Дело № 2а1413/2021
УИД 41 RS0002-01-2021-003541-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 октября 2021 года г. Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Скурту Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Головановой И.Е.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
представителя административных соответчиков ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому ФИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, УФСИН России по Камчатскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в не предоставлении реквизитов банка в необходимом количестве, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в котором, с учетом последующего уточнения, просил признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика, выразившегося в не предоставлении ему по его просьбе указанного количества справок о состоянии лицевого счета и банковских реквизитов Учреждения ИК-6, которые были необходимы ему для обращения в судебные органы, взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 100000 руб.
В обоснование требований административный истец указал, что с 17 июля 2021 года по 22 июля 2021 года обращался с письменными заявлениями в бухгалтерию ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, в которых просил выдать ему справки о состоянии его лицевого счета и банковские реквизиты Учреждения с целью предоставлениях их в суд при подаче административных исков. Однако данные справки ему выданы не были. Полагает, что действиями (бездействием) административного ответчика нарушаются его права и надлежащие условия содержания.
На основании статьи 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Камчатскому краю, Федеральная служба исполнения наказаний России, представляющая Российскую Федерацию.
В судебном заседании административный истец ФИО1, участие которого обеспечено посредством проведения видеоконференцсвязи, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что по его Дополнительно суду пояснил, что административный ответчик ИК-6, не выдавая ему справку о состоянии счета и банковские реквизиты в нужном количестве, препятствовал его обращению в суд, поскольку в отсутствие данных сведений суд оставлял его административные исковые заявления без движения либо возвращал. В дальнейшем такие сведения суд истребовал самостоятельно. В настоящее время вопрос об устранении нарушений путем возложения обязанности выдать ему необходимое количество справок и банковских реквизитов он не ставит, так как 29 сентября 2021 года администрация ИК-6 выдало ему необходимое количество справок.
Представитель административного ответчика ФИО2 административные исковые требования ФИО1 не признала, считала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержала письменные возражения на иск.
Представитель административных ответчиков ФИО4 административные исковые требования ФИО1 не признала, поддержала письменные возражения на иск, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что административному истцу неоднократно предоставлялись банковские реквизиты Учреждения, которые являются неизменными, и справки о состоянии лицевого счета, в связи с чем ему были повторно были выданы реквизиты и запрашиваемая справка в установленные законом сроки.
Определением суда от 7 октября 2021 года производство по делу по административному исковому ФИО1 к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, УФСИН России по Камчатскому краю, Российской Федерации в лице ФСИН России о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в не предоставлении справки о состоянии лицевого счета и реквизитов банка в необходимом количестве, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, в части признания незаконными действий (бездействия), выразившихся в не предоставлении ФИО1 справки о состоянии лицевого счета в необходимом количестве прекращено.
Изучив доводы административного иска, выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Статьей 53 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. ч. 1, 3, 5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии.
Согласно ст. 226 КАС РФ, обязанность по доказыванию законности обжалуемых актов, действий, бездействия органов, организаций или должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы, с ДД.ММ.ГГГГ – в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, являющимся юридическим лицом, учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы и находящимся в ведении ФСИН России.
Частями 2, 3 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УИК РФ) установлено, что исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Согласно части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть 3 статьи 82 УИК РФ).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ и п. 62 Правил внутреннего распорядка осужденные вправе письменно либо устно обращаться от своего имени с предложением, заявлением, ходатайством или жалобой к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, в государственные органы Российской Федерации либо иностранные органы, а также в организации, защищающие интересы осужденных.
В силу ч. 6 ст. 15 УИК РФ органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 59-ФЗ) данный закон регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются и устанавливается.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (п.2).
В силу положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 59-ФЗ, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 12 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи (часть 1).
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение (п. 5 ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ).
Основанием к обращению ФИО1 с данным административным иском послужила не выдача ему истребуемой справки о состоянии лицевого счета и банковских реквизитов Учреждения в необходимом количестве.
Как следует из представленных в материалы дела письменных документов, ФИО1 обратился в бухгалтерию ФКУ ИК-6 с заявлением, в котором просил предоставить ему справку о состоянии его лицевого счета и банковские реквизиты Учреждения в количестве 5 штук, указав, что они ему необходимы для предоставления в суд (л.д. 44).
Данное заявление ФИО1 зарегистрировано канцелярией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатского края 21 июля 2021 года.
3 августа 2021 года административным ответчиком ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю ФИО1 дан ответ, в котором изложены сведения о состоянии его лицевого счета, а также повторно сообщены реквизиты Учреждения.
В указанном ответе ФИО1 доведена информация о том, что реквизиты Учреждения для зачисления денежных средств на лицевые счета осужденных введены в действие с 01 января 2021 года на неопределенный срок (бессрочно), в связи с чем в дальнейшем необходимо пользоваться данными реквизитами (л.д. 45).
Данный ответ получен ФИО1 4 августа 2021 года, что подтверждается его подписью, то есть в установленный ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ срок. Также ФИО1 указано на то, что требуемых справок и банковских реквизитов в количестве 5 штук ему не предоставлено.
Доводы административного истца о том, что отсутствие сведений о банковских реквизитах Учреждения в нужном количестве препятствовало его обращению в суд, своего подтверждения при рассмотрении данного административного дела, не нашли, доказательств нуждаемости в указанном количестве данных сведений ФИО1 не представлено.
При этом суд учитывает, что препятствий для самостоятельного указания ФИО1 в своих заявлениях при обращении в судебные органы реквизитов ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю не имеется.
Доказательств нарушения прав и законных интересов ФИО1 на получение указанной информации судом не установлено.
В соответствии с п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части в случае, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Совокупность указанных обстоятельств в ходе рассмотрения административного дела судом не установлена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий (бездействия) администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, выразившихся в не предоставлении реквизитов банка в необходимом количестве.
В связи с тем, что в ходе судебного разбирательства судом не был установлен факт нарушения прав ФИО1 со стороны ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, требования о взыскании компенсации за нарушение условий содержания удовлетворению в размере 100000 рублей также не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований о признании незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Камчатскому краю, выразившиеся в не предоставлении ФИО1 реквизитов банка в необходимом количестве по заявлению от 21 июля 2021 года, взыскании компенсации за нарушение условий содержания отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде – 21 октября 2021 года.
Судья Е.Г. Скурту