Дело № 2а-98/2020, УИД 13RS0015-01-2020-000094-22
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Краснослободск 23 марта 2020 г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Федосейкиной Е.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, Совету депутатов Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей,
установил:
прокурор Краснослободского района Республики Мордовия, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к администрации Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее – администрация), Совету депутатов Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее – Совет депутатов). Административный иск мотивирован тем, что проведенной прокуратурой района проверкой в деятельности административных ответчиков выявлены нарушения бюджетного законодательства. В ходе проверки установлены факты неполноты нормативного правового регулирования бюджетных правоотношений.
Выявленные нарушения бюджетного законодательства указаны в представлении прокурора района от 15 ноября 2019 г. № 7-1-2019/4200, направленном Совету депутатов, о результатах рассмотрения которого прокуратура района уведомлена 16 января 2020 г. По результатам рассмотрения представления нарушения не устранены, нормативные правовые акты до настоящего времени не приняты.
Административный истец просит суд: 1) признать незаконным бездействие Совета депутатов Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета; порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка и случаев предоставления бюджету Краснослободского муниципального района Республики Мордовия иных межбюджетных трансфертов из бюджета Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка рассмотрения и утверждения проекта решения о местном бюджете; порядка проведения контрольно-счетным органом Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета; порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета; 2) обязать Совет депутатов Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия принять порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета; порядок составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок и случаи предоставления бюджету Краснослободского муниципального района Республики Мордовия иных межбюджетных трансфертов из бюджета Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок рассмотрения и утверждения проекта решения о местном бюджете; порядок проведения контрольно-счетным органом Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета; порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета; 3) признать бездействие администрации Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; порядка формирования и ведения реестра источников доходов местного бюджета; порядка принятия решений о заключении соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств; порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты; порядка ведения реестра расходных обязательств Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка разработки и утверждения, периода действия, а также требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на долгосрочный период; порядка разработки среднесрочного финансового плана Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка определения сроков реализации муниципальных программ: порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании и реализации муниципальных программ; 4) обязать администрацию Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия принять порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; порядок формирования и ведения реестра источников доходов местного бюджета; порядок принятия решений о заключении соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств; порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты; порядок ведения реестра расходных обязательств Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок разработки и утверждения, период действия, а также требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на долгосрочный период; порядок разработки среднесрочного финансового плана Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок определения сроков реализации муниципальных программ: порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании и реализации муниципальных программ.
В судебное заседание, стороны, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились.
Прокурор Краснослободского района Республики Мордовия направил в суд заявление о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Глава Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия ФИО1, председатель Совета депутатов Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 представили в суд заявления, в которых просят о проведении судебного заседания в их отсутствие, административные исковые требования прокурора признают в полном объеме, не возражают против их удовлетворения, указывают, что содержание статей 46, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судом разъяснены и понятны, не возражают против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Административные ответчики не возражают против применения упрощенного (письменного) производства при рассмотрении данного административного дела, о чем свидетельствуют их письменные заявления.
В целях исполнения требований части 2 статьи 292 КАС РФ в адрес административных ответчиков направлялось определение о принятии административного искового заявления к производству и подготовке административного дела к судебному разбирательству, в котором разъяснялась возможность применения правил упрощенного (письменного) производства с установлением срока до 17 марта 2020 г. для предоставления в суд возражений относительно применения этого порядка.
В силу части 3 статьи 292 КАС РФ для случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
В силу части 7 статьи 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Согласно части 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
В соответствии с частью 3 статьи 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Исследовав письменные доказательства, суд принимает признание иска административными ответчиками и принимает решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административное исковое заявление прокурора Краснослободского района Республики Мордовия подано в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в соответствии со статьей 218 КАС РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Устава Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия (далее – Устав) к вопросам местного значения Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 20 Устава в исключительной компетенции Совета депутатов находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно подпункту 2 пункту 4 статьи 29 Устава администрация исполняет бюджет Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Таким образом, учитывая положения Устава и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), на административных ответчиков возложены обязанности по принятию нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений.
Материалами административного дела установлено, что по результатам проведенной в администрации прокуратурой района проверки исполнения бюджетного законодательства, выявлены нарушения, связанные с неполнотой правового регулирования вопросов в сфере бюджетных правоотношений.
15 ноября 2019 г. в Совет депутатов внесено представление о принятии конкретных мер по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущении их впредь.
Согласно сообщению Совета депутатов от 26 декабря 2019 г. № 88/01, поступившему в прокуратуру района 16 января 2020 г., вышеуказанное представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры района, указанные в нем нарушения нашли свое подтверждение. Приняты меры по устранению допущенных нарушений: - тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в Совет депутатов за ноябрь-декабрь 2019 года, порядок обжалования муниципальных правовых актов размещены на официальном сайте администрации Краснослободского района Республики Мордовия на странице Старозубаревское сельское поселение; - для полноты нормативного правового регулирования вопросов в сфере бюджетного законодательства постановлением администрации от 21 декабря 2019 г. № 61 утверждено Положение о порядке ведения муниципальной долговой книги Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия. Другие нормативные правовые акты находятся в стадии разработки и позднее будут направлены в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы. Указанные проекты включены в план нормотворческой деятельности.
Из рапорта старшего помощника прокурора на имя прокурора Краснослободского района Республики Мордовия от 10 февраля 2020 г. следует, что на дату его составления указанные в представлении нарушения в полном объеме не устранены, соответствующие нормативные правовые акты не разработаны и не приняты, в связи с чем инициирована дополнительная проверка.
Согласно акту проверки исполнения бюджетного законодательства от 18 февраля 2020 г. старшим помощником прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, на основании решения от 11 февраля 2020 г. № 33 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства в деятельности администрации, Совета депутатов, выявлены нарушения бюджетного законодательства.
Советом депутатов до настоящего времени не приняты следующие нормативные правовые акты. В нарушение:
- подпункта 6 пункта 1 статьи 9 БК РФ не принят порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета;
- подпункта 3 статьи 9 БК РФ не принят порядок составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия;
- статьи 142.5 БК РФ не принят порядок и случаи предоставления бюджету Краснослободского муниципального района Республики Мордовия иных межбюджетных трансфертов из бюджета Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия;
- пункта 1 статьи 187 БК РФ не принят порядок рассмотрения и утверждения проекта решения о местном бюджете;
- подпункта 3 пункта 2 статьи 264.4 БК РФ не принят порядок проведения контрольно-счетным органом Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета;
- пункта 1 статьи 264.5 БК РФ не принят порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета.
Администрацией до настоящего времени не приняты следующие нормативные правовые акты. В нарушение:
- подпункта 6 пункта 1 статьи 9 БК РФ не принят порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету.
- пункта 7 статьи 47.1 БК РФ не принят порядок формирования и ведения реестра источников доходов местного бюджета.
- пункта 6 статьи 78 БК РФ не принят порядок принятия решений о заключении соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.
- пункта 2 статьи 79 БК РФ не принят порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты.
- пункта 5 статьи 87 БК РФ не принят порядок ведения реестра расходных обязательств Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
- пункта 4 статьи 170.1 БК РФ не принят порядок разработки и утверждения, период действия, а также требования к составу и содержанию бюджетного прогноза Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на долгосрочный период.
- пункта 2 статьи 174 БК РФ не принят порядок разработки среднесрочного финансового плана Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
- пункта 1 статьи 179 БК РФ не принят порядок определения сроков реализации муниципальных программ, а также порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании и реализации муниципальных программ.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
С учетом установленных судом обстоятельств дела, руководствуясь вышеуказанными нормами права, принимая признание представителями административных ответчиков административных исковых требований в полном объеме, суд приходит к выводу о том, что бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений, привело к нарушению конституционных прав и законных интересов граждан, в том числе, социально незащищенных категорий населения, а также субъектов предпринимательской деятельности, в связи с чем, требования прокурора Краснослободского района Республики Мордовия являются правомерными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 103, частью 2 статьи 104 КАС РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины, основания и порядок освобождения от ее уплаты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины.
В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве административных ответчиков, также освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Руководствуясь статьями 46, 157, 227, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Краснослободского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, Совету депутатов Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета; порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка и случаев предоставления бюджету Краснослободского муниципального района Республики Мордовия иных межбюджетных трансфертов из бюджета Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка рассмотрения и утверждения проекта решения о местном бюджете; порядка проведения контрольно-счетным органом Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета; порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета.
Обязать Совет депутатов Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия принять порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета; порядок составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок и случаи предоставления бюджету Краснослободского муниципального района Республики Мордовия иных межбюджетных трансфертов из бюджета Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок рассмотрения и утверждения проекта решения о местном бюджете; порядок проведения контрольно-счетным органом Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия внешней проверки годового отчета об исполнении местного бюджета; порядок представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета.
Признать бездействие администрации Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в непринятии порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; порядка формирования и ведения реестра источников доходов местного бюджета; порядка принятия решений о заключении соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств; порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты; порядка ведения реестра расходных обязательств Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка разработки и утверждения, периода действия, а также требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на долгосрочный период; порядка разработки среднесрочного финансового плана Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядка определения сроков реализации муниципальных программ: порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании и реализации муниципальных программ.
Обязать администрацию Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия принять порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету; порядок формирования и ведения реестра источников доходов местного бюджета; порядок принятия решений о заключении соглашений о муниципально-частном партнерстве, концессионных соглашений от имени Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств; порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности и принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты; порядок ведения реестра расходных обязательств Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок разработки и утверждения, период действия, а также требований к составу и содержанию бюджетного прогноза Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на долгосрочный период; порядок разработки среднесрочного финансового плана Старозубаревского сельского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия; порядок определения сроков реализации муниципальных программ: порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, формировании и реализации муниципальных программ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Краснослободский районный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Краснослободского районного суда
Республики Мордовия Е.В. Федосейкина