ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-39/17 от 20.09.2017 Томского областного суда (Томская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2017 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Бондаревой Н.А.,

при секретаре Климашевской Т.Г.,

с участием прокурора Кофман Е.Г., представителя Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1, представителя ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО2, представителя Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-39/2017 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Орловского сельского поселения о признании не действующим в части решения Совета Орловского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. № 34 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Орловское сельское поселение»,

установил:

Советом Орловского сельского поселения 14 ноября 2013 г. принято решение № 34, которым утвержден генеральный план муниципального образования «Орловское сельское поселение» (далее – Решение).

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнения о признании не действующим Решения № 34 в части включения в границы населенного пункта п. Дружного Орловского сельского поселения Верхнекетского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 4, 7, 9, 10, 11, 40 квартала 45 урочища Дружнинского Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества Верхнекетского района Томской области, а также в части включения в границы населенного пункта п. Центрального Орловского сельского поселения Верхнекетского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 6, 16, 21, 28 квартала 740 урочища Орловского Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества Верхнекетского района Томской области.

Административный истец полагал, что Решение № 34 не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 февраля 2012 г. № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований».

В обоснование заявленных требований Рослесхоз ссылался на то, что по результатам картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов, определенные основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы населенных пунктов п. Дружного и п. Центрального Орловского сельского поселения Верхнекетского района Томской области названных лесных участков, расположенных на землях лесного фонда и находящихся в федеральной собственности.

При принятии оспариваемого муниципального правового акта согласование включения в границы населенных пунктов вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Рослесхозом обеспечено не было, чем нарушена предусмотренная статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, что препятствует органам федеральной власти осуществлять мероприятия по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

В судебном заседании представитель Рослесхоза ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнений по основаниям, изложенным в административном иске.

От Совета Орловского сельского поселения поступило заявление с просьбой рассмотрения дела в отсутствие представителя. В письменных возражениях административный ответчик просил в удовлетворении требований отказать, поскольку процедура принятия генерального плана была соблюдена. Проект генерального плана и материалы по его обоснованию были размещены в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, уведомление об обеспечении доступа к данным документам направлено в электронном виде. Поскольку информации о несогласии с проектом в информационной системе не содержалось, то он считается согласованным, в связи с чем проект генерального плана был рассмотрен и принят.

Представитель Департамента лесного хозяйства Томской области ФИО3 поддержала требования административного истца. Указала, что материалы лесоустройства: план лесонасаждений Орловского лесничества Кетского лесхоза Томской области 2002 г. и план лесонасаждений Дружнинского лесничества Кетского лесхоза Томской области 2003 г., дают представление о территории и границах Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества Томской области, а именно о включении в его границы территории выделов 4, 7, 9,10, 11, 40 квартала 45 урочища Дружнинского и выделов 6, 16, 21, 28 квартала 740 урочища Орловского. Граница населенных пунктов п. Дружного и п. Центрального, установленная генеральным планом Орловского сельского поселения, определена с учетом включения земель из состава земель лесного фонда в границах Верхнекетского лесничества Томской области, принадлежащих Российской Федерации, что требовало согласования проекта документа территориального планирования с уполномоченным отраслевым федеральным органом исполнительной власти. В отсутствие данного согласования процедура принятия муниципального правового акта подлежит признанию нарушенной, а оспариваемый акт – не действующим в части.

В письменных пояснениях представитель ФГБУ «Рослесинфорг» ФИО2 считала заявленные требования подлежащими удовлетворению, указала, что специалистом их учреждения на основании запроса Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу было составлено заключение о площади земель лесного фонда, включенной генеральным планом в границы населенных пунктов п. Дружного и п. Центрального, для чего выполнено совмещение границы населенных пунктов, отраженной в генеральном плане, с материалами лесоустройства, в результате которого установлено, что в границы населённого пункта п. Дружного включено 15,8 га земель лесного фонда Верхнекетского лесничества (эксплуатационные леса), в границы населённого пункта п. Центрального включено 8,1 га земель лесного фонда Верхнекетского лесничества (эксплуатационные леса).

