наружный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 декабря 2018г.;
3) газопровод подземный расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 22 июля 2019 г.;
4) газопровод подземный расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 22 июля 2019 г.;
5) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 декабря 2018 г.;
6) газопровод надземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
7) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 января 2019 г.;
8) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 2 июня 2017 г.;
9) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 25 мая 2017 г.;
10) газопровод высокого давления, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 2 декабря 2016 г.;
11) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 12 декабря 2016 г.;
12) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 9 января 2017 г.;
13) подземный газопровод низкого давления, (материал труб сталь), расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 декабря 2016 г.;
14) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2016 г.;
15) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 24 октября 2016 г.;
16) подземный газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 28 ноября 2016 г.;
17) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 9 декабря 2016 г.;
18) газопровод среднего давления, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 9 декабря 2016г.;
19) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 1 декабря 2016 г.;
20) газопроводная сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 30 декабря 2016 г.;
21) газопровод подземный, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 22 июля 2019г.;
22) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 марта 2017 г.;
23) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 1 сентября 2016 г.;
24) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 26 июля 2019 г.;
25) газовая сеть, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 3 октября 2017 г.;
26) сеть газоснабжения, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
27) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 13 декабря 2018 г.;
28) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
29) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 12 декабря 2018 г.;
30) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
31) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
32) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
33) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
34) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
35) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 19 декабря 2018 г.;
36) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 17 декабря 2018 г.;
37) газовые сети, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 21 декабря 2018 г.;
38) газопровод, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 14 декабря 2018 г.;
39) газопровод, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №, дата постановки на кадастровый учет 21 февраля 2019 г.
В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований прокурора г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы, администрации г. Тулы о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты газоснабжения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято судом 11 июня 2021 г.
Председательствующий