Дело № 3а-1467/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Шулико О.Г.,
при секретаре Чечиль К.В.,
с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы крестьянского хозяйства «<ФИО>3» о признании недействительным решения совета муниципального образования Тихорецкий район от 29 июня 2017 года № 339 в части внесения изменений в ранее принятое решение № 87 от 12 ноября 2010 года и исключения из документов территориального планирования генерального плана п. Садовый Парковского сельского поселения сведений о действующем объекте улично-дорожной сети (грунтовой дороги общего пользования); признании незаконными действия администрации Парковского сельского поселения Тихорецкого района, выразившихся в исключении сведений о действующем объекте улично-дорожной сети (грунтовой дороги общего пользования) и обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
глава КХ «<ФИО>3» обратился в Тихорецкий районный суд Краснодарского края с административным исковым с административным исковым заявлением к администрации Парковского сельского поселения Тихорецкого района МО Тихорецкий район, управлению по архитектуре и градостроительной деятельности МО Тихорецкий районо признании недействительным совета Парковского сельского поселения Тихорецкого района от 29 июня 2017 года № 339 в части внесения изменений в ранее принятое решение № 87 от 12 ноября 2010 года и исключения из документов территориального планирования генерального плана п. Садовый Парковского сельского поселения сведений о действующем объекте улично-дорожной сети (грунтовой дороги общего пользования); признании незаконными действия и обязании устранить допущенные нарушения
Решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 29 сентября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 февраля 2021 года решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 29 сентября 2020 года отменено. Административное дело по административному исковому заявлению главы КХ «<ФИО>3» передано в Краснодарский краевой суд для рассмотрения по существу.
Определением Краснодарского краевого суда от 5 апреля 2021 года указанное административное исковое заявление оставлено без рассмотрения.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2021 года названное определение отменено. Административное дело по иску главы КХ «<ФИО>3» о признании нормативного правового акта недействительным направлено в Краснодарский краевой суд на новое рассмотрение.
На основании определения Краснодарского краевого суда от 2 августа 2021 года административное дело по иску главы КХ «<ФИО>3» о признании недействительным решения совета Парковского сельского поселения Тихорецкого района от 29 июня 2017 года № 339 в части внесения изменений в ранее принятое решение № 87 от 12 ноября 2010 года и исключения из документов территориального планирования генерального плана п. Садовый Парковского сельского поселения сведений о действующем объекте улично-дорожной сети (грунтовой дороги общего пользования); признании незаконными действия администрации Парковского сельского поселения Тихорецкого района, выразившихся в исключении сведений о действующем объекте улично-дорожной сети (грунтовой дороги общего пользования) и обязании устранить допущенные нарушения, принято к производству.
В судебном заседании глава КХ «<ФИО>3» - <ФИО>3, поддержал административные исковые требования.
Представитель совета МО Тихорецкий район ФИО1, действующая на основании доверенности, и глава Парковского сельского поселения Тихорецкого района ФИО2, действующий на основании доверенности также в интересах совета Парковского сельского поселения Тихорецкого района, в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему законодательству и не нарушает права административного истца, действиями администрации права и законные интересы <ФИО>3 не нарушены.
Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, полагая, что требования градостроительного законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта соблюдены в полном объеме. Указала, что права административного истца не нарушены.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений части 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.
Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, суд в соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признает возможным рассмотреть дело при данной явке. Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, поскольку неявка сторон в судебное заседание безусловным основанием к отложению судебного разбирательства не служит.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее также КАС РФ), при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия совета муниципального образования Тихорецкий район на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, а также решать иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Закон N 131-ФЗ), статье 24 ГрК РФ утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
Законом Краснодарского края от 5 ноября 2014 года № 3039-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края вопросов местного значения» (в ред. Закона Краснодарского края от 10 июня 2015 года № 3179-КЗ) вопросы градостроительной деятельности переданы в муниципальное образование Тихорецкий район.
Полномочия по утверждению внесений изменений в генеральный план Парковского сельского поселения Тихорецкого района в соответствии с частью 20 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляются органами местного самоуправления муниципального образования Тихорецкий район.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 8 устава муниципального образования Тихорецкий район, решением Совета муниципального образования Тихорецкий район от 29 июня 2017 года № 339 «О внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района» утверждены внесения изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района, в том числе в решение совета Парковского сельского поселения Тихорецкого района от 12 ноября 2010 года № 87 (с изменениями от 13 мая 2015 года № 51, от 22 декабря 2015 года № 83).
В соответствии с требованиями градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Генеральные планы поселений утверждаются на срок не менее 20 лет.
В соответствии с частью 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральные планы осуществляются в соответствии со статьями 9, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предложения о внесении изменений в генеральный план поселения были подготовлены комиссией по землепользованию и застройке в муниципальном образовании Тихорецкий район на основании постановления администрации муниципального образования Тихорецкий район от 30 июня 2016 года № 1010 «О подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Парковского сельского поселения Тихорецкого района».
Проект внесения изменений в генеральный план поселения разрабатывался специализированной организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и до его утверждения был согласован администрацией Краснодарского края в порядке, установленном статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации проект внесения изменений в генеральный план поселения был рассмотрен в установленном порядке на публичных
Решением совета муниципального образования Тихорецкий район от 29 июня 2017 года № 339 «О внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района» утверждены внесения изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района, в том числе в решение совета Парковского сельского поселения Тихорецкого района от 12 ноября 2010 года № 87 (с изменениями от 13 мая 2015 года № 51, от 22 декабря 2015 года № 83, который опубликован в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов совета МО Тихорецкий район «Тихорецкие вести» № 72 от 11 июля 2017.
Административным ответчиком, в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства представлена совокупность письменных доказательств в подтверждение соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия совета Парковского сельского поселения Тихорецкого района на принятие оспариваемого решения; форму и вид решения; процедуру принятия этого решения и введения его в действие, в том числе порядок опубликования, включая все стадии в соответствии с требованиями градостроительного законодательства (принятие Проекта, проведение публичных слушаний, согласование Проекта с различными органами, голосование и т.д.).
Учитывая указанные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что жители муниципального образования Тихорецкий район, в том числе Парковского сельского поселения Тихорецкого района, были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременно ознакомлены с проектом генерального плана и имели возможность представить свои предложения и замечания по поводу него; оспариваемое решение об утверждении генерального плана принято на очередной сессии городской Думы Краснодара, в ходе соответствующего заседания оспариваемое решение принято с соблюдением процедуры и при наличии кворума.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от 29 июня 2017 года № 339 является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом муниципальной власти и принятым с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным надлежащим образом. Указанный нормативный акт принят уполномоченным органом, с соблюдением порядка его принятия и обнародования.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии Генерального плана, в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела видно, что в 1990 годах на территории Парковского сельского поселения было организовано КХ «<ФИО>3». Производственная база (машинный двор) хозяйства расположилась на участке южной части СТФ-1 секция 14 часть контура 8 КН <№...> в восточной части п. Садовый Тихорецкого района. Доступ к данному земельному участку осуществляется по земельному участку с кадастровым номером <№...> вдоль участка <№...> по спорной грунтовой дороге.
В соответствии с требованиями статей 56, 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации, администрация муниципального образования Тихорецкий район является уполномоченным органом на ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Тихорецкий район (далее - ИСОГД), а также на выдачу сведений, документов и материалов из последней.
Согласно сведениям, содержащимся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), предоставленной управлением по архитектуре и градостроительной деятельности администрации МО Тихорецкий район, земельные участки с кадастровыми номерами <№...> расположены в зоне сельскохозяйственного производства (СХЗ 702).
Земельный участок кадастровым номером <№...> был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет 13 января 2012 года и на дату образования находился в трех зонах: зона сельскохозяйственного производства (СХЗ 702), зона животноводства (СХЗ 703) и улично-дорожная сеть.
Вместе с тем, часть улично-дорожной сети (грунтовая дорога общего пользования) не являлась объектом местного значения муниципального образования Тихорецкий район, и не являлась объектом местного значения Парковского сельского поселения Тихорецкого района. В представленной выкопировке из генерального плана Парковского сельского поселения Тихорецкого района, по состоянию на 2017 год, спорная грунтовая дорога не отображена на земельном участке с кадастровым номером <№...>.
Кроме того, данный земельный участок располагался за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения, которые должны использоваться в соответствии с требованиями земельного законодательства, полномочия в сфере дорожной деятельности за границами населенных пунктов у поселений отсутствует (часть 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункт 5 части 1 статьи 14 Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2 Закона Краснодарского края от 8 августа 2016 года № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений»), указанная территория никогда не являлась предметом инженерных изысканий, на указанную территорию не разрабатывалась и не утверждалась документация по планировке территории (в том числе для размещения линейного объекта), земельные участки для размещения объектов улично-дорожной сети не образовывались и никому не предоставлялись, разрешения на строительство, реконструкцию линейных объектов также не выдавалось.
Таким образом, судом установлено, что спорная часть улично-дорожной сети (грунтовая дорога) никогда не являлась объектом транспортной инфраструктуры местного значения муниципального образования Тихорецкий район, Парковского сельского поселения Тихорецкого района, не являлась самостоятельным объектом.
Кроме того, на настоящий момент, решением Совета муниципального образования Тихорецкий район от 25 марта 2021 года № 223 утвержден генеральный план Парковского сельского поселения, которым признаны утратившими силу;
пункт 5 решения Совета муниципального образования Тихорецкий район от 29 июня 2017 года № 339 «О внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района»;
пункт 2 решения Совета муниципального образования Тихорецкий район от 31 августа 2017 года № 354 «О внесении изменений в генеральные планы сельских поселений Тихорецкого района»;
решение Совета Парковского сельского поселения Тихорецкого района от 12 ноября 2010 года № 87 «Об утверждении генерального плана Парковского сельского поселения Тихорецкого района»;
решение Совета Парковского сельского поселения Тихорецкого района от 13 мая 2015 года № 51 «О внесении изменений в генеральный план Парковского сельского поселения Тихорецкого района»;
решение Совета Парковского сельского поселения Тихорецкого района от 22 декабря 2015 года № 83 «О внесении изменений в генеральный план Парковского сельского поселения Тихорецкого района».
Решение Совета муниципального образования Тихорецкий район от 25 марта 2021 года № 223 официально опубликовано в газете «Тихорецкие вести» от 1 апреля 2021 года № 13.
В судебном заседании не установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии препятствий для пользования административным истцом спорной грунтовой дорогой.
Таким образом, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействительным решения совета муниципального образования Тихорецкий район от 29 июня 2017 года № 339 в части внесения изменений в ранее принятое решение № 87 от 12 ноября 2010 года и исключения из документов территориального планирования генерального плана п. Садовый Парковского сельского поселения сведений о действующем объекте улично-дорожной сети (грунтовой дороги общего пользования); признании незаконными действия администрации Парковского сельского поселения Тихорецкого района, выразившихся в исключении сведений о действующем объекте улично-дорожной сети (грунтовой дороги общего пользования) и обязании устранить допущенные нарушения.
Руководствуясь статьями 175–180, 215–217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении требований главы крестьянского хозяйства «<ФИО>3» о признании недействительным решения совета муниципального образования Тихорецкий район от 29 июня 2017 года № 339 в части внесения изменений в ранее принятое решение № 87 от 12 ноября 2010 года и исключения из документов территориального планирования генерального плана п. Садовый Парковского сельского поселения сведений о действующем объекте улично-дорожной сети (грунтовой дороги общего пользования); признании незаконными действия администрации Парковского сельского поселения Тихорецкого района, выразившихся в исключении сведений о действующем объекте улично-дорожной сети (грунтовой дороги общего пользования) и обязании устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме будет изготовлено в срок не более чем десять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.
В окончательной форме решение изготовлено 15 ноября 2021 года.
Судья: