Дело № 3а-14/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 февраля 2019 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре А.М.Бурковой,
с участием прокурора Л.Н.Сырчиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании решения Совета депутатов Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 08.11.2012 года №142 «Об утверждении генерального плана Верхнетамбовского сельского поселения», в части включения в границы населенного пункта с. Верхнетамбовское лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Пиваньского участкового лесничества Гурского лесничества Хабаровского края,
у с т а н о в и л:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным иском, в котором (с учетом внесенных в ходе подготовки дела к судебному разбирательству уточнений) просил признать недействующим со дня принятия решение Совета депутатов Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 08.11.2012 года №142 «Об утверждении генерального плана Верхнетамбовского сельского поселения», в части включения в границы населенного пункта с. Верхнетамбовское, входящего в состав Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Пиваньского участкового лесничества Гурского лесничества Хабаровского края, общей площадью 9,27 га, а именно: части 7, 13, 16, 17, 21 выделов 28 квартала.
Свои требования истец мотивировал тем, что в соответствии с Генеральным планом в границы населенного пункта с.Верхнетамбовское включена часть земельного участка с кадастровым номером 27:07:0050122:2304, который относится к землям лесного фонда, с разрешенным использованием – для размещения объектов лесного фонда. Право собственности Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано в ЕГРН. На этом участке, находящемся на территории Комсомольского района Хабаровского края, располагается Гурское лесничество, в состав которого входит и Пиваньское участковое лесничество. Участки лесного фонда включены в границы населенного пункта незаконно, поскольку согласование проекта генерального плана Верхнетамбовского сельского поселения, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации не производилось. Включением земель лесного фонда в границы поселения фактически была изменена категория части земель земельного участка с кадастровым номером 27:07:0050122:2304. Но процедура перевода земель из одной категории в другую не соблюдена. Нарушение установленной законом процедуры согласования с Российской Федерацией - собственником земель лесного фонда, перевода лесных участков в земли населенных пунктов влечет нарушение прав и законных интересов Российской Федерации и лиц, использующих леса. Также, в нарушение части 7 статьи 9, пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план не содержит перечня земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, с указанием категорий земель и планируемых целей их использования, их площадь и местоположение.
Определением суда от 13.12.2018 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Собрание депутатов Комсомольского муниципального района, администрация Комсомольского муниципального района.
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства Варванцева С.Ю. (доверенность от 28.08.2018 года сроком действия один год) заявленные требования поддержал, обосновав их теми же доводами, какие изложены в административном исковом заявлении и дополнений нему.
Представители административного ответчика Совета депутатов Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, заинтересованных лиц Собрания депутатов Комсомольского муниципального района, администрации Комсомольского муниципального района, уведомлены о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явились. Исходя из положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, и учитывая, что они не просили об отложение слушания дела, не сообщили суду о причине своей неявки, их явка не признана обязательной, суд, признав причину неявки неуважительной, провел судебное заседание в их отсутствие.
Возражения в письменной форме на административное исковое заявление административный ответчик и заинтересованные лица не представили.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, изучив представленные письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что имеются основания для удовлетворения административного иска, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к выводам.
В частях 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) указано, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения), к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений. Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Законом Хабаровского края от 30.06.2004 года № 196 муниципальное образование Комсомольский район наделен статусом муниципального района, установлена его граница в соответствии с картографическим описанием.
Законом Хабаровского края от 28.07.2004 года № 208 "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ" (статья 2, пункт 7 Приложения 2, пункт 7 Приложения 3) статусом сельского поселения наделено Верхнетамбовское сельское муниципальное образование, находящееся в Комсомольском муниципальном районе. В состав территории этого сельского поселения входит с. Верхнетамбовское.
Представительным органом муниципального образования Верхнетамбовского сельского поселения является Совет депутатов Верхнетамбовского сельского поселения (пункт 5 статьи 7 Закона Хабаровского края от 28.07.2004 года № 207 "О наименованиях органов местного самоуправления городских, сельских поселений").
Решением Совета депутатов Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 08.11.2012 года № 142, утвержден генеральный план Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, которым установлены границы сельского поселения и границы села Верхнетамбовское. Решение опубликовано в установленном законом порядке, также размещено в свободном доступе.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, части 1 статьи 7 и пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования. Решение от 08.11.2012 года №142 "Об утверждении генерального плана Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края» устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории муниципального образования, следовательно, является нормативным правовым актом. Оно принято уполномоченным органом местного самоуправления в области градостроительной деятельности, опубликовано в установленном порядке, вступило в действие.
Частями 3, 6, 8 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ определено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Положение о территориальном планировании включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт, которые отображают: 1) границы поселения, городского округа; 2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; 8.1) границы лесничеств, лесопарков.
Как указано в статье 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
По сообщению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 26.12.2017 года № ГБ/2.12-06070/17, сведения о границах Гурского лесничества Хабаровского края, представленные для внесения в Единый государственный реестр недвижимости, пересекают границы населенного пункта – «Село Верхнетамбовское» Комсомольского муниципального района Хабаровского края, сведения о котором внесены в Едины государственный реестр недвижимости 26.04.2013 года (присвоен учетный №).
ФГБУ "Рослесинфорг", по поручению Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, провело в мае 2018 года работы по графическому совмещению (картографическому наложению) материалов лесоустройства на границы Верхнетамбовского сельского поселения, определенных генеральным планом, утвержденным решением Совета депутатов Верхнетамбовского сельского поселения от 08.11.2012 года № 142. В ходе чего выявлено (л.д.37-43) включение в границы Верхнетамбовского сельского поселения и границы населенного пункта с.Верхнетамбовское земель лесного фонда - лесных участков, расположенных на землях Гурского лесничества Хабаровского края (а именно: части 1, 6, 7, 13, 15, 16, 17, 20, 21, 24, 29 выделов 28 квартала; части 1, 2, 3, 5, 8, 1, 12, 16, 18, 19, 20 выделов 30 квартала, и 6, 9, 10, 13, 17 выделов 30 квартала).
Представленное суду свидетельство о регистрации права собственности (л.д.21) подтверждает, что 06.06.2005 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок кадастровый (условный) №., категория земель - земли лесного фонда, общей площадью 6 986 870 000 кв. м, расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, Гурское лесничество (в состав которого входят Картельское (б.Гонюнское) участковое лесничество (кварталы номер 19-27, 32-37, 47-51, 54-78, 80, 82-86, 96, 115-120), Мачтовое участковое лесничество (кварталы номер 1-195), Пиваньское участковое лесничество (кварталы номер 1-45, 47-51, 53-57, 59, 60, 62-68, 72-92, 94-98, 100-102, 104-109, 112-190), Пиваньское (б.Городское) участковое лесничество (кварталы номер 1-10) Пиваньское (б.Горюньское) участковое лесничество (кварталы номер 28-31, 38-46, 52, 53), Снежного участкового лесничества (кварталы номер 1-6,3, 65-73, 75-376), Селихинское участковое лесничество (кварталы номер 13, 22-25, 35-43, 53-61, 70-77, 87-93, 97-100, 103-229), Даппинское участковое лесничество (кварталы номер 1-12, 16, 20-27, 33-44, 46-381).
По сведениям, содержащимся в Государственном лесном реестре, на учет поставлен лесной участок площадью 597 га, входящий в состав лесного фонда, на котором находится Пиваньское участковое лесничество часть 3 Гурского лесничества (Комсомольский муниципальный район Хабаровского края), имеющем в своем составе кварталы 28 и 30. Лесной участок относится к землям лесного фонда и является собственностью Российской Федерации (выписка из Государственного лесного реестра от 30.05.2018 года № 65-1 – л.д.25-36)
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (часть 3 статьи 6, статьи 7, 8 Лесного кодекса РФ).
Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (части 1 и 3 статьи 84 Земельного кодекса РФ).
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (, часть 1 статьи 7, пункты 1 и 3 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ).
Следовательно, нарушение установленного Земельным кодексом РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Частью 8 статьи 24, статьей 25 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок подготовки генерального плана поселения, городского округа, в соответствии с которым проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда. Исключение составляют случаи, если в границы населенного пункта включается земельный участок из земель лесного фонда, все границы которого являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта.
Посредством информационной системы территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, должен обеспечиваться доступ органов государственной власти к следующей необходимой для подготовки документов территориального планирования информации: проекты документов территориального планирования и материалы по обоснованию таких проектов; документы территориального планирования (пункты 2, 3 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти органами местного самоуправления муниципальных образований осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. После истечения установленного для согласования проекта генерального плана срока, подготовка заключений на данный проект не осуществляется, он считается согласованным с федеральными органами исполнительной власти (части 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ).
Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 года № 69 утвержден порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее по тексту Порядок согласования), который определял правила согласования проектов генеральных планов поселений до 17.03.2018 года (действовал в период подготовки и принятия генерального плана Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района).
В соответствии с разделом 2 Порядка согласования уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в Министерство регионального развития Российской Федерации - в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уведомление направляется в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. Министерство в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомляет федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе. Министерство осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов.
Срок согласования федеральными органами проекта документа территориального планирования не может превышать одного месяца со дня поступления уведомления Министерства о размещении такого проекта в информационной системе. В случае непоступления от федеральных органов по истечении 15 дней после окончания установленного срока в Министерство заключений на проект документа территориального планирования такой проект считается согласованным с указанными органами (пункт 2.2 Порядка согласования).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 736 283, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Федеральное агентство лесного хозяйство наделено полномочиями в установленной сфере деятельности рассматривать проекты генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и давать по ним заключения в пределах своей компетенции.
Из приведенных положений федерального законодательства, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 09.01.1998 года № 1-П и от 07.06.2000 года № 10-П, Определение от 27.06.2000 года № 92-О) об особом правовом режиме лесного фонда ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода, следует, что отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Представленные административным истцом документы свидетельствуют о том, что в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (https://fgistp.economy.gov.ru/) генеральный план, утвержденный решением Совета депутатов Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 08.11.2012 года № 142 размещен 12.11.2014 года. Проект этого решения в указанной системе не размещался.
Административным ответчиком также не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о соблюдении им установленного порядка согласования проекта генерального плана Верхнетамбовского сельского поселения, которым в границы населенного пункта сел Верхнетамбовское включены земельные участки с назначением - земли лесного фонда.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение требований статей 25, 57.1 Градостроительного кодекса РФ и Порядка согласования, утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 года № 69, уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования - генерального плана Верхнетамбовского сельского поселения, и материалам по его обоснованию в информационной системе, в адрес Минрегион России не направлялось, в информационной системы территориального планирования эти документы не размещались, уведомление об обеспечении доступа к проекту генерального плана и его материалам по его обоснованию в адрес Минэкономразвития России (Рослезхоз) не направлялось, и генеральный план Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края утвержден без согласования с Рослесхозом.
Также административным ответчиком не представлены доказательства того, что лесные участки были переведены из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов либо в иную категорию с соблюдением установленного законом порядка, как и не представлено сведений о том, что лесные участки были переданы из собственности Российской Федерации в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд находит установленным факт того, что, в результате принятого Советом депутатов Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 08.11.2012 года № 142, территория Верхнетамбовского сельского поселения (населенного пункта с. Верхнетамбовское) Комсомольского муниципального района Хабаровского края увеличилась за счет включения в границы населенного пункта земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация. Поэтому проект генерального плана, который утвержден указанным решением Совета депутатов Верхнетамбовского сельского поселения, подлежал предварительному согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке.
Решение от 08.11.2012 года № 142, которым утвержден генеральный план Верхнетамбовского сельского поселения, принято представительным органом без предварительного согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства. Это свидетельствует о нарушение установленного порядка его согласования и принятия, поэтому оно подлежит признанию не действующим в оспариваемой части, как противоречащее приведенным выше нормам федерального законодательства, а административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до обращения административного истца с данными требованиями в суд и до принятия судом решения применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его не действующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета депутатов Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 08.11.2012 года №142 «Об утверждении генерального плана Верхнетамбовского сельского поселения», в части включения в границы населенного пункта, входящего в состав Верхнетамбовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, - с. Верхнетамбовское, лесных участков общей площадью 9,27 га, расположенных на землях лесного фонда Пиваньского участкового лесничества Гурского лесничества Хабаровского края, а именно: частей 7, 13, 16, 17, 21 выделов 28 квартала.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 12 февраля 2019 года.
Судья краевого суда: Е.А.Бузыновская