ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-991/20 от 08.10.2020 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск 08 октября 2020 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Папиной Е.П.,

при секретаре Бичахчян С.Г.,

с участием представителя административного истца –помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Борейко Д.Г.,

представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области – Эрро Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-991/2020 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти,

установил:

Братский межрайонный природоохранный прокурор (далее также прокурор) обратился в суд в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределённого круга лиц с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее – министерство) о признании незаконным бездействия органа государственной власти.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведённой проверки исполнения требований природоохранного законодательства было установлено, что министерством допущены нарушения требований водного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в невыполнении предусмотренных Схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (далее – СКИОВО), которая утверждена приказом руководителя Енисейского бассейнового водного управления от 20 ноября 2014 г. № 183, мероприятия по разработке проектной документации и укреплению берегов реки Куйт в п. Солонцы на протяжении 0,5 км, а также реки Кундуй в д. Кушун на протяжении 0,3 км. в Солонецком муниципальном образовании Нижнеудинского района Иркутской области, которое должно было быть реализовано в период 2016–2019г.г. Территория Нижнеудинского района относится к числу уязвимых территорий по отношению к опасности гидрологических природных явлений, подверженных затоплению, характерным примером которого является разрушительный паводок, произошедший в Иркутской области в 2019 году, в связи с чем распоряжением Правительства Иркутской области от 16.05.2016 №224-рп Нижнеудинский муниципальный район отнесен к перечню населенных пунктов, попадающих в зоны возможного затопления, подтопления, вызванных различными гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами на территории Иркутской области. Бездействие министерства не позволит снизить оказываемое негативное воздействие вод на население, создает угрозу затопления близлежащего от места его проведения населенного пункта в паводковый период, вследствие чего может быть причинён вред жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также способствует загрязнению водного объекта и причинению вреда водным биологическим ресурсам. Бездействие исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации свидетельствует о необеспечении права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированную ст. 41 Конституции Российской Федерации. Просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятий по разработке проектной документации и выполнению работ по укреплению берегов реки Куйт в п. Солонцы на протяжении 0,5 км, а также реки Кандуй в д. Кушун на протяжении 0,3 км, расположенных в Солонецком муниципальном образовании Нижнеудинского района Иркутской области. Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области выполнить мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по укреплению берегов реки Куйт в п. Солонцы на протяжении 0,5 км, а также реки Кандуй в д. Кушун на протяжении 0,3 км, расположенных в Солонецком муниципальном образовании Нижнеудинского района Иркутской области, в срок до 01 января 2024 года.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 июля 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов.

Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 27 августа 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов.

В судебном заседании прокурор Борейко Д.Г. поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Кроме того, суду пояснил, что Схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления. СКИОВО утверждена уполномоченным органом, принята с соблюдением всех необходимых процедур, размещена на официальном сайте уполномоченного территориального органа Росводресурсов в информационно-телекоммуникационной сети интернет. Мероприятие, требуемое к выполнению в рамках настоящего административного искового заявления, направлено на обеспечение охраны водного объекта. Указанные полномочия прямо отнесены к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области. Действительно, на территории Нижнеудинского района прошло наводнение. Однако административным ответчиком до настоящего времени меры к разработке проектной документации не приняты, изменения в СКИОВО не внесены. Отсутствие финансового обеспечения соответствующих мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона о проведении мероприятий по охране водных объектов. В связи с тем, что выполнение мероприятий СКИОВО предусмотрено в т.ч. на территории Нижнеудинского района Иркутской области, на которую распространяются полномочия ответчика, настоящее административное исковое заявление предъявлено прокурором в Нижнеудинский городской суд Иркутской области. С учетом уточненных в порядке ст. 46 КАС РФ административных исковых требований просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятия, предусмотренного пунктами 81, 82 таблицы 4, книги 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Укрепление берега р. Куйт в п. Солонцы, а также р. Кундуй в д.Кушун Солонецкого муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области, предусмотренного к выполнению в календарный период 2016-2019 годов. Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области выполнить мероприятия, предусмотренные пунктами 81, 82 таблицы 4, книги 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Укрепление берега р.Куйт в п. Солонцы на протяжении 0,5 км., а также р. Кундуй в д.Кушун на протяжении 0,3 км., расположенных в Солонецком муниципальном образовании Нижнеудинского района Иркутской области, в срок до 01 января 2024 года.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Эрро Е.А. административные исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в ранее представленных возражениях на административное исковое заявление, в которых указано, что в июле 2019 года сотрудниками министерства совместно с представителями Росводресурсов, муниципальных образований, проектировщиков были обследованы пострадавшие территории. По результатам обследования русел рек, пострадавших от паводка, принято решение об отсутствии необходимости выполнения работ по укреплению берегов реки Куйт в п. Солонцы, а также р. Кундуй в д. Кушун, расположенных на территории Солонецкого муниципального образования. Вместе с тем комиссией принято решение о необходимости проведения работ по расчистке русел рек Кундуй, Куйт, Орик, Уляхта в пределах населенных пунктов Кушун, Солонцы, Орик, Ук Бадарановка Нижнеудинского района Иркутской области. В этой связи министерством с ООО «ГеоСтройТех» заключен государственный контракт от 29.11.2019 на разработку проектной документации по объекту «Расчистка русла рек Кундуй, Куйт, Орик, Уляхта в пределах населенных пунктов Кушун, Солонцы, Орик, Ук Бадарановка Нижнеудинского района Иркутской области». СКИОВО разработана задолго до обильного паводка рек. В настоящее время мероприятие по берегоукреплению требует дополнительного экономического и научного обоснования. С учетом сложившейся обстановки принимаются меры, необходимость принятия которых определена ликвидацией чрезвычайной ситуации; заключены контракты. Указанная работа проводится во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 №2126-р «Об утверждении Программы по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных или утраченных в результате наводнения на территории Иркутской области. СКИОВО отсутствует на официальном сайте Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в связи с чем необходимо её проанализировать на бумажном носителе. СКИОВО утверждена территориальным органом власти, не наделенным в установленном законом порядке соответствующим полномочием. 27.08.2020 было проведено заседание бассейнового Совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа, составлен протокол, в п. 2.3 которого отражено, что необходима корректировка СКИОВО с учетом изменений законодательства, водохозяйственной обстановки, необходимости первоочередного выполнения мероприятий по ликвидации ЧС в катастрофический паводок 2019 года; принято решение рекомендовать органам исполнительной власти подготовить и представить в Енисейское БВУ предложения по корректировке схем комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек: Селенга; северной и средней части озера Байкал; южной части озера Байкал; Ангара, включая озеро Байкал, в части лимитов и квот в срок до 01.01.2021, в части программных мероприятий в срок до 01.03.2021. Причиной неисполнения мероприятий СКИОВО является недостаточность финансирования. В соответствии с п. 3 ст. 26.20 Федерального закона №184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в пунктах 7 и 7.1 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий. Общий объем субвенций за 5 лет в период 2015-2019 составил 158393000 на все мероприятия в области водных отношений по всей Иркутской области. Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области предпринимались попытки включить в перечень мероприятий финансирование мероприятий по СКИОВО. Субвенция на проведение мероприятия по предмету иска Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области не выделялась, в связи с чем оно не может нести ответственность, что подтверждается судебной практикой. Кроме того, пояснила, что необходимый пакет документов для получения финансирования на осуществление указанных мероприятий не направлялся. СКИОВО подлежит существенной коррекции с исключением ряда мероприятий. Просила в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать в полном объёме.

Заинтересованное лицо Федеральное агентство водных ресурсов в представленных в суд письменных объяснениях по административному иску указало, что приказом от 20.11.2014 №183 Енисейское БВУ утвердило разработанную СКИОВО реки Ангара, включая озеро Байкал, получившую положительное заключение государственной экспертизы и утвержденную приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 13.11.2014 №1729. Пунктом 81 таблицы 4 книги 6 СКИОВО предусмотрено выполнение мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Укрепление берега р. Куйт в п. Солонцы Солонецкого муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области на протяжении 0,5 км в срок до 2021 года; выполнение работы предусмотрено в два этапа: с 2016 по 2019 годы и с 2020 по 2021 год. Пунктом 82 таблицы 4 книги 6 СКИОВО предусмотрено выполнение мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Укрепление берега р. Кундуй в д.Кушун Солонецкого муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области на протяжении 0,3 км в срок до 2021 года; выполнение работы предусмотрено в два этапа: с 2016 по 2019 годы и с 2020 по 2021 год. Исполнителем мероприятия, согласно СКИОВО, является Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, Администрация Солонецкого муниципального образования. До выполнения работ за период 2016-2019 годов Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области не вправе обращаться в Росводресурсы за получением субсидий в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Решение по административному исковому заявлению прокурора Росводресурсы оставило на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в отзыве на административное исковое заявление указало, что СКИОВО прошла государственную экологическую экспертизу и утверждена приказом Енисейского БВУ от 20.11.2014 №183. Исполнителем мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по укреплению берегов р. Куйт в п. Солонцы на протяжении 0,5 км., а также р. Кундуй в д.Кушун на протяжении 0,3 км в календарном плане-графике СКИОВО указан уполномоченный орган субъекта Российской Федерации - Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. Реки Куйт и Кундуй полностью расположены на территории Иркутской области. В рамках переданных полномочий осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий осуществляется органом государственной власти Иркутской области. Енисейское БВУ не обладает полномочиями по принуждению государственных органов субъекта Российской Федерации к исполнению мероприятий СКИОВО. Решение по данному делу Енисейское БВУ оставило на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо Администрация Солонецкого муниципального образования просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав прокурора Борейко Д.Г., представителя административного ответчика Эрро Е.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации и преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Под окружающей средой, согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К основным принципам охраны окружающей среды относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абз. 1 – 3, 6 ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Водного кодекса Российской Федерации).

К одним из основных принципов водного законодательства, согласно ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации, относятся:

1) значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав;

2) приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относится разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы.

Для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов осуществляется гидрографическое районирование территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 32 Водного кодекса Российской Федерации).

Гидрографическими единицами являются речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна. Количество гидрографических единиц и их границы утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 32 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются: перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (п. п. 2. 7 ч. 3 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации).

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации).

Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации).

Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы (далее–Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883.

Пунктом 1 Правил определено, что схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

В силу п. 2 Правил схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.

В пп. «б» п. 6 Правил указано, что схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В пп. «е» п. 6 Правил определено, что схемами устанавливаются основные целевые показатели уменьшения негативного воздействия вод, характеризующие сокращение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь, в том числе вследствие нарушения условий жизнедеятельности людей, от негативного воздействия вод, а также перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей. Указанные показатели и мероприятия разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод (п. 11 Правил).

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» определено, что методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 4 июля 2007 г. № 169 (далее – Методические указания).

Каждое из мероприятий, включаемых в состав проекта Схемы, должно служить решению выявленных ключевых проблем и достижению установленных целевых показателей. При этом одно мероприятие может служить решению одной или нескольких проблем и достижению одного или нескольких целевых показателей (п. 22.8 Методических указаний).

Согласно п. 22.9 Методических указаний при формировании вариантов программ мероприятий, разрабатываемых в проекте Схемы, учитываются предложения заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления и водопользователей, входящих в состав Бассейнового Совета, поступившие в установленном порядке в Федеральное агентство водных ресурсов не позднее 3-х месяцев после направления аналитического доклада «Целевое состояние речного бассейна, основные цели и целевые показатели его достижения» на рассмотрение Бассейнового Совета.

Издание Схемы и направление ее в заинтересованные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также размещение материалов Схемы на официальном сайте Федерального агентства водных ресурсов осуществляется в 3-месячный срок с даты утверждения Схемы (п. 28 Методических указаний).

Программа водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы реализуется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися распорядителями средств соответствующих бюджетов, по источникам финансирования, отраженным в Программе водохозяйственных и водоохранных мероприятий Схемы (п. 30 Методических указаний).

При этом согласно п. 1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утверждённого постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 г. № 392/171-пп, министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

Подпунктами 27 и 28 п. 7 указанного Положения на министерство возложены функции по осуществлению мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области, а также по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в государственной собственности Иркутской области, а также водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Иркутской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 №282 утверждено Положение о Федеральном агентстве водных ресурсов Росводресурсы) (далее – Положение).

Согласно п.5.6.4 раздела 2 Положения, в установленной сфере деятельности Росводресурсы осуществляют полномочия по разработке, утверждению и реализации в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

В соответствии с п.4 раздела 1 Положения, Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Федерального агентства водных ресурсов от 11.03.2014 № 66 утверждено Положение о Енисейском бассейновом водном управлении, являющимся уполномоченным территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.

Согласно п.4.6.2 раздела 2 указанного Положения, территориальный орган в установленной сфере деятельности осуществляет разработку, утверждение и реализацию в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Как установлено в судебном заседании, Братской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от 23.04.2020 №27 проведена проверка исполнения Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области требований природоохранного законодательства при осуществлении полномочий в сфере охраны водных объектов.

Приказом Енисейского БВУ №183 от 20 ноября 2014 г. утверждена СКИОВО, получившая положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 13 ноября 2014г. №1729. При этом п. 2 приказа Енисейское БВУ обязано обеспечить реализацию в установленном порядке СКИОВО в пределах своей компетенции. Данная схема является общедоступной и размещена в сети «Интернет».

Пунктом 81 таблицы 4 книги 6 сводной ведомости требуемых финансовых затрат на реализацию мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий, на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области возложена обязанность по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Укрепление берега р. Куйт в п. Солонцы Солонецкого муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области» на протяжении 0,5 км в срок 2016-2021, в т.ч. 2016-2019г.г., 2020-2021г.г.

Пунктом 82 таблицы 4 книги 6 сводной ведомости требуемых финансовых затрат на реализацию мероприятий по улучшению оперативного управления в бассейне р. Ангара, календарный план-график реализации и финансирования мероприятий, на Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области возложена обязанность по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Укрепление берега р. Кундуй в д.Кушун Солонецкого муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области» на протяжении 0,3 км в срок 2016-2021, в т.ч. 2016-2019г.г., 2020-2021г.г.

В соответствии с информацией первого заместителя министра Бичинова Е.Б. от 23.12.2019, адресованной и.о. межрайонного природоохранного прокурора Братской межрайонной природоохранной прокуратуры, в связи с отсутствием финансирования приступить к реализации мероприятия «Разработка проектной документации и выполнение работ по объекту «Укрепление берега р. Куйт в п. Солонцы Солонецкого муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области», «Разработка проектной документации и выполнение работ по объекту «Укрепление берега р. Кундуй в д. Кушун Солонецкого муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области», не представлялось возможным.

Согласно акту о результатах проверки от 26.04.2020, в нарушение требований ч. 1 ст. 7.1, ч. 5 ст. 33 Водного кодекса РФ, п.11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883, Минприроды Иркутской области не выполнены мероприятия по укреплению берега р. Куйт в п. Солонцы Солонецкого МО Нижнеудинского района Иркутской области на протяжении 0,5 км в период с 2016 по 2019; укреплению берега р. Кундуй в д. Кушун Солонецкого МО в период с 2016 по 2019.

Письмом мэра муниципального образования «Нижнеудинский район» от 30.05.2014 №1782 директору ООО «Центр инженерных технологий» сообщено, что проект Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна р.Ангара рассмотрен и направлены дополнительно для включения в СКИОВО муниципальные образования, представленные в приложении, в т.ч. по негативному воздействию воды в п. Солонцы и д. Кушун.

Согласно письма от 14.12.18 в Федеральное агентство водных ресурсов, Министр природных ресурсов и экологии Иркутской области просит предусмотреть средства федерального бюджета на реализацию мероприятий СКИОВО либо внести соответствующие изменения в СКИОВО по срокам реализации мероприятий.

Согласно акта №НижУд-02.011/2019 послепаводкового комиссионного обследования участка реки Куйт в пределах населенного пункта Солонцы в Нижнеудинском районе Иркутской области от 10.08.2019 требуется срочная очистка русла реки от древесного хлама в объеме не менее 500 куб.м., требуется разработка проектной документации и проведение расчистки русла реки Куйт, требуется разработать схему оповещения населения о негативном воздействии вод, иметь запас инертных материалов в период прохождения половодья и паводков.

Согласно акта №НижУд-02.011/2019 послепаводкового комиссионного обследования участка реки Кундуй в пределах населенного пункта Кушун в Нижнеудинском районе Иркутской области от 10.08.2019 требуется разработка проектной документации и проведение расчистки русла, требуется разработать схему оповещения населения о негативном воздействии вод, иметь запас инертных материалов в период прохождения половодья и паводков.

Из информации Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 17.02.2020 главе администрации Солонецкого муниципального образования следует, что министерство включило мероприятие «Разработка проектной документации по объекту «Расчистка русла р. Кундуй, Куйт, Орик, Уляха в пределах населенных пунктов Кушун, Солонцы, Орик, Ук Бадарановка Нижнеудинского района Иркутской области» в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на 2019 и 2020 годы.

Согласно протокола заседания бассейнового Совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа от 27.08.2020 по п. 2 «О достижении целевых прогнозных показателей СКИОВО за период 2014-2020г.г.» принято решение рекомендовать органам исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской области и Красноярского края усилить меры по реализации мероприятий СКИОВО; обеспечить выполнение запланированных на 2020 год водохозяйственных и водоохранных мероприятий в полном объеме, в том числе реализация которых осуществляется при софинансировании из федерального бюджета, выделяемых Росводресурсами; подготовить и представить в Енисейское БВУ предложения по корректировке схем комплексного использования и охраны водных объектов бассейнов рек: Селенга; северной и средней части озера Байкал; южной части озера Байкал; Ангара, включая озеро Байкал, в части лимитов и квот в срок до 01.01.2021, в части программных мероприятий в срок до 01.03.2021.

В обоснование возражений на административное исковое заявление административным ответчиком представлены контракты:

между Нижнеудинским муниципальным образованием (далее - Нижнеудинским МО) и АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Гидропроект им. С.Я. Жука» от 11.09.2019 на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Разработка комплекса мероприятий по устройству временных дамб по согласованной предварительной схеме устройства защитных сооружений города Нижнеудинск», цена контракта – 2201806 руб. 80 коп.;

между Нижнеудинским МО и АО «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт Гидропроект им. С.Я. Жука» от 11.09.2019 по разработке проектной документации по объекту «Инженерная защита г.Нижнеудинск от затопления водами реки Уда», цена контракта – 144563000 руб.;

между Нижнеудинским МО и ООО Малое инновационное предприятие «Технопарк Новосибирской государственной академии водного транспорта» от 11.09.2019 по разработке проектной документации по объекту «Защитная дамба в с. Алыгджер Нижнеудинского района Иркутской области», цена контракта – 5433000 руб.;

между Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и ООО «ГеоСтройТех» от 29.11.2019 на разработку проектной документации по объекту «Расчистка русла р. Кундуй, Куйт, Орик, Уляха в пределах населенных пунктов Кушун, Солонцы, Орик, Ук Бадарановка Нижнеудинского района», цена контракта – 3076400 руб.;

между Федеральным государственным бюджетным водохозяйственным учреждением «Центррегионводхоз» и АО «Дорожная служба Иркутской области» №ФБ-027/20-1 от 22.04.2020 на выполнение работ по расчистке русла и дноуглублению русла р. Уда в пределах населенного пункта с. Алыгджер Нижнеудинского района Иркутской области, цена контракта – 59950000 руб.;

между Федеральным государственным бюджетным водохозяйственным учреждением «Центррегионводхоз» и АО «Дорожная служба Иркутской области» №ФБ-030/20 от 22.04.2020 по выполнению работ по расчистке русла и дноуглублению русла р. Уда в г. Нижнеудинске Иркутской области, цена контракта – 75383350 руб.;

между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства Нижнеудинского района» и ООО «ГеоСтройТех» от 27.04.2020 по разработке проектной документации по объекту «Защитная дамба в д. Шум и р.п. Шумский Нижнеудинского района», цена контракта – 13350400 руб.;

между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства Нижнеудинского района» и ООО «ГеоСтройТех» от 27.04.2020 по разработке проектной документации по объекту «Защитная дамба в п. Вознесенский Нижнеудинского района», цена контракта– 6700000 руб.;

между Администрацией Нижнеудинского МО и ООО «АнгарскСтройМеханизация» от 14.05.2020 по устройству временной дамбы на р. Уда в г.Нижнеудинск Нижнеудинского муниципального образования, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (по ул. Сбитнева от дома №57 до автомобильного моста – 660 м.), цена контракта – 21794719 руб.;

между Администрацией Нижнеудинского МО и ООО «АнгарскСтройМеханизация» от 14.05.2020 по устройству временной дамбы на р. Уда в г.Нижнеудинск Нижнеудинского муниципального образования, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (в районе Тофаларской базы – 820 м.), цена контракта – 46052063 руб.;

между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства Нижнеудинского района» и АО «Дорожная служба Иркутской области» №4 от 14.05.2020 по выполнению работ по устройству временной дамбы на р. Уда в с. Алыгджер муниципального образования «Нижнеудинский район», цена контракта – 4274180 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Частью 1 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.

Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 – 27 настоящего Кодекса (ч. 7 ст. 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Реки Топорок и Бирюса расположены на территории Иркутской области и подпадают под критерии, установленные п. 3 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Средства на осуществление указанных в части 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (ч. 6 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации).

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, согласно ч. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

Как указано в ч. 5 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета представляются Правительством Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Главные распорядители средств федерального бюджета до 1 июля текущего финансового года направляют высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации методики (проекты методик) распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и до 20 июля текущего финансового года проводят сверку указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета порядке.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2019 г. № 92 утверждена Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – Методика).

Размер субвенции, предоставляемой субъекту Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьёй 26 Водного кодекса Российской Федерации, определяется по указанной в Методике формуле, учитывающей множественные показатели.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 629 были утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее – Правила расходования и учета средств).

В соответствии с пп. «б» п. 2 Правил расходования и учёта средств субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству водных ресурсов на соответствующий финансовый год, на финансовое обеспечение полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил расходования и учета средств определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждён приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 г. № 61 (далее – Примерный перечень).

Согласно п. 2 Примерного перечня осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации:

1) увеличение пропускной способности русел рек, их расчистка, дноуглубление и спрямление, расчистка водоемов и водотоков, включая проектные работы;

2) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, приобретение гидрометерологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);

3) проведение ледокольных, ледорезных работ, работ по ликвидации ледовых заторов и ослаблению прочности льда;

4) мероприятия по противопаводковой защите, включающие уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

Таким образом, федеральным законодателем чётко установлена процедура по предоставлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что инициатором обращения в Росводресурсы за согласованием целевых прогнозных показателей на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятий, направленных на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, является соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Росводресурсы, согласно Положению о Федеральном агентстве водных ресурсов, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282, не обладают полномочиями по принуждению соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации обращаться за указанным основанием.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Водного кодекса Российской Федерации водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 – 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 5 ст. 33 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Доказательств, которые бы свидетельствовали об исполнении министерством возложенных на него обязанностей по выполнению мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту Укрепление берега р. Куйт в п. Солонцы на протяжении 0,5 км., а также р. Кундуй в д.Кушун на протяжении 0,3 км., расположенных в Солонецком муниципальном образовании Нижнеудинского района Иркутской области, административным ответчиком в суд не представлено.

Доводы об отсутствии юридической силы Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, надуманы, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку СКИОВО утверждена уполномоченным органом, принята с соблюдением всех необходимых процедур, является законно действующей до настоящего времени. Подготовленные исполнителем материалы Схемы в рамках контракта №С-13-01 от 23.08.2013 были направлены на государственную экспертизу, в результате чего получили положительное заключение, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 13.11.2014 № 1729 (п.п. 1-2 Приказа «Об утверждении Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал» от 20.11.2014 № 183).

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии СКИОВО на официальном сайте Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, являются несостоятельными, поскольку полный объем материалов СКИОВО бассейна реки Ангара, включая озера Байкал, а также нормативно-правовые акты об ее утверждении размещены на официальном сайте уполномоченного территориального органа Федерального агентства водных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети интернет по адресу: http://www.enbvu.ru/. При переходе на официальный сайт Енисейского БВУ во вкладке "Деятельность" - "СКИОВО" опубликован интернет ресурс, на котором размещены все СКИОВО, в том числе Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал. Кроме того, вышеуказанный информационный ресурс предназначен для ознакомления с материалами схем комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО) и нормативов допустимых воздействий (НДВ) заинтересованными лицами. На указанном сайте также размещена копия положительного заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал.

Довод представителя административного ответчика о неактуальности заявленных истцом требований ввиду прошедшего в июне-июле 2019 года паводка, об изменении водохозяйственной обстановки и отсутствии необходимости в их выполнении, о заключении министерством контрактов, в т.ч. на расчистку русел рек данного района, строительство защитных дамб и др.., не принимаются судом, поскольку указанное мероприятие предусмотрено СКИОВО, изменения в СКИОВО в части исключения мероприятия до настоящего времени не внесены.

Доводы представителя административного ответчика о принятии на заседании бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа от 27.08.2020 решения о необходимости корректировки СКИОВО не влияют на выводы суда, поскольку до настоящего времени предложения по корректировке в Федеральное агентство водных ресурсов, Енисейское бассейновое водное управление, не направлены. При этом административным ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих неактуальность проведения мероприятий и их исключения из материалов СКИОВО. В соответствии с действующим законодательством внесение изменений в СКИОВО, осуществляется в порядке, установленном для их разработки.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности исполнения мероприятий СКИОВО по причине отсутствия достаточного финансирования не могут приниматься во внимание, т.к. отсутствие финансового обеспечения соответствующих природоохранных мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона о проведении мероприятий по охране водных объектов, поскольку соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования. При этом со стороны Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области активные действия для получения надлежащего финансирования из федерального бюджета с целью проведения вышеуказанных мероприятий не предпринимались, вопрос о необходимости дополнительного финансирования перед федеральными органами власти не ставился, обращения к распорядителю денежных средств не направлялись. Факт единственного направления министерством в 2018 году письма в Федеральное агентство водных ресурсов не свидетельствует об активных действиях для получения надлежащего финансирования. Доказательств, подтверждающих отсутствие реальной возможности для своевременного и надлежащего исполнения указанных требований, Министерством не представлено.

Административным истцом представлены доказательства бездействия министерства, связанные с неисполнением мероприятия, предусмотренного пунктами 81, 82 таблицы 4, книги 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Укрепление берега р.Куйт в п. Солонцы, а также р. Кундуй в д.Кушун Солонецкого муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области», предусмотренного к выполнению в календарный период 2016-2019 годов».

Таким образом, невыполнение указанных мероприятий свидетельствует о не обеспечении благоприятной окружающей среды, способствует возможному загрязнению водных объектов, причинению вреда водным биологическим ресурсам, чем, в свою очередь, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в результате бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, гарантированные ст. 41 Конституции Российской Федерации.

Исходя из системного токования вышеуказанных положений закона, в результате бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку невыполнение указанных мероприятий создаст угрозу загрязнения водных объектов, гибели водных биоресурсов, собственником которых является государство.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Суд учитывает, что прокурор просит установить срок для устранения допущенных нарушений до 01.01.2024. Указанный срок, по мнению суда, является разумным и применимым в данном случае для восстановления нарушенного права.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Братский межрайонный природоохранный прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, министерство – на основании пп. 19 п. 1 ст. 33.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании незаконным бездействия органа государственной власти удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, выразившееся в невыполнении мероприятия, предусмотренного пунктами 81, 82 таблицы 4, книги 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Укрепление берега р. Куйт в п. Солонцы, а также р. Кундуй в д.Кушун Солонецкого муниципального образования Нижнеудинского района Иркутской области», предусмотренного к выполнению в календарный период 2016-2019 годов».

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области выполнить мероприятия, предусмотренные пунктами 81, 82 таблицы 4, книги 6 Схемы комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Укрепление берега р. Куйт в п. Солонцы на протяжении 0,5 км., а также р. Кундуй в д.Кушун на протяжении 0,3 км., расположенных в Солонецком муниципальном образовании Нижнеудинского района Иркутской области», в срок до 01 января 2024 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Папина

Из сведений о водохозяйственных мероприятиях, предусмотренных СКИОВО, представленных Росводресурсами 14 июля 2020 г. исх. № ВН-02-24/5180 в ответ на запрос Братского природоохранного прокурора, усматривается, что на выполнение мероприятий по разработке проектной документации и выполнению работ по укреплению берега р. Куйт в п. Солонцы и р. Кундуй в д.Кушун Солонецкого МО Нижнеудинского района Иркутской области (исполнитель работ, указанный в СКИОВО – Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области), средства из федерального бюджета не выделялись в связи с тем, что заявка на реализацию не поступала (п. 9).