ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-171/2022 от 10.10.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3a-171/2022

52OS0000-01-2021-000837-79

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 10 октября 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Кунегиной Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пенополиуретан» о признании решений ГБУ НО «Кадастровая оценка» об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости незаконными и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Пенополиуретан» (далее по тексту - ООО «Пенополиуретан», Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконными:

- решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/002557 от 08.09.2021 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости;

- решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/002558 от 08.09.2021 об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости;

а также об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, а именно:

- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 5665+/-26,34 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости по состоянию на 05 августа 2021 года, в размере 2 147 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 1620+/-14,09 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости по состоянию на 05 августа 2021 года, в размере 614 000 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец ООО «Пенополиуретан» указало, что является собственником вышеназванных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых, определенная ГБУ НО «Кадастровая оценка» на основании Приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 №326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года», и составляет:

- для земельного участка с кадастровым номером [номер] - 4 903 340,75 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером [номер] - 1 630 173,6рублей.

Общество указывает, что владеет указанными земельными участками на праве собственности и, соответственно, является плательщиком налога, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта. Завышенная кадастровая стоимость напрямую влияет на размер налога на имущество организации и неправомерно возлагает на ООО «Пенополиуретан» обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.

12 августа 2021 года Общество обратилось в ГБУ «Кадастровая оценка» с заявлениями об установлении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

По результатам рассмотрения указанных заявлений, ГБУ «Кадастровая оценка» приняты решения об отказе в их удовлетворении. Причины, послужившие основанием для отказа, изложены в оспариваемых решениях.

Однако, истец, принимая во внимание аргументированную позицию оценщика АО «Кадастровая оценка», считает причины отказа в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, неправомерными.

Заявленный размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости подтвержден отчетом об оценке [номер] от 06.08.2021, выполненный оценщиком ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО8

Просит заявленные административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Административные ответчики - Министерство имущественных и земельных отношений по Нижегородской области и ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» представили отзыв на административное исковое заявление ООО «Пенополиуретан», в котором указали, что оспариваемые решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости № ОРС-52/2021/002557, № ОРС-52/2021/002558 от 08.09.2021, приняты в пределах компетенции Учреждения, в соответствии с утвержденной формой решения, требованиями к заполнению, к формату, подписаны уполномоченным лицом, направлены заявителю в пределах установленного законом срока.

Указывают, что административным истцом не указано, какие именно нарушения законов и иных нормативных правовых актов допущены ГБУ НО «Кадастровая оценка» при принятии указанных решений, которые привели к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца.

Также указывают, что оспариваемые решения не препятствуют установлению кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости при устранении выявленных нарушений законодательства об оценочной деятельности, допущенных при составлении отчетов об оценке. Считают, что выявленные нарушения законодательства об оценочной деятельности и их устранение не требуют проведения судебной экспертизы.

Подробно описывая причины, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, также указали, что с заявленными требованиями не согласны. Просили в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д.159-161 том 1).

Заинтересованным лицом - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области (Росреестр) в своем отзыве указало, что с 20.06.2015 Приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210 Учреждение наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтённых объектов недвижимости, ранее учтённых объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Земельный участок с кадастровым номером [номер] был поставлен на государственный кадастровый учет 23.01.2002.

В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.03.2019 № 326-11-43504/19 и от 25.11.2019 № 326-11-369851/19 на территории Нижегородской области государственным бюджетным учреждением «Кадастровая оценка» в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса.

Земельный участок с кадастровым номером [номер] вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020. Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений по Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года» в размере 4 903 340,76 рублей, и внесена в ЕГРН на основании Акта бюджетного учреждения, созданного субъектом РФ об определении кадастровой стоимости в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Земельный участок с кадастровым номером [номер] был поставлен на государственный кадастровый учет 23.01.2002.

В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 05.03.2019 № 326-11-43504/19 и от 25.11.2019 № 326-11-369851/19 на территории Нижегородской области государственным бюджетным учреждением «Кадастровая оценка» в 2020 году проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости - земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса.

Земельный участок с кадастровым номером [номер] вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020. Кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений по Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года» в размере 1 603 173,6 рублей, и внесена в ЕГРН на основании Акта бюджетного учреждения, созданного субъектом РФ об определении кадастровой стоимости в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Просит рассмотреть настоящее административное дело без участия представителя Учреждения (в лице Филиала) с учетом позиции, отраженной в данном отзыве (л.д.220-225 том 1).

Заинтересованным лицом - Администрацией [адрес] Нижегородской области также представлен отзыв на административное исковое заявление ООО «Пенополиуретан». Указывает, что представленный административным истом отчет об оценке [номер] не соответствует законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.

Также указывает, что объекты оценки и аналог №2 не сопоставимы по площади, поскольку площадь аналога значительно больше площади объектов оценки.

Кроме того, оценщик не сопоставил земельные участки относительно красной линии: объект оценки №1 находится вблизи Восточного шоссе, т.е. на красной линии, что является преимуществом. У аналогов №1, №3 и №5 не указано точное местоположение, данные земельные участки могут располагаться вдали от дороги, что существенно снизит стоимость земельных участков.

С учетом изложенного, администрация [адрес] считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению (л.д.230-232 том 1).

В судебное заседание представитель административного истца, представители административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Обсудив доводы административного искового заявления, с учетом письменных позиций ответчиков и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Законом Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-3 «О налоге на имущество организаций» на территории Нижегородской области введен налог на имущество организаций, а статьей 11 закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-3 «О налоге на имущество организаций» налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них; нежилые здания, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на Нижегородской области по состоянию на 01 января 2020 года.

Согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21.10.2020 № 326-13-566703/20, кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2020 года составляет:

- для земельного участка с кадастровым номером [номер] - 4 903 340,75 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером [номер] - 1 630 173,6 рублей (кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объектов недвижимости).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ и постановлением Правительства Нижегородской области от 08 октября 2020 года № 837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 января 2021 года.

Из указанного следует, с 01 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3, в связи с чем, с 01 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Кадастровая оценка» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237- ФЗ.

Статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 предусмотрен порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, согласно которому:

Кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Днем поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:

если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;

если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.

Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.

Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости бюджетное учреждение направляет в орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный с соответствующим заявлением.

Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.

Решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении объекта недвижимости, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого объекта недвижимости его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Пенополиуретан» владеет на праве собственности объектами недвижимости:

- земельным участком с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 5665+/-26,34 кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; право собственности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-146353007 от 02.11.2021 (л.д.145-146 том 2);

- земельным участком с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 1620+/-14,09 кв.м., расположенного по адресу: [адрес]; право собственности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2021-146356873 от 02.11.2021 (л.д.151-153 том 1).

Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года №326-13-566703/20 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2020 года.

Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Нижегородской области, определенные по состоянию на 01 января 2020 и внесенные в ЕГРН, применяются с 01 января 2021 года.

Согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года № 326-13-566703/20, кадастровая стоимость объектов, по состоянию на 01 января 2020 года, составляет:

- для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 4 903 340,75 рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером [номер] – 1 630 173,6рублей (кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объектов недвижимости).

Согласно отчету об оценке [номер] от 06.08.2021, выполненным частнопрактикующим оценщиком ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО8, рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 05 августа 2021 года, составила 2 147 000 рублей; рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером [номер], по состоянию на 05 августа 2021 года, составила 614 000 рублей.

12 августа 2021 года административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере их рыночной стоимости:

- для земельного участка с кадастровым номером [номер], в размере 2 147 000 рублей, по состоянию на 05 августа 2021 года;

- для земельного участка с кадастровым номером [номер], в размере 614 000 рублей, по состоянию на 05 августа 2021 года (л.д.88-89 том 1);

Решениями ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 08 сентября 2021 года №ОРС-52/2021/002557, №ОРС-52/2021/002558, в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] и [номер], в размере их рыночной стоимости 2 147 000 рублей и 614 000 рублей, соответственно, было отказано (л.д.180-182 том 1).

Полагая данные решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» незаконным, нарушающими интересы административного истца, 11 октября 2021 года, ООО «Пенополиуретан» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В целях реализации, предусмотренных Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года № 253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».

Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке».

Функции и полномочия учредителя ГБУ НО «Кадастровая оценка» осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года № Сл-326-2766/18 утвержден устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».

Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка», основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).

