КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-1376/2021
УИД 23OS0000-01-2021-000777-14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 сентября 2021 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Аняновой О.П.
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Бобневой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск <ФИО>1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества,
установил:
<ФИО>1 обратилось в Краснодарский краевой суд с исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, категория – <...>, расположенного по адресу: <Адрес...>, арендатором которого оно является, в размере рыночной, равной <...> рублей.
В обоснование заявленных требований о пересмотре кадастровой стоимости административный истец указал, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, это нарушает права <ФИО>1, поскольку влечет необходимость внесения арендных платежей в завышенном размере.
В подтверждение такой правовой позиции <ФИО>1 предоставило выписку из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...> по состоянию на 1 января 2020 года составляет <...> рублей, тогда как в соответствии с отчетом об оценке <№...> от <Дата ...>, выполненным <ФИО>6 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года определена в размере <...> рублей.
Представитель административного истца по доверенности <ФИО>2 направил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, настаивал на удовлетворении требований по основаниям, приведенным в административном иске.
Представителем административного ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края <ФИО>3, направлен отзыв на административное исковое заявление, в котором она просила вынести законное и обоснованное решение.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в лице представителя <ФИО>4 в суд направлен отзыв на административный иск, содержащий ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Управления.
В отзыве на административное исковое заявление представителем филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю <ФИО>5 указаны сведения о кадастровой стоимости земельного участка, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Администрация <ФИО>7 в отзыве на административный иск просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении требований - отказать.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, уведомлены своевременно и надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Краснодарского краевого суда, с учетом положений частей 8, 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и разъяснений, изложенных в пунктах 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 57 от 26 декабря 2017 года «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов». Ходатайств и заявлений, выражающих позицию относительно рассмотрения настоящего дела, не представили.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться, в том числе, арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, <ФИО>1 является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также договором о предоставлении земельного участка находящегося в пользование на условиях аренды (договор аренды) <№...> от <Дата ...>. Как следует из приложения к вышеуказанному договору аренды, размер арендных платежей за пользование земельным участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.
Оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка определена в результате проведения массовой государственной кадастровой оценки земель на основании акта об утверждении кадастровой стоимости № 1882 от 5 октября 2020 года по состоянию на 1 января 2020 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости <Дата ...>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта, а также отзывом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости, с учетом изложенного считает 1 января 2020 года верной датой определения кадастровой стоимости.
При изложенных выше обстоятельствах <ФИО>1, как арендатор земельного участка, наделен правом на оспаривание кадастровой стоимости данного объекта, в том числе, в судебном порядке.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке <№...> от <Дата ...>, выполненный <ФИО>6 Согласно данному отчету рыночная стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере <...> рублей.
Указанный отчет об оценке в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не предоставлялся, подготовлен по заказу административного истца на платной основе, во время его составления оценщик не предупрежден об уголовной ответственности за заведомо неправдивое заключение. Положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на данный отчёт не представлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», оценивая предоставленный в материалы административного дела отчет об оценке как доказательство, в целях устранения каких-либо сомнений относительно его обоснованности, суд назначил судебную оценочную экспертизу, поручив ее производство <ФИО>5 Перед экспертом поставлены вопросы о соответствии указанного отчета о рыночной стоимости земельного участка требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а также о величине рыночной стоимости объекта недвижимости на дату определения кадастровой стоимости.
По смыслу части 2 статьи 84, статьи 168 КАС РФ экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
В ходе проведения экспертизы должны соблюдаться определенные принципы ее проведения и требования к эксперту, предусмотренные как КАС РФ, так и другими федеральными законами, в частности Федеральным законом от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно–экспертной деятельности в Российской Федерации», в соответствии с которым судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (статья 9).
Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями (статья 7).
Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме.
Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных (статья 8).
При этом, в силу статьи 25 этого же Закона в заключении эксперта должны быть отражены содержание и результаты исследований, указаны примененные методы, приведена оценка результатов исследований, обоснованы выводы по поставленным вопросам. К нему должны быть приложены материалы, иллюстрирующие заключение эксперта.
