ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-979/16 от 08.07.2016 Братского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 08 июля 2016 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Бурда Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда административное дело № 2а-979/2016 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Транснефть-Восток») незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Агентству лесного хозяйства Иркутской области о признании распоряжения от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Транснефть-Восток») незаконным.

В обоснование требований указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству о причинении ООО «Транснефть-Восток» вреда окружающей среде, в соответствии с уведомлением о проведении прокурорской проверки от **.**.****, в период с **.**.****. по **.**.**** проведена проверка по факту незаконной рубки ООО «Транснефть-Восток» лесных насаждений на лесном участке, расположенном в ...

В ходе проверки установлено, что **.**.**** между Агентством лесного хозяйства Иркутской области и ООО «Транснефть-Восток» заключен договор аренды лесного участка ***, согласно которому ООО «Транснефть-Восток» предоставлен во временное возмездное пользование сроком до **.**.**** лесной участок с кадастровым номером: ***, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: ... в границах, указанных в акте натурного технического обследования лесного участка от **.**.****, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов – расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке ГНПС «Тайшет» - НПС «Сковородино» до 80 млн. тонн в год. НПС № 3 (площадка организации строительства).

Согласно п.1.2 Договора ООО «Транснефть-Восток» передан лесной участок, обремененный правом аренды ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по договору аренды лесного участка *** от **.**.**** для заготовки древесины.

В соответствии с п.п. 1,2,5 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из пункта 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223, на лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.

ООО «Транснефть-Восток» разработан проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, утверждённое распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области ***-агр от **.**.****.

Из раздела 7.4 Проекта освоения лесов, содержащего проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов при строительстве, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, следует, что рубка лесных насаждений на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Транснефть-Восток», проектом освоения лесов не предусмотрена.

Согласно ст.16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины, согласно пункту 5 которых заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

В силу ст.26 Лесного кодекса РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

**.**.**** ООО «Транснефть-Восток» в территориальный отдел Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству подана декларация *** об использовании лесов на предоставленном в аренду лесном участке в период с **.**.**** по **.**.****, согласно которой лесной участок, расположенный в ... в рубку не заявлен.

**.**.**** при выполнении патрулирования главным специалистом-экспертом территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству ФИО2 в ... обнаружена незаконная рубка лесных насаждений, то есть рубка лесных насаждений в отсутствие документов, предоставляющих такое право, о чем **.**.**** составлен акт о лесонарушении ***.

Из акта о лесонарушении следует, что рубка лесных насаждений совершена в **.**.****. На месте незаконной рубки обнаружены: тяжелая техника; беспорядочно складированные в разных местах вырубленного участка хлысты деревьев хвойных пород (сосна, лиственница) разной длины в количестве 1074 штук объемом 320 куб.м.; измельченные лиственные насаждения, тонкомерная древесина, подрост и пни частично закопанные в грунт, частично разбросанные по всей площади участка. Согласно произведенному расчету сумма ущерба, причиненного лесному фонду в результате незаконной рубки лесных насаждений в ... составила 10355498 рублей.

В связи с чем, **.**.**** территориальным отделом Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству по факту незаконной рубки лесных насаждений направлено заявление в МУ МВД России «Братское».

Согласно абз.2 п.2 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов.

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

Уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа (п.6).

Из пункта 7 Порядка следует, что внесение изменений в лесную декларацию в течение декларируемого периода осуществляется в случаях:

- изменения условий договора аренды или иного документа, в соответствии с которым осуществляется использование лесов;

- внесения в установленном порядке изменений в проект освоения лесов;

- продления сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины согласно правилам заготовки древесины;

- исключения отдельных лесосек, объектов лесной инфраструктуры, лесоперерабатывающей инфраструктуры и объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры и (или) их замены на другие до начала рубки лесных насаждений;

- внесения изменений в материалы отвода и таксации лесосек при обнаружении ошибок до начала рубки лесных насаждений.

В нарушение указанных требований **.**.****, т.е. после обнаружения факта незаконной рубки лесных насаждений, в Братское лесничество от ООО «Транснефть-Восток» поступила лесная декларация *** от **.**.****, в которой Общество заявило в сплошную рубку 989,5 куб.м. ликвидной древесины в квартале ... в период по **.**.****. В принятии данной лесной декларации территориальным отделом Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству было отказано, поскольку проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу (распоряжение от **.**.*******-агр) рубка лесных насаждений не предусмотрена.

Из информации Агентства лесного хозяйства Иркутской области, территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству следует, что ... предоставлен в аренду в целях заготовки древесины ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» на основании договора аренды *** от **.**.****. В **.**.**** арендатором на указанном лесном участке проведены лесоустроительные работы, по результатам которых распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.*******-агр приняты и введены в действие новые материалы лесоустройства, что отразилось на конфигурации и нумерации выделов в квартале ***. По материалам нового лесоустройства предоставленные в аренду ООО «Транснефть-Восток» выделы ... соответствуют выделам ...

**.**.**** в адрес Братского лесничества от ООО «Транснефть-Восток» повторно поступила лесная декларация, в которой заявлено в рубку 989 куб.м. ликвидной древесины на площади 10,38 га в ... в период по **.**.**** в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.*******-агр. В принятии данной лесной декларации также было отказано, поскольку заявленный в рубку лесной участок был вырублен ранее без оформления необходимых документов, в связи с чем, в МУ МВД России «Братское» направлено заявление по факту незаконной рубки лесных насаждений.

При подаче **.**.**** лесной декларации ООО «Транснефть-Восток» был представлен проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, которое утверждено распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.*******-агр.

Согласно п.1 Распоряжения положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы по проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Транснефть-Восток» в целях использования лесов для выполнения работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов – расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке ГНПС «Тайшет» - НПС «Сковородино» до 80 млн.тонн в год НПС № 3 (площадка организации строительства) на территории Братского лесничества, в Братском районе Иркутской области (Договор аренды лесного участка *** от **.**.****), утвержденное распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.*******-агр признано утратившим силу.

Указанное распоряжение Агентства лесного хозяйства является незаконным по следующим основаниям.

Так, в соответствии со ст.88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.28 Приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка (п.30).

Пункт 33 названного Приказа содержит исчерпывающий перечень оснований для внесения изменений в проект освоения лесов, а именно: внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.

В соответствии с ч.1 ст.89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Из пункта 3 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» следует, что целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации (п.10).

Вместе с тем, оспариваемое Распоряжение противоречит требованиям ст. 88, ч.1 ст.89 Лесного кодекса РФ, п.п.28,30,33 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», п.п.3,10 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов».

В нарушение п. 3 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 г. № 545, не достигнута цель государственной экспертизы, так как представленный проект освоения лесов ООО «Траснефть-Восток» не соответствует принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Так, в нарушение п.33 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» у арендатора лесного участка отсутствовали основания для внесения изменений в проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.****. ***-агр.

При вынесении Распоряжения Агентством лесного хозяйства ... не учтен факт совершения ООО «Транснефть-Восток» на предоставленном в аренду лесном участке незаконной рубки лесных насаждений, обнаруженной **.**.****. В связи с чем, положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное оспариваемым Распоряжением, выдано на фактически вырубленный лесной участок.

Кроме того, Распоряжением утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, содержащего сведения о местоположении лесного участка без учета введенных в действие распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.****. ***-агр материалов лесоустройства.

Согласно таксационному описанию квартала ..., являющегося составной частью материалов лесоустройства, введенных в действие распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.****. ***-агр, в выделах ... произрастают молодые деревья (возраст – 30 и 35 лет соответственно).

В соответствии с приказом Рослесхоза от 09.04.2015 № 105 «Об установлении возрастов рубок» для Братского района Иркутской области, относящегося к Среднеангарскому таежному району установлены следующие возраста рубок лесных насаждений в эксплуатационных лесах:

Сосна, лиственница с бонитетом 3 и выше – 101-120 лет;

Береза – 61-70 лет;

Осина – 51-60 лет.

В связи с чем, выдела ... не подлежат рубке по возрасту лесных культур.

Таким образом, в нарушение п.10 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства незаконно вынесено распоряжение об утверждении положительного заключения государственной экспертизы несоответствующего лесному законодательству РФ проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «Транснефть-Восток».

Указанным незаконным распоряжением нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, которому причинен вред в результате незаконной рубки лесных насаждений, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Определением Братского районного суда от **.**.**** изменено наименование административного ответчика Агентства лесного хозяйства Иркутской области на министерство лесного комплекса Иркутской области и к участию в деле в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Транснефть-Восток».

В судебном заседании старший помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвониская М.Н. поддержала требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 226 КАС РФ.

Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика – ООО «Транснефть-Восток», действующий на основании доверенности Гаранин И.В. суду пояснил, что требования прокурора являются не подлежащими удовлетворению. В административном иске прокурором заявлен довод, согласно которому в нарушении п. 33 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства № 69 от 29.02.2012 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядок его разработки» у арендатора лесного участка отсутствовали основания для внесения изменений в проект освоения лесов.

Однако указанный довод противоречат материалам дела, так согласно п.15 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» от 22 декабря 2011 № 545 изменения и дополнения, вносимые в проект освоения лесов, подлежат экспертизе в соответствии с требованиями, установленными порядком государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов. Соответственно при внесении изменений в проект освоения лесов подается письменное заявление о проведении государственной экспертизы изменений, вносимых в проект освоения лесов.

**.**.**** представителем ООО «Транснефть-Восток» была подано письменное заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, тем самым для проведения экспертизы был передан весь проект освоения лесов,а не лишь изменения к нему. Данное обстоятельство также подтверждается распоряжением об утверждении положительного заключения проекта освоения лесов ***-агр от **.**.****, в котором экспертная комиссия провела государственную экспертизу всего проекта освоения лесов, а не изменений к нему.

В соответствии со ст. 45 ЛК РФ порядок использования лесов для
строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанный порядок закреплен в приказе Федерального агентства лесного хозяйства *** от **.**.****, в котором утверждены правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

В п. 8 указанного документа установлено, что в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. В разъяснениях к п.8 Правил, закрепленных в письме Федерального агентства лесного хозяйства от **.**.******* установлено, что в целях использования линейных объектов допускается рубка лесных насаждений любых пород и возраста за исключением рубок в защитных лесах, где они возможны только в случаях, если эксплуатация линейных объектов не запрещена или не ограничена в соответствии с правовым режимом соответствующей территории.

В соответствии с актом натурального технического обследования лесного участка от **.**.****, имеющего расположение: ... проведенного специалистами агентства лесного хозяйства Иркутской области Братского лесничества, участок состоит из эксплуатационных лесов, пригоден для целей эксплуатации (согласно договору *** от **.**.**** (Далее - Договор)) и не имеет защитного значения.

Указанный акт был согласован начальником территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области, Братского лесничества ФИО5 и утвержден ВРИО руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области ФИО6

В соответствии с п.2 ст.108 ЛК РФ в эксплуатационных лесах допускается использование лесов, всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов, в том числе строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

В п.2 ч.3 ст. 16 ЛК РФ установлено, что для заготовки древесины, допускается осуществление рубок лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса, к которым в соответствии с п.4 ч.1 ст.21 ЛК относятся линейные объекты.

Согласно Договору целью использования лесного участка, является строительство, конструкция и эксплуатация линейных объектов, что так же закреплено в проекте освоения лесов и в заключении к проекту освоения лесов ***-агр от **.**.****.

Тем самым довод прокурора о невозможности вырубки эксплуатационного леса, по причине возраста лесных культур, для заявленных в проекте освоения лесов целей противоречит утвержденному и согласованному Агентством лесного хозяйства ... акту натурального технического обследования лесногоучастка от **.**.****, п.8 приказа Федерального агентства лесного хозяйства*** от **.**.****, позволяющего производить рубку лесных насаждений любых пород и возраста за исключением рубок в защитных лесах, а также п.2 ч.3 ст. 16 ЛК РФ, ст. 108 ЛК РФ, ч.3 ст.12 ЛК РФ и п.13 ч.25 ЛК РФ и поэтому подлежит отклонению.

В соответствии со ст.61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса
подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем
лесовосстановления и ухода за лесами.

В рассматриваемом проекте освоения лесов, в ч.ч. 5.7 - 5.9 установлены -мероприятия по воспроизводству лесов путем лесовосстановления и уходу за лесами. Мероприятия по лесовосстановлению соответствуют Правилам лесовосстановления, утвержденными Приказом МПР России от 16.07.2007 № 183 з редакции от 05.11.2013). Согласно им, лесовосстановление будет осуществляется на всей площади лесного участка путем посадки сеянцев с целью восстановления вырубленных, поврежденных лесов, и обеспечения восстановления лесных насаждений, сохранения биологического разнообразия лесов, сохранения их полезных свойств.

Исходя из изложенного, экспертной комиссией при проведении государственной экспертизы было отмечено, что проект соответствует действующим в РФ природоохранному законодательству, что противоречит доводам прокурора о несоответствии проекта принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов законодательству Российской Федерации.

Заявляя административный иск прокурором было определено, что при
вынесении Распоряжения агентством Лесного хозяйства Иркутской области не был учтен факт совершения ООО «Транснефть - Восток» незаконной рубки лесных насаждений, о чем свидетельствует акт о лесонарушении *** от **.**.**** и поданное заявление по данному факту в МУ МВД России «Братское».

В соответствии со ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Однако в нарушении указанной нормы прокурором, без ссылки на соответствующее решение суда, уже был установлен факт совершения Обществом противоправного деяния выразившемся в незаконной рубке лесных насаждений, что не может являться допустимым доводом. Также необходимо отметить, что в материалах дела отсутствуют данные о возбужденном уголовном или административном деле, в отношении Общества и (или) должностных лиц Общества.

Кроме того, в акте о лесонарушении *** от **.**.****, на который сослался Государственный орган при отказе в приеме лесной декларации б/н от **.**.**** и, который являлся основанием для подачи заявления в МУ МВД России «Братское», составлен в отношении неустановленного лица, а не ООО «Транснефть - Восток».

Также необходимо отметить, действия Братского лесничества по отказу в принятии декларации, являются предметом рассмотрения в Арбитражном суде Иркутской области по делу № ***, в котором ООО «Транснефть -Восток» обжалует отказ административного органа принять лесную декларацию *** от **.**.****, б/н от **.**.****, и просит признать незаконными действия, выразившиеся в отказе в согласовании сведений о лицах, использующих леса в соответствии со ст. 43 - 46 Лесного кодекса РФ, предоставленных ООО «Транснефть - Восток» **.**.****, и в принуждении административного органа устранить допущенные нарушения.

В своем заявлении о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов от **.**.**** ООО «Транснефть - Восток» просит административный орган провести экспертизу проекта, а в случае принятия положительного решения отменить распоряжение от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного государственного заключения экспертизы проекта освоения лесов». По результатам проведенной экспертизы проекта освоения лесов было принято распоряжение от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного государственного заключения экспертизы проекта освоения лесов».

Тем самым оспариваемое прокурором распоряжение от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного государственного заключения экспертизы проекта освоения лесов» на момент рассмотрения настоящего дела было отменено и поэтому заявленные прокурором требования подлежат отклонению ввиду невозможности их фактического исполнения.

Согласно ч. 12 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, лежит на заявителе административного иска.

В определении по делу от **.**.**** судом установлена обязанность административного истца доказывать правовые основания для признания распоряжения незаконным. Однако в административном исковом заявлении в нарушение не были представлены доводы свидетельствующие, что распоряжение от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного государственного заключения экспертизы проекта освоения лесов» не соответствует действующему законодательству.

Выслушав старшего помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области Дзвонискую М.Н., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика ООО «Транснефть – Восток» Гаринина И.В., действующего на основании доверенности, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что **.**.**** между Агентством лесного хозяйства Иркутской области (Министерством лесного комплекса Иркутской области) и ООО «Транснефть-Восток» заключен договор аренды лесного участка ***, согласно которому ООО «Транснефть-Восток» предоставлен во временное возмездное пользование сроком до **.**.**** лесной участок с кадастровым номером: ***, расположенный на землях лесного фонда, имеющий местоположение: ... – эксплуатационные леса, общей площадью 10,38 га, в границах, указанных в акте натурного технического обследования лесного участка от **.**.****, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов – расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке ГНПС «Тайшет» - НПС «Сковородино» до 80 млн. тонн в год. НПС № 3 (площадка организации строительства).

Согласно п.1.2 Договора ООО «Транснефть-Восток» передан лесной участок, обремененный правом аренды ООО «Охотничье и рыболовное хозяйство» по договору аренды лесного участка *** от **.**.**** для заготовки древесины.

В соответствии с п. 7 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от **.**.******* ООО «Транснефть-Восток» разработан проект освоения лесов, который распоряжением агентства лесного хозяйства Иркутской области ***-агр от **.**.**** получил положительное заключение.

Согласно разделу 7.4 Проекта освоения лесов рубка лесных насаждений на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Транснефть – Восток», проектом освоения лесов не предусмотрена.

В поданной **.**.**** ООО «Транснефть – Восток» в территориальный отдел Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству декларации *** лесной участок, расположенный в ..., в рубку также не заявлен.

**.**.**** в квартале ... на площади 10,3 га обнаружена незаконная рубка лесных насаждений, о чем составлен акт о лесонарушении от **.**.****.

В нарушение п. 2, п. 7 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденного приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17 **.**.****, то есть после обнаружения факта незаконной рубки лесных насаждений в Братское лесничество от ООО «Транснефть – Восток» поступила лесная декларация *** от **.**.****, в которой была заявлена сплошная рубка 989,5 кв.м ликвидной древесины в ... на площади 10.№8 га. В принятии данной декларации было отказано, так как проектом освоения лесов, утвержденного распоряжением ***-агр от **.**.**** рубка лесных насаждений не предусмотрена.

**.**.**** повторно поступила лесная декларация, в принятии которой также было отказано. При подаче лесной декларации ООО «Транснефть – Восток» был представлен проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной экспертизы

Распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области ***-агр от **.**.**** утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы Проекта освоения лесов лесного участка общей площадью 10,38га, переданного в аренду ООО «Транснефть – Восток» и распоряжение ***-агр от **.**.**** признано утратившим силу.

Данное распоряжение временно замещающего должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области Щепетнёвой В.Я. от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Транснефть-Восток») Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, просит признать незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. п. 3, 4 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей. Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Специальная часть проекта освоения лесов - раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов:

- общие сведения;

- сведения о лесном участке;

- создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством);

- мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;

- мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.

Согласно п.28 Приказа Федерального Агентства лесного хозяйства от 29.02.2012г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Согласно п. 33 указанного Приказа внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.

Указанный перечень оснований для внесения изменений в проект освоения лесов является исчерпывающим.

Вместе с тем судом установлено, что у ООО «Транснефть – Восток» отсутствовали основания для внесения изменений в проект освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.****. ***-агр.

Доводы представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика о том, что **.**.**** для проведения экспертизы был передан весь проект освоения лесов, а не лишь изменения к нему, не соответствуют установленным обстоятельствам, поскольку фактически в проект освоения лесов вносились изменения.

В соответствии с ч.1 ст.89 Лесного кодекса РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011г. № 545 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» следует, что целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в нарушение п. 3 указанного Приказа не достигнута цель экспертизы, так как представленный проект освоения лесов ООО «Транснефть - Восток» не соответствует принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Судом установлено, что при вынесении Распоряжения Агентством лесного хозяйства Иркутской области не учтен факт совершения ООО «Транснефть-Восток» на предоставленном в аренду лесном участке незаконной рубки лесных насаждений, обнаруженной **.**.**** главным специалистом – экспертом территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству ФИО2 в квартале ... на площади 10,3 га.

При этом положительное заключение государственной экспертизы было выдано на фактически вырубленный лесной участок.

Согласно п. 9 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 №545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным.

В соответствии с п. 10 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 №545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Согласно п. 11 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 №545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» отрицательное заключение Экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также не соответствующие лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что при указанных нарушениях оснований для дачи положительного заключения по результатам проведения государственной экспертизы проекта, не имелось.

Следовательно, в соответствии с п. 11 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 №545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» это является основанием для оформления отрицательного заключения экспертизы.

Однако в нарушение п. 10 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 №545 «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» экспертной комиссией было оформлено положительное заключение на проект освоения лесов лесного участка общей площадью 10,38га, переданного в аренду ООО «Транснефть-Восток» для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов – расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке ГНПС «Тайшет – НПС «Сковородино» до 80 млн. тонн в го. НПС № 3 (площадка организации строительства). Местоположение: .... Договор аренды лесного участка *** от **.**.****.

В нарушение указанных норм временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области было незаконно издано распоряжение об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, переданных в аренду ООО «Транснефть-Восток».

Доводы представителя заинтересованного лица на стороне ответчика ООО «Транснефть – Восток» о том, что оспариваемое распоряжение от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного государственного заключения экспертизы проекта освоения лесов» отменено, так как на основании заявления ООО «Транснефть – Восток» проведена экспертиза проекта освоения лесов и по её результатам принято распоряжение от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного государственного заключения экспертизы проекта освоения лесов» необоснованны.

Как следует из распоряжения Агентства лесного хозяйства Иркутской области ***-агр от **.**.**** утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы «Проекта освоения лесов на лесном участке, представленном в аренду ООО «Транснефть – Восток» в соответствии с видом использования лесов строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов – расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке ГНПС «Тайшет» - НПС «Сковородино» до 80 млн. тонн в год. НПС № 3 (площадка организации строительства), на территории Братского лесничества муниципального образования – ... по договору аренды лесного участка *** от **.**.****».

Однако в указанном распоряжении не содержится сведений об отмене распоряжения ***-агр от **.**.****, соответственно указанное распоряжение является действующим.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку проект освоения лесов лесного участка общей площадью 10,38га, переданного в аренду ООО «Транснефть-Восток» для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов – расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке ГНПС «Тайшет – НПС «Сковородино» до 80 млн. тонн в го. НПС № 3 (площадка организации строительства). Местоположение: .... Договор аренды лесного участка *** от **.**.****, составлен с нарушением требований ст. 88, ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ, п.п. 28,30,33 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», п.п. 3,10 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 № 545 «об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов», то распоряжение врио руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области Щепетнёвой В.Я. ***-агр от **.**.****, которым утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы «Проекта освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «Транснефть – Восток» в целях использования лесов для выполнения работ по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов – расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» на участке ГНПС «Тайшет» - НПС «Сковородино» до 80 млн. тонн в годя НПС №3 (площадка организации строительства) на территории ... (Договор аренды лесного участка *** от **.**.**** является незаконным.

Указанным незаконным распоряжением нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, которому причинен вред в результате незаконной рубки лесных насаждений, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статей 42 Конституции РФ.

В силу п.п. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц, к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании распоряжения временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Транснефть-Восток»)» подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской областиудовлетворить.

Признать незаконным распоряжение временно замещающей должность руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области от **.**.*******-агр «Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО «Транснефть-Восток»)».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А. Паршина