Дело №3а-105/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 14 января 2021 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Нуждина В.Н.,
при секретаре судебного заседания Семенюк Ю.С., с участием представителя заинтересованного лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации [адрес] о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по ФИО1[адрес],
У С Т А Н О В И Л :
администрация [адрес] обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 11 ноября 2020 года №577/2020; об исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости установленную решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 11 ноября 2020 года №577/2020, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 582 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 04 августа 2015 года между министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и ФИО3 был заключен договор аренды [номер] земельного участка, кадастровый номер [номер], общей площадью 530 кв.м., расположенного по адресу: ФИО1[адрес]. Договор аренды заключен на срок до 04 августа 2035 года.
На основании Соглашения от 10 сентября 2015 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка [номер] от 04 августа 2015 года, заключенного между ФИО3 (арендатор) и ФИО14 (новый арендатор) права и обязанности по договору аренды земельного участка [номер] от 04 августа 2015 года были переданы новому арендатору (ФИО14).
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена в размере 941 868 рублей.
12 октября 2020 года ФИО14 обратился в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства. 09 ноября 2020 года ФИО14 был направлен проект договора купли-продажи земельного участка для подписания.
Впоследствии ФИО14 обратился в администрацию города Нижнего Новгорода с заявлением о перерасчете выкупной цены земельного участка, предоставив решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 11 ноября 2020 года [номер], которым было удовлетворено заявление ФИО14 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 941 868,3 рублей и установлении ее равной рыночной стоимости в размере 582 000 рублей.
Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года [номер] утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Порядком установлена процедура принятия комиссией решения об изменении кадастровой стоимости земельных участков. При этом указано, что положительное решение, при соблюдении иных условий, принимается при отличии рыночной стоимости от кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов.
По мнению административного истца, принятие вышеуказанного решения при отличии рыночной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, является незаконным. Отличие стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] от кадастровой стоимости составляет 38,21%.
Кроме того, административный истец указал, что решение комиссии нарушает экономический интерес администрации города Нижнего Новгорода как органа местного самоуправления, поскольку определение кадастровой стоимости земельного участка в размер его рыночной стоимости уменьшает его стоимость в 1,6 раза, что влечет снижение поступлений арендных платежей в городской бюджет.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО4 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены судом надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, установив юридически значимые обстоятельства, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как установлено статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ), рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости определен статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, в соответствии с которой:
результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии;
для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным;
в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
в состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее - орган регистрации прав) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков;
требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности;
при этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии;
кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг;
для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости);
заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости;
основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость;
с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Право органов местного самоуправления на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, в том числе путем оспаривания решения и (или) бездействия комиссии, объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, и расположенных на территории муниципального образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следует также из правовых позиций, изложенных в пунктах 2, 4, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 года [номер]-П.
Из материалов дела следует, что администрация [адрес] обладает полномочиями по распоряжению земельным участком, площадью 530+/-8 кв.м., с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: ФИО1[адрес], земельный участок 56а.
04 августа 2015 года между министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области и ФИО3 был заключен договор аренды [номер] земельного участка, кадастровый номер [номер], общей площадью 530 кв.м., расположенного по адресу: ФИО1[адрес], за домом 56. Договор аренды заключен на срок до 04 августа 2035 года.
На основании Соглашения от 10 сентября 2015 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка [номер] от 04 августа 2015 года, заключенного между ФИО3 (арендатор) и ФИО14 (новый арендатор) права и обязанности по договору аренды земельного участка [номер] от 04 августа 2015 года были переданы новому арендатору (ФИО14).
12 октября 2020 года ФИО14 обратился в администрацию [адрес] с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату для индивидуального жилищного строительства. 09 ноября 2020 года ФИО14 был направлен проект договора купли-продажи земельного участка для подписания. Размер выкупной стоимости зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], определенная по состоянию на 17 апреля 2015 года на основании постановления Правительства ФИО1[адрес] от 10 декабря 2014 года [номер] «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов ФИО1[адрес]», приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 года [номер] «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» составляет для земельного участка с кадастровым номером [номер] - 941 868,3 рублей.
Решением Комиссии [номер] от 11 ноября 2020 года было удовлетворено заявление ФИО14 о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] определена равной его рыночной стоимости в размере 582 000 рублей. Данная кадастровая стоимость установлена на основании в отчета об оценке от 30 сентября 2020 года [номер].2019, по состоянию на 17 апреля 2015 года.
Полагая данное решение Комиссии незаконным, нарушающим интересы городского округа [адрес] в виде недополученных налоговых платежей, администрация [адрес] 16 декабря 2020 года обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
При данных обстоятельствах, в силу приведенных законоположений и правовых позиций высших судебных инстанций, а также норм глав 22, 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, администрация [адрес] вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, срок обращения в суд с которым не пропущен и которое подлежит рассмотрению по существу.
В развитие положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, определяющих основные требования к формированию и деятельности комиссий, Министерством экономического развития Российской Федерации принят Приказ от 04 мая 2012 года [номер] «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года [номер] «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (далее также Приказ Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года [номер], Порядок).
В соответствии с положениями приведенных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения:
в состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее - орган регистрации прав) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков. Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности. При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии;
к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ);
заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии (далее - председательствующий на заседании). Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается (пункты 10-12 Порядка).
Оспаривая решение Комиссии [номер] от 11 ноября 2020 года, администрация [адрес] исходит из того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] существенно отличается от рыночной стоимости земельного участка, установленной Комиссией на основании отчета об оценке от 30 сентября 2020 года [номер].2019. Отличие стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] от кадастровой стоимости составляет 38,21%, то есть составляет более 30%.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Как установлено частью 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение полномочий органа на принятие оспариваемого решения, порядка и оснований принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения), – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения настоящего дела, административным ответчиком представлены копия приказа Управлении Росреестра по Нижегородской области от 06 февраля 2012 года №П/49 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области» (с изменениями и дополнениями), копия приказа от 15 мая 2018 года №П/0189 «О внесении изменений в приказ Росреестра от 06 февраля 2012 года №П/49», копия приказа от 29 апреля 2019 года №П/0179 «О внесении изменений в состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области, утвержденный приказом от 06 февраля 2012 года №П/49», копия приказа от 09 января 2018 года №П/001 «О комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Нижегородской области», копия приказа от 23 января 2017 года №П/0027 «О внесении изменений в положение от 30 мая 2016 года №П/0263», заявление ФИО14 в Комиссию от 12 октября 2020 года и приложенных к нему документов, в том числе копия отчета об оценке оценщика ООО «КП НО «НижТехИнвентаризация» ФИО5 от 30 сентября 2020 года [номер].2-19, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 17 апреля 2015 года составляет 582 000 рублей, уведомлений и извещений от 27 октября 2020 года о проведении заседания Комиссии, копия протокола заседания комиссии [номер] от 11 ноября 2020 года, копия решения Комиссии [номер] от 11 ноября 2020 года, которым заявление ФИО14 было удовлетворено.
Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что перечень приложенных к заявлению ФИО14 документов соответствовал требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, в связи с чем, заявление было правомерно принято к рассмотрению Комиссии.
Сроки уведомления о поступлении заявления ФИО14 и о принятии его к рассмотрению Комиссии, направленного в адреса всех заинтересованных лиц и сроки рассмотрения указанного заявления Комиссией были соблюдены.
Заявление ФИО14 было рассмотрено на заседании Комиссии 11 ноября 2020 года, в котором принимали участие ФИО6 (заместитель председателя комиссии), ФИО7 (член комиссии), ФИО8 (член комиссии) и ФИО9 (секретарь комиссии), ФИО10, ФИО11, ФИО12 (присутствующие на заседании комиссии и не являющиеся членами комиссии). При этом все заинтересованные лица были надлежащим образом извещены о времени и месте заседания комиссии.
Комиссией было установлено, что оформление и содержание представленного ФИО14 отчета об оценке оценщика ООО «КП НО «НижТехИнвентаризация» ФИО5 от 30 сентября 2020 года [номер].2019 соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Решением комиссии [номер] от 11 ноября 2020 года заявление ФИО14 было удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 17 апреля 2015 года определена в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке – 582 000 рублей.
Учитывая изложенное, а также положения пунктов 10-12 Порядка, пунктов 6, 7, 11 Положения о порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Нижегородской области, утвержденного приказом Управлении Росреестра по Нижегородской области от 06 марта 2012 года № П/35, приказа Управлении Росреестра по Нижегородской области от 06 февраля 2012 года №П/49 (в редакции, действовавшей на дату вынесения Комиссией решения), заседание Комиссии 11 ноября 2020 года являлось правомочным, а решение [номер] об удовлетворении заявления ФИО14 – принятым достаточным числом проголосовавших за него членов комиссии (в части требований ФИО14 решение было принято единогласно).
Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения Комиссией был соблюден.
Содержание решения Комиссии [номер] от 11 ноября 2020 года соответствует форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года [номер].
Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания принятия оспариваемого решения, суд исходит из того, что являвшийся предметом проверки Комиссии отчет об оценке оценщика ООО «КП НО «НижТехИнвентаризация» ФИО5 от 30 сентября 2020 года [номер].2019 составлен с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО [номер])», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года [номер], Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО [номер])», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года [номер], Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО [номер])», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 года [номер], Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО [номер])», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 года [номер], содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.
Выводы оценщика, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющегося членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеющего соответствующие дипломы и свидетельства, необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшего гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов (корректировка на торг, корректировка на наличие коммуникаций).
По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
При этом, суд учитывает, что в силу пункта 25 Федерального стандартов оценки «Оценка недвижимости (ФСО [номер]) выбор аналогов, метода оценки и методологии расчетов – исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.
Следовательно, основания для удовлетворения заявления ФИО14 исходя из представленных на рассмотрение документов, по мнению суда, у Комиссии в данном случае имелись.
Доказательств, опровергающих данные выводы, лицами, участвующими в деле, не представлено и в материалах дела не имеется.
Доводы административного истца о том, что отличие рыночной стоимости от кадастровой составляет более 30%, в связи с чем, Комиссия должна была отклонить заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п. 20 Порядка создания и работы комиссии), основаны на ошибочном толковании норм закона.
Федеральным законом от 02 июня 2016 года №172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» абзац 6 части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающий необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, признан утратившим силу.
Следовательно, с даты вступления в силу указанного Федерального закона - 02 июня 2016 года - положения пункта 20 Порядка создания и работы комиссии в части необходимости представления положительного экспертного заключения, в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, как вошедшие в противоречие с нормативным правовым актом большей юридической силы, применению не подлежат.
При указанных обстоятельствах, у Комиссии при отсутствии данного положительного экспертного заключения и при условии, что содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствовало требованиям законодательства об оценочной деятельности, отсутствовали основания для отклонения заявления ФИО14
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Комиссии [номер] от 11 ноября 2020 года является законным и обоснованным, принятым Комиссией в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с соблюдением установленного для его принятия порядка и при наличии на то оснований, при соответствии его содержания требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
Также суд полагает, что администрацией [адрес] в ходе рассмотрения дела не представлено достаточных доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достоверности, совокупность которых позволяла бы сделать вывод о том, что решением Комиссии [номер] от 11 ноября 2020 года и, следовательно, установленной надлежащим лицом на законных основаниях и в установленном порядке рыночной стоимости объекта недвижимости, нарушаются его права и законные интересы, что в силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключает возможность удовлетворения административного искового заявления.
Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении административного искового заявления администрации [адрес] об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по ФИО1[адрес][номер] от 11 ноября 2020 года (земельный участок с кадастровым номером [номер]) следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления администрации [адрес] об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по ФИО1[адрес][номер] от 11 ноября 2020 года (земельный участок с кадастровым номером [номер]) – отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н. Нуждин
Решение в окончательной форме принято 15 января 2021 года.
Судья В.Н. Нуждин