ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-А-137/2018 от 14.06.2018 Красноармейского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-А-137/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«14» июня 2018 года с. Аликово

Красноармейский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Толстовой Л.В., при секретаре судебного заседания Кирилловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации Питишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о признании незаконным отказ в проведении процедуры установления публичного сервитута на часть земельного участка и возложении обязанности рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений к администрации Питишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики о признании незаконным отказ в проведении процедуры установления публичного сервитута на часть земельного участка и возложении обязанности рассмотрения заявления об установлении публичного сервитута, мотивируя свои требования тем, что20.12.2017 года административные истцы обратились в администрацию Питишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республикис заявлением об установлении публичного сервитута на часть земельного участка (дорогу проходящую через земельный участок 118 кв.м) с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 101000 кв.м, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: ЧувашскаяРеспулика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>. 02.04.2018 года администрацией Питишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики отказано в установлении публичного сревитута. Административные истцы являются собственниками жилых домов, расположенных по адресу: Чувашская Республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, д.№№1,2,6,7,8. Единственным возможным проездом к вышеуказанным домам является грунтовая дорога с выездом на асфальтированную дорогу Питишево-Анаткасы, так как мост, через овраг соединяющий нас с остальной частью деревни не предназначен для проезда. Весной 2017 года владельцы земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, установили ограждение, тем самым перекрыли единственный проезд. На данное время административные истцы лишены возможности свободно проходить и проезжать к своим домам. В целях обеспечения доступа гражданам, службам пожарной безопасности, скорой медицинской помощи, полиции и иным службам к жилым домам необходимо установить публичный сервитут.

Административные истцыФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представив заявления о рассмотрении дела в их отсутствии, на судебном заседании 04 июня 2018 года требования поддержали и просили удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске, указав дополнительно, что дорога, проходящая по земельному участку с кадастровым номером 21:07:200801:105 является самой короткой для проезда к их домам, в связи с чем считаю, что необходимо установить публичный сервитут, дорога, проходящая через улицу Союзная пересекает овраг, который очень глубокий, мост разрушен, а также по указанной дороге нужно проделывать большой круг.

Административный ответчик – администрацииПитишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не направила своего представителя, представив заявление о рассмотрении дела в отсутствии их представителя; на судебном заседании 04 июня 2018 годаглава администрации сельского поселенияКлементьева С.А. исковые требования административных истцов не признала, указав, что земельный участок, на котором просят установить сервитут административные истцу принадлежит на праве собственности физическим лицам и администрация не может распоряжаться имуществом, находящимся в собственности граждан, кроме того к их домам существует иной проезд через <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> указанной деревни, в связи с чем администрацией было отказано в установлении публичного сервитута.

В соответствии с положениями ч.6 ст.226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, расположенный по адресу: Чувашская Республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> находится в собственности <ФИО>18. в общей долевой собственности, доля в праве 1/5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03 апреля 2013 года и кадастровой выпиской о земельном участке от 28 мая 2018 года. Данный участок образован из земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, находящегося на территории землепользования СХПК «Мир» Аликовского района Чувашской Республики.

25 декабря 2017 года ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в администрацию Аликовского района Чувашской Республики с ходатайством об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 101000 кв.м., расположенного по адресу: Чувашская республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> для прохода и проезда через земельный участок в целях обеспечения доступа гражданам, службам пожарной безопасности, скорой медицинской помощи, полиции и иным службам.

Из сообщения администрации Аликовского района Чувашской Республики от 19.02.2018 года №516 следует, что ходатайство ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4 направлено для рассмотрения и принятия решения по существу в администрацию Питишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики.

02.04.2018 года администрация Питишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республикирешением, изложенном в письме за №63, адресованном ФИО1, ФИО5, ФИО2, ФИО3, ФИО4, отказал в установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, расположенном по адресу:Чувашская Республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> со ссылкой на параграф 2 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017г.и наличием иного подъездного пути к участку с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.

Между тем, в соответствии с частью 2статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний

Согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2).

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения.

В силу ч.3указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28,30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Частью 4 статьи 8Закона ЧР от 18.10.2004 N 19 (ред. от 13.02.2018) "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" (принят ГС ЧР 05.10.2004) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 4 (за исключением организации в границах поселения электро- и газоснабжения населения), 5, 7.1, 7.2, 8 - 10, 12, 15, 16, 18, 19, 20 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21 (за исключением резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения), 22, 23,29, 31, 31.1, 31.7 части 1 настоящейстатьи.

Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления для обеспечения нужд местного населения, в данном случае согласно обстоятельствам заявленных административными истцами требований, для прохода и проезда через земельный участок, и в том случае, если интересы неопределенного круга лиц не могут быть обеспечены каким-либо иным способом. Публичный сервитут устанавливается для соблюдения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным образом, поэтому орган местного самоуправления должен доказать возможность осуществления прохода и проезда другим способом, кроме обременения земельного участка путем установления публичного сервитута.

Однако возможность установления публичного сервитута разрешается органом местного самоуправления с соблюдением норм права, устанавливающего порядок рассмотрения обращений об установлении публичных сервитутов путем принятия нормативного акта в силу положений ст.23 ЗК РФ по результатам общественных слушаний.

Понятие общественного (публичного) слушаниядано в ст.25 Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" под которыми понимается собрание граждан, с целью обсуждения вопросов, касающихся деятельности муниципальных органов, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Также Уставом Питишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, в ст. 14 определен Порядок организации и проведения публичных слушаний.

Как следует из обжалуемого административными истцами решения органа местного самоуправления, при рассмотрении и разрешении вопроса об установлении публичного сервитута, относящегося к вопросам местного значения, муниципальным образованием не соблюден порядок рассмотрения и разрешения заявленного жителями муниципального образования вопроса, что свидетельствует о нарушении прав граждан, установленных положениями статьи 10Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на объективное, всестороннее исвоевременное рассмотрение обращения в соответствии с нормами федеральных законов, устанавливающих порядок разрешения вопросов местного значения органами местного самоуправления, и данное решение органа местного самоуправления не соответствует требованиям вышеприведенных норм права, в силу чего, суд приходит к выводу о наличии установленных в ч. 2 ст. 227 КАС РФ, оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Питишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики, изложенное в письме за №63 от 02.04.2018 г. оботказе установления публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 101000 кв.м., расположенный по адресу: Чувашская республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, возложив на администрациюПитишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики обязанность рассмотреть ходатайство ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, поступившее в администрацию Питишевского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики 25 декабря 2017 года об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 101000 кв.м., расположенный по адресу: Чувашская республика, <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> учетом требований закона и принятием соответствующего требованиям закона решения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы либо представления через Красноармейский районный суд Чувашской Республики.

Судья Л.В.Толстова

Мотивированное решение составлено 19 июня 2018 года