ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-980/18 от 25.12.2018 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-980/2018

УИД 29RS0017-01-2018-001379-91

Решение

Именем Российской Федерации

г. Няндома 25 декабря 2018 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

при секретаре Цукановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Б.В.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС №5) обратилась в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к Б.В.А. о взыскании задолженности по налогам и пени, указав в обоснование, что мировым судьей судебного участка №2 Няндомского судебного района 20 июня 2016 года был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени в общей сумме 76303 рублей 15 копеек. 12 июля 2018 года данный судебный приказ был отменен, в связи с поступлением возражений от должника относительно исполнения судебного приказа. Административный ответчик имеет в собственности транспортное средство УАЗ3909 государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 76 л.с, ранее имел в собственности следующие транспортные средства: КАМАЗ53202, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 240 л.с, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ; Т-25 государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 25 л.с, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ; УРАЛ375, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 180 л.с, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ; Субару Форестер, государственный регистрационный знак с мощностью двигателя 158 л.с, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ; ТДТ – 55, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 80 л.с, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ; ЗИЛ495710, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 150 л.с, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ; 596000, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 240 л.с, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ; Т-150К, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 165 л.с, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ; Скания, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 420 л.с, дата отчуждения ДД.ММ.ГГГГ. Ответчику начислен транспортный налог за 2014 год в сумме 51229 рублей, срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по уплате налога не исполнена. Также административному ответчику принадлежат иные строения, помещения и сооружения (кадастровый ), расположенные по адресу: <адрес>. Б.В.А. начислен транспортный налог на имущество физических лиц за 5 месяцев 2014 года в сумме 8796 рублей, срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ, обязанность по уплате налога не исполнена. Административному ответчику на праве собственности принадлежат: земельный участок (кадастровый ), расположенный по адресу: <адрес>; земельный участок (кадастровый ), расположенный по адресу: <адрес> Должнику начислен земельный налог за 5 месяцев 2014 года в сумме 1056 рублей, срок уплаты 01 октября 2015 года, обязанность по уплате налога не исполнена.

В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налогов ответчику начислены пени, по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 11400 рублей 31 копейка, на момент написания административного искового заявления сумма пени частично уменьшена и составила 6968 рублей 15 копеек; по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 рублей 13 копеек на момент написания административного искового заявления сумма пени частично уменьшена и составила 15 рублей 53 копеек; по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3807 рублей 71 копейка на момент написания административного искового заявления сумма пени частично уменьшена и составила 1450 рублей 86 копеек. В адрес должника были направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок, а также на момент направления настоящего заявления в суд, требования налогоплательщиком самостоятельно не исполнены. Просит взыскать с Б.В.А. в доход государства задолженность в общей сумме 69515 рублей 54 копеек, в том числе транспортный налог за 2014 год в размере 51229 рублей; пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6968 рублей 15 копеек; земельный налог за 2014 год в сумме 1056 рублей; пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 рублей 53 копейки; налог на имущество физических лиц за 2014 года в размере 8796 рублей; пени по налогу на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1450 рублей 86 копеек.

Согласно заявлению об уменьшении исковых требований от 25 декабря 2018 года, просит взыскать с Б.В.А. в доход государства задолженность в общей сумме 61942 рублей 34 копеек, в том числе транспортный налог за 2014 год в размере 51229 рублей; пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 826 рублей 12 копеек; земельный налог за 2014 год в сумме 1056 рублей; пени по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 03 рублей 77 копейки; налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 8796 рублей; пени по налогу на имущество за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 31 рубля 45 копеек.

Представитель административного истца МИФНС №5 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Административный ответчик Б.В.А. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом по месту регистрации по адресу: <адрес>, почтовый конверт вернулся в суд в связи с истечением срока хранения.

Согласно положениям ст. 96 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 100 КАС РФ в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Вместе с тем, суд считает административного ответчика извещенным надлежащим образом, поскольку из системного толкования положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. п. 64, 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат и судебное извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

При таких обстоятельствах, суд признает надлежащим извещение административного ответчика Б.В.А., и на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пп. 8, 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

При нарушении сроков уплаты налога, согласно частям 1 - 3 статьи 75 Кодекса налогоплательщик должен выплатить пени.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела следует и административным ответчиком не оспаривается, что Б.В.А. являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

