Дело № 3а-365/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 29 апреля 2021 года
Нижегородский областной суд в составе судьи областного суда Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Ворониной О.Д., с участием представителя заинтересованного лица ФИО1 - адвоката Телегиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
Администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Нижнего Новгорода обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 23 декабря 2020 года №749/2020; об исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости установленную решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 23 декабря 2020 года №749/2020, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 1 837 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Администрация города Нижнего Новгорода обладает полномочиями распоряжения в отношении земельного участка с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Нижегородский район, Александровская слобода, за домом №55, государственная собственность на который не разграничена. На указанном участке расположен жилой дом с кадастровым номером [номер] принадлежащий на праве собственности ФИО16
27.11.2020 ФИО14 обратилась в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г.Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность без проведения торгов, на основании п.п.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, кадастровая стоимость участка была определена в размере 3 804 853 (три миллиона восемьсот четыре тысячи восемьсот пятьдесят три) рубля 70 копеек по состоянию на 01.11.2013.
23.12.2020 по заявлению ФИО14 решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости [номер], на основании Отчета об оценке от 25.09.2020 № 50-80.2020, составленного оценщиком КП Нижегородской области «НижТехИнвентаризация» ФИО5, кадастровая стоимость спорного земельного участка снижена до 1 837 000 (один миллион восемьсот тридцать семь тысяч) рублей. Отличие от рыночной стоимости составило 51,72%.
В соответствии с заявлением ФИО14 о предоставлении земельного участка в собственность, подготовлен проект договора купли-продажи Участка. 21.12.2020 указанный проект направлен заявителю для подписания и возвращен им 29.12.2020 с протоколом разногласий, в соответствии с которым ФИО1 просила рассчитать выкупную стоимость земельного участка с учетом изменений по решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Ссылаясь на положения Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263, административный истец указывает, что положительное решение Комиссии принимается при отличии рыночной стоимости от кадастровой не более, чем на 30 %. В противном случае заявление подлежит отклонению. Однако решением Комиссии установлено отличие рыночной стоимости земельного участка от его кадастровой стоимости на 51,72%, т.е. более, чем на 30%. В этом случае, в силу абз.2 п.20 Порядка, Комиссия должна была принять решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
По мнению административного истца, принятие вышеуказанного решения при отличии рыночной стоимости земельного участка от кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, является незаконным.
Кроме того, административный истец указал, что решение комиссии нарушает экономический интерес администрации города Нижнего Новгорода как органа местного самоуправления, поскольку определение кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости уменьшает его стоимость, а это повлечет пропорциональное снижение выкупной цены земельного участка, денежные средства от продажи которого зачисляются в бюджет муниципального образования город Нижний Новгород. Так, размер выкупной цены указанного земельного участка, рассчитанной от кадастровой стоимости, составлявшей 3 804 853,70 рублей составлял 1 521 941,48 рублей, а размер выкупной цены указанного земельного участка, рассчитанной от рыночной стоимости, установленной решением Комиссии по заявлению ФИО14 в сумме 1 837 000 рублей, будет составлять 734 800 рублей. Снижение составит 2,07 раза.
Таким образом, административный истец считает, что решение Комиссии об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, нарушает законные интересы муниципального образования города Нижнего Новгорода, поскольку от данного решения зависит размер кадастровой стоимости спорного земельного участка, который, в свою очередь влияет на размер выкупной цены земельного участка, в полном объеме поступающем в городской бюджет.
Просит признать незаконным и отменить решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа от 06.02.2012 №П/49 уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, при Управлении Росреестра по Нижегородской области, от 23.12.2020 [номер].
Также просит исключить из сведений Единого государственного реестра недвижимости установленную решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 23.12.2020 [номер] кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 1 837 000 рублей по состоянию на 01.11.2013.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица адвокат Телегина С.А. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены судом надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, установив юридически значимые обстоятельства, обсудив доводы административного искового заявления и отзывов на него, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как установлено статьей 24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ), рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости определен статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в соответствии с которой:
результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии;
для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным;
в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
в состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее - орган регистрации прав) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков;
требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности;
при этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии;
кандидатуры представителей предпринимательского сообщества, в том числе в целях ротации, выдвигаются некоммерческими организациями, основанными на членстве и объединяющими потребителей оценочных услуг;
для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление о пересмотре кадастровой стоимости);
заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости;
основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость;
с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Право органов местного самоуправления на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, в том числе путем оспаривания решения и (или) бездействия комиссии, объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, и расположенных на территории муниципального образования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, следует также из правовых позиций, изложенных в пунктах 2, 4, 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 года №15-П.
Из материалов дела следует, что администрация города Нижнего Новгорода обладает полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, общей площадью 955+/-11 кв.м., расположенного по адресу: [адрес].
26.11.2020 ФИО14 обратилась в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность без проведения торгов, на основании п.п.6 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, кадастровая стоимость участка была определена в размере 3 804 853 (три миллиона восемьсот четыре тысячи восемьсот пятьдесят три) рубля 70 копеек по состоянию на 01.11.2013.
23.12.2020 по заявлению ФИО14 решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости [номер], на основании Отчета об оценке от 25.09.2020 [номер].2020, составленного оценщиком КП Нижегородской области «НижТехИнвентаризация» ФИО5, кадастровая стоимость спорного земельного участка снижена до 1 837 000 (один миллион восемьсот тридцать семь тысяч) рублей. Отличие от рыночной стоимости составило 51,72%.
В соответствии с заявлением ФИО14 о предоставлении земельного участка в собственность, подготовлен проект договора купли-продажи Участка. 21.12.2020 указанный проект направлен заявителю для подписания и возвращен им 29.12.2020 с протоколом разногласий, в соответствии с которым ФИО14 просит рассчитать выкупную стоимость земельного участка с учетом изменений по решению Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Полагая данное решение Комиссии незаконным, нарушающим интересы городского округа город Нижний Новгород в виде недополученных налоговых платежей, администрация города Нижнего Новгорода 15 марта 2021 года обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
При данных обстоятельствах, в силу приведенных законоположений и правовых позиций высших судебных инстанций, а также норм глав 22, 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, администрация города Нижнего Новгорода вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, срок обращения в суд с которым не пропущен и которое подлежит рассмотрению по существу.
В развитие положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, определяющих основные требования к формированию и деятельности комиссий, Министерством экономического развития Российской Федерации принят Приказ от 04 мая 2012 года № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 года №69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» (далее также Приказ Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года №263, Порядок).
В соответствии с положениями приведенных нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения:
в состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее - орган регистрации прав) и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков. Требования к входящим в состав комиссии представителям предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, порядок создания и работы комиссии, включая порядок представления кандидатур для включения в состав комиссии, в том числе в целях ротации (далее - порядок создания и работы комиссии), формы принимаемых комиссией документов устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области оценочной деятельности. При этом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной и муниципальной службы, должны составлять не более половины членов состава комиссии;
к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются: выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты его поступления. В семидневный срок с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии (статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ);
заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или в его отсутствие - заместитель председателя комиссии (далее - председательствующий на заседании). Голосование по всем вопросам проводится открыто. При голосовании мнение членов комиссии выражается словами «за» или «против». Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов комиссии либо если при равенстве голосов членов комиссии председательствующий на заседании голосовал за принятие решения. Делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам не допускается (пункты 10-12 Порядка).
Оспаривая решение Комиссии [номер] от 23 декабря 2020 года, администрация города Нижнего Новгорода исходит из того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] существенно отличается от рыночной стоимости земельного участка, установленной Комиссией на основании отчета об оценке от 25.09.2020 №50-80.2020, составленного оценщиком ООО «КП НО «НижТехИнвентаризация» ФИО5 Отличие стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 52:18:0060314:82 от кадастровой стоимости составляет 51,72%, то есть более 30%.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Как установлено частью 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи (нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение полномочий органа на принятие оспариваемого решения, порядка и оснований принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения настоящего дела, административным ответчиком представлены копия приказа Управлении Росреестра по Нижегородской области от 06 февраля 2012 года № П/49 «О создании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области» (с изменениями и дополнениями), копия приказа от 15 мая 2018 года № П/0189 «О внесении изменений в приказ Росреестра от 06 февраля 2012 года № П/49», копия приказа от 29 апреля 2019 года №П/0179 «О внесении изменений в состав комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области, утвержденный приказом от 06 февраля 2012 года № П/49», копия приказа от 09 января 2018 года № П/001 «О комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Нижегородской области», копия приказа от 23 января 2017 года №П/0027 «О внесении изменений в положение от 30 мая 2016 года № П/0263», заявление ФИО1 в Комиссию от 30 ноября 2020 года и приложенных к нему документов, в том числе копия отчета об оценке оценщика ООО «КП НО «НижТехИнвентаризация» ФИО2 от 25.09.2020 № 50-80.2020, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060314:82 по состоянию на 01 ноября 2013 года составляет 1 837 000 рублей, уведомлений и извещений от 11 декабря 2020 года о проведении заседания Комиссии, копия протокола заседания комиссии №16/2020 от 23 декабря 2020 года, копия решения Комиссии №749/2020 от 23 декабря 2020 года, которым заявление ФИО1 удовлетворено.
Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что перечень приложенных к заявлению ФИО14 документов соответствовал требованиям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в связи с чем, заявление было правомерно принято к рассмотрению Комиссии.
Сроки уведомления о поступлении заявления ФИО14 и о принятии его к рассмотрению Комиссии, направленного в адреса всех заинтересованных лиц и сроки рассмотрения указанного заявления Комиссией были соблюдены.
Заявление ФИО14 было рассмотрено на заседании Комиссии 23 декабря 2020 года, в котором принимали участие ФИО7 (председатель комиссии), ФИО8 (член комиссии) и ФИО9 (секретарь комиссии), ФИО10, ФИО11, ФИО12 (присутствующие на заседании комиссии и не являющиеся членами комиссии). При этом все заинтересованные лица были надлежащим образом извещены о времени и месте заседания комиссии.
Комиссией было установлено, что оформление и содержание представленного ФИО14 отчета об оценке оценщика ООО «КП НО «НижТехИнвентаризация» ФИО5 от 25.09.2020 № 50-80.2020, соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки.
Решением комиссии [номер] от 23 декабря 2020 года заявление ФИО14 было удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01 ноября 2013 года определена в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке - 1 837 000 рублей.
Учитывая изложенное, а также положения пунктов 10-12 Порядка, пунктов 6, 7, 11 Положения о порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Нижегородской области, утвержденного приказом Управлении Росреестра по Нижегородской области от 06 марта 2012 года № П/35, приказа Управлении Росреестра по Нижегородской области от 06 февраля 2012 года № П/49 (в редакции, действовавшей на дату вынесения Комиссией решения), заседание Комиссии 23 декабря 2020 года являлось правомочным, а решение [номер] об удовлетворении заявления ФИО14 - принятым достаточным числом проголосовавших за него членов комиссии (в части требований ФИО14 решение было принято единогласно).
Таким образом, порядок принятия оспариваемого решения Комиссией был соблюден.
Содержание решения Комиссии [номер] от 23 декабря 2020 года соответствует форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 года № 263.
Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания принятия оспариваемого решения, суд исходит из того, что являвшийся предметом проверки Комиссии отчет об оценке оценщика ООО «КП НО «НижТехИнвентаризация» ФИО5 от 25.09.2020 № 50-80.2020 составлен с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода (подходов) к оценке.
Выводы оценщика, отвечающего требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, являющейся членом Общероссийской общественной организации оценщиков «Российское общество оценщиков», имеющей соответствующие дипломы и свидетельства, имеющей необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховавшей гражданскую ответственность, сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, применение которого и аргументированное суждение оценщика об отказе при определении стоимости объекта оценки от метода сравнительной единицы в рамках затратного подхода и метода прямой капитализации в рамках доходного подхода, суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка, сопоставимы с ними по ценообразующим факторам.
По мнению суда, подбор объектов-аналогов (табл14 на стр.38-39 Отчета об оценке) и использование соответствующих коэффициентов (корректировка на торг, на площадь, на наличие коммуникаций), оценщиком произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка (рынок земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, расположенных на землях населенных пунктов - стр.25-26 Отчета об оценке) в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
При этом суд учитывает, что в силу пункта 25 Федерального стандартов оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7) выбор аналогов, метода оценки и методологии расчетов - исключительная прерогатива эксперта-оценщика, ограниченная условием сопоставимости объекта оценки и выбранных объектов-аналогов, отбора единиц сравнения.
Следовательно, основания для удовлетворения заявления ФИО14 исходя из представленных на рассмотрение документов, по мнению суда, у Комиссии в данном случае имелись.
Доказательств, опровергающих данные выводы, лицами, участвующими в деле, не представлено и в материалах дела не имеется.
Доводы административного истца о том, что отличие рыночной стоимости от кадастровой составляет более 30%, в связи с чем, Комиссия должна была отклонить заявление о пересмотре кадастровой стоимости (п. 20 Порядка создания и работы комиссии), основаны на ошибочном толковании норм закона.
Федеральным законом от 02 июня 2016 года №172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» абзац 6 части 16 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающий необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, признан утратившим силу.
Следовательно, с даты вступления в силу указанного Федерального закона - 02 июня 2016 года - положения пункта 20 Порядка создания и работы комиссии в части необходимости представления положительного экспертного заключения, в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, как вошедшие в противоречие с нормативным правовым актом большей юридической силы, применению не подлежат.
При указанных обстоятельствах, у Комиссии при отсутствии данного положительного экспертного заключения и при условии, что содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствовало требованиям законодательства об оценочной деятельности, отсутствовали основания для отклонения заявления ФИО14
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение Комиссии [номер] от 23 декабря 2020 года является законным и обоснованным, принятым Комиссией в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с соблюдением установленного для его принятия порядка и при наличии на то оснований, при соответствии его содержания требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам дела.
Также суд полагает, что администрацией города Нижнего Новгорода в ходе рассмотрения дела не представлено достаточных доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достоверности, совокупность которых позволяла бы сделать вывод о том, что решением Комиссии [номер] от 23 декабря 2020 года и, следовательно, установленной надлежащим лицом на законных основаниях и в установленном порядке рыночной стоимости объекта недвижимости, нарушаются его права и законные интересы, что в силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключает возможность удовлетворения административного искового заявления.
Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении административного искового заявления администрации города Нижнего Новгорода об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области [номер] от 23 декабря 2020 года (земельный участок с кадастровым номером [номер] следует отказать.
Административным истцом также заявлено требование об исключении из сведений единого государственного реестра недвижимости установленную решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 23.12.2020 года [номер] кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 1.837.000 рублей по состоянию на 01.11.2013.
Поскольку у казанное требование является производным от требования об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области [номер] от 23 декабря 2020 года (земельный участок с кадастровым номером [номер]), - суд приходит к выводу, что в удовлетворении указанного требования также следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления администрации города Нижнего Новгорода о признании незаконным и отмене решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области [номер] от 23 декабря 2020 года (земельный участок с кадастровым номером [номер]); исключении из сведений единого государственного реестра недвижимости установленную решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Нижегородской области от 23.12.2020 года [номер] кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] в размере 1.837.000 рублей по состоянию на 01.11.2013 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.Е.Дуцева
Решение в окончательной форме принято 18 мая 2021 года.
Судья: Н.Е.Дуцева