дело № 2а-975/2021
УИД: 27RS0013-01-2021-001681-77
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
резолютивная часть
12 августа 2021 года г. Амурск, Хабаровский край
Амурский городской суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Караваевой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Черенкова Л.В.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действия (бездействие), выразившиеся в цензуре почтовой корреспонденции, о понуждении к устранению нарушений, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее по тексту ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральной службе исполнения наказаний (далее по тексту ФСИН России) о признании незаконными действия (бездействие), выразившиеся в цензуре почтовой корреспонденции, о понуждении к устранению нарушений, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В обоснование требований ссылался на то, что поступившие в его адрес заказные письма от ФСИН России (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, РПО № от ДД.ММ.ГГГГ) и ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Дагестан (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, РПО № от ДД.ММ.ГГГГ) подверглись цензуре. Вскрытие корреспонденции адресованной на его имя осуществлено без его согласия. Считает действия администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России незаконными и необоснованными, не соответствующими нормативным правовым актам, нарушающими его права, свободы и законные интересы в частности на тайну переписки, уважение личной жизни, доступ к правосудию, защиту своих прав и свобод.
Просил признать незаконными, не соответствующими нормативно-правовым актам и нарушающим его права, свободы и законные интересы действия администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в части вскрытия и цензуры писем от ФСИН России и ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Дагестан адресованных на его имя.
Возложить на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность по устранению допущенных нарушений, принятии мер по недопущению аналогичных нарушений закона.
Взыскать с ФСИН России компенсацию за нарушение условий содержания в размере 50 000 рублей. (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, РПО № от ДД.ММ.ГГГГ).
Определением Амурского городского суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы исполнения наказания по Хабаровскому краю далее по тексту УФСИН России по Хабаровскому краю), Министерство Финансов Российской Федерации (далее по тексту – Министерство финансов РФ, Минфин РФ), Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю ( далее по тексту УФК по Хабаровскому краю).
В судебное заседание представители административных ответчиков: ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Хабаровскому краю, не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. До рассмотрения дела от представителя ФИО2, действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ№/ТО/20-124, ДД.ММ.ГГГГ№/ТО/20-132, ДД.ММ.ГГГГ№/ТО/55-4, поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители Министерства финансов Российской Федерации и Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном законом порядке, возражений, ходатайств не представили, не возражали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В соответствии со статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие указанных административных ответчиков и заинтересованных лиц. В судебном заседании административный истец ФИО1, повторяя доводы административного искового заявления, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. В дополнение ссылался на устоявшуюся судебную практику, согласно которой, вскрытие конвертов поступающих из учреждений на имя осужденных противоречит действующему законодательству, и нарушает права, свободы и законные интересы последних. Переписка с исправительными учреждениями не подлежит цензуре, это вытекает из права на уважение личной жизни, гарантированного Конституцией РФ, статьей 8 Конвенции о правах человека. В данном случае, письма были вскрыты, и это является безусловным неправомерным вмешательством в его личную жизнь. Полагает, что административным ответчиком были нарушены его права на неприкосновенность его переписки с органами государственной, исполнительной власти, в которые входят и следственные органы; просит исковые требования удовлетворить в полном объеме. В письменных возражениях ФСИН России, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, заинтересованное лицо - УФСИН России по Хабаровскому краю исковые требования не признали, факт цензуры конвертов не отрицали, ссылаясь на то, что отправители, направившие на имя осужденного ФИО1 почтовую корреспонденцию, не входят в перечень органов, организаций и лиц, переписка осужденных с которыми не подлежит цензуре. Доказательств наступления негативных последствий вызванных вскрытием конвертов ФИО1 не представлено.Требование о присуждении истцу компенсации удовлетворению не подлежит, поскольку административным истцом не представлено каких-либо фактических обстоятельств допущенных нарушений, размер компенсации, заявленный истцом, является чрезмерным и не отвечает принципам разумности и справедливости. Просила отказать в иске в полном объеме. Заслушав административного ответчика, изучив материалы дела и письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В соответствии со статьей 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Статьей 3 КАС РФ установлено, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2). В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Тем самым, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (правовая позиция, изложенная в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О). Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. По смыслу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд; обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии со статьей 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Для признания оспариваемых действий незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этими действиями законных прав и интересов гражданина или организации. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Судом установлено, что ФИО1 отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [N 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания. Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). В соответствии со статьей 91 УИК РФ, осужденным к лишению свободы, разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Действующее законодательство гарантирует осужденным возможность направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15 УИК), а также недопустимость цензуры жалоб осужденных, адресованных Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 4 ст. 15 УИК РФ, п. 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 мая 2021 года, на имя ФКУ ИК-6 УФСИН России поступило письмо (входящий № ШПИ 36402458437851), с вложением апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу и информационным письмом на имя ФИО1 (л.д. 12). Согласно, идентифицирующих данных содержащихся на конверте, отправителем значился представитель ФСИН России по доверенности ФИО3, получателем конверта указано ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Каких-либо пометок, позволяющих сделать вывод о том, что данное письмо адресовано непосредственно осужденному ФИО1 не содержит. 17.05.2021 в адрес ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю на имя ФИО1 поступила апелляционная жалоба (исх. б/н от ДД.ММ.ГГГГ) из ФКУ СИЗО-1 УФСИ России по Республике Дагестан, согласно конверта за входящий № от ДД.ММ.ГГГГ, ШПИ36700058128590 (л.д. 30). Указанные письма ФИО1 получил в открытом виде, что не оспаривалось стороной административных ответчиков. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает запрет цензуры переписки осужденного с теми государственными органами и должностными лицами, которые наделены полномочиями по осуществлению того или иного вида контроля за деятельностью учреждений и органов. Согласно статье 112 Конституции Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти утверждает Президент Российской Федерации. Государственный орган - это юридически оформленная действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством. Исполнительные органы - это те органы, которые осуществляют государственную власть путем организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство. В соответствии с частью 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в России осуществляют Президент России, Федеральное Собрание России, Правительство России, суды Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» исполнительную власть Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти под общим руководством Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» определяет структуру федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Федеральная служба исполнения наказаний включена в структуру федеральных органов исполнительной власти, и осуществляет публичные функции по обеспечению исполнения уголовных наказаний, содержанию подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, этапированию, конвоированию, а также контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Эти государственные полномочия в силу пункта 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, ФСИН России осуществляет как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, в которые согласно Перечню видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержденному Постановление Правительства Российской Федерации от 01 февраля 2000 года N 89, также включены следственные изоляторы. Таким образом, ФСИН России входит в орган государственной власти, осуществляя свою деятельность как непосредственно, так и через учреждения, исполняющие наказания, в том числе через ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по хабаровскому краю. Пунктом 161, 162 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденной приказом ФСИН России от 10.08.2011 N 464, установлено, что первичная обработка поступающих документов заключается в проверке правильности доставки и целостности вложений, фиксации факта поступления документа, в группе входящей корреспонденции вскрываются все пакеты с документами, за исключением пакетов, имеющих пометку "Лично". Учитывая изложенное, суд установив, что конверт направленный в адрес ФКУ ИК-6 УФСИН России от представителя ФСИН России по доверенности ФИО3, (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ, ШПИ 36402458437851) каких-либо пометок «лично» с указанием, что информация содержащаяся в конверте адресована административному ответчику ФИО1 не содержал, а вся поступающая корреспонденция на имя учреждения подлежит вскрытию, не находит оснований для признания действий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в части вскрытия и цензуры данного конверта незаконными (необоснованными), в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 в данной части. Разрешая требования административного истца о признании незаконным действия исправительного учреждения в части вскрытия и цензуры адресованного осужденного ФИО1 письма ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан, суд по смыслу приведенных выше положений нормативных актов, в том числе и положений уголовно-исполнительного законодательства, согласно которым предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные в органы уголовно-исполнительной системы и ответы на них цензуре не подлежат, приходит к выводу, что такое письмо не подлежало вскрытию и цензуре администрацией исправительного учреждения В данном случае, администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России нарушила предписания вышеизложенных требований закона, тем самым нарушила права и законные интересы административного истца – осужденного ФИО1 Доводы административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю о том, что ответчик действовал в пределах установленных действующим законодательством норм и правил, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении требований, поскольку само по себе вскрытие конверта, не подлежащего его вскрытию и прочтению сотрудником исправительного учреждения, о чем свидетельствует входящий штамп на тексте письма, влечет нарушение вышеизложенных требований закона. При должной внимательности и осмотрительности указанный административный ответчик мог и должен был соблюсти требования закона, подлежащего применению в спорных правоотношениях. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о признании незаконным и нарушающим права осужденного ФИО1 действия администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся во вскрытии и осмотре адресованного на его имя письма ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан, в связи с чем в этой части требования административного истца подлежат удовлетворению. Разрешая требование административного истца ФИО1 о понуждении к устранению нарушений - об обязании ответчика устранить допущенное нарушение прав в полном объеме и принять меры по недопущению аналогичных нарушений законодательства РФ, суд приходит об отсутствии оснований для удовлетворения данных требований, поскольку возложение на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности, осуществлять определенные действия относительно тех прав, которые, могут возникнуть либо не возникнуть в будущем. Кроме того, восстановлению подлежит только нарушенное право, а, между тем, истцом заявлено требование о предполагаемом нарушении его права в будущем, то есть защита права носит предположительный характер. Разрешая требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, суд исходит из того, что Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Рассматривая административное исковое заявление, поданное в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ). Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания осужденного суд должен учитывать характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено, а также его последствия или отсутствие таковых. Установив нарушение исправительным учреждением вышеизложенных требований законодательства, подлежащего применению при получении осужденным ФИО1 письма ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Республике Дагестан, определяя размер компенсации за нарушение условий содержания, суд, принимая во внимание, что данное нарушение не носило продолжительного периода, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте ДД.ММ.ГГГГ и входящий штамп № от ДД.ММ.ГГГГ, нарушение допущено при отсутствии должной внимательности и осмотрительности сотрудника исправительного учреждения и не носило умышленного характера, учитывая отсутствие наступления каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным исправительным учреждением нарушением, а также требования разумности и справедливости, полагает возможным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении в размере 1000 рублей. В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает, соответственно, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде, соответственно, от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту. Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций. Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению в части признания незаконным и нарушающим права осужденного ФИО1 действия администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся во вскрытии и осмотре адресованного на его имя письма ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№, взыскании с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу ФИО1 компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1000 рублей. Решение в части взыскания компенсации за нарушение условий содержания подлежит немедленному исполнению. Доводы административного истца о применении в настоящем деле указанных им постановлений Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) и судебных актов, судом отклоняются, поскольку не являются достаточным основанием для удовлетворения административного иска в том объеме, как того просит административный истец. Само по себе установление ЕСПЧ, в указанных им постановлениях, нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод не является безусловным основанием для удовлетворения требований ФИО1 в полном объеме по настоящему делу, поскольку рассмотрены ЕСПЧ с учетом конкретных обстоятельств, указанных иными лицами, а, следовательно, не могут быть применены в настоящем деле, как и решения судов Российской Федерации по иным делам, указанным административным истцом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 182, 227, 227.1, 228 КАС РФ,
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действия (бездействие), выразившиеся в цензуре почтовой корреспонденции, о понуждении к устранению нарушений, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении - удовлетворить частично.
Признать незаконным и нарушающим права осужденного ФИО1 действия администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся во вскрытии и осмотре адресованного на его имя письма ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – ФСИН России, за счет средств казны Российской Федерации, в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1000,00 (одна тысяча) рублей.
Решение в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации
В остальной части иска отказать.
Копию решения в течение трех дней со дня его принятия в окончательной форме направить лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 17.08.2021
(выходные дни – 14.08.2021,15.08.2021).
Судья Н.П.Караваева