В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;

предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;

рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

хранение и предоставление копий отчетов, документов, информации и материалов, исходных и формируемых в ходе определения кадастровой стоимости;

сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;

иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;

деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.

Оспаривая решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 08 сентября 2021 года № ОРС-52/2021/002557 и № ОРС-52/2021/002558, административный истец исходит из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] и [номер], установленная приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 21 октября 2020 года № 326-13-566703/20, является завышенной и не соответствует их рыночной стоимости, что затрагивает его законные права по уплате налога на недвижимое имущество юридических лиц.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах I и 2 части 9 настоящей статьи (нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение полномочий органа на принятие оспариваемого решения, порядка и оснований принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что 12 августа 2021 года административный истец обратился в ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» с заявлениями об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] и [номер], в размере их рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке в размере 2 147 000 рублей и 614 000 рублей, по состоянию на 05 августа 2021 года, соответственно.

ООО «Пенополиуретан» были представлены все необходимые документы, включая отчет об оценке оценщика ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО8[номер] от 06.08.2021, которыми была определена рыночная стоимость объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами [номер] и [номер] (л.д.35-87 том 1).

Решениями ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 08 сентября 2021 года № ОРС-52/2021/002557 и № ОРС-52/2021/002558, в удовлетворении заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер] и [номер], в размере их рыночной стоимости, было отказано (л.д.90-94 том 1).

Причиной принятия решений № ОРС-52/2021/002557 и № ОРС-52/2021/002558 от 08.09.2021 об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер] и [номер], в размере его рыночной стоимости, в соответствии с отчетом [номер] от 06.08.2021, подготовленным оценщиком ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО8, явились следующие нарушения требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке:

- в отчете не описан объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах. На дату оценки в свободном доступе имелась информация о продаже аналогичных объектов, информация о которых отсутствует в отчете. Полученная стоимость не соответствует рыночным данным, т.к. по данным анализа рынка ГБУ, средняя цена продажи объектов сопоставимых по площади, назначению и местоположением с объектом оценки, составляет 500 рублей за кв.м. Использование неполной рыночной информации с более низкими ценовыми характеристиками в анализе и расчетах, привело к занижению стоимости объекта оценки, что является нарушением п.22 Федерального стандарта «Оценка недвижимости» (ФСО № 7) (л.д.90 оборот, 91 оборот том 1).

Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что перечень приложенных к заявлениям ООО «Пенополиуретан» документов, соответствовал требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», в связи с чем, заявления были правомерно приняты к рассмотрению бюджетного учреждения.

Сроки уведомлений о поступлении заявлений Общества и о принятии их к рассмотрению бюджетного учреждения, направленных в адрес заявителя и сроки рассмотрения указанных заявлений бюджетным учреждением, были соблюдены.

Таким образом, порядок принятия оспариваемых решений бюджетным учреждением был соблюден.

Содержание решений ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 08 сентября 2021 года № ОРС-52/2021/002557 и № ОРС-52/2021/002558, соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от 06 августа 2020 года № П/0287.

Поскольку оспариваемые административным истцом решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» № ОРС-52/2021/002557 и № ОРС-52/2021/002558 от 08.09.2021 приняты по результатам проверки отчетов об оценке рыночной стоимости нежилых зданий, содержание и форма отчетов также подлежат проверке и при рассмотрении настоящего дела.

Исследуя отчеты об оценке объекта недвижимости, отклоненные ГБУ НО «Кадастровая оценка», суд проверяет их на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчетах об оценке, экспертиза должна включать проверку отчетов на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Определением суда от 08.12.2021 была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы:

- соответствует ли отчет об оценке [номер] от 06.08.2021, подготовленный оценщиком ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО8, требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, с указанием допущенных нарушений, в том числе существенных, повлиявших на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки;

- если не соответствует и, допущенные нарушения являются существенными и повлияли на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, то определить рыночную стоимость объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 августа 2021 года;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 августа 2021 года.

Проведение экспертизы было поручено экспертам ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».

Как следует из заключения эксперта ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО5[номер] от 06.07.2022, для ответа на поставленные судом вопросы, эксперт проверил соответствие содержания отчета об оценке [номер] от 06.08.2021, требованиям следующих нормативных актов, регулирующих оценочную деятельность:

Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Федеральным стандартам оценки №№ 1,2, утвержденные Приказами Минэкономразвития России №№ 297, 298 от 20.05.2015 (ФСО № 1, ФСО № 2);

Федеральному стандарту оценки № 3, утвержденному Приказом Минэкономразвития России № 299 от 20.05.2015 с учетом изменений (ФСО № 3);

Федеральному стандарту оценки № 7, утвержденному Приказом Минэкономразвития России № 611 от 25.09.2014 (ФСО № 7) (л.д.70-86 том 2).

В результате проверки отчета экспертом установлено, что оценщиком ФИО8, при выполнении отчета об оценке [номер] от 06.08.2021, допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости; информация, использованная оценщиком, не является достаточной. Экспертом выявлены несоответствия п.5 ФСО №3, влияющие на итоговую стоимость объекта оценки (стр.34 экспертного заключения).

По результатам проведенных исследований, эксперт пришел к выводу о том, что отчет об оценке [номер] от 06.08.2021, подготовленные оценщиком ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО8, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (л.д.86 оборот том 2).

Согласно экспертного заключения эксперта ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО5[номер] от 06.07.2022, при определении рыночной стоимости объектов оценки - земельных участков с кадастровыми номерами [номер] и [номер], для сравнения были проанализированы данные о ценах предложений с объектами недвижимости из сегмента рынка (рынок коммерческой недвижимости - офисно-торговые объекты), к которому относятся оцениваемый объект.

Оценка рыночной стоимости объектов оценки была произведена экспертом в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж, для чего им были отобраны 3 объекта-аналога (табл.9 и 10 на стр.85-86 экспертного заключения) и применены корректировки: на торг, на наличие коммуникаций, на площадь, на местоположение, на физическое состояние (источник информации – «Справочник оценщика недвижимости-2020. Земельные участки. Часть 2»; на время продажи/предложения - по данным исследований Ассоциации «СтатРиэлт» - Информационный портал недвижимости.

Были согласованы скорректированные цены объектов-аналогов путем взвешивания с использованием формулы на стр.31 экспертного заключения. Результаты отражены в таблицах 9 и 10 на стр.85-86 экспертного заключения.

Таким образом, эксперт пришел к выводу о том, что:

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 5665+/-26,34 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 августа 2021 года, составляет 4 384 681 (четыре миллиона триста восемьдесят четыре тысячи шестьсот восемьдесят один) рубль;

- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 1620+/-14,09 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 августа 2021 года, составляет 1 608 594 (один миллион шестьсот восемь тысяч пятьсот девяносто четыре) рубля (л.д.86 оборот том 2).

Представителем административного истца ФИО6, суду представлено ходатайство, из которого следует, что административный истец не согласен с выводами эксперта. Основания, по которым Общество считает выводы, содержащиеся в заключении эксперта [номер] от 06.07.2022 необоснованными, приведены в заключении специалиста [номер] от 01.08.2022. Ссылаясь на ч.2 ст.83 КАС РФ, просит назначить повторную экспертизу с приведением вопросов, которые могут быть разрешены экспертом (л.д.100-101 том 2).

Из заключения специалиста [номер] от 01.08.2022, составленного специалистом ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО7, следует, что вывод эксперта ФБУ «Приволжский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» ФИО5 о том, что оценщиком ФИО8, при выполнении отчета об оценке [номер] от 06.08.2021, допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости; информация, использованная оценщиком, не является достаточной; экспертом выявлены несоответствия п.5 ФСО № 3, влияющие на итоговую стоимость объекта оценки, не содержит ответа на постановленный вопрос № 1, а именно: не указаны допущенные нарушения, в том числе существенные, повлиявшие на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, т.к. эксперт не провел полный и всесторонний анализ отчета на соответствие требованиям законодательства РФ б оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

По мнению специалиста, эксперт формально проверил отчет об оценке, приводя таблицу с анализом, проведенным экспертом (л.д.105 том 2). Как указывает специалист, из приведенной таблицы видно, что эксперт выявил несоответствие отчета об оценке п.5 ФСО № 3 (п.6.3 таблицы), а также п.15 и п.18 ФСО № 1 (п.9 и п.10 таблицы соответственно). Однако обоснования несоответствия п.6.3 таблицы в заключении эксперта не содержится.

Таким образом, вывод эксперта о несоответствии отчета об оценке [номер] от 06.08.2021 п.5 ФСО № 3 не находит своего подтверждения.

Также не находит своего подтверждения вывод эксперта о несоответствии отчета об оценке п.15 и п.18 ФСО № 1, поскольку в этих пунктах изложены определения доходного и затратного подходов к оценке, и никаких требований к применению или неприменению данных подходов не содержат.

По мнению специалиста, эксперт при производстве экспертизы руководствовался Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 № 256, который признан утратившим силу приказом Минэкономразвития РФ от 10.07.2015 № 467 и не применяется в настоящее время.

Таким образом, выводы эксперта о несоответствии отчета об оценке [номер] от 06.08.2021 п.15 и п.18 ФСО № 1, сделан на основании нормативного документа утратившим силу и является необоснованным.

Далее, после проведенных расчетов, эксперт сделал вывод о несоответствии исследуемого отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Эксперт указывает: «доверительный интервал (точность) определения стоимости объектов исследования, согласно методических рекомендаций, находится в диапазоне +/- 15-20%.

Однако, результаты рыночной стоимости объекта оценки с кадастровым номером [номер], полученные оценщиком и экспертом, находятся за пределами доверительного интервала - 51%; результаты рыночной стоимости объекта оценки с кадастровым номером [номер], полученные оценщиком и экспертом, находятся за пределами доверительного интервала - 62%, в связи с чем, эксперт констатирует, что рыночная стоимость, определенная в отчете об оценке, не соответствует рыночной стоимости данных объектов.

Специалист указывает, что методика установления соответствия либо несоответствия отчета об оценке требованиям законодательству РФ об оценочной деятельности, базируется на сравнении рыночной стоимости объектов недвижимости, полученной оценщиком и экспертом, основана на неверном толковании экспертом законодательства РФ об оценочной деятельности и законодательства о судебно-экспертной деятельности. Нахождение рыночной стоимости объектов недвижимости, указанной в отчете об оценке [номер] от 06.08.2021, в пределах доверительного интервала (15-20%) от рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной экспертом, не может служить основанием для признания отчета об оценке соответствующим либо несоответствующим требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, поскольку какая-либо научная основа такой методики отсутствует.

Таким образом, по мнению специалиста, вывод эксперта о несоответствии отчета об оценке [номер] от 06.08.2021 требованиям оценочного законодательства, не находит своего подтверждения.

В целом специалист пришел к выводам о том, что объем проведенной экспертом проверки отчета об оценке [номер] от 06.08.2021, не может служить основанием для признания отчета об оценке соответствующим или несоответствующим требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, следовательно, заключение эксперта [номер] от 06.07.2022, не может быть использовано для решения вопроса о соответствии либо несоответствии отчета об оценке [номер] от 06.08.2021 требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (л.д.102-108 том 2).

Суд, проанализировав заключение специалиста [номер] от 01.08.2022, составленного специалистом ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО7, признал доводы стороны административного истца заслуживающими внимания и обоснованными.

Определением суда от 03.08.2022 была назначена повторная судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы:

1. соответствует ли отчет об оценке [номер] от 06.08.2021, подготовленный оценщиком ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО8, по состоянию на 05 августа 2021 года (л.д.35-91 том 1) требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности, с указанием допущенных нарушений, в том числе существенных, повлиявших на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки;

2. если не соответствует и, допущенные нарушения являются существенными и повлияли на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки, то определить рыночную стоимость объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 5665+/-26,34 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 августа 2021 года;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 1620+/-14,09 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 августа 2021 года.

Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» ФИО1.

Во исполнение определения суда от 03.08.2022, экспертом ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» ФИО1, было составлено экспертное заключение.

Как следует из заключения эксперта ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» ФИО1[номер] от 07.09.2022, для ответа на поставленный судом вопрос, эксперт проверил соответствие содержания отчета об оценке [номер] от 06.08.2021, подготовленного оценщиком ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО8, требованиям следующих нормативных актов, регулирующих оценочную деятельность:

- Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

- Федеральным стандартам оценки №№ 1,2, утвержденные Приказами Минэкономразвития России №№ 297, 298 от 20.05.2015 (ФСО № 1, ФСО № 2);

- Федеральному стандарту оценки № 3, утвержденному Приказом Минэкономразвития России № 299 от 20.05.2015 с учетом изменений (ФСО № 3);

- Федеральному стандарту оценки № 7, утвержденному приказом Минэкономразвития России № 611 от 25.09.2014 (ФСО № 7).

По результатам проверки экспертом установлено, что отчет об оценке [номер] от 06.08.2021, подготовленный оценщиком ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО8 (л.д.35-91 том 1) соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Имеются не существенные нарушения. Нарушений, повлиявших на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, не выявлено (л.д.140-156 том 2).

Выводы эксперта являются ясными и полными, носят категорический характер и не являются противоречивым, какие-либо сомнения в обоснованности заключения эксперта у суда отсутствуют.

Оснований не доверять данным заключения, полученным по результатам проведения назначенным судом экспертизам и подготовленным экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам (экспертам), а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают.

Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания принятия оспариваемого решения, суд приходит к выводу, что являвшийся предметом проверки отчет об оценке [номер] от 06.08.2021, подготовленный оценщиком ООО «Экспертный центр «Норматив» ФИО8, составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативного-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.

Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление в указанной части (признание решения ГБУ незаконным) подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Разрешая административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости: - земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 5665+/-26,34 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 августа 2021 года, равной его рыночной стоимости в размере 2 147 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 1620+/-14,09 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], по состоянию на 05 августа 2021 года, равной его рыночной стоимости в размере 614 000 рублей, суд приходит к следующим выводам.

Согласно выводам эксперта ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» ФИО1, изложенным в заключении эксперта № [номер] от 07.09.2022, определенная в отчете об оценке ООО «Экспертный центр «Норматив» [номер] от 06.08.2021 (оценщик ФИО8), рыночная стоимость объектов недвижимости, по состоянию на 05 августа 2021 года:

- для земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 5665+/-26,34 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], полностью обоснована и составляет 2 147 000 (два миллиона сто сорок семь тысяч) рублей;

- для земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 1620+/-14,09 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], полностью обоснована и составляет 614 000 (шестьсот четырнадцать тысяч) рублей (л.д.22 том 2). Эксперт пришел к выводу об отсутствии необходимости расчета рыночной стоимости данного объекта недвижимости (л.д.156 том 2).

Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной судом экспертизы и подготовленному экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам, а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают.

Доказательств, опровергающих достоверность определенной оценщиком итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу повторной либо дополнительной судебных экспертиз, в порядке статей 62, 63, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено и в материалах дела не имеется.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе отчет об оценке ООО «Экспертный центр «Норматив» [номер] от 06.08.2021 (оценщик ФИО8), суд по указанным выше основаниям, принимая во внимание заключение эксперта ООО «Коллегия независимых оценщиков и экспертов» ФИО1[номер] от 07.09.2022, полагая, что оно отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, и подтверждает рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере 2 147 000 (два миллиона сто сорок семь тысяч) рублей, подтверждает рыночную стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере 614.000 (шестьсот четырнадцать тысяч) рублей, по состоянию на юридически значимую дату (05 августа 2021 года), суд, руководствуясь приведенными выше положениями нормативных правовых актов, приходит к выводу о том, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 05 августа 2021 года подлежат удовлетворению.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи ООО «Пенополиуретан» заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, которая соответствует дате обращения административного истца в ГБУ НО «Кадастровая оценка» - 12 августа 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Пенополиуретан» удовлетворить.

Признать незаконными решения Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка» №ОРС-52/2021/002557 от 08.09.2021 и № ОРС-52/2021/002558 от 08.09.2021 об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости (объекты недвижимости с кадастровыми номерами [номер] и [номер]).

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 5665+/-26,34 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости, в размере 2 147 000 (два миллиона сто сорок семь тысяч) рублей, по состоянию на 05 августа 2021 года.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: производственная деятельность, общей площадью 1620+/-14,09 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], равной его рыночной стоимости, в размере 614 000 (шестьсот четырнадцать тысяч) рублей, по состоянию на 05 августа 2021 года.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами [номер] и [номер], считать 12 августа 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева

Решение в окончательной форме принято 21 октября 2022 года.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева