ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-37/20 от 22.10.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

УИД ...

дело №3а-37/20

22 октября 2020 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Раднаевой Т.Н., при секретаре Темниковой О.А.,помощнике ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействующими решения Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления IIIсозыва IV сессии от 26.04.2004 г. № 53 «О присвоениистатуса рекреационной территории местного значения Северо-Байкальского района» и постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2006 г. № 13 в части п. 3, приложения № 3 о согласовании положения о рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северобайкальского района со дня их принятия,

У С Т А Н О В И Л:

Решением IV сессии Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления III созыва № 53 от 26.04.2004 г. присвоен статус рекреационной территории местного значения площади 90452 га для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях в пределах границ Северо-Байкальского района и озера Байкал. Решение официально опубликовано 4 сентября 2020 года в газете «Байкальский меридиан» № 35 (624).

Постановлением Правительства Республики Бурятия № 13 от 17.01.2006 г. согласовано Положение о рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северобайкальского района (пункт 3 и приложение № 3). Постановление опубликовано 25.01.2006 г. в газете «Бурятия» № 12.

Первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором просит признать недействующими приведенные нормативные правовые акты со дня их принятия.

Исковые требования основаны на том, что оспариваемыми нормативными правовыми актами на федеральных лесах и акватории озера Байкал создана особо охраняемая территория местного значения(далее-ООПТ) – рекреационная территория местного значения «Северо-Байкальская». В частности, в границы данной территории вошли побережье и акватория озера Байкал, пляжи, ягодные и кедровые плантации, луга, болота, лесные массивы федерального лесного фонда, отнесенные к защитным, водоохранным лесам. Создание органом местного самоуправления на землях, находящихся в федеральной собственности ООПТместного значения с возможным хозяйственным рекреационным использованием и управлением созданным органом местного самоуправления предприятием с правом застройки выходит за пределы компетенции органа местного самоуправления и осуществлено с превышением предоставленных полномочий. В частности, в соответствии с законом Республики Бурятия от 16.09.1997 г. № 559-1 «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых природных территорий в Республике Бурятия» признание территории ООПТ республиканского и местного значения отнесено к компетенции Правительства Республики Бурятия. К полномочиям органа местного самоуправления отнесено предоставление предложений о признании особо охраняемой территорией. Орган местного самоуправления вправе создавать ООПТ только на землях, находящихся в муниципальной собственности. Создание рекреационной местности «Северо-Байкальская» повлекло распоряжение органом местного самоуправления и созданным им муниципальным автономным учреждением «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» природными ресурсами центральной экологической зоны, застройку водоохранной зоны оз. Байкал, незаконное предоставление права заготовки древесины в центральной экологической зоны по договорам купли-продажи лесных насаждений, формирование и предоставление земельных участков на побережье оз. Байкал в нарушение статьи 27 Земельного кодекса РФ, предусматривающей ограничение в обороте земель территории природного наследия, земель лесного фонда и водных объектов федерального значения. Как следствие, оспариваемые акты противоречат пункту 6 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ от 09.05.2005 г. (в редакции от 30.12.2001 г.) «Об особо охраняемых природных территориях», действовавшему на момент принятия оспариваемых актов; пункту 1 статьи 125 и пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ, статье 27 Земельного кодекса РФ; статьям 111 и 119 Лесного кодекса РФ.Кроме этого, оспариваемый акт органа местного самоуправления принят с нарушением установленной процедуры, поскольку не был официально опубликован, вследствие чего он подлежит признанию недействующим с момента его принятия.

Определением суда от 8 сентября 2020г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен глава администрации МО «Северо-Байкальский» район.

В судебном заседании заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Чистякова И.Л. и прокурор отдела Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Ворошилова М.А., административный иск поддержали и дали аналогичные ему пояснения.

Правительство Республики Бурятия в лице представителя по доверенности ФИО2 с иском не согласилось по следующим мотивам. Оспариваемое постановление Правительства РБ принято последним в пределах полномочий с соблюдением федерального и республиканского законодательства. В частности, в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы местного самоуправления могли создавать наряду с законодательно поименованными и иные категории ООПТ. ООПТ местного значения определялись в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Пункт 8 ст. 2 приведенного Федерального закона о праве органов местного самоуправления создавать ООПТ местного значения лишь на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования введен в действие Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ» - после того как ООПТ рекреационная местность «Северо-Байкальская» была создана. В указанном Федеральном законе не содержалось норм об обратной силе указанных положений, более того пункт 3 ст. 10 названного Закона установил, что ООПТ и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определённых соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.Указанная рекреационная местность была создана без изъятия земель лесного фонда, что согласовывалось с действовавшими на тот период положениями пункта 2 статьи 7 Закона РБ от 29.12.2005 г. «Об особо охраняемых природных территориях РБ», в соответствии с которыми создание особо охраняемых природных территорий местного значения допускалось в указанном порядке.Оспариваемое постановление Правительства РБ принято на основании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 30.06.2004г., соответственно, при принятии решения о создании рекреационной местности и согласовании такого решения нормы земельного и лесного законодательства, Федерального закона «Об охране озера Байкал» были выполнены. Оспариваемые акты не противоречат абзацу 4 пункта 2 ст. 6 ФЗ № 33-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату их принятия), поскольку данной нормой устанавливался правовой режим территорий, а не принадлежность земельных участков к той или иной форме собственности, которая определялась земельным законодательством.

Представитель Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия в судебное заседание, проводившееся с использованием средств видеоконференцсвязи не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве на административный иск административный ответчик с иском не согласился по следующимоснованиям. Доказательств соблюдения процедуры принятия оспариваемого решения Совета депутатов МО «Северо-Байкальский район» нет, так как 15 апреля 2005 года в результате пожара было полностью уничтожено здание администрации МО «Северо-Байкальский район», в котором размещался также Совет депутатов и соответственно все документы были утрачены. Оспариваемое решение было опубликовано в газете «Байкальский меридиан» № 35 (624) 4 сентября 2020 года. Сведениями об опубликовании данного решения до этой даты, районный Совет депутатов не обладает.

Глава администрации МО Северо-Байкальский район» Республики Бурятия в лице своего представителя в судебное заседание, проводившееся с использованием средств видеоконференцсвязи, также не явился, извещался надлежаще.

Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности ФИО3 с административным иском не согласилась по следующим мотивам. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могли быть образованы как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Положениями статьи 102 Лесного кодекса РФ устанавливалось, что с учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов, в том числе леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. Положение о том, что органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования было введено Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 8 статьи 2). Частью 3 статьи 10 данного Закона установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Исходя из положений статьи 47 ЛК РФ, Положения о рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северо-Байкальского района следует, что образование рекреационной местности не имело целью организацию на данной территории хозяйственной деятельности (хозяйственного использования) вне полномочий органов местного самоуправления, не соответствующих нормам лесного законодательства РФ. Кроме этого, образование указанной территории не противоречит федеральному законодательству, позволяет организовать туризм и отдых населения, а также иные виды ограниченного хозяйственного использования, не противоречащие действующемуприродоохранному законодательству.

Заинтересованные лица Федеральное агентство лесного хозяйства и МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» в лице своих представителей в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела их отсутствие. Последнее в своем письменном отзыве просило в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что в случае признания недействующими оспариваемых нормативных правовых актов, проводимые им работы по очистке акватории озера Байкал проводится не будут, что вопреки доводам прокуратуры напротив приведет к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и в Забайкальском крае в судебное заседание, будучи надлежаще извещенным, также не явилось.

На основании части 5 ст.213 КАС РФ, поскольку явка неявившихся участников процесса не признавалась обязательной, дело рассмотрено в отсутствие перечисленных лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Пунктом 8 статьи 213 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно п. 1ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений суд в силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой же статьи, в полном объеме.

В соответствии со статьей 72 КонституцииРоссийской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон № 33-ФЗ) (в редакции от 30.12.2001 г.) устанавливалось, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады; ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты(ч. 1). Органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие (ч. 2). Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления ( абз. 4 п. 6). Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (абз. 2 п. 7).

В свою очередь, в соответствии с преамбулой этого же Закона устанавливалось (и установлено в настоящее время), что особо охраняемые природные территории есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Установлено, что решением IV сессии Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления № 53 от 26 апреля 2004 года площади размером 90452 га в пределах границ Северо-Байкальского района и озера Байкал присвоен статус рекреационной территории местного значения для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Указанное решение официально опубликовано в газете «Байкальский меридиан» № 35 (624) от 4 сентября 2020 года.

Пунктом 3 постановления Правительства Республики Бурятия № 13 от 17.01.2006 г. согласовано Положение о рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северо-Байкальского района, текст которого приведен в приложении № 3 к названному постановлению (далее-Положение о рекреационной местности).

Приведенное постановление Правительства РБ опубликовано в газете «Бурятия» № 12 от 25.01.2006г.

Пунктом 1.2 названного Положения о рекреационной местности установлено, что рекреационная местность расположена в административных границах муниципального образования «Северо-Байкальский район» в Республике Бурятия: по восточному побережью – от северной границы биосферного полигона ГПБЗ «Баргузинский» до острова Ярки по территории гослесфонда, исключая территории заказников «Фролихинский» и «Верхне-Ангарский», далее остров Ярки и поселок Нижнеангарск – по землям госзапаса МО «Северо-Байкальский район», от поселка Нижнеангарск до города Северобайкальск – по землям гослесфонда, от города Северобайкальск до мыса ФИО4 – по землям гослесфонда и землям фонда перераспределения Северо-Байкальского района.

Согласно пункту 1.3 Положения общая площадь рекреационной местности в границах округа охраны и землеотвода составляет 90452 га (в первоначальной редакции) и 82282 га (в ред. постановления Правительства РБ от 19.10.2009г.№ 393). Вся территория рекреационной местности расположена на землях Северо-Байкальского лесхоза и госзаказаСеверо-Байкальского района. Рекреационная местность включает побережье озера Байкал площадью 64435 га.

В состав природных ресурсов рекреационной местности входят побережье и акватория озера Байкал, пляжи, ягодные и кедровые плантации, луга, болота, лесные массивы, фауна участков суши и ихтиофауна озера Байкал, устья рек Куркула, Рель, Слюдянка, Тыя, Шегнанда, Ширильды, Томпуда, остров Ярки, озера Слюдянские, горячие источники Котельниковский, Хакусы ( п. 1.6).

Природные ресурсы рекреационной местности используются для организации туризма и отдыха населения, а также для иных видов ограниченного хозяйственного использования, не противоречащих действующему природоохранному законодательству (п. 2.2).

На территории рекреационной местности осуществляются организационно-технические, природоохранные и другие мероприятия, предусматривающие: планирование и благоустройство местности;размещение туристско-рекреационных объектов и инфраструктуры, в том числе объектов для проживания и питания, спортивно-оздоровительных объектов и объектов досуга, оборудованных туристских стоянок, автостоянок, пляжей, подъездных автомобильных путей, пешеходных дорожек и троп, зон экологического покоя, объектов по утилизации и канализации отходов, объектов энергоснабжения и связи, торговли, информационных и других объектов, необходимых для обеспечения функционирования рекреационной местности и удовлетворения потребности в отдыхе (п. 2.6).

Развитие и застройкарекреационной местности производится в соответствии с проектом районной планировки и генеральным планом развития, разработанными с учетом требований округа охраны рекреационной местности и утверждёнными в установленном порядке Советом депутатов местного самоуправления Северо-Байкальского района. Проект районной планировки, генеральный план развития и застройки рекреационной местности согласовывается в установленном порядке с компетентными федеральными и республиканскими органами государственной власти и управления и утверждаются органами местного самоуправления Северо-Байкальского района (п. 3.1).

Управление рекреационной местностью осуществляет администрация рекреационной местности Администрации МО «Северо-Байкальский район» в пределах предоставленных полномочий. Администрация создается решением районного совета депутатов (п.4.1).

На дату принятия приведенных нормативных правовых актов, порядок создания и организации деятельности особо охраняемых природных территорий местного значения в Республике Бурятия определялся Законом «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых природных территориях в Республике Бурятия» № 559-I от 16.09.1997г.

В частности, статья 4 приведенного Закона (в редакции от 26.09.2001 г.) регламентировала порядок признания территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом, иной категорией особо охраняемых природных территорий республиканского или местного значения. Абзацем 3 пункта 2 приведенной статьи устанавливалось, что иная категория особо охраняемых территорий республиканского или местного значения определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Республики Бурятия и органов местного самоуправления.

Статьей 7 этого же Закона устанавливалось, что к полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей, иных категорий особо охраняемых природных территорий относятся – представление в Правительство Республики Бурятия предложений о признании территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или иной категорией особо охраняемых природных территорий местного значения; - установление отдельных категорий особо охраняемых природных территорий местного значения; участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, генеральных планов (программ) развития курортов, лечебно-оздоровительных местностей, иных категорий особо охраняемых природных территорий; -утверждение и реализация муниципальных программ по предоставлению платных услуг на территориях лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных особо охраняемых природных территорий; организация муниципальных предприятий организаций и учреждений для оказания платных услуг на отдельных особо охраняемых природных территориях; - контроль за рациональным использованием и охраной лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий и их земель в пределах своей компетенции; -участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии лечебно-оздоровительных местностей, курортов, иных категорий особо охраняемых природных территорий.

Нормативным правовым актом Правительства Республики Бурятия, определяющим категории особо охраняемых территорий республиканского или местного значения, на момент принятия оспариваемых правовых актов являлось постановление Правительства Республики Бурятия № 170 от 19.05.1997 г. «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в Республике Бурятия. В частности данным постановлением было утверждено Положение о признании территории особо охраняемой природной территорией с разрешенной рекреационной деятельностью республиканского и местного значения (приложение № 4 к постановлению Правительства РБ).

Данным Положениемо признании территории особо охраняемой природной территорией устанавливалось, что к категории особо охраняемых природных территорий с разрешенной рекреационной деятельностью местного значения относятся рекреационные местности (преамбула).

Территория признается рекреационной местностью республиканского или местного значения, если она: - располагает пригодными для организации туризма и отдыха природными ресурсами; - имеет площадь, достаточную для размещения объектов туризма и отдыха, туристской и в том числе лесной инфраструктуры; -удовлетворяет экологическим и санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий; -обладает источниками водоснабжения (п.1 раздела 1 Положения).

Территория признается рекреационной местностью местного значения на основании следующих документов, подготовленных органом местного самоуправления:- заключения государственной экологической и санитарно-эпидемиологических экспертиз о состоянии местности; - топографического плана местности с экспликацией угодий и сведений об их пользователях; - перечня промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расположенных в пределах местности; - сведений о наличии природных лечебных ресурсов, отдельных природных лечебных объектов; - проекта положения о рекреационной местности (п.2 раздела 1).

Перечисленные документы рассматриваются в 3-месячный срок экспертной группой межведомственного Координационного Совета по туризму и курортам с участиемГосударственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства экономики Республики Бурятия, Госкомитета по охране окружающей среды, Госкомитета по земельным ресурсам и землеустройству, Министерства лесного хозяйства Республики Бурятия, Центром Госсанэпиднадзора в Республике Бурятия, Комитетом по водному хозяйству Республики Бурятия, который выносит решение о присвоении статуса территории (п.1 раздела 4).

Порядок и особенности функционирования отдельной рекреационной территории местного значения определяются положением, утвержденным органом местного самоуправления по согласованию с Правительством Республики Бурятия.

При проверке законности решения № 53 от 26.04.2004 г. «О присвоении статуса рекреационной территории местного значения Северо-Байкальского района» суд приходит к следующему.

Определение категории рекреационной местности местного значения входило в компетенцию органа местного самоуправления исходя из положений статьи 7 Закона «О лечебно-оздоровительных местностях, курортах и иных категориях особо охраняемых природных территориях в Республике Бурятия» № 559-I от 16.09.1997г.

Приведённым положениям статьи о праве органа местного самоуправления устанавливать отдельные категории особо охраняемых природных территорий местного значения корреспондировали положения пункта 12 ст. 16 Устава МО «Северо-Байкальский район», принятого решением сессии Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления II созыва от 18.03.2003 г. № 191, согласно которому в полномочиярайонного Совета входило объявление природных и иных объектов местного значения, представляющих собой экологическую, историческую или иную ценность истории и культуры, определение правил их охраны и использования.

С учетом изложенного, суд считает, что принятие оспариваемого решения № 53 от 26.04.2004 г. «О присвоении статуса рекреационной территории местного значения Северо-Байкальского района» входило в предмет ведения Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления.

Оспариваемое решение по своей форме и виду соответствовало требованиям статьи 17 приведённогоУстава органа местного самоуправления, согласно которой правовые акты районного Совета принимались в форме решений.

Частью 1 статьи 47 Федерального закона № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 2.2. статьи 17 этого же Устава предусмотрено, что правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

С учетом перечисленного, принимая во внимание то, что решение IV сессии Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления № 53 от 26.04.2004 года официально опубликовано в газете «Байкальский меридиан» № 35 (624) 4 сентября 2020 года, суд приходит к выводу, что оно принято полномочным органом, с соблюдением правил введения его в действие. В силу пункта 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта возлагается на орган, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Несмотря на неисполнение приведенной обязанности и непредставление административным ответчиком документов, подтверждающих наличие кворума при принятии приведенного решения представительным органом местного самоуправления, оснований считать доказанным обратное, у суда нет, исходя из принципа презумпции законности нормативных паровых актов.

Поскольку действующее законодательство не содержит императивных норм о государственной регистрации муниципальных нормативных правовых актов, то отсутствие государственной регистрации приведенного акта, о нарушении порядкавведения его в действие не свидетельствовало и не свидетельствует в настоящее время.

Вместе с тем, несмотря на перечисленное, при принятии указанного решения нарушена процедура его принятия, установленнаяПоложением о признании территории особо охраняемой природной территорией с разрешенной рекреационной деятельностью республиканского и местного значения, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия № 170 от 19.05.1997 г. «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в Республике Бурятия.

Так, перед признанием территории рекреационной местностью местного значения 26 апреля 2004 года, вопреки положениям пункта 2 раздела 1 приведенного Положения, не проводилась государственная экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертизы о состоянии местности; не составлялся топографический план местности с экспликацией угодий и сведений об их пользователях; не устанавливалсяпереченьпромышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расположенных в пределах местности. Более того, на момент принятия оспариваемого акта отсутствовал проект положения о рекреационной местности. Поскольку приведенные экспертизы не проводились, перечень промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расположенных в пределах местностине составлялся, данные документы не являлись предметом проверки и оценки экспертной группы межведомственного Координационного Совета по туризму и курортам, в соответствии с пунктом 1 раздела 4 этого же Положения.

Имеющееся в деле заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих придание статуса рекреационной территории местного значения Северо-Байкальского района отдельным участкамплощадью 90452 га для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях от 30.06.2004 года, утвержденное приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Республике Бурятия № 518-э от 02.07. 2004 года о соблюдении порядка принятия оспариваемого муниципального правового акта не свидетельствует, так как было принято спустя два месяца после его вынесения.

Более того, в соответствии с абзацем 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции от 15.04.1998 г.) обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации подлежали материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения.

Приведенным законоположениям корреспондировали положения указанного выше пункта 2 раздела 1 Положения, из буквального толкования которого территория признавалась рекреационной местностью местного значения на основании заключения государственной экологической экспертизы о состоянии местности.

Между тем, как видно из приведенного выше заключения государственной экологической экспертизы, материалы комплексного экологического обследования участков территории Северо-Байкальского района площадью 90452 га,объектом ее экспертного исследования не являлись.Объектом исследования экспертов являлись: 1) проект положения о рекреационной территории республиканского и местного значения Северо-Байкальского района, утвержденный решением IV сессии Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления III созыва № 53 от 26.04.2004 года «О присвоении статуса рекреационной территории местного значения Северобайкальского района»; 2) схема рекреационной территории (площадь, выделяемая в рекреационную территорию по Северо -Байкальскому району); 3) письмо главы администрации МО «Соверобайкальский район Республики Бурятия» об утверждении границ и присвоении статуса рекреационной территории местного значения площади 90452 га для использования в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях в пределах Северобайкальского района; 4) заключение Государственного комитета имущественных отношений РБ от 20 мая 2004 года; 5) заключение Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих ресурсов Республики Бурятия от 26 мая 2004 г.

В своих выводах экспертная комиссия государственной экологической экспертизыуказывала лишь на соответствие перечисленных выше документов требованиям природоохранного законодательства и нормативной документации.

При таких обстоятельствах, наличие приведенного заключения экспертизы, в любом случае, о соблюдении процедуры принятия как муниципального правового акта, так и правомерности придания правового статуса особо охраняемой природной территории местного значения в целом, не свидетельствовало.

Таким образом, статус рекреационной территории местного значения площади в 90452 га, расположенной в границах Северо-Байкальского района, Северо-Байкальский районный Совет местного самоуправления своим решением № 53 от 26.04.2004 г. придал с нарушением установленного порядка - в отсутствие обязательных в силу закона заключений государственной экологической и санитарно-эпидемиологических экспертиз о состоянии местности.

Нарушение порядка принятия нормативногоправового акта, является основанием для признания его недействующим.

Наряду с перечисленным, основанием для признания правового акта недействующим является принятие его с превышением предоставленных органу местного самоуправления полномочий.

Так, в соответствии со статьей 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли (ч.1).

К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие) (ч.2).

К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие) (ч.3).

Границы земель нелесного фонда определяются границами лесничеств (ч.4).

Статьей 7 этого же Кодекса установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Аналогичные законоположения содержались в статьях 7 и 19 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей по состоянию на 26.04.2004 года - на дату принятия оспариваемого муниципального правового акта.

Как следует из раздела 1 Положения о рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северо-Байкальского района, согласованного постановлением Правительства РБ № 13 от 17.01.2006 года, указанная рекреационная местность расположена в административных границах муниципального образования «Северо-Байкальский район» в Республике Бурятия: по восточному побережью – от северной границы биосферного полигона ГПБЗ «Баргузинский» до острова Ярки по территории гослесфонда, исключая территории заказников «Фролихинский» и «Верхне-Ангарский», далее остров Ярки и поселок Нижнеангарск – по землям госзапаса муниципального образования «Северо-Байкальский район», от поселка Нижнеангарск до города Северобайкальск – по землям гослесфонда, от города Северобайкальск до мыса ФИО4 – по землям гослесфонда и землям фонда перераспределения Северо-Байкальского района (п.1.2).

Вся территория рекреационной местности расположена на землях Северо-Байкальского лесхоза и госзапаса Северо-Байкальского района.

В рекреационную местность включены 174 квартала Байкальского лесничества, включая кварталы на западном побережье озера Байкал, территория источника «Хакусы», территория от реки Ширильды до реки Томпуда, по реке Томпуда; 19 кварталов Северо-Байкальского лесничества; земли госзапаса Северо-Байкальского района –остров Ярки; 20 кварталов Верхне-Заимского лесничества; 30 кварталов Язовкинского лесничества до реки Шегнанда и реки Кабанья.

Рекреационная местность включает побережье озера Байкал площадью 64435 га (п.1.3).

5 декабря 1996 года на XX сессии комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию принято решение о включении озера Байкал и прилегающих к нему территорий в Список всемирного наследия.

В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» № 94-ФЗ от 01.05.1999 года Байкальская природная территория –территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км. на запад и северо-запад от него.

Центральная экологическая зона Байкальской природной территории представляет собой территорию, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2).

Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, и границы водоохранной зоны озера Байкал утверждены, соответственно, распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р и распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-Р.

В соответствии с пунктом 3 части 1 Приложения I к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-I«О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты природного наследия, расположенные на территории РФ относятся к федеральной собственности.

Таким образом, в границы созданной органом местного самоуправления рекреационной территории местного значения вошли земли лесного фонда и земли в границах центральной экологической зоны озера Байкал, относящиеся в силу закона к федеральной собственности. Включив данные земли в границы особо охраняемой территории местного значения, орган местного самоуправления тем самым осуществил управление ими по своему усмотрению.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органа местного самоуправления в области земельных отношений входило лишь управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 этого же Кодека, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) относилось и относится к исключительной компетенции Российской Федерации, что согласуется с положениями п. «д» статьи 71 Конституции Российской Федерации о том, что управление федеральной государственной собственностью находится в ведении Российской Федерации.

С учетом изложенного, следует признать, что решение Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления IIIсозыва IV сессии от 26.04.2002 г. № 53 «О присвоении статуса рекреационной территории местного значения Северо-Байкальского района» принято с превышением предоставленных органу местного самоуправления законных полномочий.

О превышении органом местного самоуправления своих полномочий свидетельствует и то, что по смыслу статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ (в редакции от 30.12.2001 г.) орган местного самоуправления имел право создавать особо охраняемые природные территории местного значения лишь на территориях, находящихся в муниципальной собственности.

В частности, как уже выше указывалось, в соответствии с преамбулой названного Федерального закона под особо охраняемыми природными территориями законодатель имел и имеет в виду участки земли, водной поверхности и воздушное пространство над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное и пр. значение.

Одновременно абзацем 4 пункта 6 статьи 2 названного Федерального закона устанавливалось, что особо охраняемые природные территории местного значения (участки земли, водной поверхности и воздушное пространство) являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Статьей 1 этого же Закона (как в редакции, действовавшей по состоянию на апрель 2004 года, так и по состоянию на настоящее время) установлено, что отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ (ч. 2).

Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом приведенных законоположений, подлежит отклонению довод Правительства республики о том, что абзацем 4 пункта 6 ст. 2 Федерального закона лишь устанавливается правовой режим территорий, а не принадлежность земельных участков к той или иной форме собственности.

Ссылка при этом на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации № Д23-422 от 18 февраля 2009 года не имеет правового значения, так как положения данного письма не носят нормативного характера.

По аналогичным основаниям подлежит отклонению довод Правительства Республики Бурятия о том, что правило создания особо охраняемых природных территорий местного значения лишь на земельных участках, находящихся в собственности муниципального образования введено 30 декабря 2013 г. с принятием Федерального закона от 28.12.2013г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» - после создания рекреационной местности «Северо-Байкальская».

Как следует из буквального толкования преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых территориях» (в редакции от 30.12.2001 г.) во взаимосвязи с абзацем 4 пункта 6 статьи 2 этого же Закона, указанное правило действовало и на момент принятия оспариваемого муниципального правового акта.

То обстоятельство, что особо охраняемая природная территория местного значения создавалась без изъятия земель лесного фонда о правомерности ее создания также не свидетельствует, поскольку в любом случае, правом управления и распоряжения федеральными землями путем включения их в границы указанной территории, орган местного самоуправления, не обладал.

При таких обстоятельствах, оспариваемый муниципальный правовой акт подлежит признанию недействующим.

Определяя момент, с которого он должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 38 Постановления № 50 от 28.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», исходит из того, что до вынесения настоящего судебного решения оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, соответственно, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ в решении суда об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором был опубликован или должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

С учетом приведенного разъяснения Верховного Суда РФ сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Байкальский меридиан».

Нарушение порядка принятия и превышение полномочий органом местного самоуправления при принятии решения Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления IIIсозыва IV сессии от 26.04.2002 г. № 53 «О присвоении статуса рекреационной территории местного значения Северо-Байкальского района» свидетельствуют о нарушении порядка принятия и превышении полномочий Правительством Республики Бурятия при принятии постановления № 13 от 17 января 2006 года «О согласовании положений о рекреационных местностях местного значения в Баргузинском, Селенгинском и Северо-Байкальском районах в части пункта 3 и приложения № 3 к нему о согласовании Положения о рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северо-Байкальского района.

Как уже указывалось выше, на момент принятия оспариваемого постановления Правительства РБ, порядок признания территории особо охраняемой природной территорией с разрешенной рекреационной деятельностью республиканского и местного значения регламентировался одноименным Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия № 170 от 19.05.1997 г. «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в Республике Бурятия.

Данным Положением устанавливалось, что территория признается рекреационной местностью местного значения на основании заключения государственной экологической и санитарно-эпидемиологических экспертиз о состоянии местности; - топографического плана местности с экспликацией угодий и сведений об их пользователя; - перечня промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расположенных в пределах местности; - сведений о наличии природных лечебных ресурсов, отдельных природных лечебных объектов; - проекта положения о рекреационной местности (п.2 раздела).

Перечисленные документы подлежали рассмотрению в 3-месячный срок экспертной группой межведомственного Координационного Совета по туризму и курортам с участием Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, Министерства здравоохранения Республики Бурятия. Министерства финансов Республики Бурятия, Министерства экономики Республики Бурятия, Госкомитета по охране окружающей среды, Госкомитета по земельным ресурсам и землеустройству, Министерства лесного хозяйства Республики Бурятия, Центром Госсанэпиднадзора в Республике Бурятия, Комитетом по водному хозяйству Республики Бурятия, который выносит решение о присвоении статуса территории (п.1 раздела 4).

Порядок и особенности функционирования отдельной рекреационной территории местного значения определялся положением, утвержденным органом местного самоуправления по согласованию с Правительством Республики Бурятия (п. 2 раздела 4).

Как уже выше указывалось, государственная экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертизы о состоянии местности, в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства не проводились.

Положение о рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северо-Байкальского района, согласованное оспариваемым постановлением Правительства республики, вопреки требованиямпункта 2 раздела 4 названного Положения о признании территории особо охраняемой природной территорией с разрешенной рекреационной деятельностью республиканского и местного значения, органом местного самоуправления Северо-Байкальского района, не утверждалось.

Согласование проекта Положения в 2004 году главой муниципального образования «Северо-Байкальский район» ФИО5 о соблюдении порядка принятия нормативного правового акта Правительством республики не свидетельствовало, так как в соответствии спунктом 12 ст. 16 Устава МО «Северо-Байкальский район», принятого решением сессии Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления II созыва от 18.03.2003 г. № 191, утверждение проекта Положения входило в компетенцию районного Совета местного самоуправления.

Таким образом, Правительство Республики Бурятия принимая оспариваемое постановление, согласовало соответствующее Положение в отсутствие обязательного утверждения последнего представительным органом местного самоуправления Северо-Байкальского района, без наличия обязательного заключения государственной экологической экспертизы материалов комплексного экологического обследования участков территорий Северо-Байкальского района, включенных в границы созданной особо охраняемой территории местного значения и в отсутствие санитарно-эпидемиологической экспертизы о состоянии этой же местности.

То обстоятельство, что в границы созданной органом местного самоуправления рекреационной территории местного значения вошли земли лесного фонда и земли в границах центральной экологической зоны озера Байкал, относящиеся в силу закона к федеральной собственности также свидетельствовало о превышении Правительством республики своих полномочий при принятииоспариваемого нормативного правового акта о согласовании положения о данной рекреационной территории местного значения. В частности, согласовав положение о данной территории, нормы которого включили в границы особо охраняемой территории местного значения федеральную собственность, Правительство Республики Бурятия, тем самым превысило свои полномочия, установленные Земельным кодексом РФ.

Ссылки административных ответчиков на то, что оспариваемое решение органа местного самоуправления не являлось основанием для принятия оспариваемого постановления Правительства Республики Бурятия ввиду того, что ООПТ местного значения было создано на основании решения Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления № 197 от 17 марта 2003 года, принять во внимание нельзя.

Данным решением к особо охраняемым природным территориям были отнесены 22 конкретных объекта, тогда как оспариваемым решением № 53 от 26.04.2004 г.,площади 90452 га в пределах границ Северо-Байкальского района и озера Байкалбыл присвоен статус рекреационной территории местного значения. Положение о данной территории с таким же наименованием и в таком же размере и было согласовано оспариваемым постановлением Правительства РБ. Как следствие, приведенное решение Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления № 197 от 17 марта 2003 года, правового значения при разрешении настоящего дела не имеет.

Таким образом, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты с нарушением порядка их принятия и с превышением полномочий со стороны органа местного самоуправления и субъекта Российской Федерации, статус особо охраняемой природной территории рекреационной местности «Северо-Байкальская» установлен неправомерно. В этой связи, подлежат отклонению ссылки на пункт 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» о сохранении особо охраняемых природных территорий, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Более того, указанная норма не определяет статус ранее созданных особо охраняемых природных территорий, а закрепляет сохранение границ, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу названного Закона.

Поскольку данная норма неподлежит применению по настоящему делу, с учетом положений пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд должен проверить соответствие оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и действующим на момент рассмотрения административного дела.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с частью 8 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ (в действующей редакции), органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.

С учетом изложенного, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты приняты по вопросу, относящемуся в силу ст. 72 Конституции Российской Федерации к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следует признать, что они не соответствуют требованиям Федерального закона в настоящее время, что помимо перечисленных вышеобстоятельств, в силу пункта 1 части 2 ст. 215 КАС РФ также является основанием дляпризнания их недействующими.

Из положений Закона Республики Бурятия от 26 октября 1994г. № 47-1 «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, договоров и соглашений Республики Бурятия, решений судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов» следует, что нормативные правовые акты Правительства РБ, в том числе подлежат размещению на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» на сайте www.egov-buryatia.ru.

Определяя момент, с которого оспариваемое постановление должно быть признано недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 38 Постановления № 50 от 28.12.2018 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», также исходит из того, что до вынесения настоящего судебного решения оспариваемый нормативный правовой акт применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, соответственно, оно подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о признании недействующим постановления Правительства Республики Бурятия от 17.01.2006 г. № 13 в части пункта 3 и приложения № 3 о согласовании положения о рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северобайкальского района, в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда подлежит опубликованию на указанном выше сайте.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление первого заместителя Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Северо-Байкальского районного Совета местного самоуправления IIIсозыва IV сессии от 26.04.2004 г. № 53 «О присвоении статуса рекреационной территории местного значения Северо-Байкальского района».

Сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Байкальский меридиан».

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения судапостановление Правительства Республики Бурятия от 17.01.2006 г. № 13 в части пункта 3 и приложения № 3 о согласовании положения о рекреационной местности местного значения «Северо-Байкальская» Северобайкальского района

Сообщение о настоящем решении в течении одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети « Интернет» www.egov-buryatia.ru.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный Суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 2 ноября 2020 года.

Судья Раднаева Т.Н.