Согласно заключению судебной экспертизы <№...> от <Дата ...>, подготовленной <ФИО>8 отчет об оценке <№...> от <Дата ...>, выполненный <ФИО>6 не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона, федеральный стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. В частности эксперт указал, что оценщиком не обосновано применение среднего значения скидки на торг (принято по неактивному рынку) в размере 18%. При этом, оценщиком по результатам анализа рынка недвижимости в районе местоположения объекта оценки на стр. 38 приведены предложения о продаже земельных участков (возможных аналогов). На странице 52 отчета оценщик приводит обоснование корректировки на местоположение сравниваемых объектов, ссылаясь на их расположение по отношению к областному центру. Однако по отношению к административному центру Краснодарского края все сравниваемые объекты имеют примерно одинаковые параметры, корректировка некорректна. При этом, оценщик не уточняет, какой населенный пункт им принят за административный центр (нарушен пункт 5 ФСО №3). При определении рыночной стоимости (ликвидность) на странице 52 отчета оценщик принимает спрос, как неэластичный (без обоснования), перевод значения Кл = 0,16 в корректировку – 60% не приведен. Источник информации в таблице с обоснованием коэффициента специализации объектов (ликвидности, спроса) не приведен.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания для вывода о том, что отчет об оценке не может служить доказательством, объективно подтверждающим достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости.
Согласно заключению судебной экспертизы <№...> от <Дата ...>, подготовленному <ФИО>8 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером <№...> на дату определения кадастровой стоимости - 1 января 2020 года составляет <...> (<...>) рублей.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости спорного земельного участка. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов. Экспертное заключение полностью соответствует положениям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, пунктам 10, 15 - 17 ФСО № 1, приведенные в заключении выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных им выводов на базе общепринятых научных и практических данных; существо проведенных исследований и высказанных суждений является ясным и понятным, выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и с представленными в материалы дела доказательствами.
Кроме этого, эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дал подписку, которая представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела.
Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд не находит. Предусмотренных законом оснований для отвода эксперта судом не установлено.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Названный принцип административного судопроизводства предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу состязательного построения процесса представление доказательств возлагается на стороны и других лиц, участвующих в деле. Стороны сами должны заботиться о подтверждении доказательствами фактов, на которые ссылаются.
Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Каких-либо доказательств, которые опровергли бы установленную в судебном порядке рыночную стоимость объекта оценки, лицами, участвующими в деле, представлено не было, в связи с чем, суд не находит оснований ставить под сомнение содержание и выводы заключения судебной экспертизы от <Дата ...>, подготовленного <ФИО>8
Лицами, участвующими в деле, выводы экспертного заключения не опровергнуты, доказательств об их порочности не представлено, сведений о наличии иного размера рыночной стоимости спорного земельного участка материалы дела не содержат.
Оснований, предусмотренных статьей 83 КАС РФ для назначения по административному делу повторной или дополнительной судебной экспертизы, не установлено, кроме того, лица, участвующие в деле, обоснованных ходатайств не заявляли.
Указания в правовых позициях административного ответчика и заинтересованного лица на то, что кадастровая оценка спорного объекта проведена в строгом соответствии с действующим законодательством, а в случае удовлетворения требований будут уменьшены налоговые поступления в соответствующие бюджеты, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.
Действующим законодательством предусмотрено право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости, данное право не находится в прямой зависимости от наличия либо отсутствия нарушений методики проведения государственной кадастровой оценки и не может быть ограничено фактом снижения размера налоговых платежей в пользу заинтересованных лиц.
Более того, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П и от 5 июля 2016 года № 15-П отмечено, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
Административный ответчик ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» как орган, определивший оспариваемую кадастровую стоимость объекта недвижимости, возражений против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной судебной оценочной экспертизой, не представил.
Также судом учитывается, что применительно к обстоятельствам настоящего дела имеющееся расхождение – <№...> между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, установленной в выводах судебной экспертизы, не выходит за пределы диапазона допустимых отклонений.
При изложенных обстоятельствах суд, проанализировав полученное в ходе рассмотрения дела заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№...>, расположенного по адресу: <Адрес...> в размере его рыночной стоимости <...> руб. на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2020 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению органом кадастрового учета в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Датой обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата направления административного искового заявления в суд - <Дата ...>. Сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать <Дата ...>.
Кроме того, административный истец просит указать в резолютивной части период применения кадастровой стоимости – с <Дата ...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной кадастровой оценки.
Однако требования к содержанию резолютивной части решения суда указаны в части 2 статьи 249 КАС РФ и пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с которыми резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ), а также дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости и применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей.
Порядок применения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе, установленной в результате разрешения спора о результатах определения кадастровой стоимости, урегулирован нормами федерального законодательства и ввиду их обязательности в силу закона подлежит соблюдению без какого-либо указания на это в судебном акте.
Таким образом, требование административного истца относительно указания в решении суда периода применения актуальной кадастровой стоимости противоречит положениям действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 245 – 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость земельного участка <№...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: местоположение <Адрес...> в размере его рыночной стоимости <...> на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2020 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером <№...> считать <Дата ...>.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Краснодарского
краевого суда О.П. Анянова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 сентября 2021 года.