ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-20/2018 от 21.02.2018 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-20/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2018 г. г. Белгород

Белгородский областной суд в составе:

судьи Борисовой О.В.,

при секретаре Саламатовой Т.П.,

с участием прокурора Бригадиной В.Ю.,

административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика Правительства Белгородской области ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим в части Положения о Порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 28.04.2008 № 90-пп,

установил:

правительством Белгородской области 28.04.2008 принято постановление № 90-пп, которым утверждены Положение о Порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов и Порядок финансирования расходов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановление правительства Белгородской области от 28.04.2008 № 90-пп и утвержденное им вышеуказанное Положение о порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов (далее – Положение) опубликованы в официальном печатном издании – областной общественно-политической газете «Белгородские известия», 21.05.2008 № 78-79.

ФИО1, имея высшее юридическое образование, обратился в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просил признать не действующими с момента принятия пункты 4.9, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 и 5.9 Положения (действующие в актуальных редакциях).

Согласно пункту 4.9 Положения (п. 4.9 в ред. постановления правительства Белгородской области от 29.11.2010 № 407-пп) размер компенсации определяется в соответствии с действующим законодательством для каждой льготной категории граждан исходя из общей площади жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), отапливаемой площади (для услуг газоснабжения и отопления) и объема фактически потребленных и оплаченных жилищно-коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых на основании действующего законодательства для отдельных льготных категорий граждан, и без учета разовых услуг, предоставляемых по мере необходимости (твердое топливо, бытовой газ в баллонах).

Остальные оспариваемые ФИО1 пункты Положения содержатся в разделе 5 «Регламент технологического процесса организации выплаты ежемесячных денежных компенсаций» и предусматривают следующее:

«5.2. Орган социальной защиты населения:

- в течение текущего месяца производит актуализацию базы данных льготных категорий граждан, имеющих право на компенсацию;

- не позднее 1-го числа текущего месяца направляет в управление социальной защиты населения Белгородской области заявку о потребности денежных средств на финансирование компенсации.

5.3. (п. 5.3 в ред. постановления правительства Белгородской области от 16.02.2009 № 47-пп) Управление социальной защиты населения Белгородской области ежемесячно:

- до 18-го числа текущего месяца направляет в департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области сводную прогнозную заявку на авансирование компенсации и затрат на ее доставку на следующий месяц;

- до 3-го числа текущего месяца направляет в департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области сводную окончательную заявку на финансирование компенсации и затрат на ее доставку на текущий месяц.

5.4. (п. 5.4 в ред. постановления правительства Белгородской области от 28.03.2011 № 105-пп) Департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области:

- не позднее 23-го числа текущего месяца осуществляет перечисление субвенций бюджетам муниципальных образований области на авансирование компенсации и затрат на ее доставку на следующий месяц согласно Порядку, утвержденному в пункте 2 настоящего постановления;

- не позднее 7-го числа текущего месяца осуществляет перечисление субвенций бюджетам муниципальных образований области на окончательное финансирование компенсации и затрат на ее доставку в текущем месяце согласно Порядку, утвержденному в пункте 2 настоящего постановления.

Субвенции, перечисляемые бюджетам муниципальных образований области, носят целевой характер.

5.5. Орган социальной защиты населения в трехдневный срок после поступления денежных средств передает сформированные выплатные документы в кредитные организации и предприятия ФГУП «Почта России», с которыми заключены соглашения на зачисления и доставку получателям компенсации.

5.9. (п. 5.9 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 30.12.2013 № 541-пп) Орган социальной защиты населения на основании данных поставщиков и иных организаций, располагающих сведениями о фактически потребленных и оплаченных объемах потребленных гражданами жилищно-коммунальных услуг, производит расчет ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.».

Административный иск обоснован тем, что оспариваемые нормы Положения противоречат следующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статье 54 Социального кодекса Белгородской области, части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

ФИО1 полагает, что пункты 4.9 и 5.9 Положения следует признать недействующими в той мере, в какой они не предусматривают выплату ежемесячной денежной компенсации за истекший месяц в случае предварительной оплаты коммунальных услуг за данный месяц.

Административный истец просил признать недействующими пункты 5.2-5.5 Положения в той мере, в какой они не предусматривают конечную дату выплаты ежемесячной денежной компенсации относительно даты окончания месяца, за который она выплачивается.

ФИО1, будучи получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ссылаясь на наличие инвалидности <данные изъяты> группы и статуса ветерана боевых действий, полагает, что оспариваемыми нормами Положения нарушается его право на своевременное получение ежемесячной денежной компенсации, в том числе исключена возможность получения соответствующей компенсации за истекший месяц, если оплата за потребленные в этом месяце коммунальные услуги внесена предварительно. При этом ФИО1 сослался на определение судьи Белгородского районного суда Белгородской области от 19.10.2017 об отказе в принятии его административного иска на основании пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ ввиду ненаступления срока выплаты ежемесячной денежной компенсации за август 2017 (данное определение отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда от 12.12.2017), а также на решение Белгородского районного суда Белгородской области от 08.12.2017 (по делу № 2 -2250/2017) об отказе в удовлетворении иска ФИО1 к управлению социальной защиты населения администрации Белгородского района, комитету финансов и бюджетной политики администрации Белгородского района о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которое содержит ссылку суда на то, что истец не оплачивал коммунальные услуги в январе и феврале 2017 года, следовательно, ответчик правомерно не рассчитал ежемесячную денежную компенсацию за указанные месяцы.

В судебном заседании административный истец поддержал уточненные требования, полагал, что оспариваемые пункты Положения препятствуют защите его нарушенного права на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, принимая во внимание вышеуказанные судебные постановления.

Представитель Правительства Белгородской области в письменных возражениях на административный иск указал, что оспариваемое в части Положение принято в рамках предоставленных правительству области полномочий, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора Бригадиной В.Ю., полагавшей незаконными и необоснованными административные исковые требования, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.

Как следует из преамбулы Положения, оно регулирует процедуру обращения за ежемесячной денежной компенсацией отдельных категорий граждан, имеющих право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, рассмотрения этих обращений органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов (далее - орган социальной защиты населения), определяет перечень документов, необходимых для назначения и выплаты денежной компенсации в соответствии с действующими федеральными и областными законодательными актами, порядок установления и организации доставки ежемесячной денежной компенсации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право ФИО1 на оспаривание вышеуказанных пунктов Положения основано на том, что он как получатель ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, имея статус инвалида второй группы, является субъектом отношений, регулируемых данным Положением, и оспариваемый в части нормативный правовой акт применен к нему, что подтверждается вышеуказанными судебными постановлениями.

Давая правовую оценку оспариваемым пунктам Положения, следует исходить из их содержания в нормативном единстве с другими правовыми предписаниями Положения, регламентирующими деятельность управомоченных органов по оформлению и предоставлению мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также исходить из места оспариваемого нормативного правового акта в системе законодательства РФ и Белгородской области о предоставлении мер социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

Пунктом «ж» части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

В силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Федеральными законами соответствующие меры социальной поддержки установлены для таких категорий граждан, как инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ветеранов, инвалидов войны, ветеранов боевых действий и др. (части 13 - 15 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»; пункт 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подпункт 4 пункта 1 статьи 13, подпункт 8 пункта 1 статьи 14, подпункт 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»). Соответствующие разъяснения содержатся в пунктах 42, 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в преамбуле которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 названного Федерального закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Федеральный законодатель, предоставляя инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льготу в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, одновременно передал полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1 - 2, 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Такая форма в виде ежемесячной денежной компенсации установлена в части 1 статьи 1 Закона Белгородской области от 10.05.2006 № 40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан», а также в Положении, оспариваемом в части по настоящему делу.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи (часть 11 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Что касается полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», то данные полномочия Российская Федерация также передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации согласно части 1 статьи 23.2 данного Федерального закона.

Законодательством Белгородской области о предоставлении мер социальной защиты регулируются отношения, связанные с предоставлением мер социальной защиты отдельным категориям граждан, в том числе определяются категории граждан, которым предоставляются меры социальной защиты, устанавливаются формы и содержание указанных мер социальной защиты, а также порядок и особенности их предоставления (статья 2 Социального кодекса Белгородской области (принят Белгородской областной Думой 09.12.2004).

В силу части 1 статьи 3 Социального кодекса Белгородской области законодательство Белгородской области о предоставлении мер социальной защиты состоит из настоящего Кодекса и иных законов Белгородской области, постановлений губернатора Белгородской области и правительства Белгородской области, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Белгородской области.

Исходя из положений статьи 53, пункта 1 части 1 статьи 54 Социального кодекса Белгородской области, граждане, являющиеся ветеранами боевых действий в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», военнослужащие, проходившие военную службу в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в Российской Федерации, а также проходившие военную службу в Чеченской Республике с января 1997 года по июль 1999 года имеют право на предоставление мер социальной защиты в форме ежемесячной денежной компенсации в размере 50 процентов от платы за коммунальные услуги в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.

Социальным кодексом Белгородской области в соответствии с федеральным законодательством определены и иные категории лиц, которым предоставляется вышеуказанная мера социальной поддержки.

Законом Белгородской области от 10.05.2006 № 40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» (часть 1 статьи 1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки, в форме ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, лицам, обладающим правом на предоставление этих мер социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», а также Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1).

Социальный кодекс Белгородской области в пункте 1 статьи 9 предусматривает, что меры социальной защиты, установленные настоящим Кодексом, предоставляются в форме мер социальной поддержки.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Социального кодекса Белгородской области (п. 5 введен законом Белгородской области от 04.12.2007 № 174) ежемесячные денежные компенсации относятся к мерам социальной поддержки и являются одной из форм предоставления мер социальной защиты.

В силу части 2 статьи 10 Социального кодекса Белгородской области, порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Кодексом, определяется правительством Белгородской области.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Социального кодекса Белгородской области законы Белгородской области, постановления губернатора Белгородской области и правительства Белгородской области, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления не могут противоречить настоящему Кодексу.

Согласно преамбуле постановления правительства Белгородской области от 28.04.2008 № 90-пп, Положение утверждено во исполнение закона Белгородской области от 4 декабря 2007 года № 174 «О внесении изменений в Социальный кодекс Белгородской области и в статью 1 закона Белгородской области «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» в части перехода на выплату ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области.

В соответствии со статьями 35, 36, 37, 44 Устава Белгородской области Правительство Белгородской области является высшим коллегиальным органом исполнительной власти Белгородской области, обеспечивающим исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Белгородской области, законов Белгородской области и иных правовых актов органов государственной власти Белгородской области на территории Белгородской области. Согласно статье 42 Устава Белгородской области Правительство Белгородской области осуществляет нормативное регулирование общественных отношений.

Решения по вопросам осуществления своих полномочий принимаются Правительством Белгородской области на его заседаниях в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Белгородской области; Правительство Белгородской области возглавляет Губернатор Белгородской области. Губернатор Белгородской области председательствует на заседаниях Правительства Белгородской области, подписывает акты Правительства Белгородской области (статья 36 Устава Белгородской области).

При осуществлении нормативного регулирования общественных отношений Правительство Белгородской области принимает постановления (часть 1 статьи 44 Устава Белгородской области).

Согласно части 3 статьи 44 Устава Белгородской области постановления Правительства Белгородской области подлежат официальному опубликованию и вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Постановления Правительства Белгородской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Согласно Регламенту правительства Белгородской области, утвержденному постановлением правительства Белгородской области от 12.03.2004 № I-пп, решение правительства Белгородской области подлежит принятию на заседании, которое считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов правительства, решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа присутствующих членов правительства, оформляется постановлением по вопросу установления общеобязательных правил, рассчитанных на неоднократное применение, подлежит подписанию и опубликованию губернатором области (пункты 1.4-1.13).

В силу статьи 2 Закона Белгородской области от 31.12.2003 № 112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» газета «Белгородские известия» относится к источникам официального опубликования постановлений и распоряжений высшего исполнительного органа государственной власти Белгородской области, а также иных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Белгородской области.

Постановление об утверждении Положения (оспариваемого в части) принято правительством Белгородской области большинством голосов на заседании, проведенном 20.04.2008 в правомочном составе (не менее половины от общего числа членов правительства, а именно, присутствовало 10 из 10 членов правительства), подписано губернатором области и опубликовано вместе с Положением и Порядком в официальном печатном издании – областной общественно-политической газете «Белгородские известия», 21.05.2008 № 78-79. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания правительства Белгородской области от 28.04.2008 № 16, а также приложением к данному протоколу, содержащим Перечень постановлений, принятых правительством области 28.04.2008. Аналогичные порядок, процедура принятия, опубликования и вступления в силу постановлений соблюдены в отношении постановлений правительства Белгородской области, которыми созданы актуальные редакции оспариваемых пунктов 4.9, 5.3, 5.4, 5.9.

Таким образом, Положение (оспариваемое в части) утверждено уполномоченным органом с соблюдением порядка, процедуры его принятия, опубликования и вступления в силу, что не оспаривалось участвующими в деле лицами.

Согласно пункту 4.7 Положения, компенсация назначается с момента наступления права на ее назначение и на срок установления льготного статуса, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца, в котором гражданин приобрел это право. При обращении за компенсацией по истечении шести месяцев компенсация назначается за прошлое время, но не более чем за шесть месяцев с момента обращения гражданина с документами, указанными в пункте 4.1 настоящего Положения. В случае регистрации граждан по месту пребывания, предусмотренном пунктом 1.3 настоящего Положения, компенсация назначается на период регистрации при представлении документа о прекращении мер социальной поддержки по месту жительства.

В соответствии с пунктом 4.6 Положения решение о назначении или отказе в назначении компенсации принимается органом социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней со дня регистрации необходимых документов, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 3.

Пункт 5.1 предусматривает, что выплата компенсации органами социальной защиты населения осуществляется в соответствии с пунктом 4.9 настоящего Положения.

Оспариваемый административным истцом пункт 4.9 Положения определяет критерии и составляющие размера компенсации, причем указано, что размер такой компенсации определяется в соответствии с действующим законодательством для каждой льготной категории граждан. В данном оспариваемом пункте выделены следующие составляющие расчета компенсации: общая площадь жилого помещения (в коммунальных квартирах - занимаемая жилая площадь), отапливаемая площадь (для услуг газоснабжения и отопления) и объем фактически потребленных и оплаченных жилищно-коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых на основании действующего законодательства для отдельных льготных категорий граждан, и без учета разовых услуг, предоставляемых по мере необходимости (твердое топливо, бытовой газ в баллонах).

Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ). Таким образом, расчет данной компенсации основан на расчете платы за жилое помещение и коммунальных услуг, то есть включает в себя те же составляющие расчета.

Указанные в пункте 4.9 Положения составляющие расчета компенсации соответствуют понятиям, которые используются в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу, для расчета платы за жилое помещение и коммунальных ресурсы: Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Оспариваемый пункт по своей юридико-технической конструкции не исключает применение к расчету размера компенсации всех положений действующего законодательства, что обеспечивает законность расчета размера компенсации.

Из буквального содержания оспариваемых норм не усматривается, что предоставление меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг обусловлено фактическим внесением денежных средств в конкретном месяце. Положение не исключает выплату ежемесячной денежной компенсации и в случае предварительной оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги. Возможность осуществления предварительной оплаты коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов предусмотрена подпунктом «г» пункта 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 № 354.

Условие о том, что размер ежемесячной денежной компенсации определяется исходя из объема фактически оплаченных жилищно-коммунальных услуг, основано на положениях части 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Ежемесячные денежные компенсации своим наименованием определяют периодичность и предельный срок их выплаты – «ежемесячно».

В оспариваемом нормативном правовом акте речь идет о ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Понятие сроков урегулировано гражданским законодательством, о возможности применения которого к сроку внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги разъяснено в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

В силу статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определяться истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 № 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарный месяц - это период времени продолжительностью от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня. Календарный месяц имеет наименование и порядковый номер в календарном году.

Понятие «ежемесячно» используется в законодательстве для определения срока периодических платежей и не вызывает неопределенности в применении. Например, в статье 81 Семейного кодекса Российской Федерации указано о том, что при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно.

Период времени «ежемесячно» с учетом положений статьи 191 и части 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации означает период времени, соответствующий календарному месяцу и срок этого периода истекает каждый месяц в последний календарный день этого месяца (части 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что по своей сути ежемесячная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производна от данной оплаты, то срок выплаты компенсации обусловлен сроком внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренным частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, и расчетным периодом для оплаты коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 37 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Соответственно, ежемесячная денежная компенсация подлежит выплате каждый календарный месяц до его истечения, что находится в пределах срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, который определен в части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, срок выплаты ежемесячной денежной компенсации установлен в Социальном кодексе Белгородской области, Законе Белгородской области от 10.05.2006 № 40 «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по организации предоставления и предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» путем указания на истечение периода времени, который исчисляется месяцем, и определением периодичности (каждый календарный месяц). Этот же срок выплаты/получения денежной компенсации «ежемесячно» указан и в Положении, пункт 1.1 которого подтверждает право определенной категории лиц на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В связи с чем суд полагает, что предельный срок выплаты ежемесячной денежной компенсации определен в нормативных правовых актах, имеющих большую юридическую силу по сравнению с оспариваемым актом, и воспроизведен в Положении, а соответственно, нет оснований считать такой срок не установленным. Иное означало бы допущение возможности установления срока выплаты ежемесячной денежной компенсации в любую дату по истечении месяца, за который произведена оплата жилого помещения и коммунальных услуг, что не соответствует природе компенсации расходов по соответствующей оплате.

Из анализа норм Положения, содержащихся в разделе 5 «Регламент технологического процесса организации выплаты ежемесячных денежных компенсаций», в их нормативном единстве следует, что закрепленные в них сроки совершения действий позволяют осуществлять выплату ежемесячной денежной компенсации в каждом календарном месяце до истечения последнего. Так, согласно пункту 5.4 Положения департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области не позднее 23-го числа текущего месяца осуществляет перечисление субвенций бюджетам муниципальных образований области на авансирование компенсации и затрат на ее доставку на следующий месяц согласно Порядку финансирования расходов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденному в пункте 2 постановления правительства Белгородской области от 28.04.2008 № 90-пп; и не позднее 7-го числа текущего месяца осуществляет перечисление субвенций бюджетам муниципальных образований области на окончательное финансирование компенсации и затрат на ее доставку в текущем месяце согласно названному Порядку.

Согласно пункту 5.5 Положения орган социальной защиты населения в трехдневный срок после поступления денежных средств передает сформированные выплатные документы в кредитные организации и предприятия ФГУП «Почта России», с которыми заключены соглашения на зачисления и доставку получателям компенсации.

Таким образом, регламентированный Положением технологический процесс организации выплаты ежемесячных денежных компенсаций предусматривает полное исполнение обязательств соответствующими органами, обладающими публичными полномочиями, по перечислению денежных средств для зачисления и доставки этих средств получателям компенсации до истечения 10 дней текущего месяца, что соответствует исполнению обязанности по выплате денежной компенсации ежемесячно, причем в текущем месяце.

В силу пункта 4.1 Порядка финансирования расходов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 28.04.2008 № 90-пп,- субвенции, направляемые из областного и федерального бюджетов на предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, перечисляются бюджетам муниципальных образований области два раза в месяц согласно заявке на авансирование и сводной окончательной заявке на финансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, направляемой управлением социальной защиты населения Белгородской области в департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области, в разрезе муниципальных образований области, источников финансирования, законодательных актов на бумажном носителе и в электронном виде.

Таким образом, Положение обеспечивает выплату ежемесячной денежной компенсации на оплату в текущем месяце (за жилое помещение и коммунальные услуги) в этом же месяце за счет авансового финансирования данной меры социальной поддержки, то есть за счет перечисления соответствующих финансовых средств в текущем месяце авансом для выплаты компенсации в следующем месяце. Сводная прогнозная заявка на авансирование компенсации и затрат на ее доставку на следующий месяц направляется управлением социальной защиты населения Белгородской области ежемесячно (до 18-го числа текущего месяца) в департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области (пункт 5.3 Положения).

Корректировка заявленных и фактически выплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации осуществляется при формировании окончательной заявки (реестра) на финансирование в следующем месяце (согласно пункту 5.6 Положения). При этом, сводная окончательная заявка на финансирование компенсации и затрат на ее доставку на текущий месяц направляется управлением социальной защиты населения Белгородской области ежемесячно (до 3-го числа текущего месяца) в департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области (пункт 5.3 Положения).

Несоблюдение сроков совершения действий по перечислению средств для выплаты ежемесячной денежной компенсации не исключает обязанность соответствующего органа социальной защиты по своевременной выплате ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги конкретному получателю данной компенсации.

Согласно абзацу 2 статьи 4.22 Положения компенсация, не полученная гражданином своевременно по вине органа социальной защиты населения, выплачивается за прошлое время в соответствии с законодательством.

Учитывая, что срок выплаты компенсации за жилое помещение и коммунальные услуги установлен понятием «ежемесячно», нет оснований для признания оспариваемых норм Положения недействующими в той мере, в какой они не предусматривают предельный срок выплаты (получения) ежемесячной денежной компенсации. Иной подход означал бы возможность установления Правительством Белгородской области по своему усмотрению предельного срока выплаты денежной компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги по истечении календарного месяца, за который производится оплата за жилое помещение и коммунальные услуги, с чем согласиться нельзя. Тот факт, что Правительство Белгородской области не раскрыло толкование понятия «ежемесячная» выплата с точки зрения указания последней календарной даты осуществления такой выплаты в каждом месяце, - не препятствует правильному исчислению срока выплаты компенсации с учетом действия и применения норм Положения, а также Социального кодекса Белгородской области и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Установление срока выплаты компенсации по истечении оплачиваемого гражданином месяца означало бы неполучение меры социальной поддержки.

Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием этого Федерального закона нормативных правовых актов должно быть выполнено условие о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, не могут быть ухудшены условия предоставления таких льгот и выплат (часть 2 статьи 153 того же Федерального закона).

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействующими оспариваемых пунктов Положения, поскольку они приняты и введены в действие уполномоченным органом государственной власти с соблюдением установленного законодательством порядка, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административного истца о нарушениях срока выплаты ежемесячной денежной компенсации или о невыплате компенсации по мотиву предварительной оплаты коммунальных услуг, а не в текущем месяце, а также о толковании Положения в конкретном судебном постановлении, - не свидетельствуют о незаконности оспариваемых норм.

Суд также не усматривает противоречия между оспариваемыми нормами Положения и заявленными административным истцом нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Наоборот, оспариваемые пункты Положения обеспечивают реализацию меры социальной поддержки ветеранов боевых действий и инвалидов, заключающейся в компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, и закрепленной пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», статьей 54 Социального кодекса Белгородской области, а также статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ, на соответствие которым ФИО1 также просил проверить оспариваемые пункты Положения, предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов. В связи с чем часть 1 статьи 218 КАС РФ, не регулируя материальные правоотношения, очевидно не имеет отношения к Положению.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В силу части 11 статьи 11, пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный в части нормативный правовой акт (в газете «Белгородские известия»).

Вопросы оценки фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного спора с участием ФИО1 по взысканию невыплаченных сумм компенсации, а также проверки правильности применения оспариваемых норм Положения судами при рассмотрении такого спора не подлежат разрешению в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Проверка законности судебных постановлений, в том числе с точки зрения правильности применения норм материального права, не входит в предмет исследования и оценки суда по данному делу и может быть осуществлена в установленных процессуальным законодательством процедурах обжалования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании недействующими пунктов 4.9, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.9 Положения о порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 28.04.2008 № 90-пп.

Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании, в котором было опубликовано Положение о порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Белгородской области, с применением системы персонифицированных социальных счетов, утвержденное постановлением правительства Белгородской области от 28.04.2008 № 90-пп.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Белгородский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья О.В. Борисова

Решение в окончательной форме принято 26 февраля 2018 года.