ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-241/19 от 19.07.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–241/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ставрополь 19 июля 2019 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Забурунновой О.А.,

с участием представителя административного истца – Министерства юстиции Российской Федерации - Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю – Резвовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Главного управления Министерства Юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю к Межрегиональной социально–ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» о ликвидации общественного объединения,

установил :

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее Главное управление) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к Межрегиональной социально–ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» (далее Организация) о ликвидации общественного объединения, ссылаясь на то, что распоряжением Главного управления от 20 апреля 2011 года № … зарегистрирована Межрегиональная социально–ориентированная общественная организация содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия».

29 апреля 2011 года Организации присвоен государственный регистрационный номер - …. Место нахождения организации : Ставропольский край, город Пятигорск, улица … Организация действует на основании Устава. Лицо, имеющее право по доверенности действовать от имени организации : председатель правления – … С.И.

Главным управлением Министерства юстиции по Ставропольскому краю на основании требования прокуратуры Ставропольского края в период с 15 ноября 2018 года по 12 декабря 2018 года проведена внеплановая документарная проверка с целью контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, ее уставным целям.

В ходе проверки административным истцом выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и Устава Организации, в том числе грубые нарушения законодательства Российской Федерации, отраженные в акте проверки № … от 12 декабря 2018 года, а именно :

в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон № 82-ФЗ) и статьи 609 Гражданского Кодекса Российской Федерации Организацией не представлены документы, подтверждающие правомочность ее нахождения по адресу : 357500, Ставропольский край, город Пятигорск, улица …;

в нарушение статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, пункта 5.6 Устава не соблюдалась периодичность заседаний Правления Организации;

в нарушение статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ пункт 4.2 Устав Организации не содержит полного перечня прав членов Организации, предусмотренныхстатьей 65.2Гражданского кодекса Российской Федерации истатьей 6 Федерального закона № 82-ФЗ;

в нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона № 82-ФЗ и пункта 3.1 Устава принимаемые на заседаниях руководящих органов решения не относятся к компетенции Правления Организации, предусмотренной п. 5.8 Устава и в целом к целям создания Организации (п. 2.1 Устава);

в нарушение статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 года № 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» Организация использует чины (войсковой старшина, есаул), установленные для членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

в нарушение требований статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации протоколы Организации не содержат результатов голосования по каждому вопросу повестки дня в протоколах Правления, отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, не указано время проведения собрания;

в нарушение статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и п. 5.9 Устава на расширенном заседании Правления 24 декабря 2016 года в голосовании по вопросам повестки дня принимали участие приглашенные, не являющиеся членами правления;

в нарушении пункта 4 части 1 статьи 20, статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и п. 5.1 Устава в Организации имеются протоколы Совета атаманов, который не предусмотрен Уставом, отсутствует компетенция и порядок формирования данного органа, а также срок его полномочий;

в нарушение статей 20 и 24 Федерального закона № 82-ФЗ Организация использует изображение сходное до степени смешения с Государственным гербом Российской Федерации, описание символики не содержится в Уставе;

в нарушение статей 123.5, 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ Устав Организации не содержит полного перечня вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа – Съезда, в Уставе не предусмотрены компетенция и порядок формирования, сроки полномочий заместителя председателя и правления;

в нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организацией не представлены сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности Организации;

в нарушение требований статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организацией представлен не полный перечень документов для проведения проверки, указанный в распоряжении о проведении проверки от 31 октября 2018 года № …, не направлены письменные пояснения с указанием причин отсутствия запрашиваемых материалов :

- протоколы заседаний Правления за 2017 год,

- приказы и распоряжения председателя Правления, изданные в проверяемом периоде,

- протоколы Ревизионной комиссии,

- сведения о членах, состоящих на учете в Организации; документы по учету членов Организации (в том числе в структурных подразделениях),

- сведения о структурных подразделениях (региональных и местных отделений, входящих в состав Организации) с указанием их полного наименования, местонахождения, ФИО их руководителей, контактных телефонов; решения органов структурных подразделений Организации, входящих в ее состав (региональных и местных отделений Организации - протоколы, положения, справки и др.),

- сведения о финансово-хозяйственной деятельности Организации за проверяемый период,

- сведения о мероприятиях, проводимых Организацией и ее региональными и местными отделениями, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей;

- в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 23 и 289 Налогового кодекса Российской Федерации Организация с даты постановки на учет – 24 апреля 2011 года) не ведет финансово-хозяйственную деятельность, налоговую и бухгалтерскую отчетность не представила, открытых банковских счетов не имеет; в установленные налоговым законодательством сроки (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года) не исполняет обязанность по представлению в налоговый орган по месту нахождения организации годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, в ходе анализа информации Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо - Кавказскому федеральному округу от 12 ноября 2018 года № … установлено, что Организация не предоставляла годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2015-2017 годы.

В ходе проведенной проверки также выявлены нарушения положений устава Организации, что является нарушением статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, поскольку общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его Уставом :

- на заседаниях Правления от 24 декабря 2016 года и от 13 октября 2018 года заслушивался отчет председателя Правления о проделанной работе, что является нарушением пункта 5.4 Устава, т.к. заслушивание и утверждение отчетов Правления относится к исключительной компетенции высшего органа управления Организации - Съезда;

- при анализе представленных на проверку протоколов заседаний Правления установлено использование Организацией наименований должностей, не предусмотренных Уставом Организации : атаман, товарищ атамана, войсковой старшина;

- в соответствии с пунктом 5.9 Устава решения Правления принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Правления, на расширенном заседании правления от 24 декабря 2016 года в голосовании по вопросам повестки дня принимали участие приглашенные, не являющиеся членами Правления.

В ходе проведенной проверки выявлены противоречивые сведения в представленных документах и ежегодной отчетности, представляемой в Главное управление, в части поименного состава членов Правления и ревизионной комиссии.

По результатам проверки в отношении Организации вынесено предупреждение от 12 декабря 2018 года за № …, установлен срок устранения нарушений - до 21 января 2019 года.

В установленный в предупреждении срок вышеуказанные нарушения устранены не были.

22 января 2019 года специалистом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в отношении Межрегиональной социально–ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» составлен протокол № … об административном правонарушении, предусмотренном частью … статьи … Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 города Пятигорска от 19 февраля 2019 года Организация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного указанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере … рублей. До настоящего времени административный штраф не уплачен.

6 февраля 2019 года Главным управлением в отношении Организации вынесено повторное предупреждение № … и установлен срок для устранения нарушений законодательства Российской Федерации - до 20 марта 2019 года.

В установленный в предупреждении срок вышеуказанные нарушения не устранены.

По мнению административного истца, вышеперечисленные нарушения законодательства Российской Федерации, выявленные в ходе проверки Организации, относятся к грубым нарушениям, что является основанием для ликвидации общественного объединения.

В судебное заседание руководитель Межрегиональной социально–ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» Попов С.И. не явился.

Частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что судебное извещение, адресованное организации, направляется по месту ее нахождения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.

Согласно сведениям об Организации, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 29 апреля 2011 года и содержащимся в нем по настоящее время, ее адресом (местом нахождения) является адрес : 357500, Ставропольский край, город Пятигорск, улица …, по которому с общественным объединением может быть осуществлена связь. Аналогичный адрес указан руководителем Организации в сообщении о продолжении деятельности общественной организации (л.д. 107).

Судебные извещения о времени и месте рассмотрения данного административного дела дважды направлялись по указанному адресу, однако были возвращены в связи с истечением срока хранения.

В соответствии с положениями статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Кроме того, судебное извещение, административный иск и весь пакет документов, приложенных к нему, направлялись судом по месту жительства руководителя Организации Попова С.И. : город Ставрополь, пр. … кв. …, однако данная документация возвращена в суд в связи с истечением срока хранения.

Заинтересованное лицо – инспекция ФНС России по городу Пятигорску Ставропольского края в судебное заседание не явилось, в письменном заявлении ходатайствовало о рассмотрении настоящего административного дела в отсутствие представителя.

С учетом изложенного, а также того, что административному ответчику судебные извещения направлялись с соблюдением положений части 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с часть 4 статьи 263 данного Кодекса, суд, с учетом мнения лица, участвующего в деле, считает возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель административного истца - Резвова Е.А. поддержала заявленные требования в полном объеме, указала, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Исследовав материалы административного дела, заслушав представителя административного истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», который в статье 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе, соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в течение трех дней с момента таких изменений.

Согласно пункту 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 данной статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

В силу подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В силу статьи 8 Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Согласно пункта 1, подпунктам 1, 2, 4 пункта 4 статьи 181.2, пункту 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов. Решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

Согласно части 1 статьи 26 и абзацу третьему части первой, части третьей статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ, общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Как следует из материалов дела, распоряжением Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю от 20 апреля 2011 года № … зарегистрировано Межрайонная социально-ориентированная общественная организация содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» (учетный номер …) (л.д. 43).

29 апреля 2011 года присвоен основной государственный регистрационный номер … и в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о вновь созданном юридическом лице. Место нахождения организации : Ставропольский край, город Пятигорск, улица …. Организация действует на основании Устава Общественной организации. Лицо, имеющее право по доверенности действовать от имени организации : председатель Правления … С.И. (л.д. 20-25).

30 января 2018 года в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю поступило сообщение из прокуратуры Ставропольского края с требованием проведения внеплановой проверки соблюдения действующего законодательства Межрайонная социально-ориентированная общественной организацией содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» (л.д. 44).

Распоряжением от 31 октября 2018 года № … в отношении Межрайонной социально-ориентированной общественной организация содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» назначена внеплановая документарная проверка (л.д. 45-48).

Уведомление о проведении указанной проверки от 1 ноября 2018 года направлено в адрес руководителя Межрайонной социально-ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» по адресу регистрации общественного объединения и 2 ноября 2018 года на домашний адрес руководителя Организации … С.И. в городе Ставрополе. Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 28 декабря 2018 года уведомления по двум адресам возвращены отправителю в связи с неудачными попытками вручения (л.д. 49-57).

По результатам проведенной Главным управлением внеплановой проверки 12 декабря 2018 года составлен Акт за № … (л.д. 110-123), согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, а именно :

в нарушение требований статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон № 82-ФЗ) и статьи 609 Гражданского Кодекса Российской Федерации Организацией не представлены документы, подтверждающие правомочность ее нахождения по адресу : 357500, Ставропольский край, город Пятигорск, улица …;

в нарушение статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, пункта 5.6 Устава нарушена периодичность заседания Правления Организации;

в нарушение статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ пункт 4.2 Устава не содержит полного перечня прав членов Организации, предусмотренныхстатьей 65.2Гражданского кодекса Российской Федерации истатьей 6 Федерального закона № 82-ФЗ;

в нарушение части 3 статьи 14 Федерального закона № 82-ФЗ и пункта 3.1 Устава принимаемые на заседаниях руководящих органов решения не относятся к компетенции Правления Организации, предусмотренной п. 5.8 Устава и в целом к целям создания Организации (п. 2.1 Устава);

в нарушение статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 года № 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации» Организация использует чины (войсковой старшина, есаул), установленные для членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

в нарушение требований статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации протоколы Организации не содержат результатов голосования по каждому вопросу повестки дня в протоколах Правления, отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, не указано время проведения собрания;

в нарушение статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и п. 5.9 Устава на расширенном заседании Правления 24 декабря 2016 года в голосовании по вопросам повестки дня принимали участие приглашенные, не являющиеся членами правления;

в нарушении пункта 4 части 1 статьи 20, статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ и п. 5.1 Устава в Организации имеются протоколы Совета атаманов, который не предусмотрен Уставом, отсутствует компетенция и порядок формирования данного органа, а также срок его полномочий;

в нарушение статей 20 и 24 Федерального закона № 82-ФЗ Организация использует изображение сходное до степени смешения с Государственным гербом Российской Федерации, описание символики не содержится в Уставе;

в нарушение статей 123.5, 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ Устав Организации не содержит полного перечня вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа – Съезда, в Уставе не предусмотрены компетенция и порядок формирования, сроки полномочий заместителя председателя и правления;

в нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организация не представила сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности Организации;

в нарушение требований статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организацией представлен не полный перечень документов для проведения проверки, указанный в распоряжении о проведении проверки от 31 октября 2018 года № …, не направлены письменные пояснения с указанием причин отсутствия запрашиваемых материалов:

- протоколы заседаний Правления за 2017 год,

- приказы и распоряжения председателя Правления, изданные в проверяемом периоде,

- протоколы Ревизионной комиссии,

- сведения о членах, состоящих на учете в Организации; документы по учету членов Организации (в том числе в структурных подразделениях),

- сведения о структурных подразделениях (региональных и местных отделений, входящих в состав Организации) с указанием их полного наименования, местонахождения, ФИО их руководителей, контактных телефонов; решения органов структурных подразделений Организации, входящих в ее состав (региональных и местных отделений Организации - протоколы, положения, справки и др.),

- сведения о финансово-хозяйственной деятельности Организации за проверяемый период,

- сведения о мероприятиях, проводимых Организацией и ее региональными и местными отделениями, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей;

в нарушение подпункта 5 пункта 1 статьи 23 и 289 Налогового кодекса Российской Федерации Организация с даты постановки на учет – 24 апреля 2011 года не ведет финансово-хозяйственную деятельность, налоговую и бухгалтерскую отчетность не представляет, открытых банковских счетов не имеет; в установленные налоговым законодательством сроки (не позднее трех месяцев после окончания отчетного года) не исполнена обязанность по представлению в налоговый орган по месту нахождения организации годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Кроме того, в ходе анализа информации Управления Федеральной службы государственной статистики по Северо - Кавказскому федеральному округу от 12 ноября 2018 года № … установлено, что Организация не предоставила годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2015-2017 годы.

В ходе проведенной проверки также выявлены нарушения положений устава Организации, что является нарушением статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, поскольку общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его Уставом :

- на заседаниях Правления от 24 декабря 2016 года и от 13 октября 2018 года заслушивался отчет председателя Правления о проделанной работе, что является нарушением пункта 5.4 Устава, т.к. заслушивание и утверждение отчетов Правления относится к исключительной компетенции высшего органа управления Организации - Съезда;

- при анализе представленных на проверку протоколов заседаний Правления установлено использование Организацией наименований должностей, не предусмотренных Уставом Организации : атаман, товарищ атамана, войсковой старшина;

- в соответствии с пунктом 5.9 Устава решения Правления принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов Правления, на расширенном заседании правления от 24 декабря 2016 года в голосовании по вопросам повестки дня принимали участие приглашенные, не являющиеся членами Правления.

В ходе проведенной проверки выявлены противоречивые сведения в представленных документах и ежегодной отчетности, представляемой в Главное управление, в части поименного состава членов Правления и ревизионной комиссии.

По результатам проверки в отношении Организации вынесено предупреждение от 12 декабря 2018 года об устранении выявленных нарушений, установлен срок устранения нарушений - до 21 января 2019 года. Данное предупреждение направлено по вышеуказанным адресам по месту нахождения Организации и домашнему адресу руководителя, однако было возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения. В установленный в предписании срок вышеуказанные нарушения устранены не были.

22 января 2019 года главным специалистом-экспертом отдела по делам некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю в отношении Межрайонной социально-ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» составлен протокол № … об административном правонарушении, предусмотренном частью … статьи … Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 города Пятигорска от 19 февраля 2019 года Организация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного указанной нормой Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере … рублей. До настоящего времени постановление судьи не обжаловано, не отменено в установленном законом порядке, административный штраф не уплачен.

6 февраля 2019 года Главным управлением в отношении Организации вынесено повторное предупреждение об устранении нарушений, выявленных по результатам внеплановой проверки, установлен срок устранения нарушений – до 20 марта 2019 года. Данное предупреждение направленное с уведомлением по двум адресам : по месту нахождения Организации, указанному в ЕГРЮЛ и месту жительства председателя Правления Организации, однако возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения. В установленный в предписании срок вышеуказанные нарушения не устранены.

Доказательств с достоверностью свидетельствующих об устранении нарушений, перечисленных в акте проверки в установленные сроки, материалы дела не содержат и административным ответчиком не представлены. Каких-либо попыток для устранения выявленных нарушений предпринято не было.

Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также учитывая, что Межрегиональной социально–ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» не предпринимается попыток устранить выявленные нарушения, административный истец обоснованно вынес в адрес организации предупреждения и установил разумный срок для устранения выявленных недостатков.

Судом установлено, что Межрегиональной социально–ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие правомочность местонахождения Организации по адресу : 357500, Ставропольский край, город Пятигорск, улица ….

Так в материалах учетного дела Организации имеется письмо директора ООО «Электромонтажное управление № 3» А.В. от 18 апреля 2016 года № …, которое подтверждает, что Организации в безвозмездную аренду предоставлено помещение по адресу : город Пятигорск, улица …. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 31 октября 2016 года ООО «Электромонтажное управление № 3» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

Кроме того, по результатам проведенной прокуратурой города Пятигорска 25 июля 2016 года проверки деятельности Организации с выездом по месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, установлен факт отсутствия Организации по указанному адресу.

Правлениеявляется постоянно действующим руководящим органом Организации, которое избирается на Съезде сроком на 4 года, заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в 6 месяцев. В проверяемом периоде заседания Правления проводились не периодично : 7 мая 2016 года № 1, 8 июня 2016 года № 2, 4 ноября 2016 года № 3, 24 декабря 2016 года № 4, 13 октября 2018 года № 3.

Ревизионная комиссия (ревизор) является контрольно-ревизионным органом, избирается на Съезде сроком на 2 года. Для проведения проверки протоколы заседаний ревизионной комиссии не представлены.

Состав Правления и ревизионной комиссии не избирался на новый срок, несмотря на то, что сроки полномочий Правления истекли 19 мая 2017 года, срок полномочий Ревизионной комиссии истек 10 апреля 2018 года.

В заседаниях Правления принимали участие и голосовали по вопросам повестки дня лица, не избранные на Съезде в состав Правления.

Устав Межрегиональной социально–ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» не содержит полного перечня прав членов Организации.

Принимаемых на заседаниях руководящих органов решения противоречат положениям устава Организации и законодательству Российской Федерации. 8 июня 2016 года проведено выездное заседание Правления Организации в местном отделении Организации с. … (протокол № …), на заседании которого рассмотрен вопрос о признании работы Степновского хуторского казачьего общества удовлетворительной, что не относится к компетенции Правления Организации, предусмотренной п. 5.8 Устава, и в целом к целям создания Организации (п. 2.1 Устава). Кроме того, в соответствии с п. 3. 1 Устава, членами организации могут быть юридические лица - только общественные объединения.

Казачье общество, являясь самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, не относится к видам общественных объединений, которое обладает в соответствии с положениями Федерального закона «О государственной службе Российского казачества» спецификой создания и деятельности.

Организацией используются чины (войсковой старшина, есаул), установленные для членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, что является нарушением положений Устава, Федерального закона № 82-ФЗ и Указа Президента Российской Федерации от 9 февраля 2010 года № 171 «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации».

Представленные для проверки протоколы заседаний Правления не содержат результатов голосования по каждому вопросу повестки дня в протоколах Правления, отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, не указано время проведения собрания. На расширенном заседании Правления от 24 декабря 2016 года в голосовании по вопросам повестки дня принимали участие приглашенные, не являющиеся членами правления.

Организацией представлены протоколы Совета атаманов Организации от 23 июля 2016 года № 2 и от 25 февраля 2017 года № 5. Однако Уставом Организации такой орган не предусмотрен, отсутствует компетенция и порядок формирования данного органа, а также срок его полномочий.

При анализе символики, используемой Организацией, установлено, что Организация использует изображение сходное до степени смешения с Государственным гербом Российской Федерации, описание символики не содержится в Уставе.

Судом также установлено, что Организация не представила сведения о ежегодном опубликовании отчета о деятельности Организации, документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества не составлялись, что свидетельствует об отсутствии прозрачности и публичности деятельности организации, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства.

Организацией представлен не полный перечень документов для проведения проверки, указанных в распоряжении о проведении проверки, не направлены письменные пояснения с указанием причин отсутствия запрашиваемых материалов, а именно : протоколов заседания Правления за 2017 год, приказов и распоряжений председателя Правления, изданные в проверяемом периоде, протоколы Ревизионной комиссии, сведения о членах, состоящих на учете в Организации; документы по учету членов Организации (в том числе в структурных подразделениях), сведения о структурных подразделениях (региональных и местных отделений, входящих в состав Организации) с указанием их полного наименования, местонахождения. Ф.И.О. их руководителей, контактных телефонов; решения органов структурных подразделений Организации, входящих в ее состав (региональных и местных отделений Организации - протоколы, положения, справки и др.), сведения о финансово-хозяйственной деятельности Организации за проверяемый период, сведения о мероприятиях, проводимых Организацией и ее региональными и местными отделениями, подтверждающие деятельность по выполнению уставных целей.

Материалами настоящего административного дела подтверждается, что Организация с даты постановки на учет в налоговом органе – 24 апреля 2011 года не ведет финансово-хозяйственную деятельность, налоговую и бухгалтерскую отчетность не представляет, открытых банковских счетов не имеет, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2015-2017 годы не предоставлена.

Организацией допускаются нарушения положений Устава. Так на заседаниях Правления 24 декабря 2016 года и 13 октября 2018 года заслушивался отчет председателя Правления о проделанной работе, что является нарушением пункта 5.4 Устава, в соответствии с которым заслушивание и утверждение отчетов Правления относится к исключительной компетенции высшего органа управления Организации - Съезда.

Сведения в представленных Организацией документах и ежегодной отчетности, представляемой в Главное управление, в части поименного состава членов Правления и ревизионной комиссии состав Правления не совпадает. В заседаниях Правления принимали участие и голосовали по вопросам повестки дня лица, не избранные на Съезде в состав Правления.

10 апреля 2016 года согласно протокола отчетно-выборного Съезда от 10 апреля 2016 года в состав Ревизионной комиссии Организации избраны : В.К. и С.Н.

Согласно сообщению о продолжении деятельности Организации за 2016 год, представленному в Главное управление 14 ноября 2017 года, в состав ревизионной комиссии входит 3 человека. В отчете указаны фамилии лишь двух –А.А. и В.М. Согласно сообщению о продолжении деятельности Организации за 2017 год в состав ревизионной комиссии входят : С.И., В.М. и С.В.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о допущенных Организацией грубых нарушениях порядка формирования органов управления организации, правил учета доходов и расходов, предоставлении сведений о своей деятельности и установленной законом отчетности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснил, что, поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии (пункт 26). Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Не устранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункт 27). Под систематическим осуществлением деятельности, противоречащей уставным целям объединения граждан, понимается повторяющееся более двух раз действие, совершенное вопреки указанным в уставе целям и выявленное в результате осуществления контрольно-надзорных полномочий (пункт 28). Не устранение в срок нарушений, послуживших причиной для приостановления деятельности объединения граждан, является самостоятельным основанием для его ликвидации или запрета деятельности. Такие нарушения не могут расцениваться судом как неоднократные или грубые нарушения закона либо как систематическое осуществление деятельности, противоречащей его уставным целям (пункт 29).

При изложенных обстоятельствах, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность общественных организаций, суд приходит выводу о том, что Межрегиональной социально–ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» допущены грубые нарушения действующего федерального законодательства, что в силу абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для ее ликвидации.

Поскольку вышеуказанная деятельность Межрегиональной социально–ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия», демонстрируя устойчивое пренебрежение законом, не обеспечивает финансовой прозрачности (открытости) и публичности своей деятельности, препятствует должному контролю за ее деятельностью со стороны общества и государства, чем создает угрозу публичному, общественному порядку и безопасности, режиму законности, грубо нарушает права и свободы граждан, суд приходит к выводу о необходимости ликвидации указанного общественного объединения.

В данном случае ликвидация такого общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.

При таком положении, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административного искового заявления Главного управления Министерства юстиции России по Ставропольскому краю о ликвидации Межрегиональной социально–ориентированной общественной организации содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия» и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил :

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю удовлетворить.

Ликвидировать Межрегиональную социально–ориентированную общественную организацию содействия сохранению истории и культуры казаков Южного и Северо-Кавказского федеральных округов «Кавказская казачья линия», исключив ее из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный номер …).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Задорнева Н.П.