ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 32Д от 11.11.2021 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0-32 дело а-7755/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2021 года <адрес>

Верх-Исетский районный суд <адрес> Свердловской области в составе председательствующего судьи Никитиной Л.С.,

при секретарях <ФИО>5, <ФИО>6,

с участием административного истца <ФИО>2, представителей административных ответчиков Федеральной службы исполнения наказаний России, Федерального казенного учреждения Исправительная колония Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, представителя заинтересованного лица Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области –<ФИО>7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <ФИО>2 к Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области о признании незаконным действий (бездействия),

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец <ФИО>2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее по тексту- ФКУ ИК-2) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении законодательства, гарантирующего заключенным минимальную санитарную площадь в размере 4 кв.м., а также обеспечение постельными принадлежностями.

В обоснование административного иска указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>2 содержался в камере 16 ПФРСИ при ФКУ ИК-2, где одновременно с ним содержалось еще 8 заключенных, большая часть площади камеры была занята кроватями, обеденным столом и туалетом. В связи с чем, <ФИО>2 не был обеспечен минимальной санитарной площадью в размере 4 кв.м. Также при поступлении в ФКУ ИК-2 <ФИО>2 выдали грязные простыни и не выдали полотенце, что в совокупности привело к нарушению прав административного истца.

В связи с вышеизложенным, административный истец просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нарушении законодательства, гарантирующего заключенным минимальную санитарную площадь в размере 4 кв.м., а также обеспечение постельными принадлежностями.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в административном деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральной служба исполнения наказаний России ( далее -ФСИН России).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГУФСИН России по Свердловской области.

Административный истец <ФИО>2 в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска в полном объеме по изложенном в нем предмету и основаниям.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-2, представитель заинтересованного лица ГУФСИН России по Свердловской области-<ФИО>7, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление. Указала, что <ФИО>2 содержался в камере ПФРСИ при ФКУ ИК-2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в камере ПФРСИ при ФКУ ИК-2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период содержания осужденного в указанных камерах минимальная санитарная площадь в размере 2 кв.м. была соблюдена. Постельные принадлежности и полотенце было выдано <ФИО>2, что подтверждается его подписью в соответствующих документах.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

В силу частей 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <ФИО>3<ФИО>1 уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Согласно ч. 3 ст. 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при перемещении осужденных им обеспечиваются необходимые материально-бытовые и санитарно-гигиенические условия.

Согласно ч. 3 ст. 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.

Согласно ч.2 ст. 10 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту- Федеральный закон № 103-ФЗ) подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Перечень исправительных учреждений, на территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст.5.1 Закона <ФИО>3 Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В силу ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Согласно части второй статьи 99 УИК РФ, осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

В силу ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод государство должно обеспечить содержание лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, в условиях, совместимых с уважением его человеческого достоинства, и способ исполнения меры, связанной с лишением свободы, не должен подвергать его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию под стражей. Кроме того, учитывая практические требования меры, связанной с лишением свободы, необходимо, чтобы здоровье и благополучие заключенного адекватно охранялись.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Правила), которые касаются общего управления заведениями и применимы ко всем категориям заключенных, независимо от того, находятся ли последние в заключении по уголовному или гражданскому делу и находятся ли они только под следствием или же осуждены, включая заключенных, являющихся предметом "мер безопасности" или исправительных мер, назначенных судьей, предусматривают следующее.

Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1 Правил).

Согласно ст. 5.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" ПФРСИ - это помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.

С учетом того, что указанное помещение функционирует в режиме следственного изолятора, суд принимает за основу норму жилой площади на одного человека, установленную ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ - 4 кв.м., так как норма жилой площади 2 кв.м. действует в колониях, где имеется большая свобода осужденных для передвижения.

Материалами дела подтверждается, что осужденный <ФИО>2 следовал транзитом через ПФРСИ на территории ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области в статусе осужденного, содержался в камере ПФРСИ при ФКУ ИК-2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в камере ПФРСИ при ФКУ ИК-2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из технических паспортов площадь камеры составляет 19,2 кв.м., площадь камеры составляет 19,1 кв.м.

Камеры оборудованы четырьмя двухъярусными кроватями, столом, скамейкой, полкой для туалетных принадлежностей, розеткой, урной для мусора, зеркалом, бачком с питьевой водой, приточной вытяжной вентиляцией. Наличие в камерах четырех двухъярусных кроватей позволяет разместить 8 человек.

Согласно плану покамерного размещения лиц от ДД.ММ.ГГГГ в камере 12 одновременно с <ФИО>2 содержалось 3 осужденных, то есть норма жилой площади на одного человека составляла 6,4 кв.м., что соответствует положениям ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ.

Согласно плану покамерного размещения лиц от ДД.ММ.ГГГГ в камере 12 одновременно с <ФИО>2 содержалось 6 осужденных, то есть норма жилой площади на одного человека составляла 3,2 кв.м., что не соответствует положениям ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ.

Согласно плану покамерного размещения лиц от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в камере 12 одновременно с <ФИО>2 содержалось 5 осужденных, то есть норма жилой площади на одного человека составляла 3,8 кв.м., что соответствует положениям ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ.

Согласно плану покамерного размещения лиц от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в камере 16 одновременно с <ФИО>2 содержалось 8 осужденных, то есть норма жилой площади на одного человека составляла 2,3 кв.м., что не соответствует положениям ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ.

Согласно плану покамерного размещения лиц от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в камере 16 одновременно с <ФИО>2 содержалось 6 осужденных, то есть норма жилой площади на одного человека составляла 3,1 кв.м., что не соответствует положениям ст. 23 Федерального закона N 103-ФЗ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что имело место нарушение нормы жилой площади на одного осужденного при содержании <ФИО>2 в камере ПФРСИ -ДД.ММ.ГГГГ, в камере ПФРСИ - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, суд признает незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Исправительная колония Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области по не обеспечению минимальных норм жилой площади в период содержания административного истца <ФИО>2 в ПФРСИ при ФКУ ИК- 2 -ДД.ММ.ГГГГ, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 3 статьи 99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации, а нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти. осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно п. 40 Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 189"Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:спальным местом;постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;

полотенцем;столовой посудой и столовыми приборами: миской (на время приема пищи), кружкой, ложкой;одеждой по сезону (при отсутствии собственной);книгами и журналами из библиотеки СИЗО.Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей.

Изложенные <ФИО>2 в административном исковом заявлении доводы о том, что он не был обеспечен полотенцем опровергаются представленными в материалы дела ведомостями о получении постельных принадлежностей и вещей, в которых <ФИО>2 расписался за получение 2 полотенец, 2 простыней, а также 1 подушки, 1 одеяла, 1 матраца. Ссылка административного истца на то, что ему выдали грязные простыни не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами. В удовлетворении данной части административного иска суд отказывает.

Таким образом, суд удовлетворяет административный иск <ФИО>2 частично.

Руководствуясь статьями 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление <ФИО>2 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Исправительная колония Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, выразившееся в нарушении законодательства, гарантирующего заключенным минимальную норму жилой площади.

В остальной части административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение суда составлено 12.11.2021

Судья.