ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-9517/2021 от 22.10.2021 Одинцовского городского суда (Московская область)

№2А-9517/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Одинцовский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кузьминой А.В.

при ведении протокола помощником судьи Фоминой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Борисенко Ольги Алексеевны к Администрации Одинцовского городского округа МО о признании незаконным Постановления и его отмене, обязании повторно рассмотреть заявление,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным и отмене Постановления Администрации Одинцовского городского округа Московской области № 2446 от 09.07.2021г. «Об отказе Борисенко О.А. в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет федерального бюджета», обязании ответчика повторно рассмотреть заявление Борисенко О.А. о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лица пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, для получения в последующем социальной выплаты за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья.

В обоснование иска указано, что Борисенко О.А. обратилась в адрес Администрации Одинцовского городского округа Московской области с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для получения в дальнейшем социальной выплаты из средств федерального бюджета на приобретение жилья, однако в удовлетворении заявления своим Постановлением № 2446 от 09.07.2021г. ответчик отказал. Ответ от 27.08.2021г. мотивирован тем, что нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть признаны исключительно только малоимущие граждане, Законом МО от 12.12.2005г. № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предусмотрено, что на учет нуждающихся в жилых помещениях, принимаются малоимущие граждане, прожившие на территории Московской области не менее пяти лет, не представлены копии всех страниц паспорта, не представлено согласие на обработку персональных данных, не представлены сведения о лицах, проживающих по месту регистрации заявителя и сведения о членах семьи заявителя, не представлена справка из БТИ об отсутствии у заявителя в собственности жилых помещений. С ответом истец не согласна, считает, что ответчик не учитывает положения нормативных правовых актов, которые предоставлены истцу социальные гарантии, принял решение в нарушение требований Закона, по сути, не рассмотрел заявление, т.к. в силу ЖК РФ был обязан самостоятельно получить необходимые документы. Посчитав свои права нарушенными обратилась в суд с данным иском.

Административный истец Борисенко О.А. в судебное заседание не явилась, в ранее состоявшемся судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала.

Представитель административного истца в судебное заседание явился, на удовлетворении требований настаивал по изложенным в иске доводам.

Представитель административного ответчика Администрации Одинцовского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие и просили отказать в удовлетворении иска, полагали оспариваемое решение законным.

Суд в силу ст.ст.14, 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены гарантии гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986г. и в последующие годы, в том числе предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ один раз.

Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, устанавливаемом Жилищным кодексом РФ.

Судом установлено и не оспорено сторонами, что истец обратилась в Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях для получения в дальнейшем социальной выплаты из средств федерального бюджета, однако в удовлетворении заявления своим постановлением № 2446 от 09.07.2021г. ответчик отказал.

Пунктом 7 ст.17 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Согласно ст. 2.2 Закона Московской области от 12.12.2005 N 260/2005-ОЗ (ред. от 20.06.2018) "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма": 1. Органом местного самоуправления самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Согласно ст. 2.3 указанного Закона установлен Порядок ведения учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: 1. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - Книга регистрации заявлений) в день представления в орган местного самоуправления заявления с документами в соответствии со статьей 2.1 настоящего Закона или в день передачи многофункциональным центром заявления с такими документами в орган местного самоуправления. 2. При принятии на учет учитывается уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения гражданина и членов семьи вне зависимости от их места проживания, который рассчитывается исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности. 3. Гражданину, подавшему заявление, выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом местного самоуправления, а также с указанием перечня документов, которые будут получены в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В случае представления документов через многофункциональный центр указанная расписка выдается многофункциональным центром. 4. Орган местного самоуправления осуществляет проверку сведений, содержащихся в документах, указанных в части 3 статьи 2.1 настоящего Закона на соответствие требованиям настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, формирует учетное дело гражданина с указанием состава семьи (далее - учетное дело) и передает его в жилищную комиссию. В учетное дело включаются документы, полученные органом местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и документы, представленные заявителем. Документы в учетном деле нумеруются, располагаются по дате их поступления, составляется их опись. 5. Заявление, учетное дело рассматриваются жилищной комиссией. Рекомендация жилищной комиссии о принятии гражданина с указанием состава семьи на учет или об отказе в принятии на учет учитывается органом местного самоуправления при принятии соответствующего решения. 6. Решение органа местного самоуправления о принятии на учет гражданина с указанием состава семьи или об отказе в принятии на учет должно быть принято не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня регистрации заявления. В решении органа местного самоуправления о принятии гражданина с указанием состава семьи на учет указываются фамилия, имя, отчество гражданина и членов семьи, место жительства, дата и основание принятия на учет, предусмотренное статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. 7. Датой принятия на учет является дата принятия органом местного самоуправления решения о принятии на учет. 8. Орган местного самоуправления не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет направляет гражданину, подавшему заявление, уведомление о принятии на учет или об отказе в принятии на учет гражданина с указанием состава семьи и основания отказа.

В соответствии с п.3 ст.49 и п.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, определенные Федеральным законом.

Постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006г. установлены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

В соответствии с п.5 указанных правил, право на участие в программе, имеют категории граждан РФ, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, нуждающиеся в улучшению жилищных условий.

В силу ст. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Согласно ст.27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статьей 42 Конституции РФ разъяснено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда (ст.53 Конституции РФ).

В силу ст.40 Конституции, каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст.19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство всех перед законом и судом, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных прав (ст.11).

При этом, как следует из п.1 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Жилые помещения жилищного фонда РФ предоставляются иным определенным ФЗ категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) ФЗ основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч.3 ст.49 ЖК РФ).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из оснований (ч.2 ст.52 ЖК РФ).

В силу п.11 ч.1 ст.13 Закона РФ №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которые распространяются действия настоящего законодательства, относятся граждане, выехавшие добровольно из зоны проживания с правом на отселение в 1986г. и в последующие годы.

Борисенко О.А. относится к категории граждан, указанных в п.11 ч.1 ст.13 Закона РФ № 1244-1, что подтверждается удостоверением установленного образца АЗ №049477.

В соответствии с ч.1 ст.5 Закона РФ №1244-1 предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами РФ.

Порядок финансирования расходных обязательств РФ устанавливается Правительством РФ.

Конституционный суд РФ в абз.4 п.4 Постановления №18-П от 1.12.1997г. указал, что введение дополнительных требований для внеочередного обеспечения жильем граждан, пострадавших от техногенного бедствия такого масштаба, как чернобыльская катастрофа, является нарушением конституционного принципа справедливости, а также равенства всех перед законом.

Кроме того, из правовых позиций, выраженных Конституционным судом РФ следует, что возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие радиационных катастроф, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания – на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств – компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы).

Исходя из изложенного следует, что истица относится к категории граждан, которые, в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета и в данных правоотношениях. Для получения социальной выплаты, данной категории граждан из средств Федерального бюджета, должна учитываться лишь нуждаемость этих граждан в улучшении жилищных условий, без учета их имущественного состояния и периода проживания в «чистой» зоне.

Ответ Администрации Одинцовского городского округа Московской области № от 27.08.2021г. мотивирован тем, что нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть признаны исключительно только малоимущие граждане, Законом МО от 12.12.2005г. № 260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» предусмотрено, что на учет нуждающихся в жилых помещениях, принимаются малоимущие граждане, прожившие на территории Московской области не менее пяти лет, не представлены копии всех страниц паспорта, не представлено согласие на обработку персональных данных, не представлены сведения о лицах, проживающих по месту регистрации заявителя и сведения о членах семьи заявителя, не представлена справка из БТИ об отсутствии у заявителя в собственности жилых помещений.

С учетом того, что при предоставлении необходимого пакета документов, Борисенко О.А. сотруднику был передан подлинник паспорта, суд полагает, необоснованным довод ответчика о том, что при подаче документов не были представлены копии всех страниц паспорта.

Довод о том, что нуждающимися в улучшении жилищных условий могут быть признаны исключительно только малоимущие граждане суд не принимает во внимание, так как с учетом ст. 19, 40 Конституции РФ, п.1 ст.12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ЖК РФ, Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. Конституционный суд общей юрисдикции в своих определениях указал, что Закон РФ №1244-1 от 1505.1991г. является специальным законом прямого действия, непосредственно регулирующим весь спектр правоотношений, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС, расходы на его реализацию учтены в Федеральном бюджете, в связи с чем общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, предусмотренный Законом МО от 12.12.2005г. №260/2005-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», на данную категорию не распространяются.

Вывод Администрации о том, что не было предоставлено согласие на обработку персональных данных суд также считает необоснованным, поскольку опровергается предоставленной копией заявления, в тексте которого содержится согласие Борисенко О.А. на обработку персональных данных.

Требование о предоставлении сведений о лицах, проживающих по месту регистрации Борисенко О.А. и не являющихся членами ее семьи суд считает не правомерным, так как данное требование законом не предусмотрено. Не предоставленные сведения не влекут каких-либо правовых последствий, как и сведения о родственниках, которые не проживают совместно с заявителем (ч.1 ст.31, ст.51 ЖК РФ).

Справка из БТИ об отсутствии прав на жилые помещения, в которых проживал гражданин и члены его семьи, согласно п.4 ст.52 ЖК РФ запрашивается самостоятельно органом осуществляющим принятие на учет в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были предоставлены заявителем по собственной инициативе.

Следовательно, предоставление документов по жилищной обеспеченности является правом заявителя, а не обязанностью.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что Администрацией при рассмотрении заявления Борисенко О.А. были допущены нарушения норм права, была применена норма закона, не подлежащая применению, не были предприняты действия, обязанность по совершению которых законом возложена на Администрацию, что повлекло нарушению прав и законных интересов истца, в связи с административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Таким образом, постановление Администрации подлежит отмене, а заявление административного истца должно быть рассмотрено повторно Администрацией в установленном законом порядке и сроки.

Руководствуясь ст.ст.14, 175-177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить Постановление Администрации Одинцовского городского округа МО №2446 от 09.07.2021г. «Об отказе Борисенко Ольге Алексеевне в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.

Обязать Администрацию Одинцовского городского округа МО повторно рассмотреть заявление Борисенко Ольги Алексеевны о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, как лица, пострадавшего в результате аварии на Чернобыльской АЭС, для получения в последующем социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2021 года