ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-155/19 от 08.10.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-155/2019

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 октября 2019 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре А.А.Афанасьевой,

с участием прокурора Т.Ю.Доськовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 об оспаривании в части решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16.02.2007 года № 1 «Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»,

у с т а н о в и л:

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16.02.2007 года № 1 утвержден Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре. Его текст опубликован 06.03.2007 года в газете «Дальневосточный Комсомольск» (№17 (17206).

ИП ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим со дня принятия решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16.02.2007 года № 1 «Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в части абзаца 3 части 1 пункта 3.2, которым администрации города предоставлено право утверждать расчет платы за пользование муниципальным имуществом, а также перечень отдельных категорий арендаторов, использующих муниципальное имущество; значения коэффициентов для расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Административный истец считает, что полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находятся в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, и не могут быть переданы исполнительному органу, согласно пункта 5 части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 12 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Установление размера арендной платы является одним из способов распоряжения муниципальным имуществом. Следовательно, передав исполнительному органу полномочия утверждать расчет арендной платы за пользование муниципальным имуществом, Комсомольская-на-Амуре городская Дума фактически передала этому органу свои исключительные полномочия. Оспариваемое решение представительного органа нарушает его права, как лица, пользующегося муниципальным имуществом по договору аренды.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО2 (полномочия определены в доверенности от 16.04.2019 года сроком действия один год), в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, в обоснование которых ссылался на те же обстоятельства, что изложены в административном исковом заявлении.

Представитель Комсомольской-на-Амуре городской Думы в судебное заседание не явился, был уведомлен о времени и месте его проведения. Исходя из положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ. Учитывая, что административный ответчик не просил об отложение слушания дела, не сообщил суду о причине своей неявки, его явка не признана обязательной, суд, признав причину неявки неуважительной, провел судебное разбирательство в его отсутствие.

В письменных возражениях административный ответчик выразил несогласие с заявленными требованиями, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на соблюдение порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, соответствия его требованиям федерального законодательства. В пункте 5 части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится полномочие по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Такое же полномочия представительного органа закреплено в статье 12 Устава города Комсомольска-на-Амуре. Наличие таких полномочий означают, что именно представительный орган местного самоуправления должен определить какие органы местного самоуправления будут осуществлять те или иные прав и обязанности от лица собственника муниципального имущества. Реализуя эти полномочия, Комсомольская-на-Амуре городская Дума приняла решение от 16.02.2007 года № 1, которым утвердила Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Этим Порядком администрация города наделена правом осуществлять права собственника в отношении муниципального имущества, в том числе: производить расчет платы за пользование муниципальным имуществом, определять категории арендаторов, использующих это имущество, устанавливать значения коэффициентов для расчета арендной платы за пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Федеральным законодательством га представительный орган не возлагается обязанность самостоятельно определять размер и порядок расчета арендной платы, устанавливать коэффициенты для того или иного муниципального имущества, передаваемого в аренду.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не могут быть удовлетворены, суд считает, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 8, 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16.02.2007 года № 1 «Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» утвержден Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» (далее по тексту Порядок), которым установлены полномочия органов местного самоуправления в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа в целях реализации вопросов местного значения. Текст документа опубликован в печатном издании «Дальневосточный Комсомольск», № 17, 06.03.2007 года.

Решениями Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 года № 60, от 19.06.2014 года № 55, от 02.03.2016 года № 14, от 28.03.2017 года № 38 в это решение вносились изменения и дополнения.

Пункт 3.2 Порядка (в редакции решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 28.03.2017 года № 38) определяет, что администрация города Комсомольска-на-Амуре, осуществляя права собственника в отношении муниципального имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом города, решениями городской Думы и настоящим Порядком, утверждает: - расчет платы за пользование муниципальным имуществом, а также перечень отдельных категорий арендаторов, использующих муниципальное имущество; значения коэффициентов для расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (абзац 3 подпункт 1).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Уставом муниципального образования город Комсомольска-на-Амуре определено, что муниципальные правовые акты издаются в виде решений городской Думы, постановлений и распоряжений главы города, постановлений и распоряжений администрации города. Муниципальные правовые акты публикуются в случаях, когда вступление в силу муниципального правового акта федеральным законом связывается с его опубликованием, а также могут публиковаться для сведения юридических лиц и граждан. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете "Дальневосточный Комсомольск" (статьи 36, 37 Устава).

Городская Дума состоит из двадцати пяти депутатов и осуществляет свои полномочия в коллегиальном порядке. Порядок организации деятельности городской Думы определяется федеральными законами, настоящим Уставом, Положением о городской Думе и Регламентом городской Думы (статья 10 Устава г.Комсомольска-на-Амуре).

В соответствии с Положением о Комсомольской-на-Амуре городской Думе (утверждено решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.05.2006 года № 36) городская Дума правомочна, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленного Уставом муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре числа депутатов городской Думы (пункт 12). Заседание городской Думы правомочно, если на нем присутствует не менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов городской Думы (пункт 15). Городская Дума принимает муниципальные правовые акты в форме решений путем голосования. Решения считаются принятыми, если за них проголосовало большинством голосов от установленного числа депутатов городской Думы (пункты 49, 62). Нормативные правовые акты городской Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в установленном порядке (пункт 50). Официальными изданиями городской Думы являются газета "Дальневосточный Комсомольск" и "Сборник нормативных актов администрации города Комсомольска-на-Амуре и Комсомольской-на-Амуре городской Думы".

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный правой акт принят Комсомольской-на-Амуре городской Думой в пределах её полномочий, с соблюдением порядка и процедуры принятия, порядка опубликования.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (статья 4 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов (пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

В части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ указано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относятся к вопросам местного значения городского округа, на что указано в пункте 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 132 Конституции Российской Федерации, статья 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ).

Статья 215 Гражданского кодекса РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (пункт 1); от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (пункт 2); средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (пункт 3).

В части 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ указано, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Статьей 8 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре" определена структуру органов местного самоуправления, которую составляют: Представительный орган муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" - Комсомольская-на-Амуре городская Дума; Глава муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" - глава города Комсомольска-на-Амуре; Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" - администрация города Комсомольска-на-Амуре; Контрольно-счетный орган муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" - Комсомольская-на-Амуре контрольно-счетная палата.

В соответствии с пунктом 5 части 10, части 11 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, пунктом 5 части 1 статьи 12 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, предполагает разработку лишь механизмов реализации, с помощью которых уполномоченное лицо будет осуществлять непосредственное управление и распоряжение имуществом, и не предполагает его реализацию самим представительным органом местного самоуправления.

Согласно части 1 статье 30 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре в целях решения вопросов местного значения администрация города обладает полномочиями: осуществляет управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе муниципальными предприятиями и учреждениями; обеспечивает исполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления.

Реализуя свои исключительные полномочия, представительный орган муниципального образования - Комсомольская-на-Амуре городская Дума, решением от 16.02.2007 года № 1 утвердила Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, которым определила полномочия исполнительного органа местного самоуправления – администрации города, по реализации прав собственника муниципального имущества, к одним из которых относится утверждение расчета платы за пользование муниципальным имуществом, а также перечень отдельных категорий арендаторов, использующих муниципальное имущество; значения коэффициентов для расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Довод административного истца, что утверждать расчет платы за пользование муниципальным имуществом, а также перечень отдельных категорий арендаторов, использующих муниципальное имущество, и значения коэффициентов для расчета арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, должен представительный орган муниципального образования, суд не принимает во внимание, в виду его несостоятельности.

Статья 39.7 Земельного кодекса РФ определяет, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1). Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3 части 2).

Наделение Комсомольской-на-Амуре городской Думы полномочиями по утверждению платы за пользование муниципальным имуществом, определению круга лиц, могущих использовать муниципальное имущество по договору аренды, утверждению значения коэффициентов для расчета арендной платы за использование земельных участков, повлекло бы наделение представительного органа местного самоуправления иными дополнительными полномочиями, не отнесенными ни частью 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, ни каким-либо другим федеральным законом к вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Кроме того, закрепление указанных выше полномочий за представительным органом муниципального образования противоречит конституционному принципу разделения властей, определенному в статье 10 Конституции Российской Федерации.

Такое закрепление полномочий за представительным органом муниципального образования, в нарушение действующего федерального законодательства, явилось бы вмешательством в деятельность исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления при принятии им решений, лишило бы администрацию, как исполнительный орган, права самостоятельно управлять и распоряжаться имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а, следовательно, решать вопросы местного значения, и создало бы препятствия для реализации администрацией полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Также не нашел свое подтверждения в ходе рассмотрения дела довод административного истца, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права как лица, арендующего муниципальное имущество.

Содержание представленных административным истцом договоров аренды на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные индивидуальным предпринимателем ФИО1 30.11.2017 года - договор № 34 на срок пять лет и договор № 49 на срок пять лет, 19.04.2018 года договор № 119 на срок пять лет и договор № 120 на срок пять лет, свидетельствуют, что арендуемые им рекламные конструкции находятся на территории города Комсомольска-на-Амуре, на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Арендная плата рассчитывается в порядке, установленном постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 09.02.2016 года №271-па «Об утверждении Порядка расчета годового размера платы по договору и примерной формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещающих на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Иных доказательств, подтверждающих, что административный истец является арендатором муниципального имущества городского округа города Комсомольска-на-Амуре, суду не представлено

Вступившим в законную силу апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 11.09.2019 года ИП ФИО1 отказано в удовлетворении требований о признании незаконным постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 09.02.2016 года №271-па.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (статья 215 2Кодекса административного судопроизводства РФ).

Так как оспариваемое в части решение Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16.02.2007 года № 1 «Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» принято в пределах полномочий представительного органа муниципального образования, не противоречит федеральному законодательству, права административного истца не нарушает, то, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, приведенные обстоятельства являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Комитета потребительского рынка пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края.

Руководствуясь статьями 215, 244, 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении требований о признании недействующим решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16.02.2007 года № 1 «Об управлении и распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в части абзаца 3 части 1 пункта 3.2, отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.

Судья краевого суда Е.А.Бузыновская