ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-133/2022 от 23.05.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-133/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Санкт-Петербург 23 мая 2022 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Муратовой С.В.,

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.,

при секретаре Кирьяновой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (УИД 47OS0000-01-2022-000065-14) по административному исковому заявлению Главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1, администрации Волховского муниципального района Ленинградской области к Совету депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим нормативного правового акта,

установил:

решением Совета депутатов Волховского муниципального района от 16 декабря 2021 года № 58, размещенным на официальном сайте Совета депутатов http://volsov.ru/ и опубликованным 06 декабря 2021 года в сетевом издании «ВолховСМИ» - www.volhovsmi.ru, внесены изменения в решение Совета депутатов от 24 декабря 2020 года № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», согласно которым определено в пункте 1 статьи 1 цифры «3 254 831,0» заменить цифрами «3 373 029,8»; цифры «3 331 653,0» заменить цифрами «3 456 237,6», цифры «76 822,0» заменить цифрами «83 207,8», в пункте 2 статьи 1 цифры «2 953 780,9» заменить цифрами «2 976 904,8»; цифры «2 986 744,5» заменить цифрами «2 982 886,8»; цифры «26 000,0» заменить цифрами «26 200,0», цифры «32 963,6» заменить цифрами «5 982,0», в пункте 5 статьи 5 цифры «58 110,1» заменить цифрами «58 272,1», в пункте 6 статьи 5 цифры «93 557,0» заменить цифрами «95 773,5», в пункте 7 статьи 5 цифры «19 258,4» заменить цифрами «27 968,8»; цифры «25 646,0» заменить цифрами «19 829,8», в пункте 4 статьи 6 цифры «12 379,0» заменить цифрами « 9 350,1», в пункте 5 статьи 6 цифры «135 593,0» заменить цифрами «129 117,1», цифры «18 221,8» заменить цифрами «20 424,9». Также в новой редакции изложены Приложение 1 «Источники внутреннего финансирования дефиците районного бюджета Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 2 «Прогнозируемые поступления доходов районного бюджета Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 3 «Безвозмездные поступления районного бюджета Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 8 «Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023годов», Приложение 9 «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам Волховского муниципального района и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов бюджетов, по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 10 «Ведомственная структура расходов районного бюджета Волховского муниципального района на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 11 «Адресная программа капитальных вложений и ремонтных работ на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по объектам Волховского муниципального района», Приложение 12 «Формы, цели и объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Волховского муниципального района на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 28 «Распределение иных межбюджетных трансфертов па проведение конкурсов профмастерства, организация и проведение выставочных, праздничных мероприятий, направленных на тиражирование передового опыта и достижений в сельском хозяйстве на 2021 год», Приложение 29 «Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Волховского муниципального района на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на 2021 год», Приложение 30 «Распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Волховского муниципального района на благоустройство общественных зон и дворовых территорий многоквартирных домов в рамках непрограммных расходов на 2021 год», Приложение 33 «Программа муниципальных внутренних заимствований Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», Приложение 34 «Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на софинансирование расходных обязательств при осуществлении полномочий в рамках реализации муниципальной программы Волховского муниципального района « Обеспечение устойчивого функционирования и развития транспортной системы дорожной, коммунальной и инженерной инфраструктуры и повышение энергоэффективности в Волховском муниципальном районе», Приложение 35 «Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на финансирование мероприятий в рамках реализации муниципальной программы Волховского муниципального района «Развитие культуры в Волховском муниципальном районе».

