ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-938/18 от 25.01.2018 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2018 года Центральный районный суд г.о.Тольятти в составе председательствующего судьи Марковой Н.В.,

при секретаре Казарян Р.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-938/2018 по административному иску Крайнева Г.С. к Администрации г.о.Тольятти об оспаривании решения об отказе в согласовании публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Крайнев Г.С., обратившись в суд с названным выше административным исковым заявлением, указал, что 15.01.2018 им в Администрацию г.о.Тольятти было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме шествия в г. Тольятти, Центральный район, от перекрестка ул. К.Маркса и ул. Горького, по ул. К.Маркса до пересечения с Молодежным бульваром, далее поворот на Площадь Свободы до площадки у театра кукол «Пилигрим», с митингом по адресу г. Тольятти, Центральный район, площадка у театра кукол «Пилигрим», 28.01.2018 года в период времени с 14 часов до 18 часов. 17.01.2018 года административный истец получил письмо административного ответчика, в котором было указано, что Администрация Центрального района г.о. Тольятти не может согласовать проведение заявленного мероприятия по указанному заявителем месту, с предложением о проведении мероприятия в форме митинга, без проведения шествия, по адресу: г. Тольятти, асфальтовая площадка с южной стороны железнодорожного вокзала г. Тольятти между улицей Вокзальная и железнодорожным вокзалом. Между тем, при согласовании публичного мероприятия органы власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время, не просто нежелательно, а невозможно. При этом организатору публичного мероприятия должен быть предложен такой вариант, который позволял бы реализовать его цели. Целью заявленного истцом мероприятия является доведение до граждан информации о предстоящих выборах Президента РФ, а также о праве граждан участвовать в избирательной забастовке. Предложенная административным ответчиком территория является промышленной зоной, трудно доступной, и не позволяет обратиться к широкому кругу граждан РФ. Ввиду изложенного административный истец просит признать незаконным решение Администрации Центрального района г.о. Тольятти, выраженное в письме от 17.01.2018 года № ГР.Ц/192 об отказе в согласовании Крайневу Г.С. проведения публичного мероприятия в форме шествия в г. Тольятти, Центральный район, от перекрестка ул. К.Маркса и ул. Горького, по ул. К.Маркса до пересечения с Молодежным бульваром, далее поворот на Площадь Свободы до площадки у театра кукол «Пилигрим», с митингом по адресу г. Тольятти, Центральный район, площадка у театра кукол «Пилигрим», 28.01.2018 года в период времени с 14 часов до 18 часов. Обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца или препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод путем принятия решения по согласованию проведения публичного мероприятия в форме шествия в г. Тольятти, Центральный район, от перекрестка ул. К.Маркса и ул. Горького, по ул. К.Маркса до пересечения с Молодежным бульваром, далее поворот на Площадь Свободы до площадки у театра кукол «Пилигрим», с митингом по адресу г. Тольятти, Центральный район, площадка у театра кукол «Пилигрим», 28.01.2018 года в период времени с 14 часов до 18 часов.

Административный истец Крайнев Г.С. и его представитель Шлыков С.А., привлеченный к участию в деле по устному ходатайству административного истца, в судебном заседании поддержали доводы иска, дополнив, что отказ в согласовании публичного мероприятия по заявленным истцом адресу и времени не обоснован, поскольку данное мероприятие не будет препятствовать проведению запланированных в указанные день и время детских мероприятий. Кроме того, ответчиком фактически не рассмотрен вопрос о проведении шествия.

Представитель административного ответчика Администрации г.о.Тольятти Гладкова Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что оспариваемое истцом письмо не является отказом в проведении публичного мероприятия, в данном письме было сообщено о невозможности проведения шествия и митинга в указанное время и по указанному месту. Сбор участников шествия (заявлено 1 000 человек), в соответствии с уведомлением должен проходить у МАУ «Культурно-досуговый центр Буревестник», при этом в данном учреждении с 13-30 часов 28.01.2018 года запланировано проведение мероприятия, приуроченного к 74-ой годовщине снятия блокады Ленинграда. На площади Свободы у обелиска Славы на 28.01.2018 года в соответствии с утвержденным планом работы департамента образования, предусмотрено проведение вахты памяти с 14 до 17 часов. Напротив театра кукол «Пилигрим» 28.01.2018 года с 13-30 до 17 часов в рамках старта программы «Десятилетие детства в России» состоится физкультурно-спортивное массовое мероприятие. Со ссылкой на данные обстоятельства Крайневу Г.С. была предложена в качестве альтернативного места проведения территория асфальтовой площадки с южной стороны железнодорожного вокзала г. Тольятти, между улицей Вокзальная и железнодорожным вокзалом. Данная площадка Приказом Врио. заместителя председателя Правительства Самарской области – руководителя департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 20.10.2017 года № 42-п. утверждена в качестве специально отведенного или приспособленного места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных интересов, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места проведения данного мероприятия является одним из возможным вариантов действий органа местного самоуправлении, предусмотренных законом. Предложение иного общественного доступного места для проведения публичного мероприятия не свидетельствует об отказе заявителю в проведении публичного мероприятия. Предложение об изменении места проведения публичного мероприятия Крайневу Г.С. было направлено.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка сообщается органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления посредством уведомления о проведении публичного мероприятия (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).

Согласно ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1). Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2).

Частью 5 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В силу пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона.

Из материалов дела следует, что 15.01.2018 года Крайневым Г.С. в Администрацию г.о.Тольятти было подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие в форме митинга и шествия. Маршрут и место проведение: в г. Тольятти, Центральный район, от перекрестка ул. К.Маркса и ул. Горького, по ул. К.Маркса до пересечения с Молодежным бульваром, далее поворот на Площадь Свободы до площадки у театра кукол «Пилигрим», с митингом по адресу г. Тольятти, Центральный район, площадка у театра кукол «Пилигрим», 28.01.2018 года в период времени с 14 часов до 18 часов. Указанное уведомление принято в общественной приемной Администрации г.о.Тольятти в 09 часов 05 минут 15.01.2018 года.

Письмом от 17.01.2018 года за исх. № Гр.Ц/192, подписанным заместителем главы городского округа – главой администрации Центрального района г.о. Тольятти Гончаровым А.В., организатору публичного мероприятия было сообщено о проведении в указанный день и в указанное время по заявленному в качестве места проведения митинга и шествия месту ранее запланированных мероприятий: в МАУ «Культурно-досуговый центр Буревестник» с 13-30 часов 28.01.2018 года запланировано проведение мероприятия, приуроченного к 74-ой годовщине снятия блокады Ленинграда. На площади Свободы у обелиска Славы на 28.01.2018 года предусмотрено проведение вахты памяти с 12 часов (Пост № 1). На площадке перед театром кукол «Пилигрим» 28.01.2018 года с 11-30 до 17 часов в рамках старта программы «Десятилетие детства в России» состоятся «Веселые семейные старты». Организатору предложено провести заявленное публичное мероприятие на территории асфальтированной площадки с южной стороны железнодорожного вокзала г. Тольятти между улицей Вокзальная и железнодорожным вокзалом с 10 до 13 часов., данная площадка является местом, определенным для проведения публичных мероприятий в соответствии с Приказом департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 20.02.2013 года № 8-П.

Административный истец считает указанное решение незаконным и нарушающим его права, поскольку административным ответчиком, по мнению Крайнева Г.С., нарушены права истца на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирование, предусмотренные Конституцией РФ.

Между тем с доводами административного истца согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно с. 1.1, 2.1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан, в том числе,:

довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 06.04.2005 N 105-ГД в случае, если несколько организаторов публичных мероприятий подали уведомление о проведении разных публичных мероприятий на одной территории в одно время, право проведения публичного мероприятия на данной территории предоставляется организатору публичного мероприятия, ранее подавшему уведомление, соответствующее требованиям Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Иным организаторам публичных мероприятий направляются предложения об изменении места и (или) времени их проведения, а также предложения об устранении выявленного несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Судом установлено, что приказом Врио. заместителя председателя Правительства Самарской области – руководителя департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 20.10.2017 года № 42-п в качестве специально отведенного или приспособленного места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, на территории г.о. Тольятти определена территория асфальтированной площадки с южной стороны железнодорожного вокзала г. Тольятти между улицей Вокзальная и железнодорожным вокзалом.

Материалами дела подтверждено, что в Администрацию г.о.Тольятти 15.01.2018 года в 09 часов 06 минут поступило уведомление Крайнева Г.С. о проведении публичного мероприятия в форме шествия в г. Тольятти, Центральный район, от перекрестка ул. К.Маркса и ул. Горького, по ул. К.Маркса до пересечения с Молодежным бульваром, далее поворот на Площадь Свободы до площадки у театра кукол «Пилигрим», с митингом по адресу г. Тольятти, Центральный район, площадка у театра кукол «Пилигрим», 28.01.2018 года в период времени с 14 часов до 18 часов.

Между тем, стороной ответчика суду представлены документы, подтверждающие тот факт, что на 28.01.2018 года органом местного самоуправления на заявленной Крайневым Г.С. территории г.о. Тольятти запланировано проведение иных культурно-массовых мероприятий, в том числе с участием детей.

Письмом от 17.01.2018 года административный ответчик сообщил истцу о проведении 28.01.2018 года иных мероприятий и предложил провести публичное мероприятие на площадке, специально определенной для таких целей - территория асфальтированной площадки с южной стороны железнодорожного вокзала г. Тольятти между улицей Вокзальная и железнодорожным вокзалом.

Таким образом, оспариваемым письмом не было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия, а предложено иное общественное доступное место проведения, которое утверждено в качестве специально отведенного или приспособленного места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории г.о. Тольятти, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Конституционный Суд РФ в Определении от 02.04.2009 года № 484-О-П, на которое ссылается административный истец, разъясняет, что использование в оспариваемом положении части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера.

Содержащееся в оспариваемом законоположении понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. Такие нормативные характеристики положения о цели публичного мероприятия (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), как свобода публичного мероприятия (отсутствие внешнего давления), формирование мнений (а не простое их провозглашение) и выдвижение требований политического свойства, предполагают наличие обратной коммуникативной связи (прямой или опосредованной, в том числе через средства массовой информации) между участниками публичного мероприятия и теми субъектами, кому оно адресовано.

Следовательно, оспариваемое законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Заявители же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.

Судом не принимаются доводы стороны административного истца, что заявленное публичное мероприятие (шествие и митинг) не препятствует проведению запланированных ответчиком мероприятий, поскольку стороной истца заявлено количество участников мероприятия 1 000 человек, что является значительным, в связи с чем, данное публичное мероприятие не может не отразиться на проведении культурно-массовых мероприятий, в том числе с участием детей и подростков, а также мероприятий, приуроченных к годовщине снятия блокады Ленинграда.

Кроме того, в уведомлении указано, что при проведении заявленного мероприятия будет использоваться звукоусиливающая аппаратура.

Предложенное Администрацией г.о. Тольятти место проведения публичного мероприятия является специально отведенным и приспособленным местом для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории г.о. Тольятти.

Доводы административного истца о том, что ответчиком фактически без внимания оставлен вопрос о проведении шествия, судом не принимаются, поскольку шествие по запланированному организатором маршруту до места проведения митинга органом местного самоуправления не согласовано, как и место проведения митинга. Иной маршрут для шествия, либо иное место проведения митинга организатором мероприятия к обсуждению не заявлено.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что административный истец, реализуя свое право на свободу публичного мероприятия, формирование мнений и выдвижение требований политического свойства, обсудил с органом местного самоуправления возможность проведения заявленного публичного мероприятия в ином месте.

Анализ приведенных выше норм в их правовой взаимосвязи с установленными обстоятельствами дела позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемое в данном деле решение органа местного самоуправления является законным и обоснованным, а требования административного истца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,175-178 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска Крайнева Георгия Сергеевича.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25.01.2018 года.

Председательствующий: