УИД 27OS0000-01-2020-000215-32
Дело № 3а-161/2020
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 ноября 2020 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре А.С.Наседкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущественных отношений Хабаровского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
у с т а н о в и л:
В административном исковом заявлении, предъявленном к министерству имущественных отношений Хабаровского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, ФИО1 оспаривает кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, находящимися по адресу: <адрес>. Обосновывая свои требования, административный истец указал, что владеет объектами недвижимости на праве собственности, является плательщиком налога на имущество физических лиц, базовая ставка которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 года № 103 была утверждена кадастровая стоимость указанных объектов по состоянию на 01.01.2019 года. Оценщиком ООО «Бизнес аудит оценка» произведена оценка рыночной стоимости этих нежилых помещений, о чем 23.10.2020 года составлен отчет об оценке № 420/2020-1. Рыночная стоимость объектов составила, по состоянию на 01.01.2019 года: объекта недвижимости с кадастровым номером № - 46 637 991 рубль; объекта недвижимости с кадастровым номером № - 31 343 106 рублей; объекта недвижимости с кадастровым номером 27:23:0040816:129 - 69 817 736 рублей. Просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере их рыночной стоимости, что позволит ему уменьшить размер налога на имущество физических лиц, который он обязан уплачивать ежегодно.
Определением суда от 02.11.2020 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо администрация городского округа «Город Хабаровск».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 поддержал заявленные требования, в обоснование которых сослался на те же обстоятельства, что изложены в административном исковом заявлении.
Административный истец ФИО1, представители административных ответчиков министерства имущественных отношений Хабаровского края и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, заинтересованного лица администрации г. Хабаровска, уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания путем направления определения о принятии административного иска к производству суда и возбуждении административного дела, судебного извещения о дате и месте проведения судебного заседания, а также путем размещения сведений о дате и времени судебного разбирательства на официальном сайте Хабаровского краевого суда, в судебное заседание не явились. Исходя из положений частей 8, 9 статьи 96, статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, и учитывая, что явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела по существу, суд, признав причину неявки неуважительной, провел судебное заседание в их отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 21.08.2015 года на кадастровый учет поставлен объект недвижимости: наименование – помещение, назначение - нежилое, площадь 2810,90 кв.м., адрес: <адрес>), кадастровый номер №.
На кадастровый учет 21.08.2015 года поставлен объект недвижимости: наименование - помещение, назначение - нежилое, площадь 1817,20 кв.м., адрес: <адрес>, кадастровый номер №.
На кадастровый учет 25.08.2015 года поставлен объект недвижимости: наименование - помещение, назначение - нежилое, площадь 2991,20 кв.м., адрес: <адрес>; антресоль (50,51), кадастровый №.
Право собственности на все указанные объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимость с 23.11.2015 года зарегистрировано за ФИО3, и не прекращено по настоящее время.
В части 1 статьи 399, статье 400, части 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ указано, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе: здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (статьи 402, 403 Налогового кодекса РФ).
Решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 года № 571 «Об утверждении Положения о местных налогах на территории городского округа «Город Хабаровск» установлен и введен на территории городского округа «Город Хабаровск» налог на имущество физических лиц, определены особенности определения налоговой базы, налоговые ставки, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения отдельными категориями налогоплательщиков.
Приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019 года № 103 (принятом в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке») утверждены результаты определения кадастровой стоимости, полученные по итогам проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Хабаровского края. В Единый государственный реестр недвижимости 10.02.2020 года внесены сведения об утвержденной по состоянию на 01.01.2019 года, в результате государственной кадастровой оценки, кадастровой стоимости объектов недвижимости: кадастровый № – 100 564 393,65 рублей; кадастровый № – 61 094 415,67 рублей, кадастровый № – 94 502 692,60 рубля. Результаты оценки подлежат применению с 01.01.2020 года.
Как указано в частях 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее по тексту Закона о государственной кадастровой оценке), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
ФИО3 является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения. Поэтому он имеет самостоятельный правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости находящихся в его собственности нежилых помещений.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, независимо от вида определяемой стоимости, является отчет об оценке объекта недвижимости.
Отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки изложены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и в Федеральном стандарте оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 254.
Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости (нежилых помещений), имеющих кадастровые номера №, произведена оценщиком ФИО4 (является с 13.12.2007 года членом Ассоциации «Русское общество оценщиков» (регистрационный № 0000710), имеет стаж работы в оценочной деятельности 15 лет; имеет высшее профессиональное образование по специальности «Антикризисное управление», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости»; профессиональная деятельность застрахована), состоящим в трудовых отношениях с ООО «Бизнес аудит оценка». О чем 23.10.2020 года им составлен отчет об оценке № 420/2020-1.
Изучив содержание отчета об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и ФСО № 3. В нем указаны: дата составления и порядковый номер; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения о заказчике оценки и об оценщике, проводившем оценку, фамилия, имя, отчество, номер контактного телефона, почтовый адрес, адрес электронной почты, и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; цель оценки. Отчет пронумерован постранично, прошит, скреплен печатью, подписан оценщиком, который провел оценку, и руководителем юридического лица, с которым оценщик состоит в трудовых отношениях. Рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами № определена по состоянию на 01.01.2019 года - на ту же дату определена и кадастровая стоимость этих объектов недвижимости, что соответствует требованиям статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункты 6, 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки 1 (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года № 256).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). В отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов в рамках каждого из применяемых подходов, приведена последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведены соответствующие расчеты (подпункт «и» пункта 8 ФСО № 3).
В отчете об оценке от 23.10.2020 года № 420/2020-1 указано, что для определения рыночной стоимости объектов оценки с кадастровыми номерами № оценщик применил доходный подход, в рамках которого использовал метод прямой капитализации, исходя из того, что уровень доходов, получаемый от оцениваемых объектов, достаточно стабильный, и развитость рынка позволяет с высокой точностью определить коэффициент капитализации и рыночную ставку аренды. От использования иных методов оценки в рамках доходного подхода, от применения сравнительного и затратного подходов оценщик отказался, подробно обосновав в отчете причины отказа (страницы 55-56 отчета).
Доходный подход – это совокупность методов оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. Доходный подход рекомендуется применять, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. В рамках доходного подхода применяются различные методы, основанные на дисконтировании денежных потоков и капитализации дохода (пункты 15, 16, 17 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297).
Как указано в пункте 23 ФСО № 7, при применении доходного подхода оценщик учитывает следующие положения: доходный подход применяется для оценки недвижимости, генерирующей или способной генерировать потоки доходов (подпункт «а»); в рамках доходного подхода стоимость недвижимости может определяться методом прямой капитализации, методом дисконтирования денежных потоков или методом капитализации по расчетным моделям (подпункт «б»); метод прямой капитализации применяется для оценки объектов недвижимости, не требующих значительных капитальных вложений в их ремонт или реконструкцию, фактическое использование которых соответствует их наиболее эффективному использованию. Определение стоимости объектов недвижимости с использованием данного метода выполняется путем деления соответствующего рынку годового дохода от объекта на общую ставку капитализации, которая при этом определяется на основе анализа рыночных данных о соотношениях доходов и цен объектов недвижимости, аналогичных оцениваемому объекту (подпункт «в»); для недвижимости, которую можно сдавать в аренду, в качестве источника доходов следует рассматривать арендные платежи (пункт «ж»).
Для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости. Анализ рынка недвижимости выполняется в следующей последовательности: -определение сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект. Если рынок недвижимости неразвит и данных, позволяющих составить представление о ценах сделок и (или) предложений с сопоставимыми объектами недвижимости, недостаточно, допускается расширить территорию исследования за счет территорий, схожих по экономическим характеристикам с местоположением оцениваемого объекта; -анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесен оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных вариантах его использования, с указанием интервала значений цен; -анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, например ставки доходности, периоды окупаемости инвестиций на рынке недвижимости, с приведением интервалов значений этих факторов; -основные выводы относительно рынка недвижимости в сегментах, необходимых для оценки объекта, например динамика рынка, спрос, предложение, объем продаж, емкость рынка, мотивации покупателей и продавцов, ликвидность, колебания цен на рынке оцениваемого объекта и другие выводы. Объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности (пункт 10, подпункты «б», «в», «г», «д» пункта 11 ФСО №7).
Для определения сегмента рынка, оценщик проанализировал объекты оценки, представляющие собой объекты капитального строительства - нежилые помещения, расположенные в пределах нежилого здания, с фактическим использованием – торговые помещения. Определил местоположение и окружение объектов: находятся в непосредственной близости от основной автомагистрали («красная линия») в Железнодорожном районе города Хабаровска. В этом районе достаточно развита инфраструктура, уровень развития деловой активности средний. Объекты располагаются в границах оценочной зоны Ц-2 (зона центра обслуживания и коммерческой активности районного уровня, которая законодательно относится к общественно-деловым зонам города). Застройка, окружающая объекты оценки, представлена жилыми, торгово-административными объектами (страницы 14-21, 27-30, 53-54 отчета).
Для поиска и подбора объектов-аналогов оценщик анализировал рынок недвижимости города Хабаровска за два года, предшествующих дате оценки (с 01.01.2017 года по 01.01.2019 года), используя предложения, опубликованные в открытых региональных средствах массовой информации и специализированных изданиях: журнал «Вся недвижимость Хабаровска» - www.vnh-info.ru, 2017-2018гг; научно-практический журнал «Дальневосточный оценщик», 2017-2018 гг; интернет-ресурс «Фарпост-барахолка» (http//www.farpost.ru) 2017-2018гг (архив объявлений); аналитический обзор «Рынок нежилой недвижимости Хабаровска. Итоги 2018г.», подготовленный ООО РСО «Кредо», rso_kredo@list.ru, дата проведения исследования – Январь 2019 г., представленный в научно- практическом журнале «Дальневосточный оценщик» № 4(65) 2018 г. Им также анализировалась информация о фактических сделках по данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (http//www.portal.rosreestr.ru), раздел «Мониторинг рынка недвижимости (источник данных – из учета систем Росреестра)» (страницы 22-50 отчета).
Предложения к продаже (аренде) и сделки анализировались оценщиком на предмет сопоставимости с объектами оценки по следующим основным критериям: дата продажи/аренды (предложения); условия продажи/аренды (торг) - рассматривались фактические сделки и предложения продажи/аренды на открытом рынке; местоположение - рассматривались все районы города Хабаровска, кроме исторической части (Центральный район, «красные линии»); функциональное назначение – коммерческая недвижимость, торговая или многофункциональная под любой вид деятельности (не рассматривались здания или помещения, которые невозможно использовать по назначению в качестве торговых, здания или помещения, представляющие собой высококлассные торговые объекты, а также торговые помещения, расположенные в автосервисах, СТО и т.п.); функциональное решение - не рассматривались коммерческие помещения, расположенные в жилых домах (встроенные или пристроенные) и объекты незавершенного строительства); площадь объекта - не рассматривались здания или помещения, площадь которых менее 500 кв.м.); этаж расположения - любой; расположение относительно красных линий - любое; инженерное обеспечение - любое; наличие отдельного входа - рассматривались объекты как с отдельным входом, так и без отдельного входа; состояние отделки помещений - любое, кроме состояния под чистовую отделку и без отделки; наличие коммунальных расходов в ставке аренды – рассматривались арендные ставки в которые включены коммунальные платежи, а также арендные ставки без этой составляющей.
Оценщиком отобрано 8 объектов-аналогов для определения величины арендной платы в рамках доходного подхода. Различия в арендной плате объектов-аналогов устранены путем применения корректировок: «на дату аренды(предложения)», «на условия аренды (торг)», «на функциональное решение», «на площадь(масштаб)», «на местоположение», «на этаж расположения», «на наличие отдельного входа», «на расположение относительно красной линии».
После проведения корректировки арендной платы объектов-аналогов оценщиком проведено согласование полученных значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. По итогам проверки надежности полученных результатов в пределы доверительных интервалов (для объекта оценки с кадастровым номером № – это диапазон от 255 руб./кв.м. до 445 руб./кв.м.; для объекта оценки с кадастровым номером № –это диапазон от 267 руб./кв.м. до 461 руб./кв.м.; для объекта оценки с кадастровым номером № – это диапазон от 353 руб./кв.м. до 613 руб./кв.м.) вошли скорректированные цены аренды 1 кв.м. объектов-аналогов №№ 3,4,6 и 8, которые и были использованы оценщиком для дальнейшего расчета рыночной стоимости объекта оценки. Объекты-аналоги №№ 1,2,5 и 7 из последующего расчета были исключены.
Рыночная арендная ставка 1кв.м. без учета коммунальных расходов для объектов оценки определена в месяц в размере: для объекта оценки с кадастровым номером 27:23:0040816:127 - 354 руб/кв.м.; для объекта оценки с кадастровым номером № - 368 руб/кв.м.; для объекта оценки с кадастровым номером 27:23:0040816:129 - 498 руб/кв.м..
Потенциальный валовый доход был рассчитан оценщиком как произведение ставки аренды и потенциально арендуемой площади оцениваемого объекта.
Действительный валовый доход – ожидаемый доход от сдачи в аренду недвижимости с учетом загрузки и недополучения арендной платы, рассчитывался оценщиком с учетом коэффициента на неполную загрузку. Размер этого коэффициента определялся с помощью издания «Справочник оценщика недвижимости – 2018», Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов, (текущие и прогнозные характеристики рынка для доходного подхода), издание Нижний Новгород 2018 года, под редакцией ФИО5. Оценщиком применено среднее значение коэффициента недозагрузки 12,1% с учетом того, что процент недозагрузки при сдаче в аренду офисно-торговых объектов свободного назначения и сходных типов объектов недвижимости варьируется от 11,5% до 12,7%. Поэтому коэффициент составил 0,879.
Определяя постоянные расходы, оценщик использовал данные издания «Справочник оценщика недвижимости – 2018», Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов, текущие и прогнозные характеристики рынка для доходного подхода, издание Нижний Новгород 2018 год, под редакцией ФИО5. По данным этого справочника процент расходов для офисно-торговых объектов свободного назначения и сходных типов объектов недвижимости варьируется от 17,0% до 18,8%. Поэтому оценщик применил среднее значение расходов на содержание объекта в процентах от потенциального валового дохода – 17,9%.
Определяя ставку капитализации - чистого денежного потока, который ожидается получить как результат эксплуатации оцениваемого объекта, для коммерческой недвижимости, расположенной в Железнодорожном районе г. Хабаровска, оценщик использовал информацию, представленной в аналитическом обзоре «Рынок нежилой недвижимости Хабаровска. Итоги 2018г.», подготовленного ООО РСО «Кредо». Коэффициент капитализации составил 13,8 %.
На основании сведений, представленных в издании «Справочник оценщика недвижимости», Офисно-торговая недвижимость и сходные типы объектов, текущие и прогнозные характеристики рынка для доходного подхода, издательства Нижний Новгород, 2018 год, под редакцией ФИО5, оценщик определил долю стоимости, приходящейся на улучшения в общей стоимости единого объекта недвижимости в размере 0,77.
Обоснование и описание совершенных действий (порядок подбора объектов-аналогов, определение их характеристик, влияющих на образование цены), обоснование и описание примененных корректировок, последовательность определения стоимости объекта оценки и соответствующие расчеты приведены в отчете (страницы 56-74 отчета, таблицы 5.1 – 5.12).
Оценка проводилась в отношение объектов капитального строительства, поэтому, исходя, из целей и предполагаемым использованием результатов оценки, оценщик не включил в определяемую рыночную стоимость объектов оценки стоимость прав на приходящиеся на них земельные участки.
После согласования полученных результатов, оценщик определил итоговую рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 01.01.2019 года в размере: объекта с кадастровым номером № - 46 637 991 рубля; объекта с кадастровым номером 27:23:0040816:128 – 31 343 106 рублей, объекта с кадастровым номером № – 69 817 736 рублей.
Содержание отчета об оценке от 23.10.2020 года № 420/2020-1 позволяет сделать вывод, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости. Документ содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений. В отчете изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки, имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Отчет об оценке выполнен в соответствии с заданием на оценку. Содержание отчета изложено четко и ясно, не допускает неоднозначного толкования полученных результатов и не вводит в заблуждение.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.06.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательства недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки, лицами, участвующими в деле, не представлено. Нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов недвижимости – нежилых помещений с кадастровыми номерами №, находящимися по адресу: <адрес>, в судебном заседании не установлено. Поэтому суд считает, что рыночная стоимость объектов оценки определена в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При таком положении заявленные административным истцом требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доказательства, которые опровергали бы рыночную стоимость объекта капитального строительства, заявленную истцом и подтвержденную отчетом об оценке, и свидетельствовали бы об ином размере рыночной стоимости этого объекта, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлены. Ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объекта недвижимости этими лицами не заявлено. А, исходя из положений статьи 14 Кодекса административного судопроизводства РФ, которая предусматривает, что административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и статей 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывать несоответствие заявленной административным истцом рыночной стоимости объектов оценки лежит на административных ответчиках.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании решения суда, принятого по результатам рассмотрения заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, применяются с 1 января года, в котором в суд подано такое заявление, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 4 статьи 6 Федеральный закон от 31.07.2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ФИО1 обратился в суд 28.10.2020 года, ранее в суд или в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости он не обращался. Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10.02.2020 года. Поэтому установленная судом кадастровая стоимость действует с 10.02.2020 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, министерству имущественных отношений Хабаровского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, наименование – помещение, назначение - нежилое, площадь 2810,9 кв.м., адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 46 637 991 рубля.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, наименование - помещение, назначение - нежилое, площадь 1817,2 кв.м., адрес: <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 31 343 106 рублей,
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости, наименование - помещение, назначение - нежилое, площадь 2991,2 кв.м., адрес: <адрес>; антресоль (50,51), кадастровый №, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 69 817 736 рублей.
Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости – 28 октября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции – судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 27 ноября 2020 года.
Судья краевого суда Е.А. Бузыновская