ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-А266/16 от 08.04.2016 Липецкого районного суда (Липецкая область)

Дело № 2А-А266/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2016 года с.Доброе

Липецкий районный суд Липецкой области

в составе председательствующего судьи Риффель В.В.,

при секретаре: Баевой И.В.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Добровского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия Совета депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области, выразившегося в непринятии мер к образованию контрольно-счетного органа муниципального образования сельского поселения Крутовский сельсовет и о возложении обязанности на Совет депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района устранить указанные нарушения,

установил:

Прокурор Добровского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия Совета депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области, выразившегося в непринятии мер к образованию контрольно-счетного органа муниципального образования сельского поселения Крутовский сельсовет и о возложении обязанности на Совет депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района устранить указанные нарушения, мотивировав тем, что прокуратурой района в феврале-марте 2016г. по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения представительными органами местного самоуправления района требований Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса РФ в части образования и организации деятельности органов внешнего муниципального финансового контроля. В нарушение требований Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса РФ, Устава сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района, до настоящего времени представительным органом - Советом депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района, контрольно-счетная комиссия сельского поселения не создана. Решением Совета депутатов Добровского муниципального района №28-рс от 05.11.2015 г. утверждена структура и штатная численность Контрольно-счетной комиссии Добровского муниципального района. В соответствии с данным решением в структуру Контрольно-счетной комиссии входят председатель комиссии и аппарат Контрольно-счетной комиссии, состоящий из двух инспекторов. Установлено, что до настоящего времени Советом депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет с Советом депутатов Добровского муниципального района соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля не заключалось. Указанное бездействие представительного органа муниципального образования свидетельствует о том, что в нарушение требований бюджетного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Советом депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет на протяжении длительного времени не обеспечивается действенный контроль за бюджетным процессом муниципального образования. Длительное отсутствие внешнего муниципального финансового контроля за исполнением бюджета сельского поселения, законностью расходования бюджетных средств муниципального образования, в том числе контроля за эффективностью и экономностью использования средств бюджета поселения, создает условия и предпосылки для различного рода коррупционных проявлений и злоупотреблений со стороны ответственных должностных лиц, распоряжающихся бюджетными средствами. Возможными последствиями указанных нарушений закона являются неэффективное, нецелевое и бесконтрольное расходование бюджетных средств, которые направляются, в том числе, на социальные нужды, благоустройство и развитие сельского поселения, что в конечном итоге может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района) на улучшение качества жизни в данном населенном пункте.

В связи с чем, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Совета депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к образованию контрольно-счетного органа муниципального образования сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района, обязать Совет депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения вышеуказанных законов путем образования контрольно-счетного органа муниципального образования, обладающего организационной и функциональной независимостью и осуществляющего свою деятельность самостоятельно, или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу Добровского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В судебном заседании помощник прокурора Добровского района Фролова О.Ф. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, приведя доводы, изложенные в иске.

Представитель административного ответчика Совета депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Глава администрации сельского поселения Отрубянникова В.А., одновременно являющаяся председателем Совета депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района представила в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, иск признала.

Суд, изучив материалы дела, доводы сторон приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.265 Бюджетного кодекса РФ муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

Исходя из ч.2 ст.265 Бюджетного кодекса РФ внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований.

В соответствии с ч.2 ст.157 Бюджетного кодекса РФ контрольно-счетные органы муниципальных образований осуществляют следующие бюджетные полномочия:

аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

экспертиза проектов решений о бюджетах, иных нормативных правовых актов о бюджете, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;

экспертиза муниципальных программ;

анализ и мониторинг бюджетного процесса, в том числе подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе;

подготовка предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

другие вопросы, установленные Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Согласно ч.5 ст.264.2 Бюджетного кодекса РФ орган внешнего муниципального финансового контроля направляет отчет об исполнении местного бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года, утвержденный местной администрацией.

В соответствии с ч.4 ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ орган внешнего муниципального финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Помимо этого, в силу ч.1 ст.268.1 Бюджетного кодекса РФ к ведению органов внешнего муниципального финансового контроля по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля отнесено:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований закреплены также в ч.2 ст.9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В частности, контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

контроль за исполнением местного бюджета; экспертиза проектов местного бюджета; внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В соответствии с ч.2 ст.268.1 Бюджетного кодекса РФ при осуществлении полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю органами внешнего муниципального финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-

аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

направляются объектам контроля представления, предписания;

направляются финансовым органам, уполномоченным в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации, принимать решения о применении предусмотренных Бюджетным кодексом РФ бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Как закреплено в ч.4 ст.9 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

в отношении органов местного самоуправления и муниципальных органов, муниципальных учреждений и унитарных предприятий соответствующего муниципального образования, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования;

в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, на контрольно-счетные органы муниципальных образований возложены широкие полномочия в сфере контроля за исполнением бюджета, эффективностью использования средств бюджета сельского поселения, в том числе, полномочия в сфере противодействия коррупции.

Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

При этом, согласно ч. 3 ст. 268.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля по внешнему муниципальному финансовому контролю определяется непосредственно муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В силу ст.3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования, но обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Наименование, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Кроме того, как следует из ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», контрольно-счетный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом, главой муниципального образования, местной администрацией и иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Причем в силу ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура и порядок формирования органов местного самоуправления, в том числе и контрольно-счетного органа муниципального образования, определяется уставом муниципального образования.

В силу ч.11 ст.3 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ представительные органы поселений, входящие в состав муниципального района, имеют право заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона №273-ФЗ "О противодействии коррупции" под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 273-ФЗ, одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Судом установлено, что прокуратурой района в феврале-марте 2016г. по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения представительными органами местного самоуправления района требований Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса РФ в части образования и организации деятельности органов внешнего муниципального финансового контроля.

Согласно ст.29 Устава сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района, принятого решением Совета депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет №149-рс от 15.04.2014г. (с последующими изменениями и дополнениями) в структуру органов местного самоуправления сельского поселения входит, в том числе контрольно - счетная комиссия сельского поселения Крутовский сельсовет сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области Российской Федерации.

В соответствии со ст.38 Устава сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района контрольно-счетная комиссия сельского поселения является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Советом депутатов сельского поселения и подотчетна ему.

Контрольно-счетную комиссию сельского поселения возглавляет председатель, назначаемый на должность Советом депутатов сельского поселения, в порядке, установленном нормативным правовым актом Совета депутатов сельского поселения. Полномочия, срок полномочий, состав, порядок деятельности, порядок определения структуры и штатная численность контрольно-счетной комиссии сельского поселения устанавливаются нормативным правовым актом Совета депутатов сельского поселения.

Совет депутатов сельского поселения вправе заключать соглашения с Советом депутатов Добровского муниципального района Липецкой области о передаче контрольно-счетному органу Добровского муниципального района полномочий контрольно-счетной комиссии сельского поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В нарушение требований Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса РФ, Устава сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района, до настоящего времени представительным органом - Советом депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района, контрольно-счетная комиссия сельского поселения не создана.

Решением Совета депутатов Добровского муниципального района №28-рс от 05.11.2015 г. утверждена структура и штатная численность Контрольно-счетной комиссии Добровского муниципального района. В соответствии с данным решением в структуру Контрольно-счетной комиссии входят председатель комиссии и аппарат Контрольно-счетной комиссии, состоящий из двух инспекторов.

Установлено, что до настоящего времени Советом депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет с Советом депутатов Добровского муниципального района соглашение о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля не заключалось.

Указанное бездействие представительного органа муниципального образования свидетельствует о том, что в нарушение требований бюджетного законодательства и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Советом депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет на протяжении длительного времени не обеспечивается действенный контроль за бюджетным процессом муниципального образования.

Длительное отсутствие внешнего муниципального финансового контроля за исполнением бюджета сельского поселения, законностью расходования бюджетных средств муниципального образования, в том числе контроля за эффективностью и экономностью использования средств бюджета поселения, создает условия и предпосылки для различного рода коррупционных проявлений и злоупотреблений со стороны ответственных должностных лиц, распоряжающихся бюджетными средствами.

Возможными последствиями указанных нарушений закона являются неэффективное, нецелевое и бесконтрольное расходование бюджетных средств, которые направляются, в том числе, на социальные нужды, благоустройство и развитие сельского поселения, что в конечном итоге может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района) на улучшение качества жизни в данном населенном пункте.

В соответствии ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Частью 2 статьи 157 КАС РФ установлено, что если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

Признание иска председателем Совета депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Отрубянниковой В.А. следует принять, поскольку такое признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В связи с вышеизложенным, требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно п.9 ст.227 КАС РФ В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд –

РЕШИЛ:

Признание иска председателем Совета депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Отрубянниковой В.А. принять.

Признать незаконным бездействие Совета депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к образованию контрольно-счетного органа муниципального образования сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района, обязать Совет депутатов сельского поселения Крутовский сельсовет Добровского муниципального района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения вышеуказанных законов путем образования контрольно-счетного органа муниципального образования, обладающего организационной и функциональной независимостью и осуществляющего свою деятельность самостоятельно, или заключить соглашение о передаче контрольно-счетному органу Добровского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу в суд, прокурору Добровского района Липецкой области.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Липецкий районный суд, в течение месяца со дня его вынесения.

Судья В.В. Риффель

Мотивированное решение изготовлено 13.04.2016г.