ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-996/2021 от 16.03.2021 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

К делу № 2а-996/2021г

МАЙКОПСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2021г. г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Хагундоковой Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Красноженовой Е.Г.,

с участием представителя административного истца Аннина С.Н.,

представителей административных ответчиков Боджоковой А.К. и Кочергиновой А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО4 (Управление Росреестра по Республике ФИО4) и Управлению архитектуры и градостроительства МО «ФИО2 Майкоп» о признании незаконными решений и обязании совершить действия по государственной регистрации права на объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам о признании незаконными решений и обязании совершить действия по государственной регистрации права на объект недвижимости, в обоснование которого указал, что она обратилась в Управление Росреестра по Республике ФИО4 (через ГБУ РА «МФЦ») с заявлениями о предоставлении государственной услуги по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в связи с созданием (образованием) объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: Республика ФИО4, <адрес> (далее - Объект недвижимого имущества). Вместе с заявлениями был представлен технический план здания и доказательства уплаты государственной пошлины. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Россреестра по Республике ФИО4 были приняты решения о приостановлении государственной регистрации прав на принадлежащего истцу имущества до ДД.ММ.ГГГГ (Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-23817644/1 от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление № КУВД-001/2020-23 817645/1 от ДД.ММ.ГГГГ) по причине отсутствия соответствующей информации об объекте недвижимости в органе местного самоуправления (информация не была предоставлена по межведомственному запросу). В целях устранения оснований для приостановления государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования «ФИО2 Майкоп» с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) в ее адрес было направлен: письмо Управления Архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования «ФИО2 Майкоп», в котором ей сообщалось об оставлении без рассмотрения ее уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Административный ответчик в своем отказе ссылается на часть 17 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием разрешительной документации на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства. Строительство принадлежащего ей объекта недвижимого имущества было начато еще до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ (что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимого имущества (ЕГРН) и свидетельством о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ (копии прилагаются). Правовые основания для отказа в государственной регистрации права на принадлежащий ей Объект недвижимого имущества, отсутствуют, а решения Административных ответчиков препятствуют ей в реализации её права. Просит признать решение Управления архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования «ФИО2 Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) об оставлении без рассмотрения уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, и решение Управления Росреестра по Республике ФИО4 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на принадлежащий ей Объект недвижимого имущества (Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-23 817644/1 от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-23817645/1 от ДД.ММ.ГГГГ), незаконными.

Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО4 (Управление Росреестра по Республике ФИО4) в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, просила отказать.

Представитель административного ответчика - Управление архитектуры и градостроительства МО «ФИО2 Майкоп» в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, просила отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что административный иск ФИО1 не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что в соответствии с представленной суду Выпиской из ЕГРН, владельцем объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: Республика ФИО4, <адрес> кадастровым номером 01:08:0516097:124 является ФИО1. Административный истец указывает, что строительство спорного жилого дома было начато еще до вступления в силу Градостроительного кодекса, а также указывает, что административными ответчиками не учтены требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в частности то, что внесены изменения в ст.70 Закона о регистрации, согласно которых до 01.03.2026г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен указанный объект. При этом наличие уведомления о планируемых строительствах или реконструкциях объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлен порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

В орган регистрации прав поступили документы, в том числе, заявление от ФИО1 на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на созданный объект недвижимости, а также заявление на государственную регистрацию прекращения права собственности на объект незавершенного строительства (MFC-0131/2020-74651 от ДД.ММ.ГГГГ). Однако, по причине отсутствия соответствующей информации об объекте недвижимости в органе местного самоуправления было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав.

Согласно ст.29 «Закона о регистрации», государственным регистратором была проведена правовая экспертиза поступивших документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных Законом о регистрации оснований для приостановления, либо для отказа, по результатам которой государственным регистратором были приняты уведомления о приостановлении.

Административным истцом, в течение срока приостановления, не были устранены причины послужившие основанием для приостановления и государственным регистратором были вынесены решения (уведомления) об отказе.

В силу п. 1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.1 «Закона о регистрации», право собственности на жилой дом подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости регистрации (далее- ЕГРН).

Одним из документов, необходимым для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности объекта ИЖС, является технический план (п.7 ч. 2, п.6 ч.5 ст.14 Закона о регистрации).

Технический план готовится кадастровым инженером и содержит сведения об объекте ИЖС, в том числе, внесенные в ЕГРН (ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», ст.24 Закона о регистрации).

Технический план подготавливается, в том числе, в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план (ч.12 ст.24 Закона о регистрации).

Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности объекта ИЖС необходимы следующие документы (ч.1, 2 ст. 14, ч. 1.2 ст.19, ч.10 ст. 40 Закона о регистрации недвижимости, ч.16 ст. 55 ГК РФ): уведомление об окончании строительства объекта ИЖС; технический план; правоустанавливающий документ на земельный участок (не требуется, если право на земельный участок ранее было зарегистрировано в ЕГРН); документ, подтверждающий полномочия представителя (если уведомление направляется представителем); заключенное правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный объект ИЖС (в случае, если земельный участок, на котором он построен, принадлежит двум и более гражданам).

В пакете документов, представленных ФИО1, для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации отсутствовало уведомление об окончании строительства спорного объекта недвижимости, в связи с чем, в Управление архитектуры и градостроительства МО «ФИО2 Майкоп» был направлен запрос в порядке межведомственного взаимодействия о предоставлении в адрес органа регистрации прав уведомления об окончании строительства спорного жилого дома. Ответ на указанный межведомственный запрос не был представлен в Управление.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №404-ФЗ, на который ссылается административный истец, вступил силу с ДД.ММ.ГГГГг., тогда как оспариваемое им уведомление о приостановлении вынесено государственным регистратором 26.11.2020г.

Согласно ст.27 «Закона о регистрации», в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Исходя из содержания ч. 5 ст. 138 КАС РФ, а также ч. 1 ст. 14 КАС РФ, согласно которой правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, нарушений норм действующего законодательства Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО4 при принятии оспариваемых уведомлений о приостановлении (об отказе) в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации допущено не было.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административными ответчиками было доказано отсутствие заявленного административным истцом признания решений незаконными, поскольку на обращение ФИО1 ими совершены процессуальные действия в пределах установленного законом срока с разъяснениями по поставленным в обращении вопросам; решение о приостановлении государственной регистрации и ответ Управления архитектуры составлены в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, в рамках предоставленных административным ответчикам компетенции и при соблюдении установленного порядка, а также при наличии к тому оснований.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО4 (Управление Росреестра по Республике ФИО4) и Управлению архитектуры и градостроительства МО «ФИО2 Майкоп» о признании незаконными решений и обязании совершить действия по государственной регистрации права на объект недвижимости, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики ФИО4 через ФИО2 городской суд Республики ФИО4 в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Р.Р. Хагундокова

Уникальный идентификатор дела 01RS0-23

Подлинник находится в материалах дела а-996/2020

в ФИО2 городском суде Республики ФИО4