МИФНС №5 в адрес административного ответчика выставлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2014 год (срок уплаты 01.10.2015г.) в размере 51229 рублей, пени по транспортному налогу в размере 11400 рублей 31 копейка, земельному налогу за 2014 год в размере 1056 рублей; пени по земельному налогу в размере 17 рублей 13 копеек; налогу на имущество физических лиц в размере 8796 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3804 рубля 71 копейка, срок исполнения требования до 27 ноября 2015 года.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 2 Няндомского судебного района Архангельской области от 20 июня 2016 года с Б.В.А. в доход государства была взыскана задолженность в размере 76303 рублей 15 копеек; в том числе: транспортный налог – 51229 рублей; пени по транспортному налогу в размере 11400 рублей 31 копейка; земельный налог в размере 1056 рублей; пени по земельному налогу в размере 17 рублей 13 копеек; налог на имущество физических лиц в размере 8796 рублей; пени по налогу на имущество в размере 3804 рубля 71 копейка, при этом с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 12 мая 2016 года, то есть в установленный законом срок, после неисполнения ранее выставленного требования.

На основании определения мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 Няндомского судебного района Архангельской области от 12 июля 2018 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от Б.В.А.

Из материалов дела следует, что административный истец обратился с настоящим административным иском 15 октября 2018 года, то есть в установленный законом срок, для взыскания задолженности.

Административный ответчик доказательств уплаты налога в срок, установленный действующим законодательством, и пени, заявленные административным истцом, в заявленном или ином размере не представил.

Материалами административного дела подтверждается наличие у административного ответчика в собственности транспортных средств, недвижимого имущества в различные периоды 2014 года, исчисление суммы налога произведено в соответствии с положениями ст. 362 НК РФ.

При этом налоговым органом произведено частичное списание задолженности по налогам и пени, срок уплаты которых наступил до 01 января 2015 года.

Вместе с тем, как следует из расчета пени по транспортному налогу, пени в размере 642 рубля 98 копеек, начислены на недоимку 2013 года, уплаченную налогоплательщиком 21 февраля 2018 года, которая не подлежит взысканию в соответствии с положениями вступившего в законную силу на дату рассмотрения дела Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 12 которого установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

При этом суд отмечает, что поскольку недоимка по транспортному налогу за налоговый период 2013 года в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ является неподлежащей взысканию, пени, начисленные на данную недоимку, также являются неподлежащими взысканию, независимо от того, что недоимка по налогу была уплачена административным ответчиком добровольно.

С учетом изложенного с административного ответчика подлежат взысканию пени на недоимку за 2014 год: а именно по транспортному налогу в размере 183 рубля 14 копеек; по земельному налогу в размере 3 рубля 77 копеек; по налогу на имущество в размере 31 рубля 45 копеек.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, с учетом ч. 6 ст. 289 КАС РФ, суд приходит к выводу частичном удовлетворении требований МИФНС №5.

В соответствии со ст. ст. 103, 111, 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2038 рублей 98 копеек в доход местного бюджета, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Б.В.А. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Б.В.А., проживающего по адресу: <адрес>, в доход государства задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 51229 рублей (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - 2918006144, КПП - 291801001, расчетный счет №40101810500000010003, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК - 18210604012021000110); пени по транспортному налогу в размере 183 рубля 14 копеек (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - 2918006144, КПП - 291801001, расчетный счет №40101810500000010003, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК–18210604012022100110); земельный налог за 2014 год в размере 1056 рублей (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - 2918006144, КПП - 291801001, расчетный счет №40101810500000010003, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО -11644101, КБК – 18210606043131000110); пени по земельному налогу в размере 03 рублей 77 копеек (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - 2918006144, КПП - 291801001, расчетный счет №40101810500000010003, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО -11644101, КБК - 18210606043132100110); налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 8796 рублей (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - 2918006144, КПП - 291801001, расчетный счет №40101810500000010003, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК - 18210601030131000110); пени по налогу на имущество в размере 31 рубль 45 копеек (реквизиты: УФК по Архангельской области; Межрайонная ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН - 2918006144, КПП - 291801001, расчетный счет №40101810500000010003, БИК - 041117001, банк – Отделение Архангельск, ОКТМО - 11644101, КБК - 18210601030132100110); всего 61299 (Шестьдесят одна тысяча двести девяносто девять) рублей 36 копеек.

В удовлетворении иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Б.В.А. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу в оставшейся части отказать.

Взыскать с Б.В.А. в доход бюджета муниципального образования «Няндомский муниципальный район» государственную пошлину в размере 2038 рублей 98 копеек.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Няндомский районный суд.

Председательствующий подпись Е.Н. Воропаев

Мотивированное решение составлено 28 декабря 2018 года.