ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-101/2023 от 23.11.2023 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Административное дело № 3а-101/2023

21OS0000-01-2023-000109-63

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 ноября 2023 года г.Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.

при секретаре Жуковой Л.Ю.,

с участием:

прокурора Власовой Ю.М.,

представителя административного истца индивидуального предпринимателя Персова В.Ю. – Данилова В.В.,

представителя административного ответчика – администрации г.Новочебоксарск Лебедевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Персова Вячеслава Юрьевича к Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов о признании не действующим в части решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2019 года № С 71-9 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена»,

у с т а н о в и л :

Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2019 года № С 71-9 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которых не разграничена» (далее также – решение Собрания депутатов от 26 декабря 2019 года № С 71-9) утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Новочебоксарск.

Индивидуальный предприниматель Персов В.Ю., (далее также – ИП Персов В.Ю.) обратился в суд с административным исковым заявлением к Новочебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики, в котором просил признать не действующим указанного решения в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Новочебоксарск нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках площадью 21 кв.м. каждый, по адресу: <адрес>, на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона), ранее включенных в Схему, утвержденную постановлением администрации г.Новочебоксарск от 26 марта 2019 года № 487 под номерами 71 и 72 Схемы.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что в оспариваемой части решение Собрания депутатов от 26 декабря 2019 года № С 71-9 в части невключения в нее торговых павильонов, не соответствует положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,принято без учета положений статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», главы V.6 (стати 39.33,39.36) Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ль 25 декабря 2014 года №2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 года и период до 2020 года», и нарушает право ИП Персова В.Ю. на стабильное осуществление торговой деятельности.

Как указывает административный истец, для размещения торговых павильонов по договору на размещение нестационарного торгового объекта от 1 марта 2014 года № 14-77/78-к администрация г.Новочебоксарск предоставила ИП Е.А.В. право разместить нестационарный торговый объект с остановочным павильоном в целях осуществления деятельности на территории общей площадью 222 кв.м. на срок до 1 февраля 2024 года. На основании договора от 1 сентября 2020 года уступки прав и обязанностей по указанному договору от 1 марта 2014 года все права на размещение нестационарного торгового объекта переданы ИП Е.А.В. ИП Персову В.Ю.

Постановлением администрации г.Новочебоксарск от 26 марта 2019 года № 487 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в г.Новочебоксарск…» остановочно-торговые павильоны, расположенные по адресу: <адрес>, на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона) первоначально были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Новочебоксарск под №№ 71 и 72. Однако впоследствии остановочно-торговые павильоны оспариваемым Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов были исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Новочебоксарск, и не включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Новочебоксарск, утвержденную решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 26 декабря 2019 года № С 71-9. При этом, фактическое пользование земельным участком продолжалось и продолжается по настоящее время; в силу п.9.2 договора от 1 марта 2014 года №14-77/78-к на размещение нестационарного торгового объекта отношения по данному договору считаются заключенными на срок до 1 февраля 2024 года. Уведомлением от 18 августа 2023 года ему сообщено, что договорные отношения по договору от 1 марта 2014 года № 14-77/78-к будут прекращены 01.02.2014, т.к. НТО располагается в охранной зоне водопровода, линии связи и исключен из Схемы НТО.

Полагает, что приведенные в письме обстоятельства не могут служить основанием для произвольного исключения данных объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г.Новочебоксарск.

В судебном заседании ИП Персов В.Ю. не участвовал, его представитель Данилов В.В. административное исковое заявление поддержал.

Представитель администрации г.Новочебоксарск Чувашской Республики Лебедева Т.Н. исковые требования не признала, пояснив, что оспариваемое административным истцом решение принято в порядке, предусмотренном законодательством, процедура его принятия соблюдена, в связи с чем заявлена просьба в удовлетворении иска отказать, в том числе и по мотиву пропуска срока для обращения в суд с данным иском.

Представитель Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики в судебное заседание не явился, представил возражения на иск, в которых административные исковые требования не признал (л.д.65-66). В материалах дела имеется расписка административного ответчика о получении им судебного извещения на первое судебное заседание, назначенное на 10 октября 2023 года, копии административного иска и копии определения о принятии иска к производству суда (л.д.37). На л.д. 183 имеется расписка Новочебоксарского городского Собрания депутатов о явке на следующее судебное заседание, отложенное на 2 ноября 2023 года. Судебное извещение, направленное в адрес Новочебоксарского городского Собрания депутатов о судебном заседании на данное судебное заседание (23 ноября 2023 года) заказанной корреспонденцией, вернулось в суд первой инстанции с отметкой «истек срок хранения».

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В силу разъяснений, данных в пункте 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к сообщениям суда.

В связи с чем по правилам, установленным п.2 ст. 100 КАС РФ, считается, что Новочебоксарское городское Собрание депутатов о судебном заседании извещено.

Кроме того, частями 8 и 10 статьи 96 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

В данном случае, Новочебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики, получив первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу и копию административного иска, в силу указанной нормы процессуального кодекса, обязано самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, учитывая, что информация о месте и времени слушания дела размещена на сайте Верховного Суда Чувашской Республики в сети Интернет.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ неявка указанных лиц не служит препятствием к рассмотрению настоящего административного дела. В связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения представителя административного истца ИП Персова В.Ю. Данилова В.В., представителя администрации г.Новочебоксарска Лебедевой Т.Н., изучив возражения на иск представителя Новочебоксарского городского Собрания депутатов Дмитриевой Т.Е., исследовав материалы административного дела, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Власовой Ю.М., полагавшей, что административное исковое заявление следует удовлетворить, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя субъективное право на обращение административного истца в суд с настоящим административным иском, суд установил следующее.

Согласно части 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из указанной нормы следует, что право инициирования в суде административного дела об оспаривании нормативного правового акта и производство по такому делу обусловлены регулированием этим актом правоотношений, участником которых выступал, выступает административный истец.

Поскольку оспариваемым административным истцом решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории г.Новочебоксарска, в которую остановочно-торговые павильоны Персова В.Ю. не вошли, а в ранее утвержденную Схему размещения НТО, утвержденную постановлением администрации г.Новочебоксарск от 26.03.2019 № 487, эти остановочно-торговые павильоны ИП Персова В.Ю. входили, то есть оспариваемое решение относительно невключения в утвержденную им Схему размещения НТО непосредственно затронули права и интересы ИП Персова В.Ю. в сфере ведения им предпринимательской деятельности, то административный истец является субъектом спорных правоотношений и вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 5 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Аналогичные положения содержатся в частях 2,3 статьи 5 Закона Чувашской Республики от 13 июля 2010 года № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики «О розничных рынках».

Согласно статье 25 Устава муниципального образования города Новочебоксарска Чувашской Республики, принятого решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2005 года № С 5-1 (далее также – Устав), представительным органом муниципального образования города Новочебоксарск, обладающим правом представлять интересы населения, принимать от его имени решения, действующие на территории города Новочебоксарска, является Новочебоксарское городское Собрание депутатов.

Пунктом 21 статьи 37.1 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики предусмотрено, что администрация города Новочебоксарска как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления: разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии с пунктом 17 статьи 26 Устава к полномочиям Новочебоксарского городского Собрания депутатов относится утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов (л.д.148-170).

Заседания Собрания депутатов правомочны при присутствии не менее половины от установленного числа депутатов Собрания депутатов (ст. 44 Регламента Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики, утвержденного Решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 20.09.2012 N С 34-1 «Об утверждении Регламента Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики», действующего в редакции на момент принятия Собранием депутатов оспариваемого решения- утратил силу в связи с принятием Решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 28.10.2021 N С 21-6).

Из пункта 1 статьи 25 Устава следует, что Новочебоксарское городское Собрание депутатов состоит из 25 депутатов.

То есть заседание Собрания депутатов на момент принятия оспариваемого решения было правомочно при присутствии на нем не менее половины от установленного числа депутатов Собрания депутатов (из 25 депутатов) – не менее 13 депутатов.

В силу статьи 27 Устава по вопросам своей компетенции Новочебоксарское городское Собрание депутатов принимает правовые акты в форме решений.

Пунктом 5 ст. 7 Устава официальным опубликованием муниципальных правовых актов города Новочебоксарска считается первая публикация их полного текста в периодическом печатном издании, установленном решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов или в периодическом печатном издании «Информационный вестник местного самоуправления города Новочебоксарска» или в сетевом издании.

Как следует из протокола очередного семьдесят первого заседания Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики Шестого созыва от 26 декабря 2019 года, при принятии указанного правового акта соблюдена процедура его принятия, имелся необходимый кворум: из присутствующих 13 депутатов за принятие решения по шестому вопросу повестки дня «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» проголосовало 13 депутатов, т.е. единогласно (л.д.126).

Проект данного решения предварительно рассмотрен на заседании постоянных депутатских комиссий Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики Шестого созыва 24 декабря 2019 года (л.д. 102-118).

Как также следует из материалов дела, проект решения «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» был внесен на рассмотрение Новочебоксарского городского Собрания депутатов администрацией г. Новочебоксарск в соответствии с пунктом 21 ст. 37.1 Устава города Новочебоксарск Чувашской Республики.

Решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 26.12.2019 №С 71-9 впервые опубликовано 27.12.2019 в номере 29 «Информационного вестника местного самоуправления города Новочебоксарска».

Таким образом, проанализировав установленные в указанной части обстоятельства, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта, порядок его принятия соблюден, а именно оспариваемый в части нормативный правовой акт принят представительным органом города Новочебоксарск в соответствии с возложенными федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации полномочиями и в пределах полномочий представительного органа; форма оспариваемого нормативного правового акта, процедура его принятия, правила введения в действие и опубликования соблюдены. Оспариваемый нормативный акт принят в установленной законом форме и в установленном законом порядке, вступил в силу, что административным истцом и не оспаривается.

Вместе с тем, суд находит, что в оспариваемой административным истцом части решение Собрания депутатов от 26.12.2019 №С 71-9 не может быть признано соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушает права административного истца по следующим основаниям.

Так, постановлением администрации г. Новочебоксарска ЧР от 29.11.2012 N 493 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Как также следует из материалов дела, схема с указанием места размещения НТО на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона), заказчиком которой являлась администрация г.Новочебоксарск, 24 октября 2013 года была согласована администрацией г.Новочебоксарск, управлением имущественных и земельных отношений г.Новочебоксарск и МБУ «Архитектурно-градостроительным управлением города Новочебоксарск Чувашской Республики» (л.д.50).

Согласно данной согласованной Схеме разрешено использование по указанному адресу двух земельных участков №1 и №2 ориентировочной площадью 21 и 90 кв.м. для размещения НТО.

Начальником МБУ «Архитектурно-градостроительное управление города Новочебоксарск Чувашской Республики» 24 октября 2013 года на оба павильона были утверждены Технические условия для размещения НТО (л.д.51, 237-240).

Аналогичные технические условия для размещения НТО были утверждены и 5 февраля 2014 года (л.д.53).

12 декабря 2013 года ИП Егорову А.В. выданы разрешения № 005 и № 006 на право размещения НТО на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>». (л.д.245,246).

25 февраля 2014 года приемочной комиссией администрации г.Новочебоксарск были утверждены акты №002 и №003 о соответствии размещенных нестационарных торговых объектов требованиям, указанным в правоустанавливающих документах на земельный участок (в случае если их наличие обязательно), разрешения на установку (монтаж) НТО и проектной документации.

Данными актами НТО по адресу: <адрес> на остановке общественного транспорта «магазин «<данные изъяты>» (четная сторона) подтверждено, что предъявленные к приемке указанные НТО соответствуют требованиям, указанным в договоре на право размещения НТО от 2 декабря 2013 года №13-32-к (л.д.46-47, 241-244).

Из пояснений представителя административного истца следует, что НТО представляет собой два объекта под одной крышей.

После утверждения указанных актов между администрацией г. Новочебоксарск в лице и.о.Главы администрации Осипенко С.П. и ИП Е.А.В. был заключен договор №14-77/78-к от 1 марта 2014 года на размещение нестационарного торгового объекта, по которому ИП Е.А.В. на срок до 1 февраля 2024 года предоставлено право разместить на территории общей площадью 222 кв.м. нестационарный торговый объект с остановочным павильоном, расположенный по адресу: <адрес>, на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона) на осуществление деятельности в месте, указанном в Схеме размещения НТО, утвержденной указанным выше постановлением администрации города Новочебоксарск от 29.11.20123 №493. Место и площадь участка для установки объекта были определены в Приложении №1 к настоящему договору (л.д. 48-54).

В Приложении №2 к договору №14-77/78-к от 1 марта 2014 года произведен расчет размера платы за размещение НТО, расположенного в городе Новочебоксарске на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (л.д.54).

В указанную выше «Схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденную Постановлением администрации г. Новочебоксарска ЧР от 29.11.2012 N 493, под №№ 77 и 78 были включены остановочно-торговые павильоны, расположенные по <адрес> на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона) на площади земельных участков по 21 кв.м. каждый. (л.д.209-211).

В последующем, постановлением администрации г.Новочебоксарск от 26.03.2019 № 487 была утверждена «Схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена». В пункты 71 и 72 данной Схемы также были включены остановочно-торговые павильоны, расположенные по <адрес> на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона) на площади земельных участков по 21 кв.м. каждый (л.д.13-21).

Как также следует из материалов дела, 1 сентября 2020 года между ИП Е.А.В. и ИП Персовым В.Ю. был заключен договор купли-продажи нестационарного торгового объекта – павильона (киоска) общей площадью 42 кв.м. (л.д.252) и договор уступки прав и обязанностей по договору № 14-77/78-к на размещение нестационарного торгового объекта, по условиям которого права и обязанности по договору от 01.03.2014 № 14-77/78-к на размещение нестационарного торгового объекта переданы ИП Персову В.Ю. в пределах срока договора по 01.02.2024. (л.д.56-57, 250).

Заявлением от 31.08.2020 об уступке прав и обязанностей по данному договору ИП Е.А.В. уведомил администрацию г.Новочебоксарска (л.д.55).

Дополнительное соглашение к договору от 01.03.2014 № 14-77/78-к на размещение НТО от 29 апреля 2021 года уже заключено администрацией г.Новочебоксарск и ИП Персовым В.Ю. Тем самым, администрация г.Новочебоксарск, заключая указанное дополнительное соглашение о внесении изменений в договор от 01.03.2014 № 14-77/78-к с ИП Персовым В.Ю., и предусматривая в пункте 2 данного соглашения условие о том, что по всем остальным пунктам, что не предусмотрено дополнительным соглашением, стороны руководствуются положениями Договора, администрация г.Новочебоксарск признала право ИП Персова В.Ю. на размещение НТО по договору от 01.03.2014 № 14-77/78-к.

Таким образом, торгово-остановочные павильоны, расположенные по <адрес> на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона) на площади земельных участков по 21 кв.м. каждый, были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Новочебоксарск, утвержденные Постановлением администрации г. Новочебоксарска ЧР от 29.11.2012 N 493 в пункты №№ 77 и 78 и постановлением администрации г.Новочебоксарск от 26.03.2019 № 487 в пункты №№71 и 72.

В последующем, решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 №С 71-9 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Однако в указанной Схеме размещения нестационарных торговых объектов торгово-остановочные павильоны, расположенные по <адрес> на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона) не значатся.

Из пояснительной записки и.о.зам.главы администрации г.Новочебоксарск к проекту решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 №С 71-9 следует, что пункты 71 и 72 Схемы, ранее утвержденной постановлением администрации г.Новочебоксарск №487 от 26.03.2019, места размещения торгово-остановочных павильонов, расположенных по <адрес> на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона) из вновь утверждаемой Схемы исключаются (л.д.80-82). В качестве причины указано на то, что в данном месте проходит охранная зона водопровода и линии связи.

18 августа 2023 года администрацией г.Новочебоксарск ИП Персову В.Ю. направлено уведомление о том, что договорные отношения по договору от 01.03.2014 № 14-77/78-к на размещение НТО будут прекращены по истечении срока договора (01.02.2024). В качестве причины указано на то, что в данном месте проходит охранная зона водопровода и линии связи, объект исключен их Схемы НТО, ближайшая грань павильона для пассажиров должна быть расположена от кромки остановочной площадки на расстоянии не ближе 3 метров, а также поступают жалобы граждан о неудовлетворительном состоянии внешнего облика НТО (л.д.59).

В то же время, из протокола совещания у первого заместителя главы администрации г.Новочебоксарска по вопросу приведения нестационарных торговых объектов, совмещенных с остановочными павильонами, в соответствии установленным требованиям и правилам, состоявшегося 21 сентября, 2 октября 2015 года, следует, что вопрос о приведении НТО, совмещенных с остановочными павильонами, в соответствие установленным правилам безопасности пассажиров на остановках общественного транспорта, рассматривался администрацией г.Новочебоксарска в 2015 году (л.д.221-222). Из пункта 7 протокола следует, что расстояние от кромки остановочной площадки до торгового павильона, совмещенного с остановкой, расположенного на остановке «<данные изъяты>» по ул.<адрес> (четная сторона) уменьшилось с 3 метров до 2 метров в связи с реконструкцией дороги по ул.<адрес> и расширением остановочных карманов, то есть не в связи с виновными действиями владельца НТО.

Как пояснил представитель административного истца, к ИП Персову В.Ю. администрацией г.Новочебоксарск требований о переносе остановочного павильона не предъявлялось и он не возражает против такого переноса его павильона, как не возражает и против обеспечения доступа к линиям водопровода и связи соответствующим организациям в случае их неисправностей в ввиду того, что объект является нестационарным.

Также пояснил, что предложений от администрации г.Новочебоксарск о предоставлении компенсационного места Персову В.Ю. не поступало.

Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Такая же позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года № 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).

В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Доказательств того, что земельный участок, на котором находятся остановочно-торговые павильоны, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд либо его внесение в Схему явилось бы нарушением установленных требований, суду не представлено; альтернативного равноценного компенсационного места предпринимателю не предоставлено. Не представлено доказательств и системных нарушений административным истцом правил торговли.

Как пояснял в судебном заседании представитель административного истца, таких нарушений его доверителем допущено не было, и к ответственности за такие нарушения он не привлекался.

Следовательно, торговые павильоны, расположенные на земельных участках площадью по 21 кв.м. каждый по адресу: <адрес> на остановке общественного транспорта «Магазин «<данные изъяты>» (четная сторона) не были включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске, утвержденную решением Собрания депутатов от 26.12.2019 №С 71-9 неправомерно.

Из пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Также и подпунктом 15 пункта 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Новочебоксарска, принятого решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов от 28.11.2005 № С-5-1, предусмотрено, что к вопросам местного значения города Новочебоксарска относится создание условий для обеспечения жителей города Новочебоксарска услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года № 184, установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2).

Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место - сохраняется бизнес» (пункт 3.2.2).

Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Применительно к сфере торговли аналогичное положение предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В силу статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Требования приведенных нормативных правовых актов при принятии решения Собрания депутатов от 26.12.2019 №С 71-9 не были учтены.

На момент утверждения оспариваемого решения срок действия договора от 1 марта 2014 года № 14-77/78-к на размещение нестационарного торгового объекта действовал и не истек. Не истек срок действия договора и на момент рассмотрения настоящего дела судом.

При этом суд учитывает, что само по себе размещение нестационарных торговых объектов административного истца в охранной зоне водопровода и линии связи, как об этом указано в пояснительной записке к проекту оспариваемого решения, не может свидетельствовать о законности исключения НТО из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, поскольку обоснование о невозможности размещения нестационарных торговых объектов в охранной зоне водопровода и линии связи на момент вынесения администрацией города Новочебоксарск постановлений о включении объектов в ранее утвержденные Схемы размещения НТО отсутствовало и на эти обстоятельства при вынесении разрешений на размещение на установку НТО в том же месте по тому же адресу и при составлении актов о соответствии НТО проектной документации ссылок не имелось при том, что эти обстоятельства на тот период времени имелись и существовали. Указанные НТО изначально размещались на договорной основе в установленном порядке. При отсутствии доказательств действительной необходимости исключения спорных НТО из Схемы, действия публичной власти носят произвольный характер. При этом из материалов дела не следует, что спорные НТО находятся в какой-либо из зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренными пунктом 4 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, либо в отношении земельных участков, на которых расположены спорные НТО, установлен какой-либо вид зоны с особыми условиями использования территорий, предусмотренный статьей 105 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Доказательств систематического нарушения административным истцом правил торговли административным ответчиком не представлено. Не представлено и доказательств нарушения Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26 октября 2017 года N С 36-1, в связи с размещением спорных НТО.

Доводов о намерении административного истца прекратить торговую деятельность административный истец не заявляет, напротив, как пояснил представитель административного истца, ИП Персов В.Ю. намерен и в дальнейшем продолжить торговую деятельность в спорных НТО. Между тем суду не представлено доказательств предоставления административному истцу равноценного компенсационного места.

Довод о том, что административный истец избрал неверный способ защиты своего права и вынесенное по его иску решение будет не исполнимо, во внимание принят быть не может, поскольку оспаривание нормативного - правового акта является самостоятельным способом защиты нарушенного права, регламентированным главой 21 КАС РФ, который имеет свой предмет доказывания и по своему распределяет бремя доказывания между участниками спора.

Довод о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным иском по мотиву оспаривания им этого же нормативного правового акта в 2022 году суд находит не состоятельным, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт в его оспариваемой в данном деле части является действующим, нарушает права административного истца.

Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт своего действия не прекратил, административным истцом срок, установленный законом для подачи административного искового заявления, не пропущен.

При таких обстоятельствах решение Собрания депутатов от 26.12.2019 №С 71-9 должно быть признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Новочебоксарска нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках площадью 21 кв.м каждый по адресу: <адрес>, на остановке общественного транспорта «Магазин <данные изъяты>» (четная сторона).

Согласно части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 5 статьи 7 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в периодическом печатном издании, установленном решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов, или в периодическом печатном издании «Информационный вестник местного самоуправления города Новочебоксарска» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 26.12.2019 №С 71-9 «Об утверждении Схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена» в части невключения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Новочебоксарске Чувашской Республики 2-ух нестационарных торговых объектов - павильонов, расположенных на земельных участках площадью 21 кв.м. каждый по адресу: ул.<адрес>, на остановке общественного транспорта «магазин <данные изъяты>» (четная сторона).

Возложить на Новочебоксарское городское Собрание депутатов Чувашской Республики обязанность опубликовать сообщение о данном решении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, установленном решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов, или в периодическом печатном издании «Информационный вестник местного самоуправления города Новочебоксарска».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Председательствующий Т.Н. Евлогиева

Мотивированное решение составлено 5 декабря 2023 года.