ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-954/2023 от 07.08.2023 Кольского районного суда (Мурманская область)

Дело № 2а-954/2023 ***

***

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 августа 2023 года город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

помощника Ильницкого Д.А.,

с участием административного истца Шараговича Д.А.,,

представителя административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, ФСИН России по доверенностям Новицкой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шараговича Д.А. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 18» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области, начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области Федорову О.А., Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51» Федеральной службы исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации,

установил:

Шарагович Д.А. обратился с исковым заявлением к начальнику ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области Федорову О.А., УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России о взыскании компенсации за нарушение условий содержания. В обоснование исковых требований указал, что *** был этапирован из ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России для прохождения стационарного лечения в связи с имеющимися заболеваниями. По приезду его поместили в изолятор , где отсутствовала подводка горячего водоснабжения. При обращении к администрации сотрудник колонии ФИО1 пояснил, что с обеспечением горячей воды ничем помочь не может. Факт обращения к указанному сотруднику подтверждается журналом приема по личным вопросам. Также административный истец указал, что незаконно был помещен в изолятор, в то время как должен был находиться в общих палатах. По данному вопросу обращался к начальнику учреждения, который разговаривал на повышенных тонах, выражался нецензурной бранью. Кроме того, в период прохождения лечения ему не предоставлялись телефонные звонки. Неоднократно обращался по вопросам условий содержания в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России с письменными заявлениями на имя начальника, однако письменных ответов не получил. Просил взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 200 000 рублей.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечены ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, в качестве заинтересованных лиц – врачи ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России Воливач Н.А., Павлов П.Г.

При рассмотрении дела административный истец дополнительно к заявленным ранее исковым требованиям указал, что в период прохождения лечения он обращался к врачу ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России Воливач Н.А. с жалобами на боль в паховой области, которая направила его к хирургу для осмотра. После осмотра хирурга выявлена опухоль. Запись в медицинской документации хирург отказался делать, сообщив, что данная информация будет доведена до сведения врача филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России ФИО2 Однако, по данным жалобам медицинская помощь ему не была оказана, он был этапирован по месту отбывания наказания в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области. По приезду обратился к фельдшеру здравпункта, которая помогла организовать прием хирурга и начать лечение по заболеванию в паховой области. Таким образом, врачами филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России ему оказана ненадлежащая медицинская помощь. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Определением суда, занесенным в протокол, указанные уточнения приняты к производству.

Определение суда от *** исковые требования Шараговича Д.А. о признании незаконными действий (бездействий) ответчиков по оказанию медицинской помощи, взыскании компенсации, выделены в отдельное производство

В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области, ФСИН России по доверенностям в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что условия содержания истца в исправительном учреждении соответствуют требованиям законодательства.

Заслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Правовое положение осужденных регламентировано специальным законом – Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, а также принятыми на основании и во исполнение его положений Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также УИК РФ) одной из задач уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных.

В силу части 1 статьи 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ст. 10 УИК РФ).

В соответствии со статьей 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с частями 1,3,4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматриваются в порядке главы 22 КАС РФ и подлежат удовлетворению при наличии в совокупности двух необходимых условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 настоящей статьи, в полном объеме.

Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что на административного истца возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения его прав, свобод и законных интересов, а также соблюдения сроков обращения в суд, а на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения.

При разрешении заявленных требований, суд учитывает положение статей 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации, согласно которым право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее - постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 47) возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой, в том числе лишение свободы.

Данные меры осуществляются посредством принудительного помещения физических лиц, как правило, в предназначенные (отведенные) для этого учреждения, помещения органов государственной власти, их территориальных органов, структурных подразделений, иные места, исключающие возможность их самовольного оставления в результате распоряжения (действия) уполномоченных лиц (далее - места принудительного содержания), принудительного перемещения физических лиц в транспортных средствах.

Несмотря на различия оснований и порядка применения указанных выше мер, помещение в места принудительного содержания и перемещение физических лиц в транспортных средствах должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам (далее - лишенные свободы лица), которые обеспечиваются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации (в частности, Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 года № 4812-VIII, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 года № 6416-XI), федеральными законами (например, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ и иными нормативными правовыми актами.

В силу пункта 2 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 47 под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ); право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ); право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 93, 99, 100 УИК РФ, статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»); право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления Пленума ВС РФ принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Пунктом 14 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 47 определено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 99 УИК РФ).

По смыслу статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы кроме Конституции Российской Федерации составляют указанный закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации.

На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В соответствии с частью 1, 2, 4 статьи 10 УИК РФ, Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, в соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

Из материалов дела следует, что осужденный Шарагович Д.А. находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России с *** по ***.

Указанное медицинское учреждение располагается на территории ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области.

Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51 Федеральной службы исполнения наказаний» является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему РФ, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых, и обвиняемых совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.1 Устава). Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ (п. 1.2 Устава).

*** между Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 18 Управление Федеральной службы исполнения наказания по Мурманской области» и Федеральным казенным учреждением здравоохранения «Медико-санитарная часть Федеральной службы исполнения наказаний» заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, согласно которого ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области с согласия собственника передало в безвозмездное пользование ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России нежилые здания «Областная больница корпус » и «Областная больница корпус », расположенные по адрес***, для осуществления уставных целей.

В соответствии с положениями ч. 1, 2, 5 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее также – УИК РФ) лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В соответствии с п. п. 154, 155 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, медицинская помощь осужденным к лишению свободы оказывается медицинской организацией УИС в соответствии с Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы». При невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС осужденные к лишению свободы имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.

Ссылаясь на нарушение своих прав, административный истец указал, что в спорный период, находясь на лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, незаконно был размещен в медицинский изолятор

Согласно ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.В силу статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебные исправительные учреждения также являются исправительными учреждениями. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.

В связи с чем, на осужденных, отбывающих наказание в таких учреждениях, также распространяются требования Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от *** (далее – Правила, ПВР ИУ).

Из справки старшего оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области следует, что осужденный Шарагович Д.А. прибыл в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области для прохождения лечения в стационаре филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России ***. При изучении личного дела Шараговича Д.А. было установлено, что данный осужденный признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, содержится в строгих условиях, имеет действующее взыскание от *** в виде перевода в помещение камерного типа на срок 6 месяцев. Состоит на профилактическом учете как лицо склонное к нападению на представителей администрации и других правоохранительных органов; организующий и провоцирующий групповые противодействия законным требованиям администрации; склонный к совершению преступлений с использованием технических средств связи; склонный к систематическому нарушению ПВР; склонный к совершению суицида и членовредительства.

Материалами дела также подтверждается, что на основании постановления начальника ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области от *** на осужденного Шараговича Д.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде перевода в помещение камерного типа на срок 6 месяцев, данное обстоятельство административным истцом не оспаривается.

Указанное дисциплинарное взыскание в отношении Шараговича Д.А. исполнялось в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области, откуда осужденный на период с *** по *** был помещен в терапевтическое отделение филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, где находился на лечении в изоляторе .

Исходя из ч. 1 ст. 82 УИК РФ, режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Изолированно от других осужденных содержатся: осужденные при опасном рецидиве, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы; осужденные, которым смертная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы на определенный срок (ч. 2 ст. 80 УИК РФ).

При этом, согласно ч. 4 ст. 80 УИК РФ установленные настоящей статьей требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения, а также на исправительные колонии, при которых имеются дома ребенка. Осужденные, направленные в указанные учреждения, содержатся в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.

Определяя особенности содержания осужденных в лечебно-профилактических учреждениях, п. 499 ПВР ИУ устанавливает раздельное содержание в лечебно-профилактических учреждениях отдельных категорий осужденных, которые содержатся в специально выделенных и оборудованных по тюремному типу палатах. Медицинская помощь осужденным к лишению свободы предоставляется в соответствии с ПВР ИУ и законодательством Российской Федерации.

Одной из мер взыскания, применяемых за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы, является перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима и тюрьмах - в одиночные камеры на срок до шести месяцев (ч. 1 ст. 115 УИК РФ).

Часть 5 ст. 118 УИК РФ предусматривает, что в случае перевода осужденных из штрафных изоляторов, помещений камерного типа, единых помещений камерного типа или одиночных камер в лечебно-профилактические учреждения уголовно-исполнительной системы срок их нахождения в указанных лечебных учреждениях засчитывается в срок отбывания взыскания.

Аналогичные положения содержит пункт 572 ПВР ИУ.

В силу положений части 3 статьи 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.

В соответствии с п. 576 ПВР ИУ, запираемые помещения оборудуются комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в других условиях. В дневное время осужденные к лишению свободы находятся в помещениях, отделенных от спальных помещений. Уборка прогулочного двора и данных помещений возлагается поочередно на каждого осужденного к лишению свободы

В силу ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

К осужденным к лишению свободы, проходящим лечение в ЛПУ, применяются предусмотренные УИК меры взыскания, если они не противоречат медицинским показаниям (п. 505 ПВР ИУ).

Таким образом, системное толкование приведенных положений УИК РФ И ПВР ИУ позволяет сделать вывод, что при переводе осужденного в лечебно-профилактическое учреждение вид режима отбывания наказания в отношении него не изменяется.

При рассмотрении дела установлено, что до прохождения в период с *** по *** лечения в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России Шарагович Д.А., являясь злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, отбывал взыскание в помещении камерного типа ФКУ ИК – 23. Кроме того, является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен в строгие условия наказания.

Условия содержания Шараговича Д.А. в изоляторе филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России не противоречило имеющимся у него медицинским показаниям. Таким образом, по мнению суда, помещение истца в указанную палату ни в коей мере не нарушало его права и законные интересы, а соответствовало режиму его содержания в исправительном учреждении, обеспечивало безопасность медицинского персонала.

Суд, считает, что положения п. 499 ПВР ИУ регулирующие особенности размещения и содержания осужденных в лечебно-профилактических учреждениях, не изменяют вид режима, а также права и обязанности осужденных, включая право на материально-бытовое обеспечение.

С учетом изложенного, доводы административного истца о нарушении его прав в связи с его размещением в медицинский изолятор судом отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм закона, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, данное размещение обусловлено соблюдением режима содержания, что является основным средством исправления осужденных.

При этом доводы о полученных от УФСИН России по Мурманской области ответах, содержащихся противоречивую информацию о причинах помещения его в медицинский изолятор филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России правового значения не имеют, поскольку несогласие административного истца с указанными ответами не является предметом рассмотрения настоящего дела.

Заявляя о ненадлежащих условиях содержания, истец указал на отсутствие в медицинском изоляторе горячего водоснабжения.

В Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплено в качестве одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (статьи 1, 8).

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; средой обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека; факторами среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

В силу ст. 2 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Положениями ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрело, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Указанные положения действующего законодательства конкретизированы Санитарными правилами СП 2.1.3678-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиями деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг» утвержденными постановлением Главного государственного врача РФ от 24.12.2020 г. № 44.

Пунктом 2.2 СП 2.1.3678-20 предусмотрено, что здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения.

При отсутствии централизованной системы водоснабжения и водоотведения здания, строения, сооружения, помещения, используемые хозяйствующими субъектами, должны быть оборудованы нецентрализованными (автономными) системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, со спуском сточных вод в локальные очистные сооружения. При отсутствии горячего централизованного водоснабжения должны устанавливаться водонагревающие устройства.

Согласно п. 4.4.5 СП 2.1.3678-20 во врачебных кабинетах, комнатах и кабинетах работников, в туалетах, в материнских комнатах при детских отделениях, процедурных, перевязочных и вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Таким образом, требования к подводке горячего водоснабжения в медицинские палаты СанПиН 2.1.3678-20 не установлено, в связи с чем, доводы административного истца о нарушении его прав в указанной части, отклоняются.

При это, довод об отсутствии горячей воды не может быть признан в качестве основополагающего а, может расцениваться как существенное отклонение от стандартов, причиняющее нравственные страдания и умаляющее человеческое достоинство, лишь при установлении иных, более серьезных нарушений.

Как пояснил опрошенный при рассмотрении дела в качестве свидетеля заместитель начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области по тыловому обеспечению ФИО1, что осужденный Шарагович Д.А.был вызван *** на личный прием по вопросу обеспечения питания. В ходе проведенной беседы Шараговичем Д.А. также был задан вопрос по отсутствию горячего водоснабжения в медицинском изоляторе, на что осужденному были даны разъяснения.

Суд полагает, что отсутствие горячего водоснабжения непосредственно в медицинском изоляторе , где содержался Шарагович Д.А., не может быть расценено как унижающие человеческое достоинство условие. Помывка осужденных, проходящих лечение в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, проводится в душевой, оборудованной в здании Больница по установленному графику, горячая вода подается из резервуаров, установленных в котельной после ее подогрева. Котельная ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области работает сезонно для подачи тепла в жилые и административные помещения учреждения и не проектировалась на подачу горячего водоснабжения.

Проверяя доводы административного истца о непредставлении телефонных разговоров, суд приходит к следующему.

Право осужденных на телефонные разговоры закреплено в статье 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение.

В соответствии с частью 3 ст. 92 УИК РФ осужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а также отбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может быть разрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.

Порядок организации телефонных разговоров определен Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ № 110 от 04 июля 2022 года.

Согласно п. 239 ПВР ИУ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры, продолжительность каждого из которых не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры осужденных к лишению свободы могут контролироваться персоналом ИУ

Пунктом 246 Правил предусмотрено, что осужденным к лишению свободы, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, водворенным в ДИЗО, ШИЗО, а также переведенным в ПКТ, ЕПКТ и одиночные камеры в порядке взыскания, телефонный разговор может быть разрешен лишь при наличии исключительных личных обстоятельств.

В силу статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебные исправительные учреждения также являются исправительными учреждениями. В лечебных исправительных учреждениях и лечебно-профилактических учреждениях отбывают наказание осужденные, указанные в части второй статьи 101 настоящего Кодекса. Лечебно-профилактические учреждения выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных.

В ходе рассмотрения административного дела, факт содержания в ФКУ ИК-23 УФСИН России по Мурманской области в строгих условиях отбывания наказания с действующим взысканием в виде перевода в помещение камерного типа, до прибытия на лечение в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, Шараговичем Д.А.не оспаривался.

При этом, наличие исключительных обстоятельств для телефонного разговора судом не добыто, административным истцом не представлено. Утверждение административного истца о согласовании лечащего врача Воливач Н.А. его просьбы о предоставлении телефонных звонков в связи с необходимостью приобретения лекарственных препаратов, материалами дела не подтверждается. Медицинская карта стационарного больного Шараговича Д.А. не содержит сведения об обращениях истца к лечащему врачу по данному вопросу, а также сведения о даче такого согласования.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений условий содержания в данной части, поскольку действия сотрудников администрации по непредставлению телефонных переговоров соответствуют требованиям действующего законодательства.

Согласно выписки из журнала регистрации приема осужденных к лишению свободы по личным вопросам ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, Шарагович Д.А. был на приеме у начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области (***) и заместителя начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области по тыловому обеспечению (***). По результатам приема осужденному были даны разъяснения.

Доказательств направления письменных заявлений на имя начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области административным истцом в материалы дела не представлено, судом не добыто.

У суда оснований не доверять доказательствам, представленным административными ответчиками, отвечающим требованиям допустимости, относимости и достоверности, не имеется.

Как и не имеется таких оснований отнестись к показаниям допрошенного при рассмотрении дела в качестве свидетеля заместителя начальника по тыловому обеспечению ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области ФИО1, поскольку показания получены при рассмотрении дела, являются последовательными, непротиворечивыми, свидетель предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, допустимыми доказательствами не опровергнуты, согласуются с иными доказательствами, представленными при рассмотрении дела.

В соответствии с п. 5, п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудник УИС обязан соблюдать нормы служебной, профессиональной этики, проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам. Исполнение данной нормы требуется от сотрудников ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области.

Доказательств допущенного в отношении административного истца со стороны начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области грубого, унижающего отношения, употребления нецензурной брани при рассмотрении дела судом не добыто, Шараговичем Д.А. не представлено, в связи с чем, указанные доводы являются необоснованными и голословными, ничем не подтвержденными и подлежат отклонению.

Таким образом, факт претерпевания административным истцом физических и нравственных страданий, наличие фактов наступления серьезных негативных последствий при рассмотрении дела, не нашел своего подтверждения.

Исходя из системного толкования положений ст. ст. 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти, их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.

При этом, исходя из положений ст. ст. 62, 226 КАС РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соблюдению сроков обращения в суд, соответственно, возлагается на лицо, которое их обжалует.

Следовательно, при отсутствии указанной выше совокупности условий для признания решений должностных лиц, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Каких-либо доказательств наступления для административного истца негативных последствий, а также нарушения его прав в связи с конкретными действиями либо бездействием административных ответчиков не представлено, в то время как обязанность доказывания данных обстоятельств в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ возложена на него.

В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.

Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (ст. ст. 62, 125, 126 КАС РФ).

Доказательств того, что Шарагович Д.А. претерпевал нравственные и физические страдания от неправомерных действий должностных лиц по поводу несоблюдения условий содержания в исправительном учреждении, материалы дела не содержат.

Суд полагает, что администрацией учреждения принимаются все возможные меры для создания необходимых условий содержания осужденных, находящихся на лечении, в связи с чем, условия содержания Шараговича Д.А. в период с *** по *** в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России являлись удовлетворительными и с очевидностью не свидетельствуют о причинении ему нравственных и физических страданий.

Таким образом, нарушение прав Шараговича Д.А., гарантированных статьей 21 Конституции Российской Федерации не установлено, условия содержания административного истца в период нахождения на лечении не достигли порога тяжести, чтобы охарактеризовать обращение с ним как унижающее человеческое достоинство и не являются настолько существенными, что подвергают его страданиям и унижениям в крайней степени, влекут угрозу жизни, здоровью и благополучию.

При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений прав административного истца по приведенным им доводам, в том числе и с учетом кратковременного периода нахождения в условиях стационара, в связи с чем, оснований для удовлетворения его требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Шараговичу Д.А. в удовлетворении административного искового заявления к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 18» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области, начальнику Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 18» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области Федорову О.А., Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 51» Федеральной службы исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Мурманской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании условий содержания ненадлежащими, взыскании компенсации– отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

***

***

Судья Н.А. Иванова