РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Началово 13 октября 2020 г.
Приволжский районный суд Астраханской области в составе судьи Бавиевой Л.И., при секретаре Нурбековой Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела №2а-983/2020 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области к прокурору Приволжского района Астраханской области о признании незаконным и отмене в части обращения ФИО1 представления от 01.07.2020 №40-2020 об устранении нарушений градостроительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области обратилась в суд с административным иском к прокурору Приволжского района Астраханской области о признании незаконным и отмене (в части обращения ФИО1) представления от 01.07.2020 №40-2020 об устранении нарушений градостроительного законодательства, в обоснование указав, что в адрес администрации муниципального образования «Приволжский район» 14.07.2020 внесено представление №40-2020 от 01.07.2020 об устранении нарушений градостроительного законодательства. 27.07.2020 администрацией дан ответ в прокуратуру на вышеназванное представление за исх.№5382. По факту обращения ФИО1 в администрацию района с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке. Как установлено в ходе рассмотрения вышеназванного обращения, градостроительным регламентом зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) Правил землепользования и застройки МО «Началовский сельсовет» определено расстояние между фронтальной границей участка и основным строением 5 м. Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО2, образован без подготовки проекта планировки и межевания территории, в связи с чем не определены линии отступа от красных линий, в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Все смежные земельные участки имеют вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Таким образом, параметры планируемого строительства на земельном участке с кадастровым номером 30:09:050703:233 не соответствуют параметрам, установленным градостроительным регламентом, так как невозможно определить расположение фронтальной границы участка. Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10.08.2020 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности ФИО3. Выдав ФИО1 уведомление о соответствии построенного объекта ИЖС, по мнению административного истца будут нарушены права собственника земельного участка с кадастровым номером №. ФИО2 было рекомендовано обратиться с заявлением о выдаче разрешения на разработку проекта планировки территории с целью уточнения и детализации структурных и планировочных решений, определяемых на уровне градостроительной документации территориального планировании муниципальных образований. В представлении прокурор требует от административного истца устранить установленные нарушения законодательства, при этом не представляется возможным установить, какие действия необходимо предпринять административному истцу, поскольку не указаны нарушенные нормы законодательства. Таким образом, администрация не полномочна устранить нарушения, указанные в представлении, в части обращения ФИО2. На административного истца легла обязанность исполнения представления, которое фактически в этой части неисполнимо.
Определением суда от 14.09.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО3 и ФИО1
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 просила удовлетворить административные исковые требования, указав, что представление прокурора неисполнимо. Будут нарушены права смежного землепользователя ФИО3.
Представитель административного ответчика – помощник прокурора Приволжского района Астраханской области Саматов Р.А. просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, считает, что представление внесено в адрес администрации обоснованно, права ФИО3 не нарушены, нарушены права заявителя ФИО1, так как отказ в выдаче уведомления не соответствует нормам Градостроительного кодекса.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещения, направленные по адресу регистрации, возвращены почтой за истечением срока хранения, что в силу ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации суд расценивает как надлежащее извещение.
Заинтересованное лицо ФИО1 и её супруг ФИО5 в судебном заседании просили в удовлетворении административных исковых требований администрации МО «Приволжский район» отказать, считая представление прокурора района законным и обоснованным.
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заинтересованных лиц ФИО1 и ФИО5, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относится направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, или садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях.
Действующими положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный порядок строительства объектов индивидуального жилищного строительства.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ), в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 3 ст.51.1).
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Перечень документов, прилагаемых к уведомлению о планируемом строительстве, определен в части 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство (часть 15 статьи 55 Градостроительного кодекса в редакции Федерального закона N 340-ФЗ).
В соответствии с частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района по обращениям ФИО6, ФИО7, ФИО1 проведена проверка соблюдения администрацией МО «Приволжский район» требований градостроительного законодательства.
Проверкой, в том числе, установлено, что 01.11.2020 и 07.04.2020 ФИО1 обратилась в администрацию МО «Приволжский район» с уведомлениями о планируемом строительстве индивидуальных жилых домов по <адрес>.
В нарушение п. 10 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации администраций МО «Приволжский район» 08.11.2019 и 08.04.2020 вынесены уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства по основаниям, не предусмотренным законом, а именно, в связи с тем, что земельный участок образован без подготовки проекта межевания и планировки территории, в связи с чем не определены линии отступа от красных линий, в целях определения месть допустимого размещения зданий, строений и сооружений. Все смежные земельные участки имеют вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства». Таким образом, параметры планируемого строительства на земельном участке не соответствуют параметрам, установленным градостроительным регламентом, так как не возможно определить расположение фронтальной границы участка.
01.07.2020 №40-2020 прокуратурой района в адрес администрации МО «Приволжский район» внесено представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений, а именно: вернуться к рассмотрению уведомлений ФИО1 от 01.11.2019 и 07.04.2020 в соответствии с требованиями ч.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
27.07.2020 №5382 администрацией МО «Приволжский район» дан ответ, что по факту обращения ФИО1 с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома выдано уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недостижимости размещения объекта ИЖС на земельном участке. Градостроительным регламентов зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) Правил землепользования и застройки МО «Началовский сельсовет» определено расстояние между фронтальной границей участка и основным строением – 5 м. Земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий ФИО2 образован без подготовки проекта планировки и межевания территории, в связи с чем не определены линии отступа от красных линий, в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений. Все смежные земельные участки имеют вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Таким образом, параметры планируемого строительства на земельном участке с кадастровым номером 30:09:050703:233 не соответствуют параметрам, установленным градостроительным регламентов, так как не возможно определить расположение фронтальной границы участка.
Основания, по которым выносится уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотрены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, перечень является исчерпывающим и расширению не подлежит.
Однако, изложенные в уведомлении условия под приведенный перечень не подпадают. Соответственно, прокуратурой района вынесено обоснованное представление.
Проект планировки территории и проект межевания территории являются в силу п.4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами по планировке территории.
Согласно ч.1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
В силу ч.1.1 указанной статьи решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно: 1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления; 2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса; 3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); 4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением случая, указанного в части 12.12 настоящей статьи); 5) садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом в отношении земельного участка, предоставленного такому товариществу для ведения садоводства или огородничества.
Администрация МО «Приволжский район» фактически потребовала у гражданина – собственника уже сформированного земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, имеющего назначение для индивидуального жилищного строительства, расположенного согласно правилам землепользования и застройки МО «Началовский сельсовет» в зоне Ж1 - застройки индивидуальными жилыми домами, разработать документы по планировке территории, чем нарушаются права собственника земельного участка в невозможности его использовать по целевому назначению и не предусмотрено ч.10 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как основание, по которым выносится уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства.
В связи с чем, оснований для признания представления прокурора района от 01.07.2020 №40-2020 об устранении нарушений градостроительного законодательства незаконным (в части обращения ФИО1), не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области к прокурору Приволжского района Астраханской области о признании незаконным и отмене (в части обращения ФИО1) представления от 01.07.2020 №40-2020 об устранении нарушений градостроительного законодательства– оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате. Решение в окончательной форме изготовлено 23 октября 2020 г.
Судья Бавиева Л.И.