ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-990/20 от 07.10.2020 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск 07 октября 2020 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Папиной Е.П.,

при секретаре Бичахчян С.Г.,

с участием представителя административного истца – помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Борейко Д.Г.,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области – Эрро Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-990/2020 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти,

установил:

Братский межрайонный природоохранный прокурор (далее также прокурор) обратился в суд в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее – министерство) о признании незаконным бездействия органа государственной власти.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведённой проверки исполнения требований природоохранного законодательства было установлено, что министерством допущены нарушения требований водного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в невыполнении предусмотренных Схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (далее – СКИОВО), которая утверждена приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20 ноября 2014 г. № 183, мероприятий, указанных в п. 55 таблицы 4 книги 6, связанных с экологической реабилитацией водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса (далее – р. Топорок и р.Бирюса), на протяжении 50 км, которые должны были быть реализованы в период 2015 – 2019 гг. Бездействие министерства не позволяет устранить проблему загрязнения водных объектов, вследствие чего может быть причинён вред водным биологическим ресурсам. Бездействие органа государственной власти свидетельствует о необеспечении права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 41 Конституции Российской Федерации. Просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса на протяжении 50 км; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области выполнить мероприятие по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса на протяжении 50 км в срок до 1 января 2024 г.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 08 июля 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее – Енисейское БВУ). Братский межрайонный природоохранный прокурор с учетом уточненных в порядке ст. 46 КАС РФ административных исковых требований просил обязать Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов выполнить мероприятие, предусмотренное пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, по экологической реабилитации водного объекта, нарушенного молевым сплавом на реке Бирюса, предусмотренного календарным планом-графиком реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара с 2015 по 2019 год на протяжении 50 километров, в срок до 01 января 2024 года.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июля 2020 г. производство по административному делу по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в части обязания Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов выполнить мероприятие по экологической реабилитации водного объекта, нарушенного молевым сплавом на реке Бирюса в календарный план-график реализации с 2015 по 2019 год на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара прекращено в связи с отказом административного истца от административных исковых требований.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июля 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Братский межрайонный природоохранный прокурор с учетом уточненных в порядке ст. 46 КАС РФ административных исковых требований просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса в календарный план-график реализации с 2015 по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области устранить нарушения ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33, ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, п. 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 и выполнить мероприятие по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом на реках Топорок и Бирюса, предусмотренного календарным планом-графиком реализации с 2015 по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицей 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара в срок до 1 января 2024г.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 27 августа 2020 г. производство по административному делу по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области в части обязания устранить нарушения ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ прекращено в связи с отказом административного истца от административных исковых требований в данной части.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 27 августа 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов.

В судебном заседании прокурор Борейко Д.Г. поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, суду пояснил, что Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления. СКИОВО утверждена уполномоченным органом, принята с соблюдением всех необходимых процедур, размещена на официальном сайте уполномоченного территориального органа Росводресурсов в информационно-телекоммуникационной сети интернет. Мероприятие, требуемое к выполнению в рамках настоящего административного искового заявления, направлено на обеспечение охраны водного объекта. Указанные полномочия прямо отнесены к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. Точное место выполнения работ по экологической реабилитации водных объектов определяется на этапе разработки проектно-сметной документации. Электронный ресурс содержит описание рек, по которым длительное время осуществлялся молевой сплав древесины, в том числе рек Топорок, Бирюса. На официальном сайте опубликована карта, на которой отображены лесопромышленные центры по размеру экологической нагрузки, указаны русла рек, нарушенные молевым сплавом, начало сплавного пути, выгрузочные рейды, а также расстояние молевого сплава. Вопрос выполнения мероприятий по экологической реабилитации водных объектов р.Топорок и р. Бирюса затрагивает интересы в т.ч. Нижнеудинского районного муниципального образования и граждан, проживающих на указанной территории, которые имеют права на благоприятную окружающую среду, также охрану жизни и здоровья, гарантированные ст. 41 Конституции РФ. Действительно, на территории Нижнеудинского района прошло наводнение. Однако до настоящего времени изменения в СКИОВО в части исключения мероприятия по экологической реабилитации водных объектов - рек Топорок и Бирюса не внесены, предложения по корректировке в Федеральное агентство водных ресурсов, Енисейское бассейновое водное управление не направлены. Отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона о проведении мероприятий по охране водных объектов. В связи с тем, что выполнение мероприятий СКИОВО предусмотрено в т.ч. на территории Нижнеудинского района Иркутской области, на которую распространяются полномочия ответчика, настоящее административное исковое заявление предъявлено прокурором в Нижнеудинский городской суд Иркутской области. Просил удовлетворить административные исковые требования.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Эрро Е.А. административные исковые требования не признала, указав, что невозможно провести реабилитацию, т.к. длина реки Бирюса 1012 км. с протеканием на территории Иркутской области и Красноярского края, длина реки Топорок 230 км. с протеканием по территории двух районов Иркутской области. Тот факт, что СКИОВО предусматривает реабилитацию указанных рек на протяжении 50 км, никак не уточняет место проведения работ. СКИОВО отсутствует на официальном сайте Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в связи с чем необходимо её проанализировать на бумажном носителе. СКИОВО утверждена территориальным органом власти, не наделенным в установленном законом порядке соответствующим полномочием. Полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по осуществлению в целом экологической реабилитации реки Бирюса отсутствуют, поскольку река протекает на территории двух субъектов. Мероприятия по экологической реабилитации требуют обоснования. С "дата обезличена" на территории шести районов (Нижнеудинский, Тайшетский, Тулунский, Чунский, Зиминский и Куйтунский) Иркутской области произошло подтопление в результате обильного паводка рек, в результате которого изменилось состояние рек и берегов, невозможно придерживаться мероприятий СКИОВО, утвержденной в 2014 году. 27.08.2020 было проведено заседание бассейнового Совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа, составлен протокол, в п. 2.3 которого отражено, что необходима корректировка СКИОВО с учетом изменений законодательства, водохозяйственной обстановки, необходимости первоочередного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС в катастрофический паводок 2019 года; принято решение рекомендовать органам исполнительной власти подготовить и представить в Енисейское БВУ предложения по корректировке схем комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек: Селенга; северной и средней части озера Байкал; южной части озера Байкал; Ангара, включая озеро Байкал, в части лимитов и квот в срок до 01.01.2021, в части программных мероприятий в срок до 01.03.2021. С учетом сложившейся обстановки принимаются меры, необходимость принятия которых определена ликвидацией чрезвычайной ситуации; заключены контракты. Указанная работа проводится во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 №2126-р «Об утверждении Программы по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных или утраченных в результате наводнения на территории Иркутской области. Причиной неисполнения мероприятий СКИОВО является недостаточность финансирования. В соответствии с п. 3 ст. 26.20 Федерального закона №184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий. Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области предпринимались попытки включить в перечень мероприятий финансирование мероприятий по СКИОВО. Субвенция на проведение мероприятия по предмету иска Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области не выделялась. Кроме того, пояснила, что необходимый пакет документов для получения финансирования на осуществление указанных мероприятий не направлялся. СКИОВО подлежит существенной коррекции с исключением ряда мероприятий. Полагает, что дело должен рассматривать Кировский районный суд г.Иркутска. Просила в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать в полном объёме.

Заинтересованное лицо Федеральное агентство водных ресурсов в представленных в суд письменных объяснениях по административному иску указало, что пунктом 55 таблицы 4 книги 6 СКИОВО предусмотрено выполнение мероприятий по экологической реабилитации р. Топорок и р. Бирюса, нарушенной молевым сплавом леса, на протяжении 252 километров в срок до 2030 года, в том числе в период 2015-2019 гг. – 50 километров, 2020-2024 гг. – 92 километра, 2025-2030 – 110 километров. Исполнителем мероприятия, согласно СКИОВО, является уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Федеральным законодательством четко установлена процедура по предоставлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. При этом инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятий, направленных на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, является соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Росводресурсы в соответствии с Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. №282, не обладают полномочиями по принуждению соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации обращаться за указанным согласованием. В соответствии с вышеуказанными нормативными документами уполномоченный орган государственной власти Иркутской области не направлял в Росводресурсы (его территориальный орган) необходимый пакет документов для получения субвенций из федерального бюджета на выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 55 таблицы 4 книги 6 СКИОВО. В соответствии с ч. 2 ст. 48 ВК РФ сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются. Молевой сплав был запрещен еще Постановлением Совмина РСФСР от 25.09.1987 №384 «О прекращении молевого сплава леса на реках и других водоемах РСФСР» в целях предотвращения излишних рисков засорения водных объектов и обеспечения в последующем интересов безопасности судоходства. Решение по административному исковому заявлению прокурора Росводресурсы оставило на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов просило рассмотреть дело в отсутствие представителя. В ранее направленном отзыве указало, что СКИОВО являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления. Осуществление мероприятий по экологической реабилитации рек Бирюса и Топорок, нарушенных молевым сплавом, входит в компетенцию Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Выслушав прокурора Борейко Д.Г., представителя административного ответчика Эрро Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Под окружающей средой, согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К основным принципам охраны окружающей среды относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абз. 1 – 3, 6 ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Водного кодекса Российской Федерации).

К одним из основных принципов водного законодательства, согласно ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации, относятся:

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относится разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы.

Для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляется гидрографическое районирование территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 32 Водного кодекса Российской Федерации).

Гидрографическими единицами являются речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна. Количество гидрографических единиц и их границы утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 32 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются: перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (п. п. 2. 7 ч. 3 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации).

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации).

Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации).

Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы (далее–Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883.

Пунктом 1 Правил определено, что схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

В силу п. 2 Правил схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.

В пп. «б» п. 6 Правил указано, что схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В пп. «е» п. 6 Правил определено, что схемами устанавливаются основные целевые показатели уменьшения негативного воздействия вод, характеризующие сокращение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь, в том числе вследствие нарушения условий жизнедеятельности людей, от негативного воздействия вод, а также перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей. Указанные показатели и мероприятия разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод (п. 11 Правил).

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» определено, что методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 4 июля 2007 г. № 169 (далее – Методические указания).

Каждое из мероприятий, включаемых в состав проекта Схемы, должно служить решению выявленных ключевых проблем и достижению установленных целевых показателей. При этом одно мероприятие может служить решению одной или нескольких проблем и достижению одного или нескольких целевых показателей (п. 22.8 Методических указаний).

Согласно п. 22.9 Методических указаний при формировании вариантов программ мероприятий, разрабатываемых в проекте Схемы, учитываются предложения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления и водопользователей, входящих в состав Бассейнового Совета, поступившие в установленном порядке в Федеральное агентство водных ресурсов не позднее 3-х месяцев после направления аналитического доклада «Целевое состояние речного бассейна, основные цели и целевые показатели его достижения» на рассмотрение Бассейнового Совета.

Издание Схемы и направление ее в заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также размещение материалов Схемы на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов осуществляется в 3-месячный срок с даты утверждения Схемы (п. 28 Методических указаний).

Программа водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы реализуется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися распорядителями средств соответствующих бюджетов, по источникам финансирования, отраженным в Программе водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы (п. 30 Методических указаний).

При этом согласно п. 1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 г. № 392/171-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Подпунктами 27 и 28 п. 7 указанного Положения на министерство возложены функции по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области, а также по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 №282 утверждено Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов Росводресурсы) (далее – Положение).

Согласно п.5.6.4 раздела 2 Положения, в установленной сфере деятельности Росводресурсы осуществляют полномочия по разработке, утверждению и реализации в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

В соответствии с п.4 раздела 1 Положения, Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11.03.2014 № 66 утверждено Положение о Енисейском бассейновом водном управлении, являющимся уполномоченным территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.

Согласно п.4.6.2 раздела 2 указанного Положения, территориальный орган в установленной сфере деятельности осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Как установлено в судебном заседании, Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 23.04.2020 №27 проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области требований природоохранного законодательства при осуществлении полномочий в сфере охраны водных объектов.

Согласно государственного контракта от 23.08.2013 №С-13-01 заказчик Енисейское БВУ поручает, а исполнитель ООО «Центр инженерных технологий» обязуется в установленный контрактом срок выполнить и сдать заказчику результаты оказания услуг по мероприятию «Доработка проекта СКИОВО реки Ангара, включая озеро Байкал», дата окончания услуг 26 июня 2014г.

Приказом Енисейского БВУ №183 от 20 ноября 2014 г. была утверждена СКИОВО. При этом п. 2 приказа Енисейское БВУ обязано обеспечить реализацию в установленном порядке СКИОВО в пределах своей компетенции. Данная схема является общедоступной и размещена в сети «Интернет».

Пунктом 55 таблицы 4 книги 6 сводной ведомости требуемых финансовых затрат на реализацию мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий, на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области возложена обязанность по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на р. Топорок и р. Бирюса, на протяжении 252 км в срок 2015-2030 годы, в том числе в период 2015-2019 гг. – 50 км, 2020-2024 гг.– 92 км, 2025-2030 гг. – 110 км.

В соответствии с информацией первого заместителя министра Бичинова Е.Б. от 23.12.2019, адресованной и.о. межрайонного природоохранного прокурора Братской межрайонной природоохранной прокуратуры, в связи с отсутствием финансирования приступить к реализации мероприятий «Экологическая реабилитация водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса р. Топорок р. Бирюса», не представлялось возможным.

Согласно акту о результатах проверки от 26.04.2020, в нарушение требований ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33 Водного кодекса РФ, п.11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883, Минприроды Иркутской области не выполнены мероприятия по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом на реках Топорок и Бирюса, в период с 2015 по 2019.

Определение понятия экологическая реабилитация дано в п. 11 Порядка проведения конкурсного отбора государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов, утверждённого приказом Минприроды России от 24 февраля 2016 г. № 53.

Согласно данной норме восстановление и экологическая реабилитация водных объектов – это мероприятия в отношении водных объектов, которые утратили способность к самоочищению, предотвращение истощения водных объектов, ликвидации их засорения и загрязнения, включая такие мероприятия, как расчистка водного объекта от донных отложений, извлечение объектов механического засорения водных объектов, в том числе крупногабаритных (за исключением элементов гидротехнических сооружений и затопленных судов), аэрация водных объектов, алголизация, иные виды биологической рекультивации водных объектов, создание биоплато, биогенное закрепление береговых откосов и береговой полосы в пределах прибрежных защитных полос, в том числе залужение и закрепление кустарниковой растительностью, включая использование георешеток и геотекстильных материалов, ликвидация в пределах прибрежных защитных полос накопленных загрязнений (за исключением расходов на приобретение и последующую эксплуатацию основных средств).

Таким образом, экологическая реабилитация является более широким понятием, включающим в себя, в том числе очистку русла рек.

Из пояснительной записки к книге 2 «Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна» следует, что на территории Иркутской области в бассейне р. Ангара транспортная труднодоступность лесных массивов и наличие развитий сети в прошлом способствовали активному использованию рек для молевого сплава. Наиболее активно использовались сплавные бассейны рек Китой, Ока, Ия, Бирюса, Чуна. В результате сплава более 40 рек потеряли рыбохозяйственное значение, хотя до этого на всём протяжении рек были многочисленны хариус, ленок, таймень, налим, в низовьях рек водились плотва, елец, пескарь, нередко попадались стерлядь, сиг. Жизненный цикл рыб связан с чистой водой, а изменения среды обитания рыб, связанные с нарушением качества воды, механического строения русел, обмеление рек, уничтожением нерестилищ, загрязнением водоёмов горюче-смазочными маслами, привели к исчезновению рыбных запасов. В настоящее время в бассейне р. Ангара на территории Иркутской области в экологической реабилитации нуждается 30 рек, общей протяжённостью 2 568 км.

Так, согласно таблицы № 10 стр. 37, 38 материалов Приложения 4 пояснительной записки к книге 2 Схемы «Оценка экологического состояния и ключевые проблемы речного бассейна» протяженность участка реки Топорок, нарушенного молевым сплавом леса, составляет 92 км., реки Бирюса – 268 км., кроме того, описание к данной таблице содержит ссылку на список использованной литературы (Лесохозяйственно-экологический комплекс: карта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/lesohozyaystvenno_ekologicheskiy_kompleks_atlas).

Данный электронный ресурс содержит описание рек, по которым длительное время осуществлялся молевой сплав древесины, в том числе реки Топорок, Бирюса. На сайте опубликована карта, на которой отображены лесопромышленные центры по размеру экологической нагрузки, указаны русла рек, нарушенные молевым сплавом, начало сплавного пути, выгрузочные рейды, а также расстояние молевого сплава (условные обозначения картографии).

Согласно протокола заседания бассейнового Совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа от 27.08.2020 по п. 2 «О достижении целевых прогнозных показателей СКИОВО за период 2014-2020г.г. принято решение рекомендовать органам исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области и Красноярского края усилить меры по реализации мероприятий СКИОВО; обеспечить выполнение запланированных на 2020 год водохозяйственных и водоохранных мероприятий в полном объеме, в том числе реализация которых осуществляется при софинансировании из федерального бюджета, выделяемых Росводресурсами; подготовить и представить в Енисейское БВУ предложения по корректировке схем комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек: Селенга; северной и средней части озера Байкал; южной части озера Байкал; Ангара, включая озеро Байкал, в части лимитов и квот в срок до 01.01.2021, в части программных мероприятий в срок до 01.03.2021.

В обоснование возражений на административное исковое заявление административным ответчиком представлены контракты:

между Нижнеудинским муниципальным образованием (далее - Нижнеудинским МО) и АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Гидропроект им. С.Я. Жука» "номер обезличен" от 11.09.2019 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Разработка комплекса мероприятий по устройству временных дамб по согласованной предварительной схеме устройства защитных сооружений города Нижнеудинск», цена контракта – 2201806 руб. 80 коп.;

между Нижнеудинским МО и АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Гидропроект им. С.Я. Жука» "номер обезличен" от 11.09.2019 по разработке проектной документации по объекту «Инженерная защита г.Нижнеудинск от затопления водами реки Уда», цена контракта – 144563000 руб.;

между Нижнеудинским МО и ООО Малое инновационное предприятие «Технопарк Новосибирской государственной академии водного транспорта» "номер обезличен" от 11.09.2019 по разработке проектной документации по объекту «Защитная дамба в <адрес обезличен>», цена контракта – 5433000 руб.;

между Администрацией Тальского МО и ФГБОУВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» "номер обезличен" от 11.09.2019 по разработке проектной документации по объекту «Инженерная защита от затопления водами реки Бирюса в <адрес обезличен>», цена контракта – 4700000 руб.;

между Администрацией Шелеховского МО и АО «Красноярский институт «Водоканалпроект» "номер обезличен" от 16.09.2019 по разработке проектной документации по объекту «Инженерная защита от затопления водами реки Бирюса в <адрес обезличен>», цена контракта – 24517000 руб.;

между Администрацией Шиткинского МО и АО «Красноярский институт «Водоканалпроект» "номер обезличен" от 19.09.2019 по разработке проектной документации по объекту «Инженерная защита от затопления водами реки Бирюса в р.<адрес обезличен>», цена контракта – 25573000 руб.;

между Администрацией Бирюсинского МО и АО «Красноярский институт «Водоканалпроект» "номер обезличен" от 02.10.2019 по разработке проектной документации по объекту «Инженерная защита от затопления водами реки Бирюса в <адрес обезличен>», цена контракта – 17007000 руб.;

между Администрацией Соляновского МО и ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» "номер обезличен" от 08.10.2019 по разработке проектной документации по объекту «Капитальный ремонт берегоукрепительных сооружений в пос. Соляная на реке Бирюса в Тайшетском районе», цена контракта – 4151000 руб.;

между Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и ООО «ГеоСтройТех» от 29.11.2019 "номер обезличен" на разработку проектной документации по объекту «Расчистка русла р. Кундуй, Куйт, Орик, Уляха в пределах населенных пунктов Кушун, Солонцы, Орик, Ук Бадарановка Нижнеудинского района», цена контракта – 3076400 руб.;

между Федеральным государственным бюджетным водохозяйственным учреждением «Центррегионводхоз» и АО «Дорожная служба Иркутской области» "номер обезличен" от "дата обезличена" на выполнение работ по расчистке русла и дноуглублению русла р. Уда в пределах населенного пункта с. Алыгджер Нижнеудинского района Иркутской области, цена контракта – 59950000 руб.;

между Федеральным государственным бюджетным водохозяйственным учреждением «Центррегионводхоз» и АО «Дорожная служба Иркутской области» "номер обезличен" от "дата обезличена" на выполнение работ по расчистке русла и дноуглублению русла р. Бирюса в пределах населенного пункта Соляная Тайшетского района Иркутской области, цена контракта – 16445700 руб.;

между Федеральным государственным бюджетным водохозяйственным учреждением «Центррегионводхоз» и АО «Дорожная служба Иркутской области» "номер обезличен" от "дата обезличена" по выполнению работ по расчистке русла и дноуглублению русла р. Уда в г. Нижнеудинске Иркутской области, цена контракта – 75383350 руб.;

между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства Нижнеудинского района» и ООО «ГеоСтройТех» "номер обезличен" от 27.04.2020 по разработке проектной документации по объекту «Защитная дамба в п. Вознесенский Нижнеудинского района», цена контракта– 6700000 руб.;

между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства Нижнеудинского района» и ООО «ГеоСтройТех» "номер обезличен" от 27.04.2020 по разработке проектной документации по объекту «Защитная дамба в д. Шум и р.п. Шумский Нижнеудинского района», цена контракта – 13350400 руб.;

между Администрацией Нижнеудинского МО и ООО «АнгарскСтройМеханизация» "номер обезличен" от 14.05.2020 по устройству временной дамбы на р. Уда в г.Нижнеудинск Нижнеудинского муниципального образования, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (по ул. Сбитнева от дома №57 до автомобильного моста – 660 м.), цена контракта – 21794719 руб.;

между Администрацией Нижнеудинского МО и ООО «АнгарскСтройМеханизация» "номер обезличен" от 14.05.2020 по устройству временной дамбы на р. Уда в г.Нижнеудинск Нижнеудинского муниципального образования, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (в районе Тофаларской базы – 820 м.), цена контракта – 46052063 руб.;

между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства Нижнеудинского района» и АО «Дорожная служба Иркутской области» №4 от 14.05.2020 по выполнению работ по устройству временной дамбы на р. Уда в с. Алыгджер муниципального образования «Нижнеудинский район», цена контракта – 4274180 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 – 27 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Реки Топорок и Бирюса расположены на территории Иркутской области и подпадают под критерии, установленные п. 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (ч. 6 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации).

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, согласно ч. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Как указано в ч. 5 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 июля текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 июля текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2019 г. № 92 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – Методика).

Размер субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьёй 26 Водного кодекса Российской Федерации, определяется по указанной в Методике формуле, учитывающей множественные показатели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 629 были утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее – Правила расходования и учета средств).

В соответствии с пп. «б» п. 2 Правил расходования и учёта средств субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил расходования и учета средств определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждён приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 61 (далее – Примерный перечень).

Согласно п. 2 Примерного перечня осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации:

1) увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы;

2) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометерологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);

3) проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда;

4) мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

Таким образом, федеральным законодателем чётко установлена процедура по предоставлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятий, направленных на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, является соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Росводресурсы, согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282, не обладают полномочиями по принуждению соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации обращаться за указанным основанием.

Из сведений о водохозяйственных мероприятиях, предусмотренных СКИОВО, представленных Росводресурсами 14 июля 2020 г. исх. № ВН-02-24/5180 в ответ на запрос Братского природоохранного прокурора, усматривается, что на выполнение мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на р.Топорок, р. Бирюса (исполнитель работ, указанный в СКИОВО – Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области), средства из федерального бюджета не выделялись в связи с тем, что заявка на реализацию не поступала (п. 9); отмечено, что в указанных мероприятиях характеристики сооружения и точное местоположение определяются проектом.

Из письменных объяснений Федерального агентства водных ресурсов от 21.09.2020 следует, что уполномоченный орган государственной власти Иркутской области не направлял в Росводресурсы (его территориальный орган) необходимый пакет документов для получения субвенций из федерального бюджета на выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 55 таблицы 4 книги 6 СКИОВО.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 – 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 5 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Доказательств, которые бы свидетельствовали об исполнении министерством возложенных на него обязанностей по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на протяжении 50 км, реализация которых предусмотрена СКИОВО в период 2015-2019 гг., административным ответчиком в суд не представлено.

Довод представителя административного ответчика Эрро Е.А. о том, что полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по осуществлению в целом экологической реабилитации реки Бирюса отсутствуют, поскольку река протекает на территории двух субъектов, является необоснованным, поскольку мероприятие, требуемое к выполнению в рамках настоящего административного искового заявления, направлено на обеспечение охраны водного объекта. В силу вышеприведенных норм закона указанные полномочия прямо отнесены к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области.

Доводы об отсутствии юридической силы Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, надуманы, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку СКИОВО утверждена уполномоченным органом, принята с соблюдением всех необходимых процедур, является законно действующей до настоящего времени. Подготовленные исполнителем материалы Схемы в рамках контракта "номер обезличен" от 23.08.2013 были направлены на государственную экспертизу, в результате чего получили положительное заключение, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 13.11.2014 № 1729 (п.п. 1-2 Приказа «Об утверждении Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал» от 20.11.2014 № 183).

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии СКИОВО на официальном сайте Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, являются несостоятельными, поскольку полный объем материалов СКИОВО бассейна реки Ангара, включая озера Байкал, а также нормативно-правовые акты об ее утверждении размещены на официальном сайте уполномоченного территориального органа Федерального агентства водных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети интернет по адресу: http://www.skiovo.enbvu.ru/. При переходе на официальный сайт Енисейского БВУ во вкладке "Деятельность" - "СКИОВО" опубликован интернет ресурс, на котором размещены все СКИОВО, в том числе Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал. Кроме того, вышеуказанный информационный ресурс предназначен для ознакомления с материалами схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) и нормативов допустимых воздействий (НДВ) заинтересованными лицами. На указанном сайте также размещена копия положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал.

Довод представителя административного ответчика о некорректности изложения данных в материалах СКИОВО неоснователен, поскольку согласно ответа Федерального агентства водных ресурсов от 14.07.2020 точное место выполнения работ по экологической реабилитации водных объектов определяется на этапе разработки проектно-сметной документации. Указанное объясняет отсутствие точных координат мест выполнения работ в документах Схемы.

Довод представителя административного ответчика о неактуальности заявленных истцом требований ввиду прошедшего в июне-июле 2019 года паводка, об изменении водохозяйственной обстановки и отсутствии необходимости в проведении экологической реабилитации, о заключении министерством контрактов, в т.ч. на расчистку русел рек данных районов, строительство защитных дамб и т.д., не принимаются судом, поскольку указанное мероприятие предусмотрено СКИОВО, изменения в СКИОВО в части исключения мероприятия по экологической реабилитации водных объектов - рек Топорок и Бирюса до настоящего времени не внесены.

Доводы представителя административного ответчика о принятии на заседании бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа от 27.08.2020 решения о необходимости корректировки СКИОВО не влияют на выводы суда, поскольку до настоящего времени предложения по корректировке в Федеральное агентство водных ресурсов, Енисейское бассейновое водное управление, не направлены. При этом административным ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих неактуальность проведения мероприятий и их исключения из материалов СКИОВО. В соответствии с действующим законодательством внесение изменений в СКИОВО, осуществляется в порядке, установленном для их разработки.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности исполнения мероприятий СКИОВО по причине отсутствия достаточного финансирования не могут приниматься во внимание, т.к. отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона о проведении мероприятий по охране водных объектов, поскольку соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования. При этом со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области активные действия для получения надлежащего финансирования из федерального бюджета с целью проведения вышеуказанных мероприятий не предпринимались, вопрос о необходимости дополнительного финансирования перед федеральными органами власти не ставился, обращения к распорядителю денежных средств не направлялись. Доказательств, подтверждающих отсутствие реальной возможности для своевременного и надлежащего исполнения указанных требований, Министерством не представлено.

Доводы представителя административного ответчика о том, что дело неподсудно данному суду, отклоняются, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 22 КАС РФ в случае, если полномочия органа государственной власти распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействий).

Административным истцом представлены доказательства бездействия министерства, связанные с неисполнением мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса в календарный план-график реализации с 2015 по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара, в том числе с необращением в Росводресурсы за согласованием прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, невыполнение указанных мероприятий свидетельствует о не обеспечении благоприятной окружающей среды, способствует возможному загрязнению водных объектов, причинению вреда водным биологическим ресурсам, чем, в свою очередь, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в результате бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, гарантированные ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Исходя из системного токования вышеуказанных положений закона, в результате бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку невыполнение указанных мероприятий создаст угрозу загрязнения водных объектов, гибели водных биоресурсов, собственником которых является государство.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Суд учитывает, что прокурор просит установить срок для устранения допущенных нарушений до 01.01.2024. Данный срок, по мнению суда, является разумным и применимым в данном случае для восстановления нарушенного права.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Братский межрайонный природоохранный прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, министерство – на основании пп. 19 п. 1 ст. 33.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятий по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом леса на реках Топорок и Бирюса в календарный план-график реализации с 2015 по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицы 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области устранить нарушения ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33 Водного кодекса РФ, п.11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 и выполнить мероприятие по экологической реабилитации водных объектов, нарушенных молевым сплавом на реках Топорок и Бирюса, предусмотренного календарным планом-графиком реализации с 2015 по 2019 год, на протяжении 50 километров, предусмотренного пунктом 55, таблицей 4, книги 6 СКИОВО, календарного плана-графика реализации и финансирования мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара в срок до 1 января 2024 г.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Папина