ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-149/20 от 16.11.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

УИД: 27OS0000-01-2020-000197-86

Дело № 3а-149/2020

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 ноября 2020 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре П.С.Бритовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Правительству Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л:

ФИО3, ФИО2 в административном исковом заявлении оспаривают кадастровую стоимость земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый . В обоснование своих требований административные истцы указали, что владеют земельным участком на праве собственности (с 30.12.2016 года по 04.04.2018 года ФИО2, с 05.04.2018 года - ФИО3). В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 22.06.2016 года в размере 6 215 539,16 рублей. Рыночная стоимость этого участка на туже дату, согласно отчету об оценке №010(320)-2020 от 06.10.2020 года, составляет 1 525 140,26 рублей. Органом государственной власти Хабаровская края в 2019 году была проведена очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, и в Единый государственный реестр недвижимости 20.02.2019 года внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка. Считают, что на основании пункта 1.1. статьи 391 и пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса РФ они имеют право на перерасчет налога на имущество физических лиц за 2017, 2018 и 2019 год, в случае, если принятым после 01.01.2019 года решением суда изменена кадастровая стоимость земельного участка на основании установления его рыночной стоимости. Просят установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22.06.2016 года, определив период её применения с 22.06.2016 года по 20.02.2019 года.

ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования, в обоснование которых сослалась на те же обстоятельства, что изложены в административном исковом заявлении. Просила восстановить срок, установленный для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО4 (доверенность от 28.09.2020 года сроком действия по 30.09.2021 года) возражал против удовлетворения требований административного истца, ссылаясь на пропуск срока, установленного для обращения в суд с таким административным иском. Также считает, что отчет об оценке не соответствует требованиям пункта 14 ФСО №1. Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 года № 568-р, пунктам 13, 14 ФСО №1 и пункту 20 ФСО №7, объекты-аналоги должны подбираться так, что бы исключить необходимость применять большое количество корректировок. Оценщиком отобраны объекты-аналоги, имеющие существенные отличия по одному из ценообразующих факторов - площадь. Применение оценщиком корректировки на площадь не исключает его обязанности по подбору объектов-аналогов, сходных объекту оценки по основным характеристикам, определяющим его стоимость.

ФИО3, представители Управления Росреестра по Хабаровскому краю и администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания путем направления определения о принятии административного иска к производству суда и возбуждении административного дела, о дате и месте проведения судебного заседания, путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте Хабаровского краевого суда, в судебное заседание не явились. Исходя из положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, и учитывая, что не явившиеся в судебное заседание лица не просили об отложение слушания дела, их явка не признана обязательной, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела по существу, суд провел судебное заседание в их отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Представленные суду документы свидетельствуют, что 22.06.2016 года сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок площадью 9082 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения автомобильной дороги, для строительства кабельной линии, для иного использования, местоположение: <адрес>, кадастровый . Право собственности на этот объект зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости с 30.12.2016 года по 04.04.2018 года за ФИО2, с 05.04.2018 года, на настоящее время за ФИО3.

В частях 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ указано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Из содержания части 1 статьи 387, части 1 статьи 388, части 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ следует, что земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Как установлено частью 1 статьи 388, частью 1 статьи 389, частями 1, 2 статьи 390 и абзацами первым и шестым части 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим Кодексом. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Законом Хабаровского края от 28.07.2004 года № 208 "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ" статусом сельского поселения в Хабаровском муниципальном районе наделено Тополевское сельское поселение, в состав которого входит с. Тополево.

Решениями Совета депутатов Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 26.11.2010 года №120-45 (действующим с 01.01.2011 года по 31.12.2017 года), от 02.11.2017 года № 245-90 (действующим с 01.01.2018 года по 31.12.2019 года), утверждено Положение о местных налогах на территории Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, которым установлен и введен на территории Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края земельный налог.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 года № 205-пр «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края» (принятом в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации») были утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов на территории Хабаровского края и средний уровень кадастровой стоимости одного квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) на территории Хабаровского края, на основании которых была рассчитана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329201:4051 по состоянию на 22.06.2016 года, и составила 6 215 539,16 рублей. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22.06.2016 года; кадастровая стоимость применялась с 22.06.2016 года.

Как указано в статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы (часть 1 статьи 389, части 1, 2 статьи 390, абзацы первый и шестой части 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ).

ФИО3, ФИО2 являясь плательщиками земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка, имеют самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости объекта налогообложения в размере, равном его рыночной стоимости. Следовательно, исходя из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административные истцы вправе оспорить результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, собственником которых являются либо являлись, путем обращения с таким иском в суд.

Как указано в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки). Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости (статья 24.12 от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Приказом Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от 21.09.2018 года № 42 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края. Приказ официально опубликован 24.09.2018 года. В Единый государственный реестр недвижимости 20.02.2019 года внесены сведения о вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Исходя из положений части 2 статьи 1, частей 4, 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в Постановление от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57, пункт 2 статьи 58, пункт 1 статьи 397 Налогового кодекса РФ).

Статьей 391 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 1). В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (часть 1.1).

Согласно части 2.1. статьи 52, части 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 (транспортный налог) и пунктах 1 и 2 статьи 15 (земельный налог и налог на имущество физических лиц) настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Часть 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 года № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» определяет, что положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Исходя из приведенных правовых положений, кадастровая стоимость, измененная на основании принятого после 1 января 2019 года решения суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (Письмо ФНС России от 27.11.2018 года № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019»).

ФИО2 и ФИО3 ранее не оспаривали утвержденную по состоянию на 22.06.2016 года и ставшую архивной на день их обращения в суд кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером . Право на обращение с заявлением о перерасчете сумм ранее исчисленного земельного налога ими не утрачено - прошло менее трех лет с даты, когда земельный налог должен быть уплачен (налог за 2016 год – не позднее 01.12.2017 года, налог за 2017 года – не позднее 03.12.2018 года, налог за 2018 год – не позднее 02.12.2019 года, налог за 2019 год – не позднее 01.12.2020 года). Исходя из этих обстоятельств, и, учитывая положения статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд считает, что административные истцы вправе оспорить кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную на основании постановления Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 года № 205-пр, и ставшую на день обращения с данным заявлением архивной, так как эта стоимость является для них на эту дату актуальной (с учетом возможности обратиться в налоговый орган с заявлением о перерасчете уплаченного земельного налога). Ходатайство о восстановлении установленного законом срока для оспаривания кадастровой стоимости подлежит удовлетворению.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

С целью определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 22.06.2016 года оценщиком ООО «Северная корона» произведена оценка земельного участка, о чем 06.10.2020 года составлен отчет № 010(320)-2020.

Как указано в пункте 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 254, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки изложены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Изучив содержание отчета об оценке № 010(320)-2020 от 06.10.2020 года, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли России от 20.05.2015 года № 299. В нем указаны: дата составления и порядковый номер; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения о заказчике оценки и об оценщике, проводившем оценку, -фамилия, имя, отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты, и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; цель оценки. Отчет пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, подписан оценщиком, который провел оценку, и руководителем юридического лица, с которым оценщик состоит в трудовых отношениях. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:17:0329201:4051 определялась по состоянию на 22.06.2016 года - на эту же дату определена оспариваемая кадастровая стоимость этих объектов, что соответствует требованиям статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункты 6, 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 256).

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Подпункт «и» пункта 8 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299, устанавливает, что в отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты.

В отчете об оценке указано, что для определения рыночной стоимости земельного участка оценщик выбрал сравнительный подход, в рамках которого применил метод прямого сравнения, так как имеется достаточное количество объектов-аналогов для выполнения расчетов, в то время как для реализации остальных методов информации и объектов-аналогов, имеющих тоже местоположение, что и объект оценки, недостаточно. Мотивы отказа от использования затратного и доходного подхода, и иных методов в рамках сравнительного подхода, оценщиком приведены в отчете (страницы 90-124, 140-148 отчета).

Под сравнительным подходом понимается совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений. В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки (пункты 12, 13, 14 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297).

Исходя из положений пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611, оценщик, применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен: а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения; б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому; в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.

В пункте 14 ФСО № 1 и подпункте «б» пункта 22 ФСО № 7 указано, что объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость. В качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы по ценообразующим факторам.

Определяя сегмент рынка, оценщик исходил из того, что: объект оценки относится к сегменту - земельный участок; предназначен для размещения автомобильной дороги, для строительства кабельной линии, фактически может использоваться только в качестве фрагмента подъездной автодороги необщего пользования для проезда к смежным земельным участкам, предназначенным для застройки промышленными объектами, что соответствует ВРИ-13 («Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов»). Согласно пункту 2.4.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 года № 39 (действующих до 30.10.2017 года, в период утверждения оспариваемой кадастровой стоимости) кадастровая стоимость земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.13 настоящих Методических указаний (ВРИ-13), определяется путем умножения площади земельных участков на минимальное для данного населенного пункта значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.9 настоящих Методических указаний – это ВРИ-9 («Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок»). Исходя из этого, оцениваемый земельный участок оценщик отнес к сегменту рынка земельных участков, предназначенных для производственно-складской (индустриальной) застройки. И объекты-аналоги отбирал по виду разрешенного использования ВРИ-9 (страница 32 отчета).

Для поиска и подбора объектов-налогов оценщик использовал сведения о ценах сделок и предложений за период с 01.01.2015 года по 22.06.2016 года, представленных в открытых источниках информации, квалифицированные им как «очень надежные»: официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, раздел «Мониторинг рынка недвижимости»; специализированный сайт «FarPost.ru» (страницы 96-100 отчета).

Оценщиком отобрано 4 объекта-аналога – земельных участка, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования ВРИ-9, находящихся в с. Тополево Хабаровского муниципального района. Описание действий по подбору объектов-аналогов и определения их характеристик, влияющих на образование цены, подробно изложены в отчете (страницы 100-125 отчета).

Для сравнения объекта оценки с другими объектами недвижимости, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения: -передаваемые имущественные права, ограничения (обременения) этих прав; -условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки (вид оплаты, условия кредитования, иные условия); -условия продажи (нетипичные для рынка условия, сделка между аффилированными лицами, иные условия); -условия рынка (изменения цен за период между датами сделки и оценки, скидки к ценам предложений, иные условия); -вид использования и (или) зонирование; -местоположение объекта; -физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, состояние объектов капитального строительства, соотношение площади земельного участка и площади его застройки, иные характеристики; -экономические характеристики (уровень операционных расходов, условия аренды, состав арендаторов, иные характеристики); -наличие движимого имущества, не связанного с недвижимостью; -другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость (подпункт «е» пункта 22 ФСО №7).

В качестве единицы сравнения оценщиком выбрана стоимость 1 кв.м. общей площади, как наиболее универсальная и являющаяся базовой единицей площади в международной системе мер и весов. Расчет с использованием единиц сравнения, отличных от 1 кв.м., приведет к необходимости перевода результата оценки удельного показателя стоимости другой единицы сравнения в стоимость 1 кв.м., что неудобно для пользователей отчета. Различия в объектах-аналогах были устранены оценщиком путем применения корректировок: «на дату предложения», «на уторговывание», «на передаваемые права», «на наличие электроснабжения», «на масштаб», «на вид разрешенного использования». Описание примененных корректировок и их расчет представлены в отчете. Описана процедура выполнения расчета выбранным методом и приведены расчеты (страницы 125-137, таблицы 3.8 – 3.12).

После проведенных корректировок оценщиком выполнена проверка вариации. Величина коэффициента вариации не вышла за границы установленного диапазона (+/-33%) у объектов-аналогов №№ 1, 2 и 4, которые и были использованы оценщиком для дальнейшего расчета рыночной стоимости объекта оценки. После согласования полученных результатов итоговая рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 22.06.2016 года определена в размере 1 525 140,26 рублей (167,93 руб/кв.м).

Содержание отчета об оценке позволяет сделать вывод, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований (оценщик ФИО5 имеет профессиональное образование в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» (в реестре с 20.10.2010 года за № 0227), и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости. Документ содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов. В отчете изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки, имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Его содержание изложено четко и ясно, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов и не вводит в заблуждение. Отчет об оценке выполнен в соответствии с заданием на оценку.

Вопреки доводам административного ответчика, различие в площади объектов-аналогов между собой и с объектом оценки было устранено применением соответствующей корректировки, что не противоречит требованиям пункта 14 ФСО № 1 и подпункта «д» пункта 22 ФСО № 7.

Доказательства, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, заявленную истцами и подтвержденную отчетом об оценке, и свидетельствовали бы об ином размере рыночной стоимости этого объекта, административными ответчиками не представлены. Ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка этими лицами не заявлено. А, исходя из положений статьи 14 Кодекса административного судопроизводства РФ, которая предусматривает, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и статей 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывать несоответствие заявленной административным истцом рыночной стоимости объекта недвижимости лежит на административных ответчиках.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости земельного участка в материалы дела не представлено, нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объекта оценки, в судебном заседании не установлено, в связи с чем, суд полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд считает, что заявленные административными истцами требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20. Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей. Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В частя 1, 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ указано, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок, исчисление суммы налога в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если возникновение права собственности на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права (часть 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ).

Так как земельный участок с кадастровым номером образован в течение налогового периода – 22.06.2016 года, и сведения о его кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 22.06.2016 года, и эта стоимость применялась как налоговая база до дня внесения сведений о новой кадастровой стоимости, утвержденной в результате очередной государственной кадастровой оценке, то установленная решением суда кадастровая стоимость земельного участка действует с 22.06.2016 года (с даты, на которую она была определена) и до 20.02.2019 года (даты внесения сведений о вновь утвержденной кадастровой стоимости).

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО1 и ФИО2 к Правительству Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, администрации Тополевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения автомобильной дороги, для строительства кабельной линии, для иного использования, местонахождение: <адрес>, площадь 9082 кв.м., кадастровый , равной его рыночной стоимости по состоянию на 22.06.2016 года в размере 1 525 140,26 рублей. Период применения кадастровой стоимости с 22 июня 2016 года и по 20 февраля 2019 года.

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 09 октября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции – судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Судья краевого суда Е.А.Бузыновская