Администрация Волховского муниципального района Ленинградской области и глава администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 обратились в Ленинградский областной суд с административным иском о признании названного решения недействующим, ссылаясь на нарушения при его принятии положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области, Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Положения о бюджетном процессе в Волховском муниципальном районе, определяющих процедуру принятия муниципальных правовых актов. В обоснование заявленных требований указали, что 06 декабря 2021 года администрацией в аппарат Совета депутатов и Контрольно-счетный орган был направлен проект решения о внесении изменений в решение от 24 декабря 2020 года № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». В ходе рассмотрения указанного проекта решения на заседании депутатской комиссии 16 декабря 2021 года было озвучено заключение Контрольно-счетного органа с замечаниями, которое не было представлено главе администрации, как заинтересованному лицу до заседания комиссии. Кроме того, все проекты решений подлежат правовой экспертизе в аппарате Совета депутатов. Указанные заключения, так же не были представлены главе администрации. Докладчиком (Председателем комитета финансов) на заседании Совета депутатов был представлен проект внесения изменений в решение Совета депутатов о бюджете. Однако, Советом депутатов было принято решение от 16 декабря 2021 года №58 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24 декабря 2020 года №72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», которое впоследствии было опубликовано в сетевом издании «Волхов СМИ» - www.volhovsmi.ru 16.12.2021 г., и размещено на официальном сайте Совета депутатов http://volsov.m/ с изменениями, которые не были предложены, рассмотрены и согласованы главой администрации. На заседании Совета депутатов альтернативного проекта внесено не было. В адрес администрации впоследствии Советом депутатов направлено самостоятельно принятое решение Совета депутатов, со значительными изменениями проекту, представленному администрацией. Поступившее в администрацию решение Совета не являлось инициативой и предметом рассмотрения администрации на соответствие целесообразности внесения изменений в бюджет, а также на соответствие действующему законодательству в рамках проведения правовой и антикоррупционной экспертиз администрацией. Указанные действия Совета депутатов противоречат пункту 3 статьи 17 Регламента, согласно которому проект решения в целях ознакомления с ним всех заинтересованных лиц подлежит размещению на официальном сайте Совета депутатов в разделе «Проекты решений» не позднее чем, за три дня до проведения заседания постоянной комиссии. Таким образом, населению муниципального района и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает этот акт, в том числе заявителю, не была обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием. Оспариваемый муниципальный правовой акт нарушает законные интересы административных истцов.

В письменных объяснениях административные истцы также указали, что из проекта решения «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24 декабря 2020 года №72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», представленного администрацией Волховского муниципального района были исключены следующие суммы:

- 9 484,5 рублей на асфальтирование территории, установку периметрового и внутреннего видеонаблюдения, дополнительные работы МДОБУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Рябинка» г. Волхов, выделенные на основании Постановления администрации Волховского муниципального района от 23 августа 2021 года №2361 «О распределении бюджетных ассигнований» за счет дотации на сбалансированность в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15 октября 2020 г. № 327- фз. Данной статьей администрации дано право в 2021 году вносить изменения в сводную бюджетную роспись в ходе исполнения местного бюджета без внесения изменений в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования, в случае получения дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

МДОБУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Рябинка» г. Волхов заключены контракты на выполнение работ и произведена их оплата. Указанные средства выделены из бюджета в соответствии с Бюджетным законодательством и не могут быть исключены из расходной части.

- 1 900,0 рублей на создание условий для предоставлю транспортных услуг населению между поселениями в границах ФИО2, муниципального района выделены за счет резервного фонда администрации BMP (Постановление от 19 августа 2021 года №2344). В соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного Кодекса РФ порядок использования резервного фонда устанавливается местной администрацией. Кроме того, пунктом 8 статьи 5 решения Совета депутатов от 24 декабря 2020 г. № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» установлено, что в соответствии правовыми актами администрации Волховского муниципального района производится распределение (предоставление, расходование) ассигнований резервного фонда администрации Волховского муниципального района в рамках непрограммных расходов органов местного самоуправления, предусмотренных в ведомственной структуре расходов районного бюджета Волховского муниципального района.

Указанные средства выделены в соответствии с Бюджетным законодательством и не могут быть исключены из расходной части, так и обязательства покрыты контрактом на 9 655,0 рублей (за счет среда резервного фонда администрации BMP 1 900,0 рублей, за счет резервного фонда Правительства Ленинградской области 7 755,0 рублей).

При анализе решения Совета депутатов» 16.12.2021 года №58 «О внесении изменений в решение Совета депутата Волховского муниципального района от 24 декабря 2020 года №72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области к 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» установлены недопустимыерасхождения в приложении 1 «Источники внутреннего финансировании» дефицита районного бюджета Волховского муниципального район Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» и приложении 33 «Программа муниципальных внутренних заимствований Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Приложение 1 «Источники внутреннего финансирования дефицита районного бюджета Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»:

Согласно решения Совета депутатов Волховского муниципальной района №58 от 16 декабря 2021 года (по варианту Совета депутатов) сумма погашения бюджетами муниципальных районов кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации в 2022 году (55 106,0 рублей) больше суммы привлечения кредитов от кредитных организаций бюджетами муниципальных районов в валюте Российской Федерации в 2021 году (43 721,5 рублей) на 11 384,5 рублей, тогда как сумма привлечения кредитов должна быть равна сумме погашения. Данное расхождение недопустимо при формировании источников внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Соответственно в 2022-2023 годах суммы привлечения и погашения кредитов указаны некорректно:

год

- погашение бюджетами муниципальных районов кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации указано в сумме 55 106,0 рублей, должно быть 43 721,5 рублей;

- привлечение кредитов от кредитных организаций бюджетами муниципальных районов в валюте Российской Федерации указано в сумме 61 088,0 рублей, должно быть 49 703,5 рублей;

год

- погашение бюджетами муниципальных районов кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации указано в сумме 95 524,9 рублей, должно быть 49 703,5 рублей;

- привлечение кредитов от кредитных организаций бюджетами муниципальных районов в валюте Российской Федерации указано в сумме 122 113,2 рублей, должно быть 76 291,8 рублей.

Аналогично:

Приложение 33 «Программа муниципальных внутренних заимствований Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»:

- объем привлечения в 2021 году указан 55 106,0 рублей, должно быть 43 721,5 рублей;

- предельная величина на 01 января 2022 года указана 55 106,0 рублей, должно быть 43 721,5 рублей;

- объем привлечения в 2022 году указан 95 524,9 рублей, должно быть 49 703,5 рублей;

- предельная величина на 01 января 2023 года указана 95 524,9 рублей, должно быть 49 703,5 рублей;

- объем привлечения в 2023 году указан 122 113,2 рублей, должно быть 49 703,5 рублей;

- предельная величина на 01 января 2024 года указана 122 113,2 рублей, должно быть 76 291,8 рублей.

Соответственно в тексте Решения в пункте 1.11 верхний предел муниципального внутреннего долга Волховского муниципального района на 01 января 2022 года, 01 января 2023 года и 01 января 2024 года также указан неверно (л.д.171-172).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Глава администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца главы администрации Волховского муниципального района Ленинградской области ФИО1 и администрации Волховского муниципального района Ленинградской области по доверенности ? ФИО3 доводы административного искового заявления поддержала, просила суд его удовлетворить.

Представитель административного истца администрации Волховского муниципального района по доверенности ФИО4 доводы административного искового заявления поддержала, просила суд его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области по доверенности, ордеру адвокат Соловьев Ю.Г., возражал против удовлетворения заявленных требованиях, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях административного ответчика.

Прокурор отдела Ленинградской областной прокуратуры Чигаркина Е.Н, участвующая в деле, полагала, что имеются основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим с момента его принятия.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), его бюджетные полномочия устанавливаются Бюджетного кодекса Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 131-ФЗ).

В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.

Утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, исполнительно-распорядительные органы обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительных органов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов, осуществляют иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и (или) принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения (пункт 2 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, пункт 1 статьи 153 и пункт 1 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В силу части 12 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Органы местного самоуправления принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с поименованным кодексом (пункт 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса, являющихся органами местного самоуправления, устанавливаются названным кодексом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами местных администраций.

Пунктом 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых этим кодексом и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований,

В соответствии с Уставом Волховский муниципального района Ленинградской области, принятым решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 02 августа 2018 года N 35 (далее – Устав), к вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль над исполнением данного бюджета (пункт 1 часть 1 статьи 4 Устава).

Структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: Совет депутатов, глава муниципального района, администрация, Контрольно-счётный орган, обладающий собственными полномочиями по решению вопросов местного значения часть 1 статьи 19 Устава).

Совет депутатов - представительный орган муниципального района, формируемый из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов Советов депутатов указанных поселений, избираемых Советами депутатов поселений из своего состава (часть 1 статьи 20 Устава). Совет депутатов вправе создавать депутатские постоянные и временные комиссии и группы, депутатские фракции, в порядке, установленном регламентом Совета депутатов, для подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Совета депутатов (часть 11 статьи 20 Устава).

Администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) наделяется в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и областными законами Ленинградской области, Структуру администрации составляют глава администрации, его первый заместитель и заместители, а также отраслевые (функциональные) органы администрации, являющиеся структурными подразделениями администрации (части 1 и 5 статьи 29 Устава).Администрация разрабатывает проекты местного бюджета, проекты документов стратегического планирования, планов, программ, решений, представляемых главой администрации на рассмотрение Совета депутатов, и исполняет местный бюджет и представляет на утверждение Совета депутатов отчет о его исполнении (пункты 1 и 3 части 1 статьи 30 Устава);

В исключительной компетенции Совета депутатов находятся утверждение местного бюджета муниципального района и отчета о его исполнении (пункт 2 части 1 статьи 21 Устава).

Порядок организации и обеспечения деятельности Совета депутатов по решению вопросов, находящихся в компетенции Совета депутатов, а также порядок подготовки и проведения заседаний, процедура голосования, порядок рассмотрения и принятия решений, а также иные положения, касающиеся организации работы Совета депутатов, определяются утвержденным Советом депутатов регламентом, действующим в течение срока полномочий Совета депутатов (часть 9 статьи 22 Устава).

В соответствии с положением о бюджетном процессе в Волховском муниципальном районе Ленинградской области, утвержденном решением Совета депутатов 08 апреля 2014 года № 16 (далее – Положение о бюджетном процессе), его статьями 5 и 6, бюджетный процесс в муниципальном районе включает следующие этапы: составление проекта бюджета муниципального района; рассмотрение и утверждение бюджета муниципального района; исполнение бюджета муниципального района; осуществление муниципального финансового контроля. Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями в муниципальном районе, являются: Совет депутатов муниципального района; глава муниципального района; администрация муниципального района (далее - администрация); комитет финансов муниципального района (далее - комитет финансов); контрольно-счетный орган муниципального района (далее - контрольно-счетный орган); главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.

Согласно статье 9 Положения о бюджетном процессе Администрация обладает, в частности, следующими бюджетными полномочиями: установление порядка и сроков составления проекта районного бюджета; обеспечение составления проекта районного бюджета (проекта районного бюджета и среднесрочного финансового плана), иных проектов правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в муниципальном районе; внесение проекта районного бюджета вместе с необходимыми, документами и материалами на рассмотрение Совета депутатов; внесение проектов решений Совета депутатов о внесении изменений и дополнений в районный бюджет на рассмотрение Совета депутатов, а также в контрольно-счетный орган для подготовки заключения.

Комитет финансов обладает полномочиями по составлению проекта районного бюджета, внесение его вместе с необходимыми документами материалами на рассмотрение в администрацию (пункт 1 статьи 10 Положения о бюджетном процессе).

Глава администрации вносит проект решения о районном бюджете на рассмотрение Совета депутатов не позднее 15 ноября текущего года. Одновременно с проектом решения о районном бюджете в Совет депутатов представляются документы и материалы в соответствии со статьей 31 настоящего Положения (статья 36 Положения о бюджетном процессе).

На основании статьи 44 Положения о бюджетном процессе Комитет финансов разрабатывает, а глава администрации представляет в Совет депутатов и в контрольно-счетный орган проекты решений о внесении изменений в решение о районном бюджете. Проект решения о внесении изменений в решение о районном бюджете должен быть внесен в Совет депутатов и в контрольно-счетный орган в порядке в сроки, установленные Регламентом Совета депутатов. Контрольно-счетный орган в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента предоставления документов подготавливает заключение и представляет его в Совет депутатов. Проекты решений о внесении изменений в решение о районном бюджете рассматриваются Советом депутатов во внеочередном порядке.

В соответствии с регламентом Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов от 21 мая 2020 года № 24 (далее – Регламент), его пунктом 2 статьи 3, соблюдение настоящего Регламента является обязательным для депутатов Совета депутатов, органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района, других лиц, вносящих вопросы на рассмотрение Совета депутатов, участвующих в заседаниях Совета депутатов и его структурных подразделениях, рассматривающих обращения и запросы депутатов.

В силу статьи 8 Регламента Совет депутатов образует из числа депутатов на срок своих полномочий постоянно действующие профильные постоянные комиссии в целях подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, выносимых на рассмотрение Совета депутатов, в том числе в виде проектов решений, содействия их реализации и осуществления иных функций в соответствии с Положением о постоянных депутатских комиссиях Совета депутатов. Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания. Заседание постоянной депутатской комиссии оформляется протоколом, которая подписывает председатель постоянной депутатской комиссии. Заключения постоянных депутатских комиссий, принятые в пределах ш компетенции, подлежат рассмотрению на заседании Совета депутатов.

На основании пункта 5 статьи 15 Регламента, инициатор проекта решения Совета депутатов имеет право отозвать проект решения в любой момент до принятия по нему Советом депутатов окончательного решения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Регламента, проекты решений нормативного характера, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, связанные с распределением бюджетных средств, подлежат экспертизе на предмет выявления коррупционных факторов (антикоррупционной экспертизе). Антикоррупционная экспертиза в отношении иных проектов решений проводится по поручению главы муниципального района.

Глава муниципального района направляет на бумажном носителе проект решения Совета депутатов председателю постоянной депутатской комиссии в соответствии с ее компетенцией, определяя ее как профильную постоянную комиссию, ответственную за проект правового акта с момента его внесения до принятия по нему Советом депутатов окончательного решения. Проект решения рассматривается постоянной комиссией на заседании. По результатам рассмотрения постоянная комиссия дает заключение: о целесообразности внесения и готовности к принятию (утверждению) данного проекта на заседании Совета депутатов; о целесообразности внесения в проект решения каких-либо изменений и дополнений; о направлении проекта решения на доработку (пункты 1 и 4 статьи 17 Регламента).

Согласно пункту 2 статьи 18 Регламента проекты решений Совета депутатов, носящие нормативный характер, рассматриваются только при соблюдении порядка их внесения, установленного статьями 14 и 15 настоящего Регламента.

Нормативные правовые акты Совета депутатов, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Совета депутатов только по инициативе главы администрации муниципального района или при наличии заключения главы администрации муниципального района (пункт 5 статьи 18 Регламента).

В силу пункта 2 статьи 25 Регламента, Глава администрации Волховского муниципального района обязан лично присутствовать на заседаниях Совета депутатов либо обеспечивать обязательное присутствие заместителя главы администрации, курирующего соответствующее направление цельности администрации, который, в случае необходимости, самостоятельно, либо с привлечением необходимых специалистов администрации Волховского муниципального района, сможет отвечать на вопросы, входящие в компетенцию администрации Волховского муниципального района, предоставлять необходимые комментарии и пояснения в ходе обсуждения вопросов повестки заседания и иных возникающих вопросов. При рассмотрении вопросов, внесенных на рассмотрение Совета депутатов субъектами правотворческой инициативы, в заседаниях вправе участвовать инициаторы проектов муниципальных правовых актов Совета депутатов или их полномочные представители.

Исходя из указанных норм единственным органом местного самоуправления в муниципальном образовании Волховского муниципального района, которым обеспечивается составление проекта бюджета Волховского муниципального района, является исполнительно-распорядительный орган - администрация Волховского муниципального района, руководитель которой глава администрации вносит проект бюджета в Совет депутатов Волховского муниципального района, при этом Комитет финансов Волховского муниципального района, входящий в структуру администрации Волховского муниципального района, разрабатывает соответствующий проект местного бюджета.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Как следует из материалов дела, 06 декабря 2021 года администрацией в аппарат Совета депутатов и Контрольно-счетный орган был направлен проект решения о внесении изменений в решение от 24 декабря 2020 года № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (л.д. 65-147).

В ходе рассмотрения указанного проекта решения на заседании депутатской комиссии 16 декабря 2021 года было озвучено заключение Контрольно-счетного органа с замечаниями.

Между тем, заключение Контрольно-счетного органа с замечаниями не было представлено главе администрации, как заинтересованному лицу до заседания комиссии.

Из проекта решения «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24 декабря 2020 года №72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», представленного администрацией Волховского муниципального района усматривается, что были исключены следующие суммы:

- 9 484,5 рублей на асфальтирование территории, установку периметрового и внутреннего видеонаблюдения, дополнительные работы МДОБУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Рябинка» г. Волхов, выделенные на основании Постановления администрации Волховского муниципального района от 23 августа 2021 года № 2361 «О распределении бюджетных ассигнований» за счет дотации на сбалансированность в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15 октября 2020 года № 327- ФЗ. Данной статьей администрации дано право в 2021 году вносить изменения в сводную бюджетную роспись в ходе исполнения местного бюджета без внесения изменений в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования, в случае получения дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

- 1 900,0 рублей на создание условий для предоставления транспортных услуг населению между поселениями в границах Волховского муниципального района выделены за счет резервного фонда администрации BMP (Постановление от 19 августа 2021 года №2344).

При анализе решения Совета депутатов от 16 декабря 2021 года №58 «О внесении изменений в решение Совета депутата Волховского муниципального района от 24 декабря 2020 года №72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области к 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» установлены недопустимые расхождения в приложении 1 «Источники внутреннего финансировании» дефицита районного бюджета Волховского муниципального район Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» и приложении 33 «Программа муниципальных внутренних заимствований Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Приложение 1 «Источники внутреннего финансирования дефицита районного бюджета Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»:

Согласно решения Совета депутатов Волховского муниципальной района №58 от 16 декабря 2021 года (по варианту Совета депутатов) сумма погашения бюджетами муниципальных районов кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации в 2022 году (55 106,0 рублей) больше суммы привлечения кредитов от кредитных организаций бюджетами муниципальных районов в валюте Российской Федерации в 2021 году (43 721,5 рублей) на 11 384,5 рублей.

Соответственно в 2022-2023 годах суммы привлечения и погашения кредитов указаны некорректно:

2023 год

- погашение бюджетами муниципальных районов кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации указано в сумме 55 106,0 рублей, должно быть 43 721,5 рублей;

- привлечение кредитов от кредитных организаций бюджетами муниципальных районов в валюте Российской Федерации указано в сумме 61 088,0 рублей, должно быть 49 703,5 рублей;

2024 год

- погашение бюджетами муниципальных районов кредитов от кредитных организаций в валюте Российской Федерации указано в сумме 95 524,9 рублей, должно быть 49 703,5 рублей;

- привлечение кредитов от кредитных организаций бюджетами муниципальных районов в валюте Российской Федерации указано в сумме 122 113,2 рублей, должно быть 76 291,8 рублей.

Аналогично имеются изменения в приложении 33 «Программа муниципальных внутренних заимствований Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»:

- объем привлечения в 2021 году указан 55 106,0 рублей, должно быть 43 721,5 рублей;

- предельная величина на 01 января 2022 года указана 55 106,0 рублей, должно быть 43 721,5 рублей;

- объем привлечения в 2022 году указан 95 524,9 рублей, должно быть 49 703,5 рублей;

- предельная величина на 01 января 2023 года указана 95 524,9 рублей, должно быть 49 703,5 рублей;

- объем привлечения в 2023 году указан 122 113,2 рублей, должно быть 49 703,5 рублей;

- предельная величина на 01 января 2024 года указана 122 113,2 рублей, должно быть 76 291,8 рублей.

Соответственно в тексте Решения в пункте 1.11 верхний предел муниципального внутреннего долга Волховского муниципального района на 01 января 2022 года, 01 января 2023 года и 01 января 2024 года также указан неверно.

Исходя из вышеуказанных норм права единственным органом местного самоуправления в муниципальном образовании Волховского муниципального района, которым обеспечивается составление проекта бюджета Волховского муниципального района, является исполнительно-распорядительный орган - администрация Волховского муниципального района, руководитель которой глава администрации вносит проект бюджета в Совет депутатов Волховского муниципального района, при этом Комитет финансов Волховского муниципального района, входящий в структуру администрации Волховского муниципального района, разрабатывает соответствующий проект местного бюджета.

Между тем, указанные изменения не были предложены, рассмотрены и согласованы с главой администрации.

Таким образом, советом депутатов было принято решение от 16 декабря 2021 года № 58 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24 декабря 2020 года №72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», которое впоследствии было опубликовано в сетевом издании «Волхов СМИ» - www.volhovsmi.ru 16.12.2021 г., и размещено на официальном сайте Совета депутатов http://volsov.ru/ с изменениями, которые не были предложены, рассмотрены и согласованы с главой администрации.

В этой связи суд находит, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не были соблюдены положения Федерального закона N 131-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава муниципального образования Волховского муниципального района Ленинградской области, Регламента Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области, Положения о бюджетном процессе в Волховском муниципальном районе, относящие составление проекта бюджета и его внесение в представительный орган муниципального образования к исключительной компетенции исполнительно-распорядительных органов муниципального образования.

Кроме того, в силу пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ установлено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с указанным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Регламентом его статьей 16 (пункт 2) установлено, что все проекты решений подлежат правовой экспертизе в аппарате Совета депутатов, при этом проекты решений нормативного характера, связанные с распределением бюджетных средств, подлежат антикоррупционной экспертизе.

Между тем в ходе рассмотрения настоящего административного дела суду не представлены документы, подтверждающие исполнение Советом депутатов Волховского муниципального района вышеуказанных требований закона и Регламента при принятии оспариваемых нормативных правовых актов по проведению антикоррупционной экспертизы проекта оспариваемого решения Совета депутатов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административным ответчиком была существенно нарушена процедура принятия решения Совета депутатов от 16 декабря 2021 года № 58 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24 декабря 2000 года № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Доводы административного ответчика о наличии оснований для прекращения производства по делу в связи с истечением 2021 финансового года в силу пункта 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут быть признаны состоятельными, поскольку имеющиеся расхождения в приложении 1 «Источники внутреннего финансировании» дефицита районного бюджета Волховского муниципального район Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» и приложении 33 «Программа муниципальных внутренних заимствований Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» отразились на указанных суммах привлечения и погашения кредитов в 2022-2023 гг.

Доводы административного ответчика об отсутствии нарушения оспариваемым решением Совета депутатов от 16 декабря 2021 года № 58 прав административных истцов не могут быть приняты судом во внимание, учитывая, что административные истцы являются участниками бюджетного процесса Волховского муниципального района Ленинградской области, субъектами правоотношения регулируемого данным нормативным правовым актом, и согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 постановления от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" о том, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50, акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В этой связи установление в рассматриваемом деле судом существенных нарушений порядка принятия оспариваемого решения Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 16 декабря 2021 года № 58 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24.12.2000 № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» является достаточным для признания его недействующим с момента их принятия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 16 декабря 2021 года № 58 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Волховского муниципального района от 24.12.2000 № 72 «О районном бюджете Волховского муниципального района Ленинградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через суд принявший решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 02 июня 2022 года.

Судья С.В. Муратова