ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-567/2022 от 18.03.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-567/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 марта 2022 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Казакова Д.А.,

секретарь Хлебникова А.О.

с участием прокурора Ибрагимовой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим генерального плана городского округа город-курорт Анапа в редакции от 28.12.2021г., утвержденного решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021г. №262 «О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» в части исключения земельных участков, принадлежащих ФИО1 на праве собственности, из границ территории населённого пункта станица Гостагаевская и отнесения их по функциональному зонированию к зоне сельскохозяйственных угодий и обязании Совета муниципального образования город-курорт Анапа внести изменения в генеральный план городского округа город-курорт Анапа в редакции от 28.12.2021г., утвержденный решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021г. №262 «О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» и включении земельных участков в границы населенного пункта станица Гостагаевская, отнести их к функциональным зонам, установленным предыдущими редакциями Генерального плана городского округа город- курорт Анапа,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать недействующим решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021г. №262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» в части исключения земельных участков с кадастровыми номерами <№...> из границ территории населенного пункта станиц Гостагаевская и отнесения их по функциональному зонированию к зоне сельскохозяйственных угодий;

- обязать Совет муниципального образования город-курорт Анапа внести изменения в решение от 28.12.2021г. №262 «О внесении изменений в Решение Совете муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» которым включить земельные участки с кадастровыми номерами <№...> в границы населенного пункта станице Гостагаевская и отнести их к функциональным зонам, установленным предыдущими редакциями генерального плана городского округа город-курорт Анапа.

Административный истец в обосновании требований указывает, что с 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером <№...>, который был поставлен на кадастровый учет в 2008 году с категорией земель: «земли населенных пунктов» и видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного назначения».

С принятием в 2013 году Генерального плана городского округа город-курорт Анапа и Правил землепользования и застройки город-курорт Анапа земельный участок с кадастровым номером <№...> отнесен к различным функциональным зонам: жилая застройка; деловая и общественная застройка, размещение зеленых насаждений и прочее, не предназначенным для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Нахождение земельного участка в различных функциональных зонах препятствовало изменению его вида разрешенного использования соответствующего функциональным зонам, указанным в документах территориального планирования городского округа город-курорт Анапа, в связи с чем, в августе 2021 года земельный размежеван на 35 земельных участков, имеющих категорию: «земли населенных пунктов» и различные виды разрешенного использования, соответствующие функциональным зонам, установленным документами территориального планирования городского округа город-курорт Анапа, ни один из которых не предполагает их сельскохозяйственное использование.

В связи с внесением в Генеральный план городского округа город-курорт Анапа изменений, утвержденных решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021г. №262 «О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» границы населенного пункта станица Гостагаевская были изменены, земельные участки выведены за границы населенного пункта и отнесены к функциональной зоне «зона сельскохозяйственных угодий».

Административный истец считает, что исключение принадлежащих ему земельных участков из границ населенного пункта, изменение их категории и отнесение к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий нарушает его права и законные интересы, создает препятствия для их реализации, а также нарушает принципы законодательства о градостроительной деятельности.

Административный истец указывает, что в настоящее время в муниципальном образовании город-курорт Анапа отсутствуют программы или стратегии развития, которые обосновывали бы необходимость и целесообразность отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения, за исключением текущей программы развития исключительно на период до 2023 года, при том, что согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет. Указанное является прямым нарушением законодательства РФ.

Изменение категории земельного участка, вывод его за границы населенного пункта для использования в качестве сельскохозяйственных угодий кардинально меняет ранее принятые решения о развитии земельных участков именно в качестве земель населенного пункта, что противоречит требованиям законодательства о необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, учета сведений о фактическом состоянии и использовании территории при разработке документов территориального планирования.

Согласно Генеральному плану городского округа город-курорт Анапа в городском круге город-курорт Анапа процедуры по переводу земель населенных пунктов в категорию земель сельскохозяйственного назначения проводятся в связи с принятием Закона Краснодарского края от 09.12.2020г. № 4377-КЗ «О развитии виноградарства и виноделия на территории Краснодарского края», перевод из земель населенных пунктов в земли сельскохозяйственного назначения предусмотрен для тех земельных участков, на которых возможно культивирование винограда.

Постановлением главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2021г. №1240 «Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях, муниципального образования город-курорт Анапа» утвержден перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых возможно для виноградных насаждений и перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых не предусматривает выращивание виноградных насаждений.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.12.2019г. №468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», признание земель или земельного участка виноградопригодными землями осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании исследования их географических и почвенно-климатических характеристик по заявлению собственника или иного законного правообладателя земельного участка или Федеральной саморегулируемой организации виноградарей и виноделов России.

Таким образом, принятие решения об отнесении земельных участков к винограднопригодным территориям находится вне компетенции главы администрации города-курорта Анапа.

Заявление о признание земельных участков виноградопригодными ни административный истец, как собственник земельных участков, ни Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России не подавали, решение о признании земельных участков виноградопригодными землями (территориями) Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не принималось, земельные участники в федеральный реестр виноградопригодных земель не включались.

Кроме того, земельные участки никогда не использовались в целях возделывания винограда и не пригодны для сельскохозяйственного использования, что подтверждается результатами почвенного обследования, полученными Анапской зональной станцией виноградарства и виноделия филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения Северо-Кавказского Федерального научного центра садоводства, виноградарства, виноделия (АЗОСВиВ филиал ФГБНУ СКФНЦВВ).

Более того, Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2021г. № 1240 земельный участок с кадастровым номером 23:37:0605000:4 включен в перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых не предусматривает выращивание виноградных насаждений.

Также ссылается на п.46, п.52 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009г. № 537, которыми в качестве стратегических целей обеспечения национальной безопасности также указано на необходимость повышения качества жизни российских граждан путем обеспечения доступности комфортного жилья, достойными условиями проживания, развития жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения.

Перевод земельных участков, изначально предназначенных под жилую застройку, размещение объектов деловой и общественной застройки, зеленые насаждения в земли сельскохозяйственного назначения не способствует достижению указанных целей, поскольку сокращает возможность обеспечения населения комфортным жильем и достойными условиями проживания и препятствует развитию жилищного строительства, повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения.

Земельные участки не являлись сельскохозяйственными землями, в качестве таковых никогда не использовались, документами территориального планирования муниципального образования город-курорт Анапа предназначались для иных целей, не связанных с ведением сельскохозяйственной деятельности.

Считает, что внесенные решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021г. №262 изменения в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город- курорт Анапа» в части отнесения земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения, к зоне сельскохозяйственных угодий и исключение их из границ населенного пункта станица Гостагаевская не подкреплены утвержденной программой развития, не учитывают предусмотренные федеральным законодательством положения об учете природно-ресурсного потенциала и социально-демографического состояния в данной местности, а также расчетный период, на который закладываются такие изменения, нарушают его права и законные интересы при осуществлении правомочий собственника земельных участков, не отвечают потребностям населения муниципального образования город-курорт Анапа.

В уточненных требованиях административный истец просил:

- признать недействующим Генеральный план городского округа город-курорт Анапа в редакции от 28.12.2021г., утвержденной Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021г. №262 «О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» в части исключения земельных участков с кадастровыми номерами <№...> из границ территории населенного пункта станица Гостагаевская и отнесения их по функциональному зонированию к зоне сельскохозяйственных угодий;

- обязать Совет муниципального образования город-курорт Анапа внести изменение в Генеральный план городского округа город-курорт Анапа в редакции от 28.12.2021г., утвержденный Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021г. №262 «О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» и включить земельные участки с кадастровыми номерами <№...> в границы населенного пункта станица Гостагаевская, отнести их к функциональным зонам, установленным предыдущими редакциями Генерального плана городского округа город- курорт Анапа, а именно:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «улично-дорожная сеть»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спортивного назначения»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона общественных пространств и зеленых насаждений общего пользования, в т.ч. объектов спортивного назначения»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона объектов образования и здравоохранения»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона жилой застройки»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «зона объектов делового, общественного и коммерческого назначения»;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером <№...> установить функциональную зону: «улично-дорожная сеть».

Представители административного истца по доверенности ФИО2, ФИО3 в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований в уточненной редакции.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа и Совета муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности ФИО4 просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в возражениях на административный иск.

Представитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края по доверенности ФИО5 возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административный иск.

Прокурор Ибрагимова Л.А. в заключении указала, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представители ООО «Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства», в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В отзыве на административный иск генеральный директор ООО «Научно-Исследовательский Институт Перспективного Градостроительства» ФИО6 просит в удовлетворении заявленных требований отказать, рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска, уточнений и дополнений к нему, возражений, отзывов, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Из материалов дела следует, что генеральный план муниципального городского округа город-курорт Анапа утвержден решением Совета от 14.11.2013г. № 404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа».

Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021г. №262 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» внесены изменения в генеральный план городского округа город-курорт Анапа, утвержденный решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404.

В соответствии с ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как усматривается из материалов дела, административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <№...>, расположенных по адресу: Краснодарский край, Анапский район, станица Гостагаевская, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Земельные участки с кадастровыми номерами <№...> образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <№...>, и поставлены на государственный кадастровый учет 02.08.2021г. с категорией земель «земли населенных пунктов, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Земельный участок с кадастровым номером <№...> поставлен на государственный кадастровый учет 15.07.2013г. с категорией земель «земли сельскохозяйственного назначения», и также образован из земельного участка с кадастровым номером <№...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В соответствии с оспариваемым генеральным планом в редакции от 28.12.2021г. указанные земельные участки расположены за границей населенного пункта и относятся к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждается выписками из ИСОГД.

Таким образом, административный истец вправе обратиться с указанным иском в суд.

Проверяя полномочия Совета муниципального образования город-курорт Анапа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также соблюдение порядка принятия и порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.

В силу пунктов 3 и 4 части 1 статьи 8 ГрК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение документации по планировке территории.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Статьей 2 Закона Краснодарского края № 676-КЗ от 01.04.2004г. «Об установлении границ муниципального образования город-курорт Анапа и наделении его статусом городского округа» муниципальное образование город-курорт Анапа наделено статусом городского округа.

На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта от 28.12.2021г. № 262 действовал Устав муниципального образования город-курорт Анапа, утвержденный Решением Совета от 16.04.2015г. № 544 (ред. от 29.07.2021г.) «О принятии Устава муниципального образования город-курорт Анапа» (далее - Устав).

Согласно подпункта 12 пункта 2 статьи 28 Устава в компетенции Совета находятся утверждение генерального плана муниципального образования город-курорт Анапа, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Анапа.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения (включая процедуры согласования его проекта и проведения публичных слушаний), а также внесения в него изменений определен нормами градостроительного законодательства, в частности статьями 9, 23 - 25 и 28 ГрК РФ.

Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).

Согласно положений ст.24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

В случае, если для реализации решения о комплексном развитии территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план городского округа, для подготовки предложений о внесении таких изменений предусмотренное частью 2 настоящей статьи решение не требуется. Такие изменения должны быть внесены в срок не позднее чем девяносто дней со дня утверждения проекта планировки территории в целях ее комплексного развития.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

В рамках муниципальной программы «Комплексное и устойчивое развитие муниципального образования город-курорт Анапа в сфере строительства и архитектуры» между департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края и администрацией 02.06.2020г. заключено соглашение «О предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город-курорт Анапа» в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по подготовке изменений в генеральный план.

В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ).

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса.

Протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.

Исходя из положений части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы городских округов, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 8 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ, в целях обеспечения интересов граждан и их объединений по проекту генерального плана город-курорт Анапы проведены общественные обсуждения, назначенные постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 31.08.2021г. № 2341.

В соответствии с Перечнем средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002г. № 1369, газета «Анапское Черноморье» определена в качестве средства массовой информации, в котором на территории муниципального образования г-к. Анапа обязательна публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений.

В газете «Анапское Черноморье» от 02.09.2021г. № 63 и на официальном сайте администрации в разделе «Градостроительная деятельность» опубликовано оповещение о начале общественных обсуждений по проекту генерального плана с указанием даты, места и времени проведения экспозиции материалов, а также период и порядка внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний (с 10 сентября 2021 г. по 30 сентября 2021 г.).

Таким образом, жители муниципального образования г-к. Анапа были заблаговременно оповещены о времени и месте проведения общественных осуждений по проекту Генерального плана.

После проведения общественных обсуждений был подготовлен протокол проведения общественных обсуждений от 18.11.2021г.

По результатам проведения общественных обсуждений подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений от 18.11.2021г., которое было опубликовано в газете «Анапское Черноморье» №87 от 30.11.2021г., а также на сайте www.anapa-official.ru.

Согласно п. 97 данного заключения, отклонено предложение ФИО1 об отнесении перечисленных в административном исковом заявлении земельных участков к функциональной зоне жилой застройки. Указано, что перечисленные земельные участки относятся к виноградопригодным землям. Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2021г. № 1240 утвержден перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015г. № 683, продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий. Пунктом 2 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен одним из принципов земельного законодательства приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Таким образом, при иных равных обстоятельствах правового режима виноградопригодных земель принцип земельного законодательства закрепляет приоритет их отнесения к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждает необходимость исключения земельных участков из границ населенных пунктов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа и особенности его согласования предусмотрены статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым проект генерального плана подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, в том числе в случае, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом генерального плана в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.

Проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Анапа согласован администрацией Краснодарского края на основании сводного заключения, о чем получено сводное заключение №947 от 19.10.2021г.

Также в отношении проекта генерального плана получено заключение Анапской межрайонной прокуратуры от 27.12.2021г. по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта. Коррупциогенных факторов, внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании не установлено.

28.12.2021г. на внеочередной 25 сессии Совета муниципального образования город-курорт Анапа принято решение № 262 ««О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа», которое опубликовано в газете «Анапское Черноморье» №96 от 30.12.2021г., а также на сайте www.anapa-official.ru.

Таким образом, процедура принятия и опубликования изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Анапа соблюдена, решение об утверждении изменений в генеральный план принято на сессии Совета муниципального образования город-курорт Анапа, проведены общественные обсуждения, решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа принято решение от 28.12.2021г. № 262 опубликовано в официальном печатном издании.

Генеральный план поселения содержит положение о территориальном планировании и картографический материал (часть 3 статьи23 Градостроительного кодекса РФ). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 7 части 8 статьи23 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ все земли по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ч.2 ст.83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

В силу статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пункту 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Основанием для проведения процедуры принятия решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021г. № 262 ««О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» являлось принятием Закона Краснодарского края от 09.12.2020г. № 4377-КЗ «О развитии виноградарства и виноделия на территории Краснодарского края».

Постановлением главы муниципального образования город-курорт Анапа от 30.04.2021г. №1240 «Об утверждении перечней земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях, муниципального образования город-курорт Анапа» утвержден перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых возможно для виноградных насаждений и перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых не предусматривает выращивание виноградных насаждений.

Указанным постановлением земельный участок с кадастровым номером <№...> включен в перечень земельных участков, расположенных на виноградопригодных территориях муниципального образования город-курорт Анапа, использование которых возможно для виноградных насаждений.

Земельный участок с кадастровым номером <№...> является исходным при образовании земельных участков с кадастровыми номерами 23<№...>.

Исходный земельный участок имеет вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства» согласно выписке из ЕГРН.

В свою очередь земельный участок с кадастровым номером <№...> образован из единого землепользования <№...> (единое землепользование), имевшего вид разрешенного использование «для сельскохозяйственного производства», и категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно пункту 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

По функциональному зонированию земельный участок с кадастровым номером <№...> в существовавших границах населенного пункта относился к зоне сельскохозяйственного производства.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участок в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 8 указанного Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ, установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В преамбуле Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» указано, что земли Краснодарского края являются уникальными и наиболее ценным природным ресурсом, составляют основу жизни и деятельности его жителей и должны гарантированно использоваться в интересах населения Краснодарского края.

Приоритетными направлениями земельной политики Краснодарского края являются: обеспечение государственного регулирования земельных отношений в целях сохранения особо ценных земель, земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий регионального значения; сохранение земель сельскохозяйственного назначения как основного средства производства в агропромышленном комплексе.

В соответствии со ст.17 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно в соответствии с целевым назначением для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных целей, связанных с производством сельскохозяйственной продукции, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При этом территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (статья 1 ГрК РФ).

Частью 1 статьи 9 ГрК РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из названных положений законодательства, действующее градостроительное законодательство не содержит требований, обязывающих органы государственной власти определять функциональные зоны в генеральном плане исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем.

Кроме того, подтверждение того, что административный истец начал строительство на испрашиваемых земельных участках, получил необходимые для этого разрешения, в материалы дела не представлено.

Довод истца, что по результатам почвенного обследования, полученными Анапской зональной станцией виноградарства и виноделия филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения Северо-Кавказский Федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия, принадлежащие ему земельные участки не являются виноградопригодными не свидетельствует о незаконности принятых изменений в Генеральный план и эти изменения не противоречат законодательным актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом, в соответствии с ч.5.2 ст.9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования муниципальных образований осуществляется с учетом положений стратегий социально-экономического развития муниципальных образований и планов мероприятий по их реализации (при наличии), бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период (при наличии), положений стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации, национальных проектов, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, решений органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов местного значения, а также сведений, содержащихся в информационной системе территориального планирования.

Таким образом, внесение изменений в генеральный план муниципального образования город-курорт Анапа принято в целях сохранения земель сельскохозяйственного назначения.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи7 Федерального закона №131-ФЗ).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 28.12.2021г. №262 «О внесении изменений в Решение Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 14.11.2013г. №404 «Об утверждении генерального плана городского округа город-курорт Анапа» в части границ населенного пункта ст. Гостагаевской, согласно которым земельные участки, принадлежащие административному истцу, расположены за границей населенного пункта, соответствует действующему градостроительному и земельному законодательству, процедура его принятия соблюдена.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта в части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.04.2022 года.