Дело № 3а-10/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 февраля 2019 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре А.С.Наседкиной,
с участием прокурора Л.Н.Сырчиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании решений Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2008 года № 89 «Об переутверждении генерального плана села Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края» и от 28.03.2013 года № 235 «О внесении изменений в генеральный план села Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края в части изменения границ населенного пункта» в части включения в границы населенного пункта с.Булава лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Булавинского участкового лесничества Кизинского лесничества Ульчского муниципального района Хабаровского края,
у с т а н о в и л:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным иском, в котором (с учетом внесенных в ходе подготовки дела к судебному разбирательству уточнений) просит признать недействующими решения Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2008 года № 89 «Об переутверждении генерального плана села Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края» и от 28.03.2013 года № 235 «О внесении изменений в генеральный план села Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края в части изменения границ населенного пункта» в части включения в границы населенного пункта с.Булава лесных участков общей площадью 152,4957 га и 41,9045 га, расположенных на землях лесного фонда Булавинского участкового лесничества Кизинского лесничества Ульчского муниципального района Хабаровского края а именно: части 1, 2, 5-13, 21-27 выделов, 14-21 выделов 14 квартала; части 13, 18-20, 28 выделов 15 квартала.
Свои требования административный истец обосновал тем, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым (условным) номером 27-27-01/032/2005-398, категория земель - земли лесного фонда, с разрешенным использованием – для размещения объектов лесного фонда. Этот участок находится в Хабаровском крае, Ульчском районе, на его территории размещается Кизинское лесничество, в состав которого входят участковые лесничества – Кизинское, Булавинское, Мариинское, Чильбинское. Решением Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2008 года № 89 и изменениями, внесенными в него решением от 28.03.2013 года № 235, утвержден генеральный план села Булава, утверждены его границы, сведения о которых внесены в Единый реестр недвижимости. При сопоставлении сведений о границах земельного участка с кадастровым (условным) номером 27-27-01/032/2005-398 и границ населенного пункта с.Булава выявлено, что в границы населенного пункта включены части лесного участка общей площадью 152,4957 га и 41,9045 га, на которых находится Кизинское участковое лесничество, а именно: частично 1, 2, 5-13, 21-27 выделы, полностью 14-21 выделы 14 квартала; частично 13, 18-20, 28 выделы 15 квартала. Включение в границы населенного пункта земель лесного фонда проведено без соблюдения установленного порядка, что свидетельствует о незаконности решений об утверждении генерального плана села Булава. В соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ, в случае включения в границы населенного пункта земель лесного фонда, необходимо пройти процедуру согласования с соответствующим государственным органом, которым на время принятия оспариваемых решений, являлся Рослесхоз. Процедура согласования административным ответчиком не соблюдена. Включение земель лесного фонда в границы сельского поселения фактически изменило категорию земельного участка. При этом установленная законом процедура перевода земель из одной категории в другую также не соблюдена. Нарушение порядка согласования с Российской Федерацией, как собственником земель лесного фонда, перевода лесных участков в земли населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 03.12.2019 года к участию в деле заинтересованным лицом привлечена администрация сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края.
Определением суда от 10.01.2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Собрание депутатов Ульчского муниципального района Хабаровского края, администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края.
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства Варванцева С.Ю. (доверенность от 28.08.2018 года сроком действия один год) заявленные требования поддержал, сославшись в их обоснование на те же доводы, что приведены в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель административного ответчика административного ответчика Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края Гневашева А.Ю. (доверенность от 28.01.2019 года сроком действия шесть месяцев) в судебном заседании возражал против предъявленных требований, просил в удовлетворении административного иска отказать. В обоснование своих возражений сослался на то, что в 1981 году был разработан и утвержден Отделом по делам строительства и архитектуры при исполнительном комитете Хабаровского краевого Совета народных депутатов РСФСР проект планирования и застройки с.Булава Ульчского района Хабаровского края. В соответствии с этим проектом планирования производилась застройка с.Булава, его жителям выделялись земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, возводились многоквартирные жилые дома, обустраивались дороги, зоны отдыха. В связи с требованиями изменившимся законодательства были проведены публичные слушания, на которых обсуждался проект и план развития села Булава, разработанный и принятый еще в 1981 год. По результатам слушаний этот план был принят без каких-либо изменений, и решением Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2008 года № 89 он был переутвержден. Решением Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 28.03.2013 года № 235 вносились изменения в генеральный план населенного пункта с.Булава, его границы были определены с учетом фактического использования территорий, занятых строениями. Административный ответчик считает, что корректировке подлежат границы земель лесного фонда, поскольку фактически произошла потеря его площадей. Согласование с Рослесхозом проекта генерального плана населенного пункта с.Булава не производилось, до 19.09.2017 года в ФГИС ТП генеральный план или его проект не размешались, поскольку фактически он был утвержден еще в 1981 году и никаких изменений в границы населенного пункта не вносились.
Представители заинтересованных лиц администрации сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края, Собрания депутатов Ульчского муниципального района Хабаровского края, администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явились, об отложение судебного заседания не просили, о причине неявки суд не уведомили. Исходя из положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд, признав причину неявки неуважительной, провел судебное разбирательство в их отсутствие.
В письменных возражениях заинтересованные лица выразили несогласие с требованиями, изложенными в административном исковом заявлении, просили в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения административного иска, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводам.
В частях 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) указано, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 3 и 4 статьи 14, пунктом 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, утверждение генеральных планов сельских поселений являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов, сельских поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений (части 1, 3, 4, 5 статьи 18, части 1, 8 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
Закон Хабаровского края от 30.06.2004 года № 194 "О наделении муниципальных образований районов статусом муниципального района и об установлении их границ" (статья 15, Приложение 15) муниципальное образование Ульчский район наделено статусом муниципального района, установлена его граница в соответствии с картографическим описанием.
Законом Хабаровского края от 28.07.2004 года № 208 "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ" (пункт 16 статьи 2, пункт 16 Приложения 2, пункт 16 Приложения 3) статусом сельского поселения в Ульчском муниципальном районе наделено муниципальное образование «Село Булава». В состав территории этого сельского поселения входит с.Булава.
Представительным органом муниципального образования сельское поселение «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края является Совет депутатов сельского поселения (пункт 2 статьи 16 Закона Хабаровского края от 28.07.2004 года № 207 "О наименованиях органов местного самоуправления городских, сельских поселений").
Решением Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2008 года № 89 утвержден генеральный план села булава с разработкой схемы правового зонирования, правил землепользования и застройки. Решение опубликовано в Вестнике муниципальных правовых актов сельского поселения «Село Булава».
Решением Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 28.03.2013 года № 235 внесены изменения в генеральный план с.Булава, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» от 20.05.2008 года № 89, в части изменения границ населенного пункта с.Булава, которые приведены в соответствие с границами фактической жилой застройки. Утверждена схема расположения границы населенного пункта с.Булава и картографическое описание границы. Решение опубликовано в информационном листке органом местного самоуправления «Село Булава» - «Вестнике местного самоуправления» от 29.03.2013 года № 08.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, части 1 статьи 7 и пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования. Решения от 20.05.2008 года № 89 «О переутверждении генерального плана села Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края» и решение Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 28.03.2013 года № 235 "О внесении изменений в генеральный план села Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края в части изменения границы населенного пункта» устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования, следовательно, являются нормативным правовыми актами. Решения приняты уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности, опубликованы в установленном порядке, вступили в действие.
Частями 3, 6, 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ определено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт, которые отображают: 1) границы поселения, городского округа; 2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; 8.1) границы лесничеств, лесопарков.
Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке. Установление или изменение границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, осуществляется в границах таких поселения, городского округа. Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (части 1, 3, 4, 5 статьи 18, части 1, 8 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ).