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях в письменных пояснениях считало заявленные требования обоснованными, поскольку при подготовке проекта генерального плана предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом не была соблюдена, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую и является существенным нарушением порядка принятия документа территориального планирования.

От Управления Росреестра по Томской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, вопрос о возможности удовлетворения заявленных требований оставлен на усмотрение суда.

В отзыве ФГБУ «ФКП Росреестра» указано, что учреждение не имеет прямой заинтересованности в результатах рассмотрения настоящего дела.

В судебное заседание не явились представители административного ответчика Совета Орловского сельского поселения, заинтересованных лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Управления Росреестра по Томской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», в связи с чем суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии частями 8, 9 статьи 96, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора о наличии оснований для признания муниципального правового акта недействующим в части, проверив оспариваемое Решение № 34 на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения.

Статьей 2 данного Федерального закона предусмотрено, что решение по вопросам местного значения принимается органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления и является муниципальным правовым актом, обязательным для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающим либо изменяющим общеобязательные правила или имеющим индивидуальный характер.

По вопросам местного значения принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.

Как следует из Устава муниципального образования «Орловское сельское поселение» (далее – Устав), принятого решением Совета Орловского сельского поселения от 13 декабря 2005 г. № 5, редакция которого действовала на момент принятия оспариваемого решения, муниципальное образование «Орловское сельское поселение» образовано и наделено статусом сельского поселения на основании Закона Томской области от 10 сентября 2004 г. № 199-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, поселения (городского, сельского) и установлении границ муниципальных образований на территории Верхнекетского района», в состав территории сельского поселения входят населенные пункты п. Центральный и п. Дружный (т. 2, л.д. 7-20).

Совет Орловского сельского поселения согласно статье 23 Устава является представительным органом муниципального образования «Орловское сельское поселение».

Следовательно, утверждая генеральный план, Совет Орловского сельского поселения действовал в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.

Решение № 34 от 14 ноября 2013 г. подписано Главой муниципального образования «Орловское сельское поселение» (т. 2, л.д. 109), который в силу пункта 1.2 статьи 22 и пункта 2 статьи 25 Устава является председателем Совета Сайгинского сельского поселения (т. 2, л.д. 13-14).

Само Решение № 34 от 14 ноября 2013 г. и утвержденный им генеральный план муниципального образования «Орловское сельское поселение» в соответствии с пунктом 7 статьи 42 Устава были размещены на стенде в помещении администрации Орловского сельского поселения, в читальных залах библиотек п. Дружного и п. Центрального, а также на официальном сайте Администрации Верхнекетского района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (т. 2, л.д. 151-152).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов – статьей 28 названого Кодекса.

Представленные в материалы дела письменные доказательства: положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Орловское сельское поселение», утвержденное решением Совета поселения от 31 мая 2013 г. № 17 (т. 2, л.д. 86-90), постановление Главы поселения от 8 августа 2013 г. № 046 «О назначении публичных слушаний в Орловском сельском поселении» (т. 2, л.д. 104), протоколы № 001 и 002 проведения публичных слушаний от 09 сентября 2013 г. (т. 2, л.д. 105-106), заключения о результатах публичных слушаний по вопросу обсуждения проекта генерального плана от 10 сентября 2013 г. № 001 и 002 (т. 2, л.д. 107-108), протокол № 8 восьмого организационного заседания Совета Орловского сельского поселения от 14 ноября 2013 г., свидетельствуют об отсутствии нарушений при организации и проведении публичных слушаний.

При изложенных данных оспариваемый муниципальный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку опубликования (обнародования) и введения его в действие и по этим основаниям не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 238-О-О.

Согласно материалам дела лесной участок из земель лесного фонда общей площадью 43 052 010 000 кв.м, с адресом объекта: Томская область, Верхнекетский район, Верхнекетское лесничество, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о праве собственности от 19 ноября 2008 г. (т. 1, л.д. 58).

