Дело 3а-48/2024 (3а-780/2023)
УИД 52OS0000-01-2023-000656-72
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Нижний Новгород 15 января 2024 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Скородумовой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «СЗ «ННДК Автозавод» о признании решений ГБУ НО "Кадастровая оценка" об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости незаконными, и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «СЗ «ННДК Автозавод» обратилось в Нижегородский областной суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит суд:
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 30 852 000 рублей по состоянию на 30.06.2023;
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 44 216 000 рублей по состоянию на 30.06.2023;
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 57 809 000 рублей по состоянию на 30.06.2023;
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 44 865 000 рублей по состоянию на 30.06.2023;
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 50 115 000 рублей по состоянию на 30.06.2023;
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 44 176 000 рублей по состоянию на 30.06.2023;
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 36 697 000 рублей по состоянию на 30.06.2023;
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 41 307 000 рублей по состоянию на 30.06.2023;
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 40 352 000 рублей по состоянию на 30.06.2023;
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 42 104 000 рублей по состоянию на 30.06.2023;
- признать незаконным решение ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» [номер] от 09 августа 2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] в размере его рыночной стоимости 41 484 000 рублей по состоянию на 30.06.2023.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является арендатором вышеперечисленных земельных участков.
Кадастровая стоимость всех земельных участков была определена в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-772354/22 от Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28 октября 2022 года №326-13-772354/22 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2022 года» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Нижегородской области по состоянию на 01 января 2022 года.
Согласно данному Приказу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28 октября 2022 года №326-13-772354/22 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами составила:
[номер] - 48 038 002, 48 рублей,
[номер] - 75 160 776, 08 рублей,
[номер] - 103 548 861, 52 рублей,
[номер] - 76 263 226 рублей,
[номер] - 87 882 797, 60 рублей,
[номер] - 74 346 466, 48 рублей,
[номер] - 59 350 642 рублей,
[номер] - 68 815 425, 12 рублей,
[номер] - 67 224 389, 44 рублей,
[номер] - 70 143 376, 16 рублей,
[номер] - 69 109 829, 36 рублей.
С установленной кадастровой стоимостью административный истец не согласен, поскольку она существенно затрагивает его законные права и интересы по уплате арендных платежей.
Заявленный размер рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на 30 июня 2023 года составляет для земельных участков с кадастровыми номерами:
[номер] - 30 852 000 рублей,
[номер] - 44 216 000 рублей,
[номер] - 57 809 000 рублей,
[номер] - 44 865 000 рублей,
[номер] - 50 115 000 рублей,
[номер] - 44 176 000 рублей,
[номер] - 36 697 000 рублей,
[номер] - 41 307 000 рублей,
[номер] - 40 352 000 рублей,
[номер] - 42 104 000 рублей,
[номер] - 41 484 000 рублей и подтвержден отчетом об оценке №24585 от 12.07.2023 года, выполненный оценщиком ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки».
13.07.2023 года административный истец обратился к административному ответчику с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
09.08.2023 года по результатам рассмотрения заявлений ООО «СЗ «ННДК Автозавод» об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости ГБУ НО «Кадастровая оценка» были приняты решения [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] об отказе в их удовлетворении.
Административные ответчики - Министерство имущественных и земельных отношений по Нижегородской области и ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» представили отзыв на административное исковое заявление ООО «СЗ «ННДК Автозавод», в котором указали, что оспариваемые решения [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] от 09.08.2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, приняты в пределах компетенции Учреждения, в соответствии с утвержденной формой решения, требованиями к заполнению, к формату, подписаны уполномоченным лицом.
Подробно описывая причины, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения, также указали, что с заявленными требованиями не согласны, просили в иске отказать (л.д.189-192 том 3).
В судебное заседание представители административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), положения ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Изучив доводы административного искового заявления, с учетом письменных позиций административных ответчиков и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч.1 ст.245 КАС РФ, ст.22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с п.2 ст.375 и п.2 ст.378 Налогового кодекса РФ, статьями 11, 12, 24.18 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ законодатель, при введении государственной кадастровой оценки объекта оценки для целей налогообложения, предусматривает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Согласно разъяснениям, данным в п.1, п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости. Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (ст.3 названного закона).
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Исходя из положений ч.1 ст.245 КАС РФ, ст.22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года №237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Законом Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-3 «О налоге на имущество организаций» на территории Нижегородской области введен налог на имущество организаций, а статьей 11 закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года №109-3 «О налоге на имущество организаций» налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и здания в них; нежилые здания, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 04.05.2016 №247 утверждена Методика расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа города Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена.
Настоящая Методика определяет способы и порядок расчета арендной платы за земельные участки, расположенные на территории городского округа город Нижний Новгород, находящиеся в собственности Нижегородской области и государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), и устанавливает единый подход к определению арендной платы за земельные участки, переданные в аренду физическим и юридическим лицам.
Согласно п.2 Методики: Размер арендной платы при аренде земельных участков определяется одним из следующих способов: б) в зависимости от величины кадастровой стоимости земельных участков. Расчет производится в соответствии с пунктом 4 настоящей Методики, с применением коэффициентов Кври, значения которых определены исходя из среднего уровня действующей величины арендной платы для определенного вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 г. N П/0412, и Ки - коэффициента индексации».
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28 октября 2022 года №326-13-772354/22 по состоянию на 01 января 2022 года кадастровая стоимость земельных участков со следующими кадастровыми номерами составляет:
[номер] - 48 038 002, 48 рублей,
[номер] - 75 160 776, 08 рублей,
[номер] - 103 548 861, 52 рублей,
[номер] - 76 263 226 рублей,
[номер] - 87 882 797, 60 рублей,
[номер] - 74 346 466, 48 рублей,
[номер] - 59 350 642 рублей,
[номер] - 68 815 425, 12 рублей,
[номер] - 67 224 389, 44 рублей,
[номер] - 70 143 376, 16 рублей,
[номер] - 69 109 829, 36 рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ и постановлением Правительства Нижегородской области от 08 октября 2020 года №837 установлена дата перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 01 января 2021 года.
Из указанного следует, с 01 января 2021 года на основании пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ в Нижегородской области применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3, в связи с чем, с 01 января 2021 года на территории Нижегородской области вопросы об установлении кадастровой стоимости недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости разрешаются бюджетным учреждением - Государственным бюджетным учреждением Нижегородской области «Кадастровая оценка» в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237- ФЗ.
Статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-Ф3 (в редакции от 31.07.2020 № 269-ФЗ) предусмотрен порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, согласно которому:
Кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг. Форма заявления об установлении рыночной стоимости и требования к его заполнению, а также требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Днем поступления заявления об установлении рыночной стоимости считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, либо день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.
Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете.
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае:
если такое заявление подано без приложения соответствующего требованиям настоящей статьи отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости;
если к такому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный лицом, являющимся на дату составления отчета или на день поступления заявления об установлении рыночной стоимости работником бюджетного учреждения, в которое такое заявление подано.
Бюджетное учреждение в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления об установлении рыночной стоимости направляет заявителю уведомление о поступлении указанного заявления и принятии его к рассмотрению. Форма уведомления о поступлении заявления об установлении рыночной стоимости и принятии его к рассмотрению, требования к его заполнению, а также требования к формату такого уведомления и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Заявление об установлении рыночной стоимости подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:
об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;
об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения.
Формы решения об установлении рыночной стоимости, решения об отказе в установлении рыночной стоимости и требования к их заполнению, а также требования к формату таких решений и представляемых с ними документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости бюджетное учреждение направляет в орган регистрации прав копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, представленный с соответствующим заявлением.
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу решения суда о признании решения об отказе в установлении рыночной стоимости объекта недвижимости незаконным бюджетное учреждение принимает решение об установлении рыночной стоимости по соответствующему заявлению.
Решение об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде органом местного самоуправления либо органом государственной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования либо города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет либо в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Из материалов дела следует, что ООО «СЗ «ННДК Автозавод» является арендатором следующих земельных участков:
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 7669 +/- 31 кв. м., адрес: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.04.2023г. № КУВИ-[номер];
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 11999 +/- 38 кв. м., адрес: [адрес][адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.04.2023г. № КУВИ-[номер]
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 16531 +/- 45 кв. м., адрес: [адрес][адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.04.2023г. № КУВИ-[номер]
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 12175 +/- 39 кв. м., адрес: [адрес][адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.04.2023г. № КУВИ-[номер]
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 14030 +/- 41 кв. м., адрес: [адрес][адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.04.2023г. № КУВИ-[номер]
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 11869 +/- 38 кв. м., адрес: [адрес][адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.04.2023г. № КУВИ-001/2023-97911565;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, дошкольное начальное и среднее общее образование, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 9475 +/- 34 кв. м., адрес: [адрес][адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН 26.04.2023г. № КУВИ-[номер]
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 10986 +/- 37 кв. м., адрес: [адрес][адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН 26.04.2023г. № КУВИ-[номер]
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 10732 +/- 36 кв. м., адрес: [адрес][адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН 26.04.2023г. № КУВИ-[номер];
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 11198 +/- 37 кв. м., адрес: [адрес][адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН 26.04.2023г. № КУВИ-[номер];
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 11033 +/- 37 кв. м., адрес: [адрес][адрес], что подтверждается выпиской из ЕГРН 26.04.2023г. № КУВИ-[номер].
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28 октября 2022 года №326-13-772354/22 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Нижегородской области по состоянию на 1 января 2022 года.
Согласно приказу министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28 октября 2022 года №326-13-772354/22 по состоянию на 01 января 2022 года (кадастровая стоимость, определенная в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, объекта недвижимости) кадастровая стоимость земельных участков со следующими кадастровыми номерами: составляет:
[номер] - 48 038 002, 48 рублей,
[номер] - 75 160 776, 08 рублей,
[номер] - 103 548 861, 52 рублей,
[номер] - 76 263 226 рублей,
[номер] - 87 882 797, 60 рублей,
[номер] - 74 346 466, 48 рублей,
[номер] - 59 350 642 рублей,
[номер] - 68 815 425, 12 рублей,
[номер] - 67 224 389, 44 рублей,
[номер] - 70 143 376, 16 рублей,
[номер] - 69 109 829, 36 рублей.
Административный истец с целью оспаривания установленной кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости обратился в ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки». Согласно отчету об оценке № 24858 от 12.07.2023 года, выполненному оценщиком ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» рыночная стоимость земельных участков со следующими кадастровыми номерами по состоянию на 30 июня 2023 года составляет:
[номер] - 30 852 000 рублей,
[номер] - 44 216 000 рублей,
[номер] - 57 809 000 рублей,
[номер] - 44 865 000 рублей,
[номер] - 50 115 000 рублей,
[номер] - 44 176 000 рублей,
[номер] - 36 697 000 рублей,
[номер] - 41 307 000 рублей,
[номер] - 40 352 000 рублей,
[номер] - 42 104 000 рублей,
[номер] - 41 484 000 рублей.
Из материалов дела следует, что 13.07.2023 года Общество обратилось к административному ответчику с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] - в размере их рыночной стоимости.
09.08.2023 года по результатам рассмотрения заявлений ООО «СЗ «ННДК Автозавод» об установлении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости ГБУ НО «Кадастровая оценка» были приняты решения [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] об отказе в их удовлетворении.
Полагая данные решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» незаконными, нарушающим интересы Общества, 29 августа 2023 года, ООО «СЗ «ННДК Автозавод» обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В целях реализации предусмотренных Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, Правительством Нижегородской области принято распоряжение от 23 марта 2018 года № 253-р «О создании государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».
Основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке».
Функции и полномочия учредителя ГБУ НО «Кадастровая оценка» осуществляет министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 10 сентября 2018 года №Сл-326-2766/18 утвержден устав и назначен директор государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка».
Согласно Уставу государственного бюджетного учреждения Нижегородской области «Кадастровая оценка», основной целью деятельности учреждения является реализация полномочий, в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (п.2.1). Предметом деятельности Учреждения является оказание услуг (выполнение работ) непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения (п.2.3).
В соответствии с пунктом 2.4 Устава, для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава, Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;
определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки;
предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости;
рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
хранение и предоставление копий отчетов, документов, информации и материалов, исходных и формируемых в ходе определения кадастровой стоимости;
сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения;
иные полномочия в соответствии с законодательством о государственной кадастровой оценке;
деятельность в соответствии с перечнем услуг (работ), оказываемых Учреждением по государственному заданию.
Оспаривая решения ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка», административный истец исходит из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], установленная приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 28 октября 2022 года №326-13-772354/22, является завышенной и не соответствует их рыночной стоимости, что затрагивает его законные права и интересы.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу требований статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Как установлено частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах I и 2 части 9 настоящей статьи (нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи (соблюдение полномочий органа на принятие оспариваемого решения, порядка и оснований принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения), - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что перечень приложенных к заявлениям ООО «СЗ «ННДК Автозавод» документов соответствовал требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», в связи с чем, заявления были правомерно приняты к рассмотрению бюджетного учреждения.
Сроки уведомлений о поступлении заявлений ООО «СЗ «ННДК Автозавод» и о принятии их к рассмотрению бюджетного учреждения, направленных в адреса заявителя и сроки рассмотрения указанных заявлений бюджетным учреждением были соблюдены.
Таким образом, порядок принятия оспариваемых решений бюджетным учреждением был соблюден.
Содержание решений ГБУ Нижегородской области «Кадастровая оценка» от 09.08.2023 года [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от 06 августа 2020 года №П/0287.
Поскольку оспариваемые административным истцом решения ГБУ НО «Кадастровая оценка» приняты по результатам проверки отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков, содержание и форма отчета также подлежат проверке и при рассмотрении настоящего дела.
Исследуя отчет об оценке объектов недвижимости, отклоненный ГБУ НО «Кадастровая оценка», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).
Определением суда от 04 октября 2023 была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы:
1. Соответствует ли отчет об оценке №24585 составленный ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки (в материалах дела) требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки?
2. Если не соответствует, и допущенные нарушения являются существенными и повлияли на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости, то какова рыночная стоимость спорных объектов недвижимости.
Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО «Агентство оценки».
Эксперт ООО «Агентство оценки» подготовил заключение №4028/2023-Э от 10 ноября 2023 года. Для ответа на поставленные судом вопросы проверил соответствие содержания отчета об оценке №24858 от 12.07.2023 года, подготовленного ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки», требованиям нормативных актов, регулирующих оценочную деятельность.
По результатам проверки экспертом установлено, что отчет об оценке №24858 от 12.07.2023 года, подготовленный ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» по состоянию на 30 июня 2023 года, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. Выявленные нарушения являются существенными и могут повлиять на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки.
Согласно заключению эксперта рыночная стоимость объектов недвижимости - земельных участков, расположенных по адресу: [адрес], по состоянию на 30 июня 2023 года составляет:
с кадастровым номером [номер] - 53 140 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 68 079 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 59 609 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 52 056 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 52 517 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 43 373 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 36 545 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 49 065 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 48 896 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 49 659 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 47 978 000 руб.
Оснований не доверять данному заключению, полученному по результатам проведения назначенной судом экспертизы и подготовленной экспертом, отвечающим установленным законодательством об оценочной деятельности требованиям, предъявляемым к оценщикам (экспертам), а также предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, у суда не имеется. Лица, участвующие в деле, данное заключение эксперта не оспаривают.
Проверив соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания принятия оспариваемых решений, суд приходит к выводу, что являвшийся предметом проверки отчет об оценке № 24858 от 12.07.2023 года, подготовленный ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки», составлен не в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативного-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Оценив доводы административного истца во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление в части признания незаконными решений ГБУ НО «Кадастровая оценка» [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] от 09.08.2023 года удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-Ф3 решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Разрешая административные исковые требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- земельного участка, с кадастровым номером [номер], площадь 7669 +/-31 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г.,
- земельного участка с кадастровым номером [номер] площадь 11999 +/- 38 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г.,
- земельного участка с кадастровым номером [номер] площадь 16531 +/- 45 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г.,
- земельного участка с кадастровым номером [номер] площадь 12175 +/-39 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г.,
- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадь 14030 +/- 41 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г.,
- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадь 11869 +/- 38 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г.,
- земельного участка с кадастровым номером [номер] площадь 9475 +/- 34 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г.,
- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадь 10986 +/-37 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г.,
- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадь 10732 +/- 36 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г.,
- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадь 11198 +/- 37 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г.,
- земельного участка с кадастровым номером [номер], площадь 11033 +/- 37 кв.м., расположенного по адресу: [адрес][адрес], по состоянию на 30.06.2023г., суд приходит к следующим выводам.
Согласно заключению эксперта ООО «Агентство оценки» №4028/2023-Э от 10 ноября 2023 года рыночная стоимость земельных участков, расположенных по адресу: [адрес], по состоянию на 30 июня 2023 года составляет:
с кадастровым номером [номер] - 53 140 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 68 079 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 59 609 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 52 056 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 52 517 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 43 373 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 36 545 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 49 065 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 48 896 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 49 659 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 47 978 000 руб.
Доказательств, опровергающих достоверность определенной экспертом итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости, лицами, участвующими в деле, не заявлявшими ходатайств о проведении по делу повторной либо дополнительной судебных экспертиз, в порядке статей 62, 63, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено и в материалах дела не имеется.
Так, заключение эксперта содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объектов оценки в части применения сравнительного подхода к оценке, его выводы сделаны на основе метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, применение которого и аргументированное суждение об отказе при определении стоимости объектов оценки от затратного и доходного подходов, суд находит обоснованным, с использованием сведений о продаваемых объектах-аналогах, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ними по ценообразующим факторам, с применением корректирующих коэффициентов. По мнению суда, подбор объектов-аналогов и использование соответствующих коэффициентов экспертом произведены корректно, выводы сделаны с учетом особенностей соответствующего сегмента рынка в соответствующий период и иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе отчет об оценке №24858 от 12.07.2023 года, подготовленный ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки»; заключение эксперта ООО «Агентство оценки» №4028/2023-Э от 10 ноября 2023 года, по указанным выше основаниям, суд отдает предпочтение заключению эксперта ООО «Агентство оценки» №4028/2023-Э от 10 ноября 2023 года, полагая, что оно отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности и определяет итоговую величину рыночной стоимости земельных участков:
с кадастровым номером [номер] - 53 140 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 68 079 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 59 609 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 52 056 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 52 517 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 43 373 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 36 545 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 49 065 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 48 896 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 49 659 000 руб.,
с кадастровым номером [номер] - 47 978 000 руб., в связи с чем требования в этой части подлежат удовлетворению частично.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Учитывая изложенное, в резолютивную часть решения подлежит включению дата подачи заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], которая соответствует дате обращения административного истца в ГБУ НО «Кадастровая оценка» - 13 июля 2023 года.
Как следует из материалов административного дела, согласно счету №153 от 10 ноября 2023 года стоимость судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО «Агентство оценки» составляет 80 000 рублей (л.д.147 т.4).
В соответствии с ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно положениям ст.106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам (п. 1).
В соответствии с ч.3 ст.108 КАС РФ эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и специалистами.
Частью 1 ст.111 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст.107 и ч.3 ст.109 Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном гл.10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В ходе рассмотрения настоящего дела определением суда от 04 октября 2023 года была назначена судебная экспертиза с целью проверки представленного отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, производство которой поручено эксперту ООО «Агентство оценки» за счет средств федерального бюджета, с последующим возложением судебных расходов на соответствующую сторону по делу.
15.01.2024 года по настоящему административному делу судом принято решение. Административное исковое заявление удовлетворено частично.
В удовлетворении административного искового заявления ООО «СЗ «ННДК Автозавод» о признании незаконными решений ГБУ НО «Кадастровая оценка» [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] от 09.08.2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] в размере его рыночной стоимости - отказано.
В основу решения положено заключение эксперта ООО «Агентство оценки».
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона №237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (часть 2 статья 6 Федерального закона №237-ФЗ).
Полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (подпункты 1 и 2 части 1 статьи 7 Федерального закона №237-ФЗ). Результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 15 Федерального закона №237-ФЗ).
Часть 3 статьи 22.1 Федерального закона №237-ФЗ предусматривает обращение с заявлением об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в бюджетное учреждение или многофункциональный центр. В силу части 15 указанной статьи решение бюджетного учреждения может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Госпошлина уплачивается по требованию об оспаривании решения бюджетного учреждения независимо от того, заявлено ли также требование об установлении рыночной стоимости на основании подпункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации как при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера. По требованию об установлении рыночной стоимости государственная пошлина не уплачивается, так как такое требование не носит самостоятельный характер.
Поскольку требования об установлении рыночной стоимости не носят самостоятельный характер, распределение судебных расходов ставится в зависимость от результата рассмотрения судом требований об оспаривании решения бюджетного учреждения.
Из указанного следует, что судебные расходы, понесенные экспертным учреждением ООО «Агентство оценки» по составлению экспертного заключения при рассмотрении настоящего административного дела, подлежат возложению на административного истца - ООО «СЗ «ННДК Автозавод»
Оснований для возложения судебных расходов на административного ответчика не имеется.
При таких обстоятельствах, судебные расходы в размере 80 000 рублей по оплате экспертизы подлежат взысканию в пользу ООО «Агентство оценки» с ООО «СЗ «ННДК Автозавод».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «СЗ «ННДК Автозавод» удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 7669 +/- 31 кв. м., адрес: [адрес][адрес], равной рыночной стоимости в размере 36 545 000 (тридцать шесть миллионов пятьсот сорок пять тысяч) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 11999 +/- 38 кв. м., адрес: [адрес][адрес], равной рыночной стоимости в размере 52 517 000 (пятьдесят два миллиона пятьсот семнадцать тысяч) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 16531 +/- 45 кв. м., адрес: [адрес], равной рыночной стоимости в размере 68 079 000 (шестьдесят восемь миллионов семьдесят девять тысяч) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 12175 +/- 39 кв. м., адрес: [адрес][адрес], равной рыночной стоимости в размере 53 140 000 (пятьдесят три миллиона сто сорок тысяч) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 14030 +/- 41 кв. м., адрес: [адрес][адрес], равной рыночной стоимости в размере 59 609 000 (пятьдесят девять миллионов шестьсот девять тысяч) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 11869 +/- 38 кв. м., адрес: [адрес][адрес], равной рыночной стоимости в размере 52 056 000 (пятьдесят два миллиона пятьдесят шесть тысяч) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, дошкольное начальное и среднее общее образование, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 9475 +/- 34 кв. м., адрес: [адрес][адрес], равной рыночной стоимости в размере 43 373 000 (сорок три миллиона триста семьдесят три тысячи) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 10986 +/- 37 кв. м., адрес: [адрес][адрес], равной рыночной стоимости в размере 48 896 000 (сорок восемь миллионов восемьсот девяносто шесть тысяч) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 10732 +/- 36 кв. м., адрес: [адрес][адрес], равной рыночной стоимости в размере 47 978 000 (сорок семь миллионов девятьсот семьдесят восемь тысяч) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 11198 +/- 37 кв. м., адрес: [адрес][адрес], равной рыночной стоимости в размере 49 659 000 (сорок девять миллионов шестьсот пятьдесят девять тысяч) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажной многоквартирная жилая застройка, объекты гаражного назначения, кадастровый номер: [номер], площадь: 11033 +/- 37 кв. м., адрес: [адрес][адрес], равной рыночной стоимости в размере 49 065 000 (сорок девять миллионов шестьдесят пять тысяч) рублей по состоянию на 30.06.2023 года.
Датой обращения с заявлениями об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] считать 13 июля 2023 года.
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «СЗ «ННДК Автозавод» о признании незаконными решений ГБУ НО «Кадастровая оценка» [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] от 09.08.2023 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер], [номер] в размере их рыночной стоимости - отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «СЗ «ННДК Автозавод» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Агентство оценки» расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда Н.Е.Дуцева
Решение в окончательной форме принято 29 января 2024 года.
Судья областного суда Н.Е.Дуцева