ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-94/2020230013-01-2019-001784-30 от 13.01.2019 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-94/2020 23RS0013-01-2019-001784-30

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 31 января 2020 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи – Соколенко А.В.,

при секретаре – Богатыревой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Елохиной Л.А. к Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области о признании незаконным отказа в принятии возражения против исключения юридического лица, признании незаконной записи об исключении юридического лица, обязании исключить сведения о прекращении деятельности юридического лица,

установил:

Елохина Л.А. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области о признании незаконным отказа в принятии возражения против исключения юридического лица, признании незаконной записи об исключении юридического лица, обязании исключить сведения о прекращении деятельности юридического лица, в котором просит признать незаконным отказ от 14 мая 2019 года № 17-06/09306С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области в принятии возражения против исключения юридического лица ООО «Центральная торговая компания» (ООО «ЦТК») ОГРН ; признать незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица ООО «Центральная торговая компания» (ООО «ЦТК») ОГРН ; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области исключить сведения о прекращении деятельности ООО «Центральная торговая компания» (ООО «ЦТК») ОГРН в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

Свои требования истец обосновала тем, что ей принадлежит дебиторская задолженность в отношении ООО «Центральная торговая компания» (ОГРН ) на основании соглашения об уступке права (требования) от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках гражданского дела №2-1577/2016 Гулькевичского районного суда Краснодарского края вынесено определение от 30 ноября 2017 года об обращении взыскания на дебиторскую задолженность, указанную выше, в пользу АО «ДОМ.РФ». 13 августа 2018 года Межрайонной ИФНС России 12 по Тверской области принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ООО «Центральная торговая компании». 03 декабря 2018 года в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН об исключении ООО «Центральная торговая компания», из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Ей стало известно об исключении ООО «ЦТК» из ЕГРЮЛ только 12 марта 2019 года, в рамках рассмотрения гражданского дела в Гулькевичском районном суде по заявлению АО «ДОМ.РФ» об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, которым обращено взыскание на дебиторскую задолженность в отношении ООО «ЦТК». Исключением ООО «ЦТК» из ЕГРЮЛ нарушены права и законные интересы административного истца, в связи с чем 23 января 2019 года ею в адрес административного ответчика было направлено возражение против исключения юридического лица ООО «Центральная торговая компания». 14 мая 2019 года административным ответчиком вынесено решение об оставлении без исполнения вышеназванного возражения административного истца в связи с тем, что ею возражение представлено в регистрирующий орган по истечении установленного законом срока. Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Ответчик незаконно вынес решение об отказе в рассмотрении возражения против исключения ООО «Центральная торговая компания» из ЕГРЮЛ, так как срок для подачи жалобы Административным истом не был пропущен. 15 мая 2019 года административным истцом была направлена жалоба в Главное управление ИФНС России на решение административного ответчика об отказе в рассмотрении возражений. До настоящего времени ответ на жалобу не поступил.

В судебное заседание административный истец Елохина Л.А. либо ее представитель не явились, в своем ходатайстве Елохина Л.А. просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на административных исковых требованиях настаивает.

Административный ответчик либо его представитель надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, в своем ходатайстве представитель административного ответчика просил рассмотреть дело по административному исковому заявлению без участия представителя инспекции.

В соответствии с п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.

С учетом изложенного суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Суд, изучив письменные материалы дела, находит, что требования административного иска Елохиной Л.А. законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 1 статьи 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1).

Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4 статьи 21.1)

Согласно статье 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующих сведений.

В судебном заседании установлено, что 21 ноября 2011 года зарегистрировано в качестве юридического лица Общество с ограниченной ответственностью «Центральная торговая компания» с ОГРН , расположенное по адресу: 170023, город Тверь, улица Маршала Захарова, 17А, помещение 2, о чем внесена регистрационная запись Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области.

13 августа 2018 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области принято Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ Общества с ограниченной ответственностью «Центральная торговая компания» на основании пункта 1 статьи 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что следует из выписки из ЕГРЮЛ.

03 декабря 2018 года в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН об исключении ООО «Центральная торговая компания» из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Также в судебном заседании установлено, что Елохиной Л.А. на основании Соглашения об уступке прав (требований) от 04 мая 2017 года между первоначальным кредитором ООО «Гарант» и новым кредитором Елохиной Л.А. принадлежит право требования к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральная торговая компания» в сумме 26 000 000 рублей. Право требования первоначального кредитора подтверждается определением Арбитражного суда Ивановской области от 05 мая 2016 года по делу № А17-6476/2010 о процессуальном правопреемстве.

Определением Гулькевичского районного суда от 30 ноября 2017 года по делу № 2-1577/2016 изменен порядок исполнения решения суда от 04 октября 2016 года по делу по иску Закрытого акционерного общества «Ипотечный агент АИЖК 2010-1» к Елохиной Л.А. , Е.В.Л. о расторжении кредитного договора, взыскании задолженности по кредитному договору и обращении взыскания на заложенное имущество – обращено взыскание по указанному решению на дебиторскую задолженность в сумме 26000000 рублей, принадлежащую Елохиной Л.А. на основании соглашения об уступке права (требования) от 04 мая 2017 года в счет исполнения обязательства должников в сумме 9 475 274,88 рубля.

12 марта 2019 года Гулькевичским районным судом также в рамках гражданского дела № 2-1577/2016 года рассмотрено заявление взыскателя АО «ДОМ.РФ» (ранее – ЗАО «Ипотечный агент АИЖК 2010-1») об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 04 октября 2016 года в связи с тем, что юридическое лицо ООО «ЦТК», на задолженность в отношении которого обращено взыскание по решению суда, исключено из ЕГРЮЛ.

Административным истцом направлено возражение против исключения ООО «ЦТК» из ЕГРЮЛ.

Согласно ответу Межрайонной ИФНС № 12 по Тверской области от 14 мая 2019 года порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа определен статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».Согласно нормам данной статьи юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом. 06.08.2018 года в Инспекцию из Межрайонной ИФНС № 12 по Тверской области поступили справки о непредставлении ООО «ЦТК» отчетности и об отсутствии движения денежных средств по банковским счетам в течение последних 12 месяцев. 13.08.2018 Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области принято Решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ ООО «ЦТК», которое 15.08.2018 было опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» (). Одновременно с решением о предстоящем исключении опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. В течение трех месяцев после опубликования сведений каких-либо обращений со стороны заинтересованных лиц не поступали. 03 декабря 2018 года внесена запись об исключении ООО «ЦТК» из ЕГРЮЛ. Поскольку возражения Елохиной Л.А. поступили после истечения трех месяцев с момента опубликования, они оставлены без рассмотрения.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

По смыслу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) должностного лица, лежит на административном истце.

Он, в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 220 КАС РФ, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, должен указать сведения о правах, свободах и законных интересов административного истца, которые по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием) и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ представить совместно с исковым заявлением, документы, подтверждающие обстоятельства, на которых он основывает свои требования.

В силу ч. 9, 11 ст. 218 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами: 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Реестра, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В настоящем административном иске административный истец просит признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области по внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра юридического лица – ООО «ЦТК», данная запись была внесена 03 декабря 2018 года, с настоящим иском административный истец обратилась в суд 28 июня 2019 года, то есть в течение года со дня, когда узнала о нарушении своих прав, срок обращения в суд истцом не нарушен.

С учетом имеющихся материалов дела, позиции административного истца и ответчика, суд полагает удовлетворить требования Елохиной Л.А. с установлением обязанности административного ответчика устранить допущенные нарушения.

На основании, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Елохиной Л.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области о признании незаконным отказа в принятии возражений против исключения юридического лица, признании незаконной записи об исключении юридического лица, обязании исключить сведения о прекращении деятельности юридического лица – удовлетворить.

Признать незаконным отказ от 14 мая 2019 года № 17-06/09306С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области в принятии возражения против исключения юридического лица ООО «Центральная торговая компания» (ООО «ЦТК») ОГРН .

Признать незаконным внесение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица ООО «Центральная торговая компания» (ООО «ЦТК») ОГРН .

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 исключить сведения о прекращении деятельности ООО «Центральная торговая компания» (ООО «ЦТК») ОГРН в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Гулькевичского

районного суда А.В. Соколенко