Из заключения о площади земель лесного фонда, включенной генеральными планами в границы муниципальных образований, выполненного Томским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» 8 февраля 2017 г., следует, что картометрическим методом в программе Mapinfo выполнено совмещение границы населенных пунктов п. Центрального и п. Дружного, отраженной на генеральном плане, с материалами лесоустройства (цифровые лесные карты), проведены выборки из таксационного описания площади выделов их частей и составлен перечень лесных участков, включенных в границы населенных пунктов. В результате совмещения границ населенных пунктов с материалами лесоустройства установлено, что в границы населенного пункта п. Дружного муниципального образования «Орловское сельское поселение» Верхнекетского района Томской области включено 15,8 га земель лесного фонда (эксплуатационные леса) в выделах 4, 7, 9, 10, 11, 40 квартала 45 урочища Дружнинского Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества; в границы населенного пункта п. Центрального муниципального образования «Орловское сельское поселение» Верхнекетского района Томской области включено 8,1 га земель лесного фонда (эксплуатационные леса) в выделах 6, 16, 21, 28 квартала 740 урочища Орловского Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества Верхнекетского района Томской области (т. 1, л.д. 128-129, 133).

В соответствии с приказом Рослесхоза от 11 сентября 2008 г. № 249 «Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ» в состав Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества включены Орловское и Дружнинское лесничества Кетского лесхоза.

Согласно планам лесонасаждений Орловского лесничества Кетского лесхоза Томской области (лесоустройство 2002 г.) и Дружнинского лесничества Кетского лесхоза Томской области (лесоустройство 2003 г.), а также лесохозяйственному регламенту Верхнекетского лесничества Томской области перечисленные выше лесные участки входят в состав Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества Верхнекетского района Томской области и в соответствии с выпискам из государственного лесного реестра относятся к землям лесного фонда, правообладателем которых является Российская Федерация (т. 1, л.д. 60-63).

Факт наложения границ земель лесного фонда на земли населенных пунктов п. Дружного и п. Центрального, входящих в состав муниципального образования «Орловское сельское поселение», подтвержден схемой наложения границ (т. 1, л.д. 135-136).

Не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении административного иска и подлежат отклонению ссылки административного ответчика на то, что границы земельных участков из состава земель лесного фонда на момент принятия оспариваемого акта не были установлены в соответствии с лесным законодательством и информация о них не содержалась в государственном кадастре недвижимости.

В статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана, закреплено, что лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (часть 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

При этом, как следует из пунктов 5.4, 8.3 и 8.12 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона России от 26 мая 2011 г. № 244, подлежащих применению в силу части 2 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, сведения государственного кадастра недвижимости не являются исключительным источником получения исходной информации для подготовки проектов генеральных планов и используются наряду со сведениями, полученными из других государственных фондов, кадастров и реестров.

К таким сведениям, в частности, относятся данные лесного реестра - систематизированного свода документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках, в том числе о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах (статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации), по которым согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации определяются границы лесных участков в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 г. № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что местоположение границ земельных участков из состава земель лесного фонда Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества определено на основании выписок из государственного лесного реестра, а также информации, содержащейся в планах лесонасаждений Орловского лесничества Кетского лесхоза Томской области (лесоустройство 2002 г.) и Дружнинского лесничества Кетского лесхоза Томской области (лесоустройство 2003 г.), являющихся первичными источниками информации при отнесении земельных участков к лесному фонду.

При изложенных данных, учитывая факт включения лесных участков земель лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, в границы п. Центрального и п. Дружного, проект генерального плана муниципального образования «Орловское сельское поселение» в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежал обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким уполномоченным органом в период подготовки генерального плана муниципального образования «Орловское сельское поселение» являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40).

В названный период действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. № 69 (далее - Порядок согласования), пунктом 2.1 которого предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Минрегион России в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Минрегион России в трехдневный срок с момента получения уведомления уведомлял федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, о размещении проекта документа территориального планирования в информационной системе, а также обладал организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов (пункты 2.2 - 2.4 Порядка согласования).

Рослесхоз в период подготовки оспариваемого акта являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, и в силу пунктов 5.4.2 и 5.4.3 положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 736, в редакции от 5 июня 2013 г., был уполномочен на подготовку заключений по проектам генеральных планов муниципальных образований в области лесных отношений.

Следовательно, в рассматриваемый период Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.

Вместе с тем судом установлено, что в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана муниципального образования «Орловское сельское поселение» не согласовывался ни с Минрегионом России, ни с Рослесхозом.

Доводы Совета Орловского сельского поселения о соблюдении процедуры принятия оспариваемого решения, в том числе согласования с уполномоченными органами проекта генерального плана путем его размещения с материалами по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, обоснованными быть признаны не могут в силу следующего.

В соответствии с частью 7 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.

В части 8 приведенной нормы установлено, что органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 настоящего Кодекса об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Аналогично согласование проектов генеральных планов регламентировано в Порядке согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденном приказом Минрегиона России от 27 февраля 2012 г. № 69, согласно которому уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе направляется органом, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, в электронной форме и (или) посредством почтового отправления в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. До реализации механизма электронной подписи в информационной системе уведомление осуществляется путем почтовых отправлений (пункт 2.1).

Порядок ведения информационной системы территориального планирования определен Правилами ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования».

Пунктами 9 и 10 названных Правил предусмотрено, что федеральная информационная система используется в том числе для согласования проектов документов территориального планирования участниками согласования и получения предложений по проектам указанных документов от иных пользователей информации, осуществляемых в электронной форме. Размещение информации в федеральной информационной системе и согласование проектов документов территориального планирования участниками согласования осуществляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Вместе с тем само по себе размещение проекта территориального планирования в информационной системе не может рассматриваться как уведомление уполномоченных органов, в том смысле, какой предполагает законодатель, устанавливая соответствующую обязанность в статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, как следует из представленных скриншотов Интернет-страниц, генеральный план муниципального образования «Орловское сельское поселение» и материалы по его обоснованию в федеральной информационной системе территориального планирования размещены на сайте htpp://fgis.economy.gov.ru/ 20 марта 2014 г., т.е. после утверждения документа территориального планирования (т. 2, 153-154).

Иных данных о размещении проекта генерального плана муниципального образования с материалами по его обоснованию в федеральной информационной системе территориального планирования, а также о направлении уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в Министерство регионального развития Российской Федерации с соблюдением установленного порядка и формы в материалы дела административным ответчиком не представлено.

При этом письмо Рослесхоза от 31 августа 2016 г. свидетельствует о том, что проект генерального плана муниципального образования «Орловское сельское поселение» в данный орган не поступал (т. 1, л.д. 59).

С учетом особого правового регулирования отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенного пункта лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что при подготовке проекта генерального плана муниципального образования «Орловское сельское поселение» не была соблюдена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также имеется документально подтвержденное наложение границ населенных пунктов, входящих в состав названного сельского поселения, и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, указанное в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для признания Решения № 34 недействующим в оспариваемой части.

Рассматривая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт признается недействующим, суд исходит из того, что генеральный план муниципального образования «Орловское сельское поселение», утвержденный Решением № 34, применялся, порождая правовые последствия, на его основе реализовывались права граждан. Указанное обстоятельство согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», является основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.

При таком положении суд считает необходимым признать Решение № 34 в соответствующей части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Орловского сельского поселения о признании недействующим в части решения Совета Орловского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. № 34 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Орловское сельское поселение» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Орловского сельского поселения от 14 ноября 2013 г. № 34 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «Орловское сельское поселение» в части включения в границы населенного пункта п. Дружного Орловского сельского поселения Верхнекетского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 4, 7, 9, 10, 11, 40 квартала 45 урочища Дружнинского Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества Верхнекетского района Томской области, а также в части включения в границы населенного пункта п. Центрального Орловского сельского поселения Верхнекетского района Томской области лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 6, 16, 21, 28 квартала 740 урочища Орловского Дружнинского участкового лесничества Верхнекетского лесничества Верхнекетского района Томской области.

Возложить на Совет Орловского сельского поселения обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий