ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-377/2022 от 28.07.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2022-000209-58

Дело № 3а-377/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2022 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Юрченко И.В.,

при секретаре Колоколовой А.Г.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Вохмяниной Ю.М.

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Пермской городской Думы ФИО2,

представителей заинтересованных лиц администрации города Перми - ФИО3, администрации Ленинского района г.Перми – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску ФИО5 о признании не действующими в части: пункт 6 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми, абзац второй пункта 11.4.3.2 Правил благоустройства территории города Перми, пункт 32 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277

У С Т А Н О В И Л

Решением Пермской городской Думы «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми от 15 декабря 2020 № 277 утверждены Правила благоустройства территории города Перми.

Решение Пермской городской Думы «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми от 15 декабря 2020 № 277 опубликовано в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», № 97, 22.12.2020.

Пунктом 11.4.3.2 Правил благоустройства территории города Перми установлено, что вывески, не соответствующие Стандартным требованиям, установленным Правилами и не зафиксированные в колерном паспорте, подлежат приведению в соответствие требованиям к размещению вывесок, указанным в подпункте 11.4.3.1 Правил (далее - требования к вывескам), или демонтажу силами и за счет средств владельца вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельца здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска.

Приведение вывески в соответствие требованиям к вывескам осуществляется в течение 10 рабочих дней после дня получения лицом, указанным в абзаце первом настоящего подпункта, предупреждения, направленного должностным лицом территориального органа администрации города Перми, уполномоченным на осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил.

Пунктом 6 Приложения 4 к Правилам благоустройства территории города Перми (Порядок выявления и демонтажа вывесок, не приведенных в соответствие Стандартным требованиям к вывескам, их размещению и эксплуатации и не зафиксированных в паспорте внешнего облика объекта капитального строительства (колерном паспорте), на территории города Перми) установлено, что не позднее рабочего дня, следующего за днем составления акта проверки, должностное лицо направляет владельцу вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельцу здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска, не соответствующая установленным требованиям, предупреждение о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям с указанием срока.

Срок для добровольного приведения выявленной вывески в соответствие установленным требованиям составляет 10 рабочих дней после дня получения предупреждения.

В соответствии с пунктом 32 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми в случае если Владелец вывески либо его уполномоченный представитель не обратился в муниципальное учреждение за выдачей вывески, находящейся на хранении, в срок, установленный пунктом 24 Порядка, такая вывеска признается муниципальной собственностью в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, после чего муниципальное учреждение обеспечивает ее транспортирование и утилизацию.

ФИО5 обратился в Пермский краевой суд с административным иском о признании не действующими:

пункт 6 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277 в части, допускающей правовую неопределенность в вопросе о том, известен или неизвестен владелец вывески, в части, исключающей направление владельцу вывески предупреждения о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям, в части, допускающей возможность рассматривать управляющую организацию (организацию, обеспечивающую содержание имущества) в качестве владельца здания, строения, сооружения, в части срока для добровольного приведения выявленной вывески в соответствие установленным требованиям в той мере, в которой она противоречит требованию разумности при установлении его продолжительности;

пункт 32 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277 в части, предусматривающей отличные от установленных гражданским законодательством правовые основания, условия, порядок прекращения и приобретения права собственности на демонтированные вывески: во внесудебном порядке, в целях последующей утилизации (выведение из гражданского оборота), вне зависимости от совершения владельцем вывески действий, исключающих отказ от права собственности, кроме действий, предусмотренных пунктами 24, 25, 26, 27, 31, 32 Приложения № 4 Правил, вне зависимости от стоимости обращаемых в муниципальную собственность демонтированных вывесок, когда момент приобретения права муниципальной собственности прямо обусловлен и (или) совпадает с моментом истечения срока, предусмотренного пунктом 24 Приложения 4 Правил, вне зависимости от того, что на момент выявления и демонтажа вывески она не отвечала требованиям гражданского законодательства о бесхозяйных (брошенных) вещах;

абзаца второго пункта 11.4.3.2 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277 в части срока добровольного приведения вывески в соответствие установленным требованиям в той мере, в которой он противоречит требованиям разумности при установлении его продолжительности.

В обоснование требований указал, что обладает на праве безвозмездного пользования нежилым помещением по адресу <...> и использует данное помещение под магазин. Главой администрации Ленинского района г.Перми издано распоряжение №059-26-01-02-415 от 14 сентября 2021 года, в соответствии с которым подлежали демонтажу принадлежащие ему вывески. Полагает, что спариваемый нормативный правовой акт в указанной части противоречит закону, имеющему большую юридическую силу, нарушает его права. Пункт 6 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми, допускающий правовую неопределенность в вопросе о том, известен или неизвестен владелец вывески, не соответствует части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», принципу правовой определенности. В части, исключающей направление владельцу вывески предупреждения о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям пункт 6 Приложения № 4 противоречит пункту 3 статьи 3, пункту 1 части 1 статьи 17, пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», части 1 статьи 3, пункту 1 статьи 165.1, пунктам 1 и 2 статьи 182 гражданского кодекса Российской Федерации; в части, допускающей возможность рассматривать управляющую организацию (организацию, обеспечивающую содержание имущества) в качестве владельца здания, строения, сооружения противоречит части 2 статьи 44, статьям 161, 161.1, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3, пункту 1 статьи 165.1, пунктам 1 и 2 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации; в части срока для добровольного приведения выявленной вывески в соответствие установленным требованиям - положениям пункта 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Полагает, что абзац второй пункта 11.4.3.2 Правил благоустройства территории города Перми в части срока для добровольного приведения выявленной вывески в соответствие установленным требованиям также противоречит пункту 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Положения Пункта 32 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 № 277 оспариваются административным истцом в части, предусматривающей отличные от установленных гражданским законодательством правовые основания, условия, порядок прекращения и приобретения права собственности на демонтированные вывески: во внесудебном порядке, для целей последующей их утилизации, вне зависимости от совершения владельцем вывески любых действий, исключающих отказ от права собственности, кроме действий, предусмотренных пунктами 24, 25, 26, 27, 31, 32 Приложения № 4 Правил, вне зависимости от стоимости обращаемых в муниципальную собственность демонтированных вывесок, когда момент приобретения права муниципальной собственности прямо обусловлен и (или) совпадает с моментом истечения срока, предусмотренного пунктом 24 Приложения № 4 Правил, вне зависимости от того, что на момент выявления и демонтажа вывески она не отвечала требованиям гражданского законодательства о бесхозяйных (брошенных) вещах, как противоречащих положениям статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частям 1 и 4 статьи 1, части 1 статьи 3, части 1 статьи 9, части 1 статьи 10, статьям 12, 14, части 3 статьи 218, части 1 статьи 234, частям 1 и 2 статьи 225, статьям 226, 234, 235, 236, части 4 статьи 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования административного искового заявления.

Представитель административного ответчика Пермской городской Думы возражала против удовлетворения требования административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представители заинтересованных лиц администрации города Перми, администрации Ленинского района г.Перми возражали против удовлетворения требований административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Содержание муниципального имущества» в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного иска удовлетворению не подлежат, суд пришел к следующему выводу.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

В соответствии со статьей 45.1 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

Статьей 38 Устава города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 25 августа 2015 года № 150 установлено, что Пермская городская Дума в том числе утверждает правила благоустройства территории города Перми.

Согласно статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Требования к проведению публичных слушаний установлены в статье 28 Градостроительного кодекса российской Федерации.

Решением Пермской городской Думы «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми от 15 декабря 2020 № 277 утверждены Правила благоустройства территории города Перми.

Решение Пермской городской Думы «Об утверждении Правил благоустройства территории города Перми от 15 декабря 2020 № 277 опубликовано в издании «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», № 97, 22.12.2020.

Проект Решения № 277 прошел публичные слушания, получил оценку регулирующего воздействия, заключения управления экспертизы и аналитики аппарата Думы, Контрольно-счетной палаты города Перми.

Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Пермской городской Думы, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что не оспаривается административным истцом.

Административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормами права, что подтверждается Распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Перми от 14 сентября 2021г. о принудительном демонтаже вывесок, соответственно, обладает правовым интересом для предъявления указанных требований.

Правилами благоустройства территории города Перми установлены стандартные требования к вывескам, их размещению и эксплуатации.

Согласно пункту 11.4.3.1 Правил вывески, размещаемые на фасадах, архитектурно-конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, должны соответствовать Стандартным требованиям, установленным приложением 3 к Правилам, либо колерному паспорту, согласованному в установленном порядке, за исключением визуальных устройств и средств информации, используемых для маломобильных групп населения (инвалидов);

размещение вывесок, не соответствующих Стандартным требованиям, допускается при согласовании колерного паспорта;

размещение вывесок на фасадах, архитектурно-конструктивных элементах зданий, строений, сооружений должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством об объектах культурного наследия.

Пунктом 11.4.3.2 Правил установлено, что вывески, не соответствующие Стандартным требованиям, установленным Правилами и не зафиксированные в колерном паспорте, подлежат приведению в соответствие требованиям к размещению вывесок, указанным в подпункте 11.4.3.1 Правил (далее - требования к вывескам), или демонтажу силами и за счет средств владельца вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельца здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска.

Приведение вывески в соответствие требованиям к вывескам осуществляется в течение 10 рабочих дней после дня получения лицом, указанным в абзаце первом настоящего подпункта, предупреждения, направленного должностным лицом территориального органа администрации города Перми, уполномоченным на осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил.

Пунктом 6 Приложения 4 также установлен срок для добровольного приведения выявленной вывески в соответствие установленным требованиям в 10 рабочих дней после дня получения предупреждения.

Доводы административного иска о противоречии установленного абзацем вторым пункта 11.4.3.2 Правил благоустройства территории города Перми, пунктом 6 Приложения 4 к Правилам срока для приведения вывески в соответствие требованиям к вывескам несостоятельны. В указанной части оспариваемый нормативный правовой акт требованиям закона, имеющего большую юридическую силу, не противоречит.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона российской Федерации от 31.07.2020г № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

Установленный Правилами десятидневный срок для приведения выявленных вывесок в соответствие требованиям к вывескам, который исчисляется со дня получения владельцем вывески соответствующего предупреждения, принципу разумности не противоречит.

Доводы представителя административного ответчика о том, что срок согласования колерного паспорта или отказ в его согласовании осуществляется в срок, не превышающем 30 календарных дней, что исключает возможность приведение вывески в соответствие установленным требованиям, о противоречии оспариваемого нормативного правого акта закону, имеющему большую юридическую силу, не свидетельствуют.

Согласно пункту 6 Порядка согласования паспорта внешнего облика объекта капитального строительства (колерного паспорта), утвержденного Постановлением администрации города Перми от 22.02.2017г. № 130 согласование колерного паспорта или отказ в согласовании колерного паспорта осуществляется в срок не более 30 календарных дней со дня регистрации заявления о согласовании колерного паспорта в ДГА.

Пунктом 7 Приложения № 4 к Правилам благоустройства территории города Перми предусмотрено, что под добровольным приведением выявленной вывески в соответствие установленным требованиям понимается:

приведение вывески, не соответствующей установленным требованиям, в соответствие Стандартным требованиям,

фиксирование вывески, не соответствующей установленным требованиям, в колерном паспорте,

добровольный демонтаж вывески, не соответствующей установленным требованиям, за счет собственных средств владельца такой вывески.

Таким образом, установленный для согласования колерного паспорта срок не является четко определенным, фиксированным, является предельным, не исключает согласование колерного паспорта в том числе и в течение 10 дней. Кроме фиксирования вывески, не соответствующей установленным требованиям, в колерном паспорте, владелец вывески по своему усмотрению вправе демонтировать вывески за счет собственных средств либо привести вывеску в соответствие стандартным требованиям, что свидетельствует о достаточности установленного десятидневного срока для приведения выявленной вывески в соответствие Стандартным требованиям.

Также следует учесть, что стандартные требования к вывескам, их размещению и эксплуатации были утверждены постановлением администрации города Перми от 25 октября 2016 г. № 958.

Порядок и критерии согласования колерного паспорта, требований к его содержанию, форма колерного паспорта утверждены постановлением администрации города Перми от 22 февраля 2017 № 130.

Пунктом 3 решения Пермской городской Думы от 26 мая 2015 № 114 был установлен переходный период, равный 20 месяцам со дня вступления в силу правовых актов администрации города Перми, устанавливающих форму колерного паспорта, требований к его содержанию, порядок и критерии его согласования, стандартные требования к вывескам, в течение которого необходимо было осуществить приведение вывесок к стандартным требованиям либо согласование несоответствующей стандартным требованиям вывески в колерном паспорте.

Учитывая изложенное, субъектам предпринимательской деятельности была предоставлена возможность и достаточное количество времени для приведения вывесок в соответствие стандартным требованиям.

Таким образом, установленный оспариваемыми нормативными правовыми актами срок для приведения выявленных не соответствующих стандартным требованиям вывесок в соответствие таким требованиям, является разумным и достаточным для совершения предусмотренных законом действий для устранения нарушений Правил благоустройства территории города Перми.

Пунктом 6 Приложения 4 Правил благоустройства территории города Перми установлено, что не позднее рабочего дня, следующего за днем составления акта проверки, должностное лицо направляет владельцу вывески, в случае если владелец вывески известен, а в случае если неизвестен - владельцу здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска, не соответствующая установленным требованиям, предупреждение о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям с указанием срока.

Доводы административного иска о правовой неопределенности понятия известен либо неизвестен владелец вывески, суд находит несостоятельными в силу следующего.

Требования к содержанию вывески определены положениями статьи 9 Федерального закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992г. № 2300-1, согласно которым изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствии с пунктом 3 Порядка выявления вывесок, не соответствующих установленным требованиям, выявление вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется уполномоченными должностными лицами территориальных органов администрации города Перми (далее - должностное лицо) в соответствии с положением о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы.

Согласно пункту 1.9 Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 21 декабря 2021г. № 319 при сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах Муниципального контроля для целей их учета Орган контроля использует информацию, представляемую в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.

Таким образом, положения пункта 6 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми в системной взаимосвязи с иными правовыми нормами исключает правовую неопределенность относительно того, известен или не известен владелец вывески.

Вопреки доводам представителя административного истца, отсутствие нормативных правовых актов, регламентирующих действия должностного лица при выявлении несоответствующей установленным правилам вывески, по установлению владельца такой вывески, не свидетельствует о правовой определенности оспариваемой нормы при решении вопроса известен или не известен владелец вывески, противоречии данной нормы законам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административного иска о противоречии пункта 6 Приложения 4 Правил положениям части 1 статьи 3, пункту 1 статьи 165.1, пунктам 1 и 2 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 3, пункту 1 части 1 статьи 17, пункту 1 статьи 21 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части в части, исключающей направление владельцу вывески Предупреждения о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям, а также противоречии части 2 статьи 44, статьям 161, 161.1, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 3, пункту 1 статьи 165.1, пунктам 1 и 2 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации в части, допускающей возможность рассматривать управляющую организацию (организацию, обеспечивающую содержание имущества) в качестве владельца здания, суд также находит несостоятельными.

Пунктом 6 Приложения № 4 Правил установлена обязанность должностного лица направить владельцу вывески, не соответствующей установленным требованиям предупреждение о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям, а в случаях, когда владелец вывески не известен – направить такое предупреждение владельцу здания, строения, сооружения, помещения, расположенного в здании, строении, на котором расположена вывеска.

Таким образом, направление предупреждения о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям, в том числе о демонтаже вывески, владельцу здания, строения, сооружения, возможно только в случае, если владелец данной вывески не известен. Указанная возможность направления предупреждения владельцу здания, строения, сооружения, помещения, находящегося в здании, на котором расположена вывеска, направлена на обеспечение осуществления муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства в случае выявления бесхозяйных вывесок, не соответствующих установленным требованиям. При этом данная возможность предусмотрена только в случае отсутствия у должностного лица сведений о собственнике такой вывески.

Вопреки доводам административного иска, в оспариваемой норме управляющие организации (организации, обеспечивающие содержание имущества) не указаны в качестве лица, в адрес которого может быть направлено предупреждение о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям, при этом владелец здания, строения, сооружения, помещения определяется в соответствии с нормами действующего законодательства в каждом конкретном случае выявления несоответствующей установленным требованиям вывески.

Положения статьи 165.1 ГК РФ применительно к рассматриваемому случаю определяют момент возникновения правовых последствий после направления юридически значимого сообщения, но не исключают возможность направления юридически значимого сообщения иным лицам, когда такая возможность предусмотрена специальными правовыми нормами.

Пунктом 32 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми предусмотрено, что в случае если владелец вывески либо его уполномоченный представитель не обратился в муниципальное учреждение за выдачей вывески, находящейся на хранении, в срок, установленный пунктом 24 Порядка, такая вывеска признается муниципальной собственностью в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, после чего муниципальное учреждение обеспечивает ее транспортирование и утилизацию.

Пунктом 24 Приложения № 4 Правил установлено, что хранение демонтированных вывесок осуществляется муниципальным учреждением в течение 6 месяцев после дня демонтажа, за исключением вывесок, изготовленных из мягких материалов (бумажное, тканевое, виниловое полотно).

Согласно статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Положениями статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены основания, порядок и сроки возникновения права собственности на имущество, в том числе бесхозяйное.

По смыслу положений пункта 32 Приложения № 4 Правил, право муниципальной собственности на вывески, не соответствующие установленным требованиям, возникает в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает каких-либо дополнительных оснований, условий, порядка, сроков, отличных от предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникновения права муниципальной собственности на вывески, не соответствующие установленным требованиям. Основания, порядок возникновения права муниципальной собственности на демонтированные вывески подлежат применению в каждом конкретном случае, в том числе в зависимости от стоимости вывески, действий, владельца вывески, свидетельствующих как об отказе от права собственности на имущество, так и исключающих прекращение права собственности.

Доводы представителя административного истца о прекращении права собственности на несоответствующую установленным требованиям вывеску и возникновении права муниципальной собственности на данное имущество, в случае если владелец вывески не обратился за выдачей вывески, по истечении шести месяцев, что противоречит установленным Гражданским кодексом Российской Федерации основаниям и порядку возникновения права собственности, основаны на неверном толковании оспариваемой нормы права.

Положениями пункта 32 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми установлен шестимесячный срок для обращения владельца вывески за выдачей вывески. Возникновение же права муниципальной собственности и, соответственно, прекращение права собственности владельца вывески, осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Каких-либо иных оснований, порядка и сроков возникновения права собственности, не предусмотренных действующим законодательством, оспариваемая норма не предусматривает. При этом, шестимесячный срок, установленный для обращения за выдачей вывески, не соответствующей установленным требованиям, не является пресекательным, истечение указанного срока не связано с моментом перехода права собственности на указанное имущество и не является основанием для отказа в его выдаче собственнику имущества, соответственно, до возникновения права муниципальной собственности на демонтированную вывеску, собственник данной вывески вправе обратиться за выдачей вывески в течение всего периода, предшествующего возникновению права муниципальной собственности на данное имущество.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Не свидетельствуют о противоречии оспариваемой нормы закону, имеющему большую юридическую силу и предусмотренные положения о последующей утилизации вывесок, не соответствующих установленным требованиям после возникновения на них права муниципальной собственности, поскольку именно собственнику принадлежит право распоряжения принадлежащей ему вещи, соответственно, решение дальнейшей судьбы вывески после возникновения на нее права муниципальной собственности, в том числе право утилизировать данное имущество в силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежит муниципальному образованию, что нормам действующего законодательства не противоречит.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО5 о признании недействующими

пункта 6 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277 в части, допускающей правовую неопределенность в вопросе о том, известен или неизвестен владелец вывески, в части, исключающей направление владельцу вывески предупреждения о добровольном приведении вывески в соответствие установленным требованиям, в части, допускающей возможность рассматривать управляющую организацию (организацию, обеспечивающую содержание имущества) в качестве владельца здания, строения, сооружения, в части срока для добровольного приведения выявленной вывески в соответствие установленным требованиям в той мере, в которой она противоречит требованию разумности при установлении его продолжительности;

пункт 32 Приложения № 4 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277 в части, предусматривающей отличные от установленных гражданским законодательством правовые основания, условия, порядок прекращения и приобретения права собственности на демонтированные вывески: во внесудебном порядке, в целях последующей утилизации (выведение из гражданского оборота), вне зависимости от совершения владельцем вывески действий, исключающих отказ от права собственности, кроме действий, предусмотренных пунктами 24, 25, 26, 27, 31, 32 Приложения № 4 Правил, вне зависимости от стоимости обращаемых в муниципальную собственность демонтированных вывесок, когда момент приобретения права муниципальной собственности прямо обусловлен и (или) совпадает с моментом истечения срока, предусмотренного пунктом 24 Приложения 4 Правил, вне зависимости от того, что на момент выявления и демонтажа вывески она не отвечала требованиям гражданского законодательства о бесхозяйных (брошенных) вещах,

абзаца второго пункта 11.4.3.2 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 277 в части срока добровольного приведения вывески в соответствие установленным требованиям в той мере, в которой он противоречит требованиям разумности при установлении его продолжительности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2022 года