Как указано в статье 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Представленное суду свидетельство о регистрации права собственности (л.д.179 том 1) подтверждает, что 03.05.2005 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участок лесного фонда, земли лесного фонда, общей площадью 219 212,9 кв. м, адрес объекта: Хабаровский край, Ульчский район, Кизинское лесничество в кварталах № 1-49 Булавинского участкового лесничества, 1-114 Мариинского участкового лесничества, 1-141 Кизинского участкового лесничества, 1-65 Чильбинского участкового лесничества, кадастровый (условный) номер №.
По сведениям, содержащимся в Государственном лесном реестре, на учет поставлен лесной участок площадью 1 295 га, находящийся в Ульчском муниципальном районе Хабаровского края, на котором располагается Булавинское участковое лесничество Кизинского лесничества (кварталы № 14, 15). Лесной участок относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации (выписка из Государственного лесного реестра от 04.07.2018 года № 99 с картой-схемой расположения и таксационным описанием лесного участка – л.д.162-174).
По сообщению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 26.12.2017 года № ГБ/2.12-06069/17, данному Федеральному агентству лесного хозяйства на обращение о внесении сведений о границах Кизинского лесничества Хабаровского края в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о границах этого лесничества, представленные в Росреестр, пересекают границы населенного пункта с.Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости 07.05.2013 года (учетный номер №).
ФГБУ "Рослесинфорг", по поручению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, провело в июне 2018 года работы по графическому совмещению (картографическому наложению) материалов лесоустройства Комсомольского лесничества Хабаровского края на границы села Булава, входящего в состав сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края, определенных генеральным планом, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» от 25.05.2008 года № 89 (в редакции решения от 28.03.2013 № 235). В ходе чего выявлено (л.д.149-174 том 1) наложение земель лесного фонда - лесных участков, расположенных на землях Булавинского участкового лесничества Кизинского лесничества Хабаровского края (а именно: части 1, 2, 5-13, 21-27 выделов, 14-21 выделов 14 квартала; части 13, 18-20, 28 выделов 15 квартала) на границы села Булава.
Таким образом, доводы Россельхоза о том, что в границы села Булава, входящего в состав сельского поселения «Село булава» Ульчсского муниципального района Хабаровского края вошли земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации, подтверждаются перечисленными выше доказательствами, а также исследованными судом таксационным описанием лесных участков по Булавинскому участковому лесничеству Кизинского лесничества.
Доказательств, опровергающих доводы административного истца, в дело не представлено.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 6, статьи 7, 8 Лесного кодекса РФ).
Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (части 1 и 3 статьи 84 Земельного кодекса РФ).
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (, часть 1 статьи 7, пункты 1 и 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Следовательно, нарушение установленного Земельным кодексом РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Частью 8 статьи 24, статьей 25 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок подготовки генерального плана поселения, городского округа, в соответствии с которым проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда. Исключение составляют случаи, если в границы населенного пункта включается земельный участок из земель лесного фонда, все границы которого являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.
Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, должен обеспечиваться доступ органов государственной власти к следующей необходимой для подготовки документов территориального планирования информации: проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов; документы территориального планирования (пункты 2, 3 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти органами местного самоуправления муниципальных образований осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. После истечения установленного для согласования проекта генерального плана срока, подготовка заключений на данный проект не осуществляется, он считается согласованным с федеральными органами исполнительной власти (части 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 года № 69 утвержден порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее по тексту Порядок согласования), который определял правила согласования проектов генеральных планов поселений до 17.03.2018 года (действовал в период подготовки и принятия генерального плана сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края),
В соответствии с Разделом 2 Порядка согласования уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации - в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе. Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
Срок согласования федеральными органами проекта документа территориального планирования не может превышать одного месяца со дня поступления уведомления Министерства о размещении такого проекта в информационной системе. В случае непоступления от федеральных органов по истечении 15 дней после окончания установленного срока в Министерство заключений на проект документа территориального планирования такой проект считается согласованным с указанными органами (пункт 2.2 Порядка согласования).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 736 283, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйство наделено полномочиями в установленной сфере деятельности рассматривать проекты генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и давать по ним заключения в пределах своей компетенции.
Из приведенных положений федерального законодательства, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 09.01.1998 года № 1-П и от 07.06.2000 года № 10-П, Определение от 27.06.2000 года № 92-О) об особом правовом режиме лесного фонда ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода, следует, что отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Судом установлено, что в нарушение требований статей 25, 57.1 Градостроительного кодекса РФ и Порядка согласования, утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 года № 69, проект генерального плана сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края, и материалам по его обоснованию, в информационной системы территориального планирования не размещались, уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в адрес Минэкономразвития России (Рослезхоз) не направлялось. Генеральный план сельского поселения «Село Булава» утвержден без согласования с Рослесхозом.
Сведения, содержащиеся в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (https://fgistp.economy.gov.ru/) свидетельствуют о том, что генеральный план, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 28.03.2013 года № 235 «О внесении изменений в генеральный план села Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края в части изменения границы населенного пункта» размещен 19.09.2017 года. Проект этого решения, как и решение Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2008 года № 89 «О переутверждении генерального плана села Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края» в указанной системе не размещались (л.д. 180-181 том 1).
Административным ответчиком также не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о соблюдении им установленного порядка согласования проекта генерального плана села Булава, входящего в состав сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края, которым в границы поселения включены земельные участки с назначением - земли лесного фонда.
Также административным ответчиком не представлены доказательства того, что включенные в границы села Булава лесные участки в установленном законом порядке были переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов либо в иную категорию, как и не представлено сведений о том, что лесные участки были переданы из собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.
Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд находит установленным факт того, что, в результате принятого Советом депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2008 года № 89, в редакции решения от 28.03.2013 года № 235, территория этого поселения увеличилась за счет включения в его границы земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация. Поэтому проект генерального плана, который утвержден указанными решениями Совета депутатов сельского поселения «Село Булава», подлежал предварительному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке.
Оспариваемый генеральный план населенного пункта утвержден без предварительного согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства. Это свидетельствует о нарушение установленного порядка его согласования и принятия решения о его утверждении, поэтому оспариваемые решения представительного органа подлежат признанию не действующими в оспариваемой части, как противоречащие приведенным выше нормам федерального законодательства, а административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его недействующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до обращения административного истца с данными требованиями в суд и до принятия судом решения применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы административного ответчика о том, что спорные лесные участки решениями от 20.05.2008 года № 89 и от 28.03.2013 года № 235 не включались в границы населенных пунктов, поскольку уже являлись частью села Булава на основании генерального плана застройки села Булава, разработанного институтом «Дальколхозрыбпроект» и утвержденного решением Ульчского районного Совета народных депутатов от 02.11.1981 года № 351 "О проекте планировки и застройки села Булава" суд не принимает во внимание, по причине их несостоятельности.
Содержание генерального плана застройки села Булава, разработанного институтом «Дальколхозрыбпроект» и утвержденного решением Ульчского районного Совета народных депутатов от 02.11.1981 года № 351, свидетельствует о том, что расширение территории села Булава (его застройка) планировалось осуществить за счет земельных участков из земель лесного фонда. Но вопрос перевода лесных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов указанным актом не решался, границы села Булава не утверждались.
Требования административного истца заявлены в отношении Генерального плана, утвержденного решением от 20.05.2008 года № 89 и изменениями, внесенными в него решением от 28.03.2013 года № 235, которым утверждены границы населенного пункта села Булава, входящего в состав муниципального образования – сельского поселения «Село Булава», и тем самым оформлены результаты незаконного перевода земель лесного фонда в земли поселений.
Как указывалось выше, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности. Это опровергает доводы административного ответчика о возможности изъятия лесных участков из земель лесного фонда и их передачи в состав населенного пункта на основании решения Ульчского районного Совета народных депутатов от 02.11.1981 года № 351, утвердившего проект планировки и застройки села Булава, а не генеральный план населенного пункта.
Кроме того, поскольку сельское поселение «Село Булава», в состав которого входит населенный пункт село Булава, как муниципальное образование в составе Ульчского муниципального района было образовано в соответствии Законом Хабаровского края от 30.06.2004 года № 194 "О наделении муниципальных образований районов статусом муниципального района и об установлении их границ" и Законом Хабаровского края от 28.07.2004 года № 208 "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ", действовавший до оспариваемого нормативного правового акта проект планировки и застройки относительно рассматриваемого спора правового значения не имеет.
Доводы представителя Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» о невозможности достоверно установить наложение границ населенного пункта и границ лесного участка, подлежат отклонению.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта Генерального плана), лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса РФ).
Согласно статье 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 6 статьи 47 Закона "О государственном кадастре недвижимости" предусматривалось, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в котором содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса, о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах.
Местоположение границ земельного участка из состава земель лесного фонда Булавинского участкового лесничества Кизинского лесничества определено на основе сведений государственного лесного реестра, информации, содержащейся в таксационных описаниях, картах-схемах и в лесоустроительном планшете данного лесничества.
Сведения лесного реестра при разработке оспариваемого Генерального плана сельского поселения «Село Булава», в состав которого входит населенный пункт село Булава, не использовались, что стороной административного ответчика не оспаривается.
Вопрос же об установлении границ конкретных земельных участков лесного фонда, их точного совпадения с границами населенного пункта, уточнения их местоположения не являются обстоятельствами, подлежащими проверке и исследованию в рамках дела о проверке нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Довод административного ответчика о том, что на некоторых земельных участках, включение которых в границы села Булава оспаривается Рослесхозом, построены жилые дома, права собственности на которые, равно как и на земельные участки, зарегистрировано право собственности граждан, не принимается судом во внимание.
Из материалов лесоустройства следует, что спорные лесные участки по состоянию на 1981, 2008 и 2013 годы входили в состав Булавинского участкового лесничества Кизинского лесничества и принадлежат, в силу закона, на праве собственности Российской Федерации (статья 8 Лесного кодекса РФ).
Как указывалось выше, перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (, часть 1 статьи 7, пункты 1 и 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Исследованные в ходе судебного разбирательства документы свидетельствуют о том, что строительство жилых домов в селе Булава после 1981 года осуществлялось на земельных участках, относящихся к землям лесного фонда, которые в силу прямого указания закона, находятся исключительно в федеральной собственности. Поэтому изъятие лесных участков из земель лесного фонда и их передачи в состав земель населенного пункта возможно только по согласованию с их собственником, а не на основании решения представительного органа муниципального образования. Ульчского районного Совета народных депутатов. Содержание оспариваемых решений подтверждает, что генеральный план села Булава определены в соответствии с фактической жилой застройкой, без учета назначения земель, включенных в границы населенного пункта. Установленный законом порядок перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов не соблюден.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края от 20.05.2008 года № 89 «Об переутверждении генерального плана села Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края» и от 28.03.2013 года №235 «О внесении изменений в генеральный план села Булава Ульчского муниципального района Хабаровского края в части изменения границ населенного пункта» в части включения в границы населенного пункта с.Булава, в ходящего в состав сельского поселения «Село Булава» Ульчского муниципального района Хабаровского края, лесных участков общей площадью 152,4957 га и 41,9045 га, расположенных на землях лесного фонда Булавинского участкового лесничества Кизинского лесничества Ульчского муниципального района Хабаровского края, а именно: части 1, 2, 5-13, 21-27 выделов, 14-21 выделов 14 квартала; части 13, 18-20, 28 выделов 15 квартала.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 12 февраля 2019 года.
Судья краевого суда: Е.А.